Регистрационная запись СМИ ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г.    

 

тел. 8-800-100-26-84 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

08.07.2020 г.
Всероссийский конкурс творческих работ, посвящённый Дню семьи, любви и верности «Расскажу в...
08.07.2020 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню любви, семьи и верности «Мой мир - моя семья»

 ...
07.07.2020 г.
Дорогие друзья, приглашаем принять участия в мероприятиях ЦГМИ "Идея", посвящённых Дню Военно-...
06.07.2020 г.
II Всероссийский конкурс «Кулинарный бенефис»

 

 

 
06.07.2020 г.
Всероссийский конкурс «О чём колокольчик звенит на лугу?»
03.07.2020 г.
Всероссийский патриотический конкурс чтецов, посвящённый Дню России «Мне о России надо говорить...
03.07.2020 г.
Всероссийский конкурс «Это гордое слово ОТЕЦ!»

 

 

Модели и аспекты развития музыкальности детей дошкольного возраста

« Образцовский детский сад «Солнышко» филиал МДОУ «Шуруповский детский сад «Дюймовочка» Фроловского муниципального района Волгоградской области Методическая разработка музыкального руководителя Консультация для педагогов и родителей «Модели и аспекты развития музыкальности детей дошкольного возраста» Подготовила: Музыкальный руководитель Фостенко Наталья Ивановна 2018 Описание материала. Предлагаемая консультация имеет познавательное значение для педагогов дошкольных образовательных учреждений и рассказывает о влиянии музыки на общее развитие ребенка и о ее роли в открытии, высвобождении творческого потенциала ребёнка, порой, в будущем, даже не связанного с музыкальной деятельностью. Материал статьи будет полезен для родителей детей дошкольного возраста. В соответствии с требованиями ФГОС, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей – особенно актуален в наши дни. Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников. Цель консультации: Дать педагогам и родителям полное представление об особенностях музыкального воспитания детей раннего возраста в детском саду, методах и приёмах обучения, показать важность и значимость музыкального развития ребёнка, расширить представления родителей о видах непосредственно музыкальной деятельности. Акцентировать внимание на сохранении преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального образования детей. Задача музыкального руководителя: раскрыть перед педагогами и родителями важные стороны музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости. «Модели и аспекты развития музыкальности детей дошкольного возраста» Несомненным является тот факт, что человек и музыка – два основных элемента, на которых держится целостность музыкальной деятельности. Раздел музыкального образования музыковедение характеризуется фактом присутствия человека в музыкальном произведении. Музыкальная психология – это психические механизмы, необходимые для взаимодействия человека с музыкой. Традиционная модель музыкального воспитания – система знаний, четкое содержание программы, ориентированное на среднего уровня ребенка. музыкальный руководитель выдает ту информацию ребенку, которой он обладает. Главное – четкое выполнение программы. Гуманистическая модель музыкального образования направлена только на ребенка, на его индивидуальность. Ребенок – «солнце» - все вокруг него вертится. Все внимание только на его желания. Захочет ребенок – поет, не захочет – играет. Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) гуманитарная модель – это модель, которая соединяет в себе две модели: традиционную и гуманистическую. Эта модель направлена на человека. Именно педагог является началом, законодателем процессов, происходящих в образовательной системе (определить программу, поставленные задачи ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка). Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельности есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом. В гуманитарной модели искусство является как объективно существующий реальностью, имеющий пространственно – временное измерение, свою материальность, систему законов, ценностей. Ребенок находится в неразрывной связи с музыкой, он как бы воссоздает музыку, описывает ее. Если раньше педагог после прослушивания произведения выдает информацию, которой он обладает. Теперь педагог пытается заглянуть во внутренний мир ребенка с помощью наводящих вопросов: «Что ты чувствуешь? Что тебе нравится? Что изображено?» при этом высвобождается активность ребенка, его творческий потенциал. Спецификой развития музыкальной деятельности ребенка в гуманитарной модели музыкального образования является ее целостность. Это то, что отношения ребенка и музыки строятся как встречное движение, поэтому как ребенок, так и музыка рассматриваются во взаимосвязи друг с другом, при этом ребенок становится исходным побудителем. Ребенок – инициатор. В гуманитарной модели музыкального образования музыкальная деятельность представляет собой отношения человека с музыкой. Они находятся в неразрывном единстве друг с другом. Музыкальная деятельность раскрывается как деятельность конкретного субъекта, поэтому мы можем говорить о музыкальной деятельности как педагога, так и ребенка. эмоциональное смысловое переживание определяет результат музыкальной деятельности, которая в свою очередь влияет на изменение сознания, а следовательно и на сознание субъекта в целом. Переживание является не только условием необходимым для осуществления музыкальной деятельности, но и ее результатом. Основным «строительным» материалом музыкальной деятельности является звук. Сердцевиной художественного восприятия звука является музыкальность. Музыкальность – это способность ощущать и переживать музыку как воплощение определенного содержания. Развивающий потенциал музыкальной деятельности реализуется во взаимной обусловленности трех аспектов: исполнительском, слушательском, авторском. Таким образом, типическими чертами музыкальной деятельности как целостного объекта являются: - множественный состав входящих в нее элементов; - взаимосвязь элементов, что дает возможность проявиться новому качеству, которых нет во входящих в данный объект элементов; - гибкость элементов в отношении друг к другу; - качество целостности дополняет персональные свойства элементов. Музыкальная деятельность детей - это различные способы и средства познания музыкального искусства, а через него окружающей жизни и самого себя, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие (О.П. Радынова, 1994). Как отмечается в психолого-педагогической литературе (О.А. Апраксина, Н.А. Ветлугина, Е.В. Горшкова, О.П. Радынова, К.В. Тарасова), каждый вид музыкальной деятельности служит средством развития определенной музыкальной способности. Помимо этого в некоторых случаях разные виды музыкальной деятельности могут быть взаимозаменяющими. Например, традиционно считается, что в ходе восприятия музыки формируется ладовое чувство. Звуковысотный слух, или музыкально-слуховые представления, развиваются при помощи пения и игре на музыкальных инструментах по слуху. Ритмическое чувство главным образом проявляется в музыкально-ритмических движениях и воспроизведении ритмического рисунка в хлопках, а также в игре на музыкальных инструментах и в пении. Именно поэтому все виды музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и развития детей (О.П. Радынова, 1994). 1. Восприятие музыки. Многие исследователи музыкального обучения детей отмечают, что восприятие у ребенка и у взрослого неодинаково в силу различного музыкального и жизненного опыта (О.П. Радынова, 1994, В.И. Петрушин, 1989 и др.). Так, как отмечают Н.А. Ветлугина и О.П. Радынова, восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере овладения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего дошкольного возраста, как следует из исследований О.П. Радыновой (1994), с обогащением их жизненного опыта, опыта восприятия различных музыкальных произведений, с обогащением ассоциаций и образов восприятия музыки рождаются более разнообразные впечатления. Как следует из исследований В.И. Петрушина (1989), учащиеся начальной школы, у которых обнаруживается незначительный музыкальный опыт, при восприятии музыки отдают предпочтение тем произведениям, которые более или менее соответствуют особенностям их темперамента. Школьники, обладающие более разнообразным опытом, способны понять и оценить и такие произведения, которые отражают самые различные эмоциональные состояния. Как отмечают Г.В. Иванченко, Е.В. Назайкинский, восприятие музыки взрослым человеком отличается тем, что музыка способна вызвать более богатые жизненные ассоциации, чувства, а также возможность на ином уровне осмыслить услышанную музыку. Вместе с тем, как следует из работ Н.А. Ветлугиной, Е.В. Горшковой, К.В. Тарасовой об особенностях музыкального развития детей, качество восприятия музыки связано не только с возрастом. Неразвитое музыкальное восприятие, по мнению Н.А. Ветлугиной и др., отличается поверхностностью. При этом оно может быть и у ребенка, и у взрослого человека. Как отмечает К.В. Тарасова, качество музыкального восприятия во многом зависит от вкусов и интересов человека. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негативное отношение к «серьезной» музыке. Если человек не привык сопереживать выраженным в такой музыке чувствам с детства, то, как отмечает К.В. Тарасова, она не вызывает у него эмоционального отклика. Именно поэтому в ходе обучения музыке детей дошкольного и младшего школьного возраста особое внимание уделяется развитию их музыкального восприятия, которое, по мнению целого ряда исследователей (О.А. Апраксиной, 1983. Н.А. Ветлугиной, 1967, Д.Б. Кабалевского, 1984 и др.) является первичным видом музыкальной деятельности, доступным ребенку с рождения, в отличие от также доступного им с определенного возрастного этапа исполнения. Но поскольку слушать музыку дети могут более разнообразную, сложную, чем те песни, которые они могут спеть, то и расширение кругозора, интересов, формирование вкусов наиболее интенсивно происходит именно благодаря специальному слушанию. Как отмечают Н.А. Ветлугина, Э.П. Костина, О.П. Радынова, Т.Д. Рокитянская колыбельная песня является первым знакомством с музыкой. Разнообразные музыкальные впечатления, которые ребенок получает в раннем детстве в процессе восприятия музыки, по их мнению, накладывают неизгладимый отпечаток на всю последующую музыкальную деятельность. В данном случае авторы говорят о том, что яркие музыкальные впечатления, накопленные в раннем детстве, сопоставимы с восприятием речи взрослого в период, когда ребенок еще сам не может говорить. Отсутствие речевого окружения делает невозможным усвоение языка, это же относится и к музыкальному языку. Первичность музыкального восприятия связана хотя бы с тем, что оно осуществляется даже тогда, когда ребенок не может включиться в другие виды музыкальной деятельности. Именно поэтому восприятие музыки является основой практически всех музыкальных программ для детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как прежде чем воспроизвести определенный заданный звук, его необходимо услышать. Н.А. Ветлугина отмечает, что слышать и воспринимать музыку - это значит различать ее характер, следить за развитием образа, сменой интонаций, настроений и т.п. В свою очередь О.А. Апраксина говорит о том, что восприятие, или слышание (О.А. Апраксина), музыки не является простым по своему содержанию, так как особенности любого музыкального произведения передаются в комплексе выразительных средств, которые своеобразно связаны между собой и при этом находятся в постоянном движении и развитии. 2. Другим видом музыкальной деятельности, который привлекает к себе внимание исследователей, занимающихся музыкальным образованием детей дошкольного и младшего школьного возрастов, является музыкальное исполнительство, реализующееся в этих возрастах в пенни, движениях под музыку, игре на музыкальных инструментах. При этом, как подчеркивает целый ряд исследователей (Е.В. Горшкова, О.П. Радынова, Т.А. Рокитянская, Э.П. Костина) важна выразительность, под которой, как правило, понимается способность детей непосредственно и искренне выражать эмоциональное содержание музыки, сохранив индивидуальное своеобразие в пении и движении (Н.А. Ветлугина, 1967). Для того чтобы детское исполнительство и творчество могли проявляться успешно, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления. Если дети различают смену характера музыки, могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, хорошо ориентируются в средствах музыкальной выразительности, создающих образ (акценты, регистр, динамика, темп, мелодические интонации), могут выделять наиболее яркие из них, они используют опыт восприятия музыки при исполнении музыкальных произведений и в творческих импровизациях. Без развитого восприятия исполнительская деятельность детей сводится к подражанию, воспроизведению по образцу и не выполняет развивающей функции. Часто детское исполнительство не несет в себе ценности для других людей, но оно необходимо самим детям для дальнейшего музыкального развития. Через исполнительство дети передают свои чувства, мысли, переживания. Если рассматривать компоненты музыкального исполнительства по отдельности, можно отчетливо увидеть их индивидуальные особенности. Так, например, пение, которое является одним из основных видов музыкального искусства. Ему преимущественно обучают в яслях, детском саду, школе, а также в различных самодеятельных и профессиональных заведениях для взрослых. Здесь, также как и во всех остальных видах, происходит музыкальное развитие ребенка, а именно развивается эстетическое отношение к жизни вообще и к музыке в частности; обогащаются переживания ребенка; активно формируются музыкально-сенсорные способности, особенно музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений («певческий слух»), а также певческий голос в рамках возрастных возможностей (Н.А. Ветлугина, 1967). Что же касается музыкально-ритмических движений, то в данном случае развитие музыкальных способностей ребенка осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с Музыкой. И чем раньше эти умения получат свое развитие, тем полнее будет восприятие музыкального произведения ребёнком в дальнейшем. Однако связь между движением и музыкой не ограничивается только согласованностью их общего характера. Здесь легко увидеть, что в некоторой степени ни движения являются волевыми проявлениями, так как ребенок действует, сознательно выполняя собственные поставленные задачи (действовать именно под музыку), хотя на ранних этапах музыкального развития дети непроизвольны в своих действиях. Еще один вид исполнительства - это игра на музыкальных инструментах, которая имеет не только чисто внешние проявления (развлечь ребенка, украсить его жизнь), но также оказывает влияние на стремление к собственному творчеству, на формирование слуховых представлений, чувства ритма, тембра, динамики. Этот вид музыкальной деятельности удовлетворяет одну из важных потребностей ребенка -самовыражение. В действиях ребенка развивается самостоятельность, внимание и организованность. В данном случае очень ярко проявляется детское музыкальное творчество, которое выражается в сочинениях и импровизациях: песенных, танцевальных, инструментальных. При этом очень некоторые исследователи (Э.П. Костина, Т.В. Зеленкова, Т.В. Надолинская и др.) отмечают, что детское музыкальное творчество предполагает наличие музыкальных способностей, знаний и умений, которые развиваются в ходе ознакомления ребенка с музыкальным искусством не только на музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни. Важную роль при этом играют воображение ребенка, его интуиция, а также образное мышление. Таким образом, развитие ребенка в процессе музыкального обучения происходит в ходе реализации нескольких основных блоков: восприятие музыки, исполнительство (пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных и инструментах), творчество, а также ознакомление с музыкальной грамотой. Полноценное осуществление данных компонентов взрослым, который руководит процессом музыкального обучения, позволяет ребенку в дальнейшем проявлять собственное творчество, в том числе и не связанное с музыкальной деятельностью (Н.А. Ветлугина, 1984). В данном случае музыкальное занятие не только должно быть целостным, объединяющим все входящие в него элементы в единое понятие (музыка, музыкальное искусство), но и связанным с повседневной жизнью ребенка (Д.Б. Кабалевский, 1984). Список литературы Бекина С.И. «Музыка и движение» Громова О.Е. «Инновации в логопедическую практику» Зарецкая Н.В. «Танцы в детском саду» Затямина Т.А. «Музыкальная ритмика» Зимина А.И. «Музыкально-дидактические игры и упражнения» Измайлова Е.Л. «Воспитание музыкальных навыков в детских садах» Михайлова М.А. «Поём, играем, танцуем дома и в саду» Фёдорова Г.П. «Поиграем, потанцуем» Фомина Н.А. «Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика» Журналы: Дошкольное воспитание 2000 год №8 Дошкольное воспитание 2001 год №2 Музыкальный руководитель 2004 год №1 – 2004 год №3 Музыкальный руководитель 2006 год №5 Музыкальный руководитель 2009 год № 5