Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

«Мини - музей как средство художественно-эстетического развития детей»

МБДОУ «Детский сад №269»

Консультация для воспитателей по теме

«Мини-музей как средство художественно-эстетического развития детей»

Выполнила воспитатель высшей квалификационной категории Терехина С.В.

1 слайд.Заголовок презентации.

2 слайд.В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (
словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности.
3 слайд.Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.

Одна из главных задач педагога в этом направлении - развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности.

К художественно-эстетической деятельности относится:

  • Приобщение к искусству.
  • Изобразительная деятельность;
  • Музыкальная деятельность;
  • Театрализованная деятельность.

Т.кобучение ребенка -дошкольника опирается на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии, поэтомув связи с этим актуальной задачей становится поиск новых моделей и форм организации всей деятельности детей в условиях воспитания и обучения в дошкольном учреждении.В последнее время все большую популярностьв системе дошкольного образованияприобретает музейная педагогика

4 слайд.Слово "музей" происходит от греческого и латинского слов - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже XIX-XX веков. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.

Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».

В современных исследованиях музейная педагогика - это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему.

Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы ее работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций ребенка-дошкольника, его успешной социализации в детском, далее, человеческом обществе. Реализует актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования – научить ребенка учиться и познавать.

Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

5 слайд.Музейная педагогика помогает решать следующие задачи дошкольного образования:

  • формирование ценностей воспитанников;
  • приобщение воспитанников к историческому, духовному наследию;
  • воспитание толерантности;
  • познавательного развития;
  • творческого развития;
  • эмоционального развития.

6,7 слайд.Основной дидактической единицей при реализации технологии музейной педагогики является мини-музей тематического содержания.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями».

Во - первых, «мини «напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть  группового помещения, холла, раздевалки, коридора, изостудии, спортивного зала.

Во - вторых он создан для самых маленьких посетителей  и открыт для них постоянно.

В-третьих, мини-музей  не отвечает многим строгим требованиям, которые  предъявляются к настоящим музеям.  Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать,  рассматривать, даже взять домой на время.

Т.О. - Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея.

Актуальность создания мини-музеев в ДОУ.

  • Расширяет кругозор дошкольников
  • Дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире

8 слайд. Задачи мини-музея.

  • Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ
  • Формирование у дошкольников представления о музее
  • Расширение кругозора дошкольников
  • Формирование проектно-исследовательских умений и навыков
  • Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания
  • Развитие творческого и логического мышления, воображения
  • Вовлечение родителей в жизнь детского сада

9 слайд. Принципы создания мини-музея

  • Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.
  • Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать и х в общую экспозицию и т.д.).
  • Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
  • Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.
  • Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок- ребенок».
  • Принцип культуросообразности – мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.
  • Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.
  • Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.
  • Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства Этапы организации работы по созданию мини-музеев в ДОУ.

10 слайд. Этапы создания мини-музея.

11 слайд.Первый этап, подготовительный - «Планирование мини-музея».

На данном этапе педагоги  изучают научно-педагогическую литературу, идет работа с интернет-ресурсами по данной проблеме.

Проводится беседы с  родителями воспитанников с целью выявления степени заинтересованности родителей в данной деятельности и их готовности к взаимодействию в работе по созданию мини-музеев.

Коллектив группы (дети, воспитатели, можно вместе с родителями) определяют тему и название мини-музея. разрабатывают его модель, выбирают место для размещения. 

12  - 17 слайды.

Следующий  этап, организационный - «Организация мини-музеев»

Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении. При выборе дизайна оформления экспозиций важное значение имеет цветовое и композиционное решение, помогающее полнее раскрыть тематику мини-музеев.

Организуя работу по привлечению родителей к подбору экспонатов мини-музеев, необходимо опираться на следующие принципы:

  • партнерство родителей и педагогов;
  • единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики;помощь, уважение и доверие со стороны родителей.

Особое место в работе по созданию мини-музея в группе имеет вопрос о технической стороне его размещения. Опыт показывает, что разместить можно в разных уголках помещений: это могут быть групповые комнаты, приемные, уголки спальных. При этом можно использовать разноуровневые вертикальные, горизонтальные схемы расположения полок, картин с полочками (например, коробки от набора шоколадных конфет, мужских сорочек, даже обувные коробки и т. д.)

Виды оформления мини-музея: 

1.Горизонтальное размещение экспонатов на одной плоскости (музей камня или морских обитателей лучше будут просматриваться на одной плоскости). 

2.Вертикальное расположение экспонатов (на полочках, стеллаже). (музей народной игрушки, кукол можно расположить рядами в вертикальном расположении, чтобы выделить группы в экспонатах). 

3.На стендах (можно использовать для легких экспонатов, которые могут крепиться к стенду).

18 слайд. Планирование экспозиций.

Мини-музеи в ДОУ могут располагать постоянными и сменными экспозициями.

Экспозиции могут быть представлены разными группами, например:

1) по тематике: «Овощи», «Фрукты»», «Декоративные птицы»;

2) по материалу: «Кладовая земли»; «Загадки камней»;

3) по решаемой задаче:

- для формирования представлений, их систематизации («Домашние животные», «Растения красной книги»);

- установления взаимозависимостей («От семечка до плода»; «Человек + природа = удивительные вещи»).

19 слайд. Принципы построения музейной экспозиции.

Принцип деятельности и интерактивности

- дети могут играть с экспонатами, дополнять собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в музее. Для реализации этого принципа необходимо выделит в мини-музее уголок для самостоятельной деятельности.

 Принцип научности

- несмотря на то, что мини-музеи создаются для дошкольников, экспонаты в нем должны достоверно отражать заявленную тему.

динамичности и вариативности

- реализация данного принципа заключается в том, что мини-музей должен периодически меняться – по тематике, экспонатам, содержанию уголков самостоятельной деятельности. Если мини-музей расположен в группе, его содержание должно обновляться каждый год с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Принцип разнообразия

- экспонаты в мини-музее должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам.

Принцип экологичности и безопасности

- оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности детей.

Принцип непрерывности

-мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он связан с системой занятий и самостоятельной деятельностью, а деятельность ребенка отражает тематику занятий, экскурсий ит. п.

20 слайд. Формы работы с детьми в мини-музее.

В ходе знакомства с экспонатами мини-музея, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности.

1) занятия-экскурсии

2) занятия с элементами игры

3) занятия с творческими заданиями

4) исследовательская деятельность

5) продуктивная деятельность

6) самостоятельная деятельность

21 слайд. Итоговый этап.

На этом этапе представляют визитную карточку своего мини-музея, в которой содержится краткое описание экспозиций и приглашение посетить мини-музей, проходят презентации мини-музеев, итоговые занятия, проведение смотра «мини-музей в детском саду», ознакомительные экскурсии для детей и родителей других групп.

Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Залог хорошего мини-музея в детском саду - его интерактивность. Если детям разрешают померять лапти, посидеть за прялкой, рассмотреть вблизи настоящую медаль - они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал.

Мини-музеи - неотъемлемая часть воспитания творческой личности.

СМОТРЕТЬ РАБОТУ