«Мини - музей как средство художественно-эстетического развития детей»
МБДОУ «Детский сад №269»
Консультация для воспитателей по теме
«Мини-музей как средство художественно-эстетического развития детей»
Выполнила воспитатель высшей квалификационной категории Терехина С.В.
1 слайд.Заголовок презентации.
2 слайд.В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности.
3 слайд.Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.
Одна из главных задач педагога в этом направлении - развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности.
К художественно-эстетической деятельности относится:
- Приобщение к искусству.
- Изобразительная деятельность;
- Музыкальная деятельность;
- Театрализованная деятельность.
Т.кобучение ребенка -дошкольника опирается на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии, поэтомув связи с этим актуальной задачей становится поиск новых моделей и форм организации всей деятельности детей в условиях воспитания и обучения в дошкольном учреждении.В последнее время все большую популярностьв системе дошкольного образованияприобретает музейная педагогика
4 слайд.Слово "музей" происходит от греческого и латинского слов - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже XIX-XX веков. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.
Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».
В современных исследованиях музейная педагогика - это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему.
Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы ее работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций ребенка-дошкольника, его успешной социализации в детском, далее, человеческом обществе. Реализует актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования – научить ребенка учиться и познавать.
Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
5 слайд.Музейная педагогика помогает решать следующие задачи дошкольного образования:
- формирование ценностей воспитанников;
- приобщение воспитанников к историческому, духовному наследию;
- воспитание толерантности;
- познавательного развития;
- творческого развития;
- эмоционального развития.
6,7 слайд.Основной дидактической единицей при реализации технологии музейной педагогики является мини-музей тематического содержания.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями».
Во - первых, «мини «напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, раздевалки, коридора, изостудии, спортивного зала.
Во - вторых он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.
В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать, даже взять домой на время.
Т.О. - Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея.
Актуальность создания мини-музеев в ДОУ.
- Расширяет кругозор дошкольников
- Дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире
8 слайд. Задачи мини-музея.
- Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ
- Формирование у дошкольников представления о музее
- Расширение кругозора дошкольников
- Формирование проектно-исследовательских умений и навыков
- Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания
- Развитие творческого и логического мышления, воображения
- Вовлечение родителей в жизнь детского сада
9 слайд. Принципы создания мини-музея
- Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.
- Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать и х в общую экспозицию и т.д.).
- Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
- Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.
- Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок- ребенок».
- Принцип культуросообразности – мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.
- Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.
- Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.
- Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства Этапы организации работы по созданию мини-музеев в ДОУ.
10 слайд. Этапы создания мини-музея.
11 слайд.Первый этап, подготовительный - «Планирование мини-музея».
На данном этапе педагоги изучают научно-педагогическую литературу, идет работа с интернет-ресурсами по данной проблеме.
Проводится беседы с родителями воспитанников с целью выявления степени заинтересованности родителей в данной деятельности и их готовности к взаимодействию в работе по созданию мини-музеев.
Коллектив группы (дети, воспитатели, можно вместе с родителями) определяют тему и название мини-музея. разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.
12 - 17 слайды.
Следующий этап, организационный - «Организация мини-музеев»
Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении. При выборе дизайна оформления экспозиций важное значение имеет цветовое и композиционное решение, помогающее полнее раскрыть тематику мини-музеев.
Организуя работу по привлечению родителей к подбору экспонатов мини-музеев, необходимо опираться на следующие принципы:
- партнерство родителей и педагогов;
- единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики;помощь, уважение и доверие со стороны родителей.
Особое место в работе по созданию мини-музея в группе имеет вопрос о технической стороне его размещения. Опыт показывает, что разместить можно в разных уголках помещений: это могут быть групповые комнаты, приемные, уголки спальных. При этом можно использовать разноуровневые вертикальные, горизонтальные схемы расположения полок, картин с полочками (например, коробки от набора шоколадных конфет, мужских сорочек, даже обувные коробки и т. д.)
Виды оформления мини-музея:
1.Горизонтальное размещение экспонатов на одной плоскости (музей камня или морских обитателей лучше будут просматриваться на одной плоскости).
2.Вертикальное расположение экспонатов (на полочках, стеллаже). (музей народной игрушки, кукол можно расположить рядами в вертикальном расположении, чтобы выделить группы в экспонатах).
3.На стендах (можно использовать для легких экспонатов, которые могут крепиться к стенду).
18 слайд. Планирование экспозиций.
Мини-музеи в ДОУ могут располагать постоянными и сменными экспозициями.
Экспозиции могут быть представлены разными группами, например:
1) по тематике: «Овощи», «Фрукты»», «Декоративные птицы»;
2) по материалу: «Кладовая земли»; «Загадки камней»;
3) по решаемой задаче:
- для формирования представлений, их систематизации («Домашние животные», «Растения красной книги»);
- установления взаимозависимостей («От семечка до плода»; «Человек + природа = удивительные вещи»).
19 слайд. Принципы построения музейной экспозиции.
Принцип деятельности и интерактивности
- дети могут играть с экспонатами, дополнять собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в музее. Для реализации этого принципа необходимо выделит в мини-музее уголок для самостоятельной деятельности.
Принцип научности
- несмотря на то, что мини-музеи создаются для дошкольников, экспонаты в нем должны достоверно отражать заявленную тему.
динамичности и вариативности
- реализация данного принципа заключается в том, что мини-музей должен периодически меняться – по тематике, экспонатам, содержанию уголков самостоятельной деятельности. Если мини-музей расположен в группе, его содержание должно обновляться каждый год с учетом возрастных особенностей дошкольников.
Принцип разнообразия
- экспонаты в мини-музее должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам.
Принцип экологичности и безопасности
- оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности детей.
Принцип непрерывности
-мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он связан с системой занятий и самостоятельной деятельностью, а деятельность ребенка отражает тематику занятий, экскурсий ит. п.
20 слайд. Формы работы с детьми в мини-музее.
В ходе знакомства с экспонатами мини-музея, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности.
1) занятия-экскурсии
2) занятия с элементами игры
3) занятия с творческими заданиями
4) исследовательская деятельность
5) продуктивная деятельность
6) самостоятельная деятельность
21 слайд. Итоговый этап.
На этом этапе представляют визитную карточку своего мини-музея, в которой содержится краткое описание экспозиций и приглашение посетить мини-музей, проходят презентации мини-музеев, итоговые занятия, проведение смотра «мини-музей в детском саду», ознакомительные экскурсии для детей и родителей других групп.
Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Залог хорошего мини-музея в детском саду - его интерактивность. Если детям разрешают померять лапти, посидеть за прялкой, рассмотреть вблизи настоящую медаль - они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал.
Мини-музеи - неотъемлемая часть воспитания творческой личности.