Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

30.09.2024 г.
Всероссийский литературный конкурс «Мятежный парус Лермонтова…», посвящённый 210-летию со дня...
29.09.2024 г.
Всероссийская акция «Мама, я тебя люблю!»
28.09.2024 г.
Всероссийская эколого-культурная акция «Трудно птицам зимовать - надо птицам помогать!»
26.09.2024 г.
Всероссийский конкурс исполнителей литературных и музыкальных произведений, посвящённый Дню матери...
25.09.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов, посвящённый Дню отца «Слово об отце…»

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования для работы с подростками поколения «Z»

СП ДОД ЦДТ ГБОУ СОШ пос. Кинельскийм.р. Кинельский Самарская область

 

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования для работы с подростками поколения «Z»

 

Составитель:

Прянишникова Татьяна Вячеславовна

Должность:

Старший методист

 

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования для работы с подростками  поколения «Z».

Предистория: однажды я прочитала статью об актуальных аспектах воспитания детей и молодежи в дополнительном образовании. Меня впечатлила теория поколений, на которую ссылается автор. Что такое «теория поколений»? Какое значение и влияние она может оказать на работу педагога? Нужно ли мне как методисту вникнуть и понять какая связь между этой теорией и воспитанием подростков? Может я опоздала, может уже давно всё известно и не надо никому никаких рекомендаций по поводу воспитания. Эмоции у меня сменялись новыми эмоциями. Чем больше я вникала в содержание теории поколений, тем больше понимала, что конечно есть понимание озабоченности воспитанием поколения детей, родившихся с 2003 года и называющихся цифровым поколением или поколением «Z». Я с радостью заявляю, что именно педагогу дополнительного образования как никому другому доступны методы работы, которые смогут не только найти общий язык с подростком поколения Z, но и определиться с методами воздействия на него для достижения гармонично развитой личности. Конечно есть проблемы, например, у цифрового поколения детей есть  нехватка реального общения с родителями, которые очень заняты и больше могут звонить ребенку по телефону с работы, чем общаться с ним же после работы. Риторические вопросы: как у тебя дела в школе, ты поел или  сделал ли ты уроки не дают того живого общения какое нужно подростку. Где же разговоры на сокровенные темы или доверительные диалоги о жизни, о друзьях, и т.п. Иногда легче найти информацию в интернете на непонятное, чем наладить диалог с родителем, настроив его на взаимопонимание. С другой стороны гиперопека родителей иногда приводит к тому, что нет свободного времени на живое общение с сверстником, живущим совсем рядом, но зато в свободное время, сидя в социальных сетях, можно общаться с ровесником из другой страны, а может даже не с ровестником, ассо звездой спорта или артистом.

Я постаралась выудить основные черты, которые свойственны поколению Z и найти связь с деятельностью педагога дополнительного образования для воспитания данного подростка на своих занятиях. Везде есть свои плюсы и минусы. Какое влияние имеют педагоги, какими подходами и методами могут пользоваться?  И  сделала простой вывод. Самое опасное влияние окажет равнодушный педагог, которому не будут интересны новые возможности, которые открываются подросткам поколения Z.

Таблица «Учет плюсов и минусов в общих чертах подростков цифрового поколения»

Общая черта подростков «цифрового поколения»(1)

Минусы для педагога

Плюсы для педагога

1

Родительская гиперопека

Подростки менее общительны с сверстниками и проявляет некое равнодушие друг к другу

Четкое взаимодействие с родителями.

2

Большое значение виртуальной коммуникации, чем реальной

Много времени подросток проводит в  социальных сетях, иногда создает о себе миф, в который начинает верить сам.

можно общаться в социальной сети с подростками через организацию своей группы. Прибавляется мобильность в организации встреч, если нужно.

3

Стремление подростка создать вокруг себя физический и психологический комфорт

Повышенные требования к окружающим обучающимися и наличие конфликтов и претензий. Зачастую нежелание идти в поход с рюкзаком, а ехать на машине, не спать в палатке, в домике на кроватке.

Разборчивость в питании, желание отделить здоровую пищу и нездоровую. Стремление к новому уровню комфорта, где сочитается экономность, экологичность, эффективность ресурсов.

4

Желание «посмотреть мир»

Дети много путешествуют с родителями и воотчую могут увидеть отдаленные уголки мира. С большим трудом обучающиеся дают согласие на посещение местной выставки, местной экскурсии, предвзято относясь ко всему местному.

Высокая мотивация к познанию мира, к путешествиям, к наблюдениям.

5

Амбициозность

Завышается самооценка при первых победах, иногда обучающийся и родители могут игнорировать вклад педагога в достижение цели самим обучающимся.

Обучающийся сильно замотивирован на достижение цели, продолжении борьбы за победу, хочет анализировать ситуацию и достигать успеха.

6

Высокая социальная ответственность, возможно будущее «зеленое поколение»

Высокая мобильность обучающегося, желающего достичь социального успеха, ограниченность возможностей педагога во времени и передвижении.

результаты социально адаптированного подростка высоки по-сравнению с не  адаптированным к общественной жизни .

7

Высокая скорость восприятия

Утомляемость за короткий срок времени возможен.

Возможно выполнение большого количества заданий.

8

Трудности в удержании внимании

Трудно донести главное при объяснении материалов. Нужно акцентировать на главном.

Частая смена деятельности возможна.

9

Быстрое анализирование

Не глубокое анализирование материала.

Умение анализировать ошибки, достижения, действия и.т.д.

10

Выдача новых оригинальных решений

Умение отличить оригинальное новое решение от возможного решения.

Умение замечать новые идеи можно воплотить в инновации.

Таблица «Методы педагогические для работы с подростками цифрового поколения»

Общая черта подростков «цифрового поколения»

Методы, формы работы педагога

1

Родительская гиперопека

Родительская гиперопека (например, подвоз детей в школу на личных авто по времени) тормозит развитие отношений с сверстниками так, как почти нет свободного общения во внеурочное время, особенно в начальной школе. Педагогу дополнительного образования приходится учитывать такую форму заботы и продвигать проекты на общение, командообразование, сплочение, то есть всячески увеличивать живое общение сверстников. Поэтому большое значение имеют детские мероприятия на общение в социально-педагогической направленности.

2

Большое значение виртуальной коммуникации, чем реальной

Подросток предпочтет виртуальное общение с кем-то очень далеко живущим через общение в социальной сети, чем с подростком из соседнего подъезда, улицы. Педагог может компенсировать такой крен в общении через проведение акций милосердия, проектов по поддержке живого реального общения, дружбы.

3

Стремление подростка создать вокруг себя физический и психологический комфорт

Можно только позавидовать умению создавать вокруг себя комфортную обстановку современным подросткам. Но всегда ли это хорошо? Меры гигиены, правила этикета, гостеприимство - это нужно прививать подростку, чтобы в его понятие «комфорта» входили традиционные практики гостеприимства, чистота и порядок, экономичность ресурсов и т.д. Но руководитель туристического клуба может сказать, что современные «цифровые подростки» не готовы путешествовать по лесам и полям, терпя трудности быта. Очень актуальны общеобразовательные дополнительные программы по «Школе выживания». Возможно, если нарушится традиционный комфорт, нужно будет суметь отладить свой быт самостоятельно. Нужно учить подростка самостоятельно ухаживать за своей комнатой, классным кабинетом, чтобы не было ощущения, что все взрослые должны создавать комфорт, а подросток только является потребителем этого комфорта. Уметь быть внимательным к потребностям старших, увидеть в чем они нуждаются, чем они жертвуют ради детей - этому сложно научить взрослых подростков, если не понимать значимость этих умений. Возможна такая работа как родительский лагерь, то есть подростки организуют лагерь для своих родителей и организуют и проводят программу своими силами, а родители являются рядовыми участниками этой программы. Дети варят и готовят еду, моют посуду, готовят оборудование, жгут костер, убирают вместе с родителями территорию. Такие интересные встречи возможны летом на беорегу реки, в лесу.

4

Желание «посмотреть мир»

Педагогу необходимо расширять свой кругозор, чтобы не быть скучным «цифровым подросткам». Лучше, если занятие или встреча будет начинаться с обсуждения свежих новостей, чтобы подростки понимали, что они не отдельны от мира, а являются частью мира. Есть интересные репортажи, где освещается жизнь подростков в других странах, их бедах, проблемах обучения и т.д. Специально подобранный материал может стать основой для диалога о принадлежности подростка к мировому сообществу.

5

Амбициозность

Есть опасность  у подростка «заболеть звездной болезнью», если ситуация успеха сопровождает его в обучении. Но амбициозность нужно использовать как двигатель для достижения целей, высока мотивация у подростка. Это нужно использовать педагогу, что будет помогать быстрее достичь результат.

6

Высокая социальная ответственность, возможно будущее «зеленое поколение»

Если педагог не готов идти  в ногу с общественными организациями, образовательными региональными программами и т.п., то возможно , что именно педагог станет тормозом в социальном развитии подростка.  Используя амбиции, желание социализироваться у подростка можно прекрасно воспитывать социальную ответственность. Взаимодействие педагога с общественными организациями дает шанс на реальную полезную деятельность подростку. Можно привить желание быть активным в социальной жизни своего населенного пункта, региона, страны, мира.

7

Высокая скорость восприятия

Восприятие иногда бывает быстрым, но не глубоким, педагога это может не устраивать. Пугает педагога иногда желание подростка идти по верхушкам знаний. Педантичное отношение к делу привить сложно, но ряду педагогов это удается. Нужно приучать глубже мыслить и качественнее выполнять задания, при этом поощряя высокую степень восприятия подростком информации.

8

Трудности в удержании внимании

Многие педагоги не понимают где же грань между заболеваниями нервной системы и просто запущенностью в воспитании когда идет речь об удерживании внимания. Разные формы мотивации используются педагогом  для удержания внимания. Увлеченность делом помогает вести за собой детей. Увлеченный педагог активно пытается вести с собой обучающихся, подчеркивая важность начатого дела, требует выполнения задания до конца.

9

Быстрое анализирование

Есть возможность быстро анализировать деятельность обучающимся, об этом нужно помнить педагогу, чтобы использовать данное явление быстрого анализа для работы. Умение выбирать нужное из множества тренирует подростка в анализе. Педагогу нужно уделить внимание тому, чтобы анализ у подростка  был качественным , четким, а не только быстрым.

10

Выдача новых оригинальных решений

Предназначение педагога будет именно в том, чтобы гениальные, новые идеи воплотить в инновации, ухватить ценное в новых решениях, дать ход новым нестандартным вариантам решений. Опасность будет представлять тот педагог, который не захочет видеть новые вариативные решения, будет отвергать без замысла.

В данных таблицах мне хотелось вычленить главные особенности и как с ними работать педагогу. Поэтому таблицы можно использовать как памятки при подготовки занятий.

Ресурсы:

Самарский внешкольник, информациооно-методический журнал Министерства образования и науки Самарской области, Областного Центра развития дополнительного образования Самарского Дворца детского и юношеского творчества, №49, 2016, с. 11-12, статья Зульфии Александровны Мазыр.»Актуальные аспекты воспитания детей и молодежи в дополнительном образовании».