Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Методические рекомендации для учителей начальных классов по созданию педагогических условий при обучении детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного класса

Всероссийский фестиваль передового педагогического опыта работников образовательных организаций «Методическая копилка»

 

Наименование образовательной организации:

МБОУ «Рыбаловская  СОШ» Томского района

 

 

 

Номинация: Методические рекомендации

Название работы: Методические рекомендации для учителей начальных классов по созданию педагогических условий при обучении детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного класса

 

 

Автор:

Юрастова Наталья Васильевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Рыбаловская СОШ» Томского района

 

 

2023 г.

 

 

Пояснительная записка

Актуальность

В последнее время увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей-инвалидов.

Работа с ребенком с ОВЗ невероятно кропотливая и требует большого терпения. Каждый вариант нарушения требует своей программы развития, основными принципами которой являются:

1. психологическая безопасность;

2. помощь в приспособлении к окружающим условиям;

3. единство совместной деятельности;

4. мотивирование ребенка к учебному процессу.

Цель:повышение уровня профессиональных знаний педагогов об особенностях обучения школьников, имеющих особые образовательные потребности в условиях общеобразовательного класса.

 Задачи:

- расширитьпредставление о понятии «ребенок с ОВЗ»;

-формировать представление о возможностях обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении;

-воспитать толерантное отношение и сотрудничество при решениипрактических задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В последнее время увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей-инвалидов.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Как правило, группы детей с ОВЗ неоднородны, в них входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, РАС и умственной отсталостью.

План работы с детьми ОВЗ:

  1. проведение психолого-педагогической диагностики (с согласия родителей);
  2. заседание школьного ПМПк;
  3. прохождение ПМПК;
  4. разработка индивидуального маршрута;
  5. разработка АООП;
  6. организация коррекционно-развивающего обучения в рамках урока и на внеурочных занятиях.

По результатам диагностики, в 2020 году 1 сентября в 1 класс пришли

3 ребенка с ОВЗ (2 детей – вариант 7.1, 1 ребенок – с УО вариант 1); 3 ребенка с низким уровнем готовности к школе, 2 с высоким уровнем и 10 имели средний и ниже среднего уровня.

Основной формой обучения является урок. Поэтому главная задача педагога при составлении технологической карты – отразить в ходе урока (занятия) траекторию деятельности детей, обучающихся по АООП вариант 7.1 и УО вариант 1 находящихся в общеобразовательном классе. (На уроке целесообразно проводить дифференцированное закрепление нового материала. С точки зрения дифференциации в одном классе выделяются различные группы, к которым предъявляются в начале разные требования по содержанию, темпу обучения).

Но самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.  Реализуя принцип индивидуального подхода к обучению, использую различные формы организации учебной деятельности на уроке и вне урока: коллективные;  групповые; индивидуальные; работа в парах.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень

развития внимания,памяти,зрительного и слухового восприятия, связной устной и письменной речи, тактильного восприятия,артикуляционной моторики,мелкой моторики кистей рук, мыслительной деятельности, познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.

Поэтому планирование урока должно включать в себя как общеобразовательные задачи, так и коррекционно-развивающие задачи:

  • корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания);
  • коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь);
  • коррекция и развитие артикуляционной моторики;
  • коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом);
  • коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной);
  • коррекция и развитие зрительного восприятия;
  • развитие слухового восприятия;
  • коррекция и развитие тактильного восприятия;
  • коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений);
  • коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления);
  • коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства)

 Формулировка задач на урок зависит от темы урока, подобранных заданий и типа урока.

Реализация коррекционных задач решается включением в урок специальных игр и упражнений.

Специальные игры и упражнения, которые необходимо включать в структуру урока для решения коррекционных задач:

  • артикуляционная гимнастика;
  • работа над дикцией, дыханием;
  • развитие мелкой моторики (тренажер Су – джок);
  • упражнение на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения,мыслительных операций;
  • упражнения на развитие связной речи.

Технологии, которые применяю в своей работе:

  •  
  •  
  •  
  •  
  • технология проектной деятельности;
  •  
  •  

 

Мной, как педагогом использоваться следующие методические приемы:

  • поэтапное разъяснение заданий;
  • последовательное выполнение заданий;
  • повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
  • близость к учащимся во время объяснения задания;
  • перемена видов деятельности;
  • предоставление дополнительного времени для завершения задания;
  • использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
  • использование упражнений с пропущенными словами, предложениями;
  • дополнение печатных материалов видеоматериалами.

 

Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ:

  • использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
  • ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;
  • разрешение переделать задание, с которым он не справился.

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи информации. Необходимо предоставление особых условий, например, изменение формы выполнения задания или частичное его выполнение.

Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности.

Детям следует постоянно помогать включаться в коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они наверняка могут справиться, стимулировать учебную деятельность, поощряя даже самые незначительные успехи.

Таким образом, получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.