Методические рекомендации для учителей начальных классов по созданию педагогических условий при обучении детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного класса
Всероссийский фестиваль передового педагогического опыта работников образовательных организаций «Методическая копилка»
Наименование образовательной организации:
МБОУ «Рыбаловская СОШ» Томского района
Номинация: Методические рекомендации
Название работы: Методические рекомендации для учителей начальных классов по созданию педагогических условий при обучении детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного класса
Автор:
Юрастова Наталья Васильевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Рыбаловская СОШ» Томского района
2023 г.
Пояснительная записка
Актуальность
В последнее время увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей-инвалидов.
Работа с ребенком с ОВЗ невероятно кропотливая и требует большого терпения. Каждый вариант нарушения требует своей программы развития, основными принципами которой являются:
1. психологическая безопасность;
2. помощь в приспособлении к окружающим условиям;
3. единство совместной деятельности;
4. мотивирование ребенка к учебному процессу.
Задачи:
- расширитьпредставление о понятии «ребенок с ОВЗ»;
-формировать представление о возможностях обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении;
-воспитать толерантное отношение и сотрудничество при решениипрактических задач.
В последнее время увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей-инвалидов.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Как правило, группы детей с ОВЗ неоднородны, в них входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, РАС и умственной отсталостью.
План работы с детьми ОВЗ:
- проведение психолого-педагогической диагностики (с согласия родителей);
- заседание школьного ПМПк;
- прохождение ПМПК;
- разработка индивидуального маршрута;
- разработка АООП;
- организация коррекционно-развивающего обучения в рамках урока и на внеурочных занятиях.
По результатам диагностики, в 2020 году 1 сентября в 1 класс пришли
3 ребенка с ОВЗ (2 детей – вариант 7.1, 1 ребенок – с УО вариант 1); 3 ребенка с низким уровнем готовности к школе, 2 с высоким уровнем и 10 имели средний и ниже среднего уровня.
Основной формой обучения является урок. Поэтому главная задача педагога при составлении технологической карты – отразить в ходе урока (занятия) траекторию деятельности детей, обучающихся по АООП вариант 7.1 и УО вариант 1 находящихся в общеобразовательном классе. (На уроке целесообразно проводить дифференцированное закрепление нового материала. С точки зрения дифференциации в одном классе выделяются различные группы, к которым предъявляются в начале разные требования по содержанию, темпу обучения).
Но самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Реализуя принцип индивидуального подхода к обучению, использую различные формы организации учебной деятельности на уроке и вне урока: коллективные; групповые; индивидуальные; работа в парах.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень
развития внимания,памяти,зрительного и слухового восприятия, связной устной и письменной речи, тактильного восприятия,артикуляционной моторики,мелкой моторики кистей рук, мыслительной деятельности, познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.
Поэтому планирование урока должно включать в себя как общеобразовательные задачи, так и коррекционно-развивающие задачи:
- корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания);
- коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь);
- коррекция и развитие артикуляционной моторики;
- коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом);
- коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной);
- коррекция и развитие зрительного восприятия;
- развитие слухового восприятия;
- коррекция и развитие тактильного восприятия;
- коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений);
- коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления);
- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства)
Формулировка задач на урок зависит от темы урока, подобранных заданий и типа урока.
Реализация коррекционных задач решается включением в урок специальных игр и упражнений.
Специальные игры и упражнения, которые необходимо включать в структуру урока для решения коррекционных задач:
- артикуляционная гимнастика;
- работа над дикцией, дыханием;
- развитие мелкой моторики (тренажер Су – джок);
- упражнение на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения,мыслительных операций;
- упражнения на развитие связной речи.
Технологии, которые применяю в своей работе:
- технология проектной деятельности;
Мной, как педагогом использоваться следующие методические приемы:
- поэтапное разъяснение заданий;
- последовательное выполнение заданий;
- повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
- близость к учащимся во время объяснения задания;
- перемена видов деятельности;
- предоставление дополнительного времени для завершения задания;
- использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
- использование упражнений с пропущенными словами, предложениями;
- дополнение печатных материалов видеоматериалами.
Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ:
- использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
- ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;
- разрешение переделать задание, с которым он не справился.
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи информации. Необходимо предоставление особых условий, например, изменение формы выполнения задания или частичное его выполнение.
Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности.
Детям следует постоянно помогать включаться в коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они наверняка могут справиться, стимулировать учебную деятельность, поощряя даже самые незначительные успехи.
Таким образом, получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.