Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Методическая разработка Возвращение к истокам забытого ремесла. Фильцевание (валяние) Номинация: Свободная тема

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества №2» г.Барнаула

                    

Методическая разработка Возвращение к истокам забытого ремесла.

Фильцевание (валяние) Номинация: Свободная тема

 

Составитель: Башкардина М.А. Педагог дополнительного образования

Высшей квалификационной категории

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1 Теоретические аспекты изучения фильцевания……………….6

  1. История ремесла……………………………………………………..6
  2. Основные способы техники валяния шерсти……………………....7

ГЛАВА 2 Изготовление композиции «Мы пришли тебя поздравить»…..11

Заключение…………………………………………………………………..18

Список используемых источников…………………………………………20

Приложение………………………………………………………………….21

Введение

Человек, творчески развитый, тем и отличается от человека эстетически не развитого, что у него органы чувств более чуткие и «умные». Его глаза, в буквальном смысле, видят в вещах гораздо больше значимого, чем неразвитый глаз. В этом отношении творчество участвует не только в развитие художественных, но и универсальных способностей человека и, в частности, ребёнка. К тому же работа пальцами развивает координацию движений, речь, а это немаловажно для ребёнка. Конечно, не все эти дети станут мастерами, модельерами. Это дело таланта и осознанного выбора. Неважно, кем станет ваш ребёнок, главное, что занятия различными видами творческой деятельности очень полезны для всех. Они помогают сформировать творческую личность, научить мыслить смело и свободно, а это необходимо для человека любой специальности. Кроме того, ваш ребенок будет любить, и понимать искусство.

Хорошо известно, что потребность в творчестве - одно из главных отличительных качеств человека. Для ребенка творчество - это возможность попробовать себя в разных сферах деятельности, найти ту сферу, где его возможности и интересы раскрываются максимально, и тем самым утвердить себя в этой жизни, реализовать себя как полноценную личность, найти свое собственное место в этой жизни или интересное хобби, что тоже не плохо.

Дополнительное образование позволяет многим ребятам с пользой проводить свободное от занятий в школе время. Один из множества предлагаемых предметов - фильцевание.

Валяние один из любимых детьми видов декоративно-прикладного творчества.

Традиции изготовления игрушки уходят корнями в далекое прошлое, они были известны у многих народов в разных частях мира

В наше время традиция этого жанра народного творчества находит выражение и в промышленной, и в самодеятельной игрушке. Их с полным правом можно отнести к произведениям декоративно-прикладного искусства, они украшают собой интерьер.

Работа с валянием  очень увлекательна Она требует фантазии, изобретательности, наблюдательности, умения подмечать характерные черты животных и людей, видеть их образ.

Знакомясь с образцами игрушки, связывая их с историей народного творчества, дети переносятся в мир сказки, одушевляя ее героев, нередко наделяя их добрыми или злыми качествами. Этот сказочный мир наиболее близок ребенку, он созвучен его эстетическим чувствам и представлениям. В игрушке как в зеркале отражены общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесел и художественного творчества, техники и искусства. Вот почему необходимо привлекать детей к занятиям по фильцеванию и дать им возможность прикоснуться к прошлому своего народа.

В разные времена игрушки отличались друг от друга, но их назначение оставалось неизменным.

Актуальность этой темы проявляется в особом значении игрушек для детей всех времён и поколений, так как они являются одними из первых «близких друзей» для них и, кроме того, непосредственными средствами социализации ребёнка.

Цель исследования

  1. Познакомится с валяльным промыслом;
  2. Выполнить работу в технике валяния.

 

Объект исследования – учебно-познавательная деятельность детей младшего школьного возраста на занятиях декоративно-прикладным творчеством.

Предмет исследования – процесс изучения и освоения детьми приемов по изготовлению игрушки методом валяния.

Исходя из цели, нами были определены следующие задачи:

  • - проанализировать историю возникновения и развития фильцевания;
  • -  описать технологию изготовления игрушки;
  • расширить знания учащихся о различных видах декоративно-прикладного творчества, учить применять полученные знания и умения в своей практической деятельности;
  • привлечь любовь к художественному творчеству, воспитывать чувство красоты, усидчивость, терпение, аккуратность, трудовую культуру;
  • развивать творческие способности детей, их воображение и пространственные представления, способствовать развитию у учащихся моторики мелких мышц рук, способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к новому для них ремеслу.

Источниками исследования проблемы являются историческая и педагогическая литература. Большое значение имеют труды психологов и педагогов, уделявших внимание миру детства, развитию и воспитанию ребенка средствами народной художественной культуры: А.С.Макаренко, В.Н.Терский, Д.Б.Эльконин, Л.С.Выгодский, М.А.Некрасова, Т.Я.Шпикалова, М.Ю.Соколова.

Для решения поставленных задач были использованы методы исследования:

-  изучение методической литературы дополнительного образования;

-  наблюдение за работой творческого коллектива, анализ результатов творческой деятельности детей в коллективе;

 

ГЛАВА 1 Теоретические аспекты изучения фильцевания

  1.  История ремесла

Валяние шерсти— это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти создаются объемные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары.

   Валяние - самая древняя техника изготовления текстиля на Земле. Оно возникло более 8000 лет назад.

Древние люди начинали валять из найденной шерсти диких животных. И только потом они научились прясть, вязать и изготавливать ткани.

Для создания изделий в традиционной технике использовалась грубая шерсть, вода, мыло и две руки.

Овцы были одомашненны и даже появилось множество пород с шерстью разных свойств.

Шерсть состригают, потом очищают и моют специальными реактивами, отправляют на чесальные машины.

           Со временем валяние стало применятся в основном для изготовления шляп, обуви и других формовых изделий. Появились большие мастерские, и валяльное производство.

  В середине 19, начале 20 веков изобрели валяльные прессы, и валяльные машины. Валка происходила посредством сдавливания и прокатывания шерсти или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна

Такой универсальный материал, как войлок, использовался многими народами с древнейших времен: от кочевников Азии и Монголии до воинов Китая и Рима.

Войлок до сих пор изготавливают и применяют в странах с суровым климатом.

     В годы Великой Отечественной войны солдаты Советской Армии зимой обувались именно в валенки.

 

  1. Основные способы техники валяния шерсти

 

Существует два вида валяния шерсти: мокрое и сухое.

      Для мокрого валяния (валяние руками) нужны: непряденая нестиранная шерсть , горячая вода, мыло(или мыльный раствор) и две руки.

Мыльный раствор. Его можно приготовить, смешав 1 л горячей воды (чтобы рука выдерживала температуру) с 1 ст. л. жидкого или натертого хозяйственного или детского мыла. Он ускоряет процесс валяния шерсти. Его распределяют по шерсти, а затем трут до создания однородного полотна.

Полиэтилен (с «пузырьками воздуха»). Упаковочный материал для хрупких предметов. На него выкладывают волокна шерсти при работе с мыльным раствором.

Флизелин. Служит основой картин (если вы решили делать картину).

Вспомогательные средства. Скалкой прокатывают готовую работу. Махровое полотенце используют для удаления лишней влаги с картины. С помощью пульверизатора равномерно наносят мыльный раствор.

Форма на которую кладут шерсть(если вы решили сделать объемную фигуру)

Мокрое валяние используется для создания плоских и объемных  изделий: одежды, панно, некоторых аксессуаров

Смотреть работу полностью