Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Методическая разработка "Свеча памяти"

МБОУ «СОШ №2» г.Прокопьевска Кемеровской области - Кузбасса

 

 

Методическая разработка "Свеча памяти"

 

 

 

Алексеенко Ольга Валерьевна

учитель ИЗО и технологии

     

 

 Введение     

 Россия, Русь- куда я не взгляну!
 За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия старину,
Твои леса, погосты и молитвы.
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя, 
                                                             И шепот ив у омутной воды,
Люблю на век, до вечного покоя…
Россия, Русь- храни себя! Храни!
                                                                                                                                                                                                     Н. Рубцов

          Говорят, что новое - это  хорошо забытое старое. И не только гламурный стиль моды, идеи интерьер, заброшенное хобби, литературные путешествия возвращаются к нам из далекого и не очень прошлого, заставляют покопаться в старых журналах, залесть а далекие уголки бабушкиных шкафов, достать с полки запыленный томик    стихов любимого поэта. И не только отпугивающая ядовитостью красок «кодаковская» фотография и давящая резкостью глупых слов «попсовая» песенка возвращают к недосказанности светотени черно-белых снимков и ностальгической грусти романсов Вертицкого. Но и наши чувства, убеждения, нравы, устои - это накопленные веками, проверенные на прочность и необходимость для всех, жизненные ценности: Семья, Любовь, Природа, Мир, Отечество.

Отечество, Родина, Россия…     

Что произошло с нами, с огромной страной в последние двадцать лет? Почему стало немодно говорить об интернационализме?

             Разве все позабыли, что историю великой державы, за которую мы так были горды, делали рука об руку украинец и казак, грузин и белорус, русский и чеченец?! Почему россияне, которым всегда в любые времена были дороги в первую очередь Родина, Отечество, Россия,  в какой-то момент исторический миг стали либо стесняться святого, на мой взгляд, для всех ее народов качества патриотизма, либо встали на позиции такого глухого и бессердечного национализма, что удивляется все Европа?!

            Современная экономическая и социальная обстановка привело к сильному расслоению общества большим миграционным процессам, обострению многих, в том числе национальных противоречий. А они в свою очередь провоцируют, увы, поиск виноватых, которым проще считать представителей другой нации, другого слоя общества, другого города, улицы, школы.

             Педагоги простых муниципальных школ с этой проблемой сталкиваются, каждый день. Я понимаю, что она обозначена очень четко: воспитание в наше нестабильное время, вопреки всем экономическим и социальным трудностям, настоящего Патриота Великой страны России! Человека, знающего полную романтизма и великих свершений историю родного Отечества, гордого за достижения известных соотечественников, за  причастность к богатейшей в мире культуре, способного адекватно оценить произошедшее и происходящее в стране, готового служить не правителям, а своему народу на его благо и процветание, а если потребуется, защитить суверенитет и независимость государства. Ибо он - Россиянин!

              Вновь и вновь пересматриваю кадры любимого мною фильма «Офицеры», автором сценария, которого был известный советский писатель Борис Васильев. В основе сюжета фильма – история жизни двух друзей Алексея Трофимова и Ивана Варравы, которые посвятили всю свою жизнь службе в армии. Познакомились Иван и Алексей в 1920-е годы в Средней Азии, где сражались с бандами басмачей. Продолжив воевать в Испании, на китайской границе и на фронтах Великой Отечественной, оба офицера с честью прошли все испытания, выпавшие на их долю, и ни при каких обстоятельствах не забыли, что их профессия – защищать Родину.

               А есть ли сегодня воины, способные совершить подвиги, чтобы защищать Родину в тяжелое время? Конечно. И тому есть много подтверждений.

                                                             СВЕЧА  ПАМЯТИ

Учитель:

         Дорогие друзья!

Мы  родились и выросли в мирное время, мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о воздушной тревоги, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленное жилье и  скудный военный паек.. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон…

Для нас Великая Отечественная война –история. Далекая и не очень.

Эта война является историей Родины, наших родных и близких. Она занимает исключительно  важное место в судьбе  каждого из нас.

Сегодняшняя встреча  вернет нас к трудным, но героическим страницам истории, о которых мы знаем лишь по учебникам и  рассказам  старших. Но пусть наша память поможет вспомнить время, когда  русский народ и его армия совершали невозможное: силой своего подвига они защищали  и спасали человечество от порабощения. Никогда не   померкнет подвиг каждого солдата, стоявшего насмерть. И наш долг – помнить об этом всегда. Во имя жизни на земле!

(Звучит колокольный звон. Учитель зажигает свечу.)

Ведущий 1: (на фоне звона)

Гремят истории колокола,

Взывая к памяти моей,

И в них набаты

Жестоких битв и созиданий даты,

И праздники, чья ширь и даль светла…

И, позабытый, вновь встает рассвет.

И кто-то в травы падает, сраженный,

И город, артиллерией сожженный,

От дыма черен и от пепла сед.

Они гремят, в них отзвук прежних дней,

Намек, подсказка, предостереженье.

Кто помнит, тот не знает пораженья,

Кто помнит, тот беспамятных сильней.

                                                                      Н.Грибачев

 

Ведущий 2:

         9 мая 2015 года в 70 раз прогремит салют  Победы.

Год 1941. Июнь. Страна жила мирной жизнью, надеясь, что пожар войны, который уже разгорелся в Европе, не затронет нашу страну.

На экране сюжет: природы:- закат солнца, море, дети 41г., «Выпускники»

Она:

Июнь… Клонился к вечеру закат

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Он:

Июнь. Тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в 45-м, в мае.

(На фоне танцующей вальс пары)

Ведущий 1:

Казалось, было холодно цветам,

И от росы  они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

(Вдруг музыка обрывается, танцующие застывают на месте. Звучит голос диктора  Левитана)

Внимание! Внимание!

Говорит Москва!

Сегодня в 4 часа утра,

Без объявления войны,

Германские войска

Напали на нашу страну!

(Звучит запись «Священная война» Он и она переодеваются:

платок, пилотка)

Ведущий 2:

Сорок первый. Июнь.

Год и месяц борьбы всенародной,

Даже пылью времен

Затянуть эту дату нельзя,

Поднималась страна

И на фронт уходила поротно

Кумачовые звезды

На полотнах знамен унося.

Ведущий 1:

В час испытаний поклонись Отчизне

По-русски, в ноги и  скажи ей:

«Мать, ты жизнь моя! Ты мне дороже жизни!

С тобою – жить! С тобою –умирать!»

Ведущий 2:

Кровью закат окрашен,

Тихо идем без слов.

Мимо полей и пашен

Мимо родных лесов.

Путь наш тяжел и длинен.

В горе. В слезах. В огне.

Немец, заняв Калинин,

Рвется уже к Москве.

Ноги твои босые

Кровь посреди дорог-

Трудный твой путь, Россия,

С запада на восток.

(Звучит на фоне экрана песня Б.Окуджавы

«Ах, война, что ты сделала , подлая?»

Появляются переодетые выпускники с бала, прощаются)

Он:

Я ухожу, чтоб возвратиться..

Смотри, уже пылает небо.

Я ухожу, что возвратиться,

Над нашим счастьем поднят меч.

Она:

Я верю, встреча повторится.

С тобою буду, где б ты не был…

Я верю, встреча повторится,

Как тысячи счастливых встреч!

(Выпускники, державшись за руки, стоят)

Ведущий 1:

Не забывайте кровь, разлуки,

Сердца, сожженные войной.

Не забывайте кровь, разлуки,

Во имя тех священных дней.

Ведущий 2:

Пусть в цепь одну сомкнуться руки,

Пусть плечи вырастут стеною.

Пусть в цепь одну сомкнуться руки

И заслонят любовь людей.

(Юноша и девушка уходят. На сцене появляются солдаты. На фоне отрывка из песни « Эх дороги!» Они читают стихи).

Солдат 1:

Мы по дорогам с боем шли,

От бомб земля  дрожала, как живая,

Мы каждый метр своей родной земли

Отстаивали, кровью поливая.

Солдат 2:

Когда от бомб, казалось, мир оглох,

И друг мой пал из нашей роты первым,

Я знал  нужны не  слезы и не вздох,

А мой свинец,  мой  шаг вперед и нервы.

Солдат  3:

Мне смерть страшна, но в битвах не робел,

В атаку шел – других не гнулся ниже,

Шел смело в бой не потому, что смел,

А потому что трусость ненавижу.

Солдат 4:

Свинцовая метелица мела,

Рвались снаряды, мины завывали.

И песня нашей спутницей была,

В бою, в походе, на ночном привале.

(Солдаты уходят)

Ведущий 1:

Первым знаменитым событием стал разгром немцев в битве под Москвой.

(Раздаются звуки военной сирены. В зале несколько раз мигает свет. Сцена освещается приглушенным красным огнем. Или зрительный эффект на экране.

Ведущий 2:

         16 ноября 1941 года отряд стрелков дивизии под командованием генерала Панфилова занял оборону возле разъезда Дубосеково. Утром, после сильной бомбардировки с самолетов, на них двинулись цепи немецких автоматчиков, но герои- панфиловцы отбили атаку. Тогда враг бросил на них 20 таков. Но панфиловцы уничтожили 14 танков, остальные танки повернули назад. Не успели наши воины перевязать раны, как на их окопы двинулись еще  30 танков. Тогда политрук Василий Клочков обратился к своим друзьям со словами, которые потом стали легендарными: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва». Советские воины стояли насмерть. В один из узловых моментов боя раненный политрук бросился со связкою гранат под танк и взорвал его.18 танков и десятки автоматчиков потеряли немцы, но прорвать оборону на этом  участке так и не смогли. За этот подвиг Василию Клочкову и другим погибшим панфиловцам было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

(На экране мемориал на Мамаевом кургане, звучит мелодия «На Мамаевом кургане тишина»).

Ведущий 1:

Коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны стала Сталинградская битва. Там, возле берегов знаменитой русской реки Волги, стояли насмерть гвардейцы генерала Родимцева. И на мемориале, который в память этой битвы установлен над Волгой и Мамаевом кургане, высечены слова: «Вновь и вновь начинали мы атаку, и паника  охватывала врагов: люди ли шли в бой, смертны ли они?» Эта надпись говорит о несравненном мужестве защитников города на Волге, который тогда назывался Сталинград. Отстаивая Сталинград, бойцы давали себе клятву: «За Волгой для немцев земли нет!».

(Курская дуга. Ленинградская блокада)

Ведущий 2:

А потом были сражение на Курской дуге и прорыв Ленинградской блокады.

Ведущий 1:

Форсирование Днепра, победный путь по странам Европы и битва за Берлин.

Ведущий 2:

Но есть военная поговорка: «Город только тогда становится героем, когда героем становится солдат, защищавший его».

Ведущий 1:

И сегодня нельзя не вспомнить тех, о ком говорят: «Их подвиг бессмертен!».

(Портрет Александра  Матросова)

Ведущий 2:

Осенью 1942 года курсант пехотного училища Александр Матросов добровольцем отправился  на Калининградский фронт. 23 февраля 1943 года возле города Великие Луки шли ожесточенные бои. Враг засел так крепко, что советских бойцов встречал губительный огонь из дзота. Необходимо было уничтожить этот зловещий дзот. Александр матросов подполз к дзоту и метнул  одну за другой гранаты. Пулемет умолк. Александр махнул рукой своим: вперед! Но как только бойцы поднялись в атаку, пулемет снова заговорил. Матросов открыл по амбразуре огонь из автомата, но пулемет продолжал стрелять. Как заставить врага замолчать? Все бойцы видели, как гвардии рядовой Матросов стремительно бросился вперед и закрыл собой амбразуру. Товарищи поднялись в атаку и выбили фашистов из села. Александру Матросову посмертно  было присвоено звание Героя Советского союза. А полк, в котором  он служил, носит его имя. Во время Великой Отечественной войны десятки молодых бойцов повторили подвиг Александра Матросова.

Солдат 5:

Пусть гадают потом потомки

Какими мы были-

С богатырскою статью, со взглядом орла?

Нет, мы были простыми!

Мы шутку любили,

Нас хорошая песня за сердце брала.

Мы любили Россию…

Пшеничное семя,

Сизоватую дымку хрустальных берез,

Горький запах полыни.

Упругое сено

И щекастое небо с веснушками звезд.

Мы любили  любимых, оставшихся где-то

И без спроса входящих в тревожные сны.

Мы любили без нас подрастающих  деток…

Мы мечтали живыми вернуться с войны!

Ведущий 1:

(«Молодая  Гвардия». Краснодон)

Летом  1942 года немецко –фашистские войска оккупировали Донбасс и захватили город  Краснодон. Фашистский террор установленный на оккупированной территории, и издевательства фашистов над мирным населением, не смогли сломить волю советских людей. И тогда в Краснодоне развернула свою деятельность подпольная организация под названием «Молодая Гвардия». В  организацию вошло около 80 молодых людей, большинство из  которых были еще школьниками, подростками. Группа ребят поджигала помещения, где размещались фашисты, молодогвардейцы  принимали по радио  сообщения информбюро и рассказывали жителям города правду о положении на фронтах. Подпольщики выпускали листовки, в которых, сообщали о победах Красной Армии, о  приближении дня освобождения, они устраивали засады и уничтожали фашистских солдат и офицеров, устраивали побеги советских военнопленных и сжигали списки советских людей, которых немцы собирались угнать на каторгу в Германию. За шесть месяцев существования «Молодой Гвардии» ее участники совершили много героических подвигов. Подполье Краснодона готовило вооруженное восстание навстречу приближающимся частям Советской армии, но предатель выдал патриотов палачам. После допросов молодогвардейцы были расстреляны. Посмертно руководители молодогвардейского подполья были удостоены высоких наград Родины.

Ведущий 2:

Через потери и поражения наша страна неуклонно шла победной дорогой войны. И вот наступило одно из последних сражений Великой Отечественной войны –битва за Берлин.

А окончательна наша победа была утверждена, когда над Рейхстагом, главным зданием немецкого командования, было установлено красное знамя –знамя Победы.

Солдат 6:

От бескрайной равнины Сибирской

До полесских лесов и болот

Подымался народ богатырский,

Наш великий советский народ.

Выходил он  свободный и правый,

Отвечая войной на войну,

Постоять за родную державу,

За могучую нашу страну.

Сокрушая железо и камень,

Он врага беспощадно разил.

Над Берлином победное знамя-

Знамя правды своей водрузил.

Он прошел через пламя и воду

Он с пути не свернул своего.

Слав, слава народу-герою

Слава Армии Красной его!

(Выступление ученицы 8А класса Коневой Алены, победителя городского конкурса сочинений «История моей семьи в истории родного края).

Алена:

Мой прапрадед  Кретинин Андрей Григорьевич в первые дни войны был призван в действующую армию. В один из стрелковых полков 127-ой стрелковой дивизии, которая формировалась под Смоленском, где врагу были нанесены мощные удары. Именно тогда и родилась носительница героического духа Советской Армии –советская гвардия. Я родилась, когда прапрадеда не было уже в живых. Много о нем мне рассказывала моя бабушка, его внучка. Прапрадед гордился подвигами своей гвардейской дивизии.

         127-я стрелковая дивизия показала образцы мужества, отваги и организованности. В трудных условиях борьбы эта дивизия неоднократно наносила жестокие поражения немецко-фашистским войскам,  обращая их в бегство, наводила на них ужас. Гордое слово гвардия вдохновляло на подвиг, вселяло уверенность победы над врагом, в силу Красной Армии, в  незыблемость советского строя. А накануне 24-ой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции 127-ой дивизии, где воевал мой прапрадед, вручили гвардейское знамя. Воины дивизии поклялись не уронить высокого звания гвардейцев. Дивизия, где воевал мой прапрадед, с честью пронесла свое знамя до Вены, Берлина и Праги.

         Однажды во время боя, первым на высоту, по колено в снегу, прорвался комбат и на вершине водрузил знамя. Когда он всем телом налег на древко знамени, чтобы вогнать его поглубже в снег, был убит вражеским снайпером. Высота в этом бою была не взята, а у ее подножия еще  много дней шли атаки и контратаки. Только на вершине, на ветру, развевалось красное знамя и, привалившись к нему плечом, стоял мертвый комбат. Враг прилагал много усилий, чтобы свалить и знамя и комбата! Но мертвый комбат, как живой, стоял у знамени, пока наши не взяли высоту. За взятие этой высоты прапрадеда наградили медалью «За отвагу». Это всего лишь один эпизод, который рассказала мне бабушка. В составе 127-ой стрелковой  дивизии прапрадед дошел до Берлина. Вечером 30 апреля 1945 года над куполом Рейхстага взвивалось Красное знамя, вошедшее в историю человечества как знамя Победы над фашизмом. Знамёна для рейхстага были вручены каждой стрелковой дивизии, которые брали Берлин. Приближался исторический момент. Наши войска упорно двигались к центру Берлина, а навстречу им также шли другие советские войска. Стальное кольцо сужалось. 127-ая стрелковая дивизия, где воевал мой прапрадед, уже очищала от гитлеровцев мелкие дома на южном берегу реки Шпрее. Очень тяжелые бои завязались за «дом Гитлера» - огромное здание министерства внутренних дел Германии. Только к полудню дом оказался в руках наших бойцов. Перед ними открылась широкая Королевская площадь и в глубине ее –здание рейхстага. Гитлеровцы приспособили его к круговой обороне. Все оконные и дверные проемы были замурованы кирпичом, в котором оставлены амбразуры и  бойницы, в нескольких метрах находились  железобетонные дзоты. Возле здания  проходили траншеи с пулеметными площадками и  ходами сообщения, ведущими в подвал здания. Перед траншеями был ров, наполненный водой. Рейхстаг оборонялся многочисленным гарнизоном. Но ряды нашей армии были готовы в любую минуту броситься вперед, как будто не было за их плечами многих бессонных ночей и кровопролитных схваток. Родина приказала им взять рейхстаг, и они заявили, что с честью выполнят этот приказ! И рейхстаг был взят! На самой верхней точке- куполе было поручено водрузить знамя разведчикам Егорову и Кантария. А мой прапрадед получил за тот бой медаль «За взятие Берлина».

Пусть сегодня каждый из нас вспомнит войну, вспомнит, как умеет, вспомнит  то, что сердце ему подскажет –пожелтевший листок нацарапанного в окопе письма, скромный обелиск или суровую солдатскую быль, рассказ отца или бабушки…

         Вечный огонь горит на площадях павших борцов в Волгограде и Киеве, Санкт-Петербурге и Минске, Москве и Кузбассе! Десятки тысяч памятников находятся в городах и селах. Это всенародное признание воинской доблести нашей Отчизны и призыв надежно обеспечивать мир и безопасность народов.

         Я всегда буду помнить о том, что история Отечества -это моя история. История моей жизни неотделима от бед и радостей страшных военных лет и счастливых мирных дней, выпавших на долю моих старших родных и близких, соотечественников. История моего района, города, страны учит меня быть мужественной и сильной, гуманной и милосердной, готовой всегда прийти на помощь другу, семье, близкому человеку, встать на защиту добра и справедливости. История учит меня никогда не забывать цену, которую заплатила и продолжает платить многострадальная Россия за наши мирные будни и праздники, за возможность спокойно жить и учиться, радоваться и любить, видеть глаза дорогих и близких мне людей. Я никогда не забуду события минувшей войны, никогда не пройду мимо бесчинства вандалов, разрушающих памятники Великой Отечественной войны, ставящих под сомнение подвиг простого солдата и офицера, попирающих память миллионов жертв, павших в страшную годину. Буду беречь ветеранов, их покой и доброе имя! История моей семьи- в истории родного края, в истории родной страны.

Ведущий 1:

Земля, проснись, планета Земля.

И замри хоть на миг на рассвете.

Ты услышишь, как ластится ветер

И звенят колокольчики –дети

(Под музыку входят младшие школьники)

Чтец 1:

В девятый день ликующего мая,

Когда легла на землю тишина,

Промчалась весть от края и до края:

Мир победил! Окончена война!

Без малого четыре года

Гремела грозная война

И снова русская природа

Живого трепета полна.

Чтец 2:

Еще тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты подарили всей планете

Великий Май, победный Май.

Чтец 3:

Еще тогда нас не было на свете,

Когда с победой вы домой пришли.

Солдаты Мая, слава вам навеки

От всей Земли, от всей Земли!

 Чтец 4:

Горит огонь у обелиска,

Березы в тишине грустят.

И мы склонились низко-низко-

Тут неизвестный спит солдат

Чтец 5:

Мы здесь с тобой  не потому, что дата,

Как злой осколок, память жжет в груди.

К могиле Неизвестного Солдата

Ты в праздники и в будни приходи.

Он защищал тебя на поле боя.

Упал, ни шагу не ступив назад.

И имя есть у этого героя-

Великой Армии простой солдат.

Война закончилась,

Но с песней опаленной

Над каждым домом

До сих пор она кружит,

И не забудем мы,

Что двадцать миллионов

Ушли в бессмертие,

Чтоб с нами жить!

(Чтецы уходят)

Ведущий 1:

О героизме воинов Великой Отечественной войны можно рассказывать бесконечно.

А есть ли сегодня воины, способные совершать подвиги, чтобы защищать Родину в тяжелое время?

Ведущий 2:

Конечно. И тому есть много подтверждений . Это подвиги героев Афганской и Чеченской войн. Начало 80-х годов ХХ века…

К этому времени положение в Афганистане действительно стало очень сложным. В чем же заключалась его сложность? Афганистан – дружественное России государство – грозил превратиться в опасную базу агрессии против, тогда еще, Советского Союза. Враждебные страны (или как принято называть – блоки) хотели  создать в Афганистане плацдарм для нанесения огневого удара по России. Как выражались некоторые западные военные, «нанести удар в мягкое подбрюшье огромного русского медведя», то есть установить ракеты, нацеленные на Среднюю Азию, Казахстан и Сибирь.

         Угроза со стороны Афганистана  нарастала стремительно. Кроме того, враждебный Советскому Союзу Пакистан полным ходом осуществлял создание ядерных боеприпасов под кодовым названием «Проект -706».То есть, создавалась новая атомная бомба, которую именовали «исламской».

Ведущий 1:

         Сам же Афганистан буквально разрывался от внутреннего давления раздиравшей его межпартийной борьбы, был убит лидер, несший в массы идеи мира с Советским Союзом. Подумайте, уважаемые слушатели, и сами решите, серьезные ли это события, страшны ли они? Все эти причины послужили толчком к тому, что Правительство Афганистана обратилось к Советскому руководству с просьбой ввести советские войска на территорию Афганистана. Являются ли в таком случае советские войска захватчиками? Конечно, нет! Введение советских войск было крайней мерой самозащиты. Как мы знаем, планы наших врагов были действительно сорваны, и Афганистан не удалось превратить в базу агрессии против России.

(Звучит запись песни А. Розембаума (выбрать из альбома песен об Афганистане) или «солдатской афганской» песни - один куплет. Если есть возможность, то все песни исполняют сами ребята).

Чтец 6:

Чужая боль отозвалась в сердцах

Простых парней заснеженной России..

Чужой народ и бог чужой, Аллах…

И стоило идти, рискуя жизнью?

«И стоило ль?»- какой простой вопрос,

Но у политиков нет как всегда ответа…

Солдату на приеме произнес

Чинуша: «Ведь ты сам туда поехал.

У нас в Союзе не было войны.

Не рвались бомбы, спали все спокойно.

Ты был наемником  совсем чужой страны,

И не в ответе я за ваши войны…

Чтец 7:

Не разобрать, кто прав, кто виноват?

Необходимостью закрасили ошибку?

Но не играйте памятью солдат,

В земле афганской, кто нашел могилу!

Не смейте снисходительно смотреть,

На ветхую от солнца униформу!

И на нее обязаны надеть

Все ордена афганские герои!

Чтец 8:

Они – солдаты. Свой  военный долг

Исполнил каждый.

Всё вытерпел, сумел и превозмог,

Не ожидая славы иль награды.

И столько лет ведь шли ребята в бой

Без громких слов или корысти ради.

И там, в Афганистане, столько лет собой

Они честь Родины, России защищали!

(Ведущие отходят в сторону. На экране –снимки, запечатлевшие эпизоды военных действий).

Чтец 9:

Когда смотришь кадры войны,

На дороги и перевалы,

Понимаешь, насколько должны

Быть сплоченными наши ребята.

Узкой ниткою вьется тропа,

И коварна предательски осыпь.

Может, там, за ущельем, судьба

Вас опять испытает на прочность?

Вы, Герои! Вы –доблесть и честь!

Русских ратников не посрамили!

И на зов вы ответили «Есть!»

И в долгу перед вами Россия!

(На экране газета «Шахтерская Правда» с портретами Прокопьевского ОМОНа)

Ведущий 2:

         3 марта 1995 года, первые цветы –дань памяти погибшим омоновцам (сотрудникам отряда милиции особого назначения г. Прокопьевска), погибшим при исполнении служебного долга 25 февраля 1995 года в Чеченской республике – окропили родную землю.

(Звучит  афганская музыка.)

Ирина:

В Прокопьевск  из Грозного вернулись 9 оставшихся в живых из второй группы ОМОНа…

         Утром 25 февраля, омоновцы Алексей и Эльдар Зиатдинов, готовящиеся к ночной операции, оставались в штабе, примерно в трех километрах от места, где вели прочесывание жилого массива Грозного Алдын  прокопьевские и новокузнецкие бойцы. Они шли в тумане по местности, напичканной минами. Был сильный туман. Позади омоновцев была морская пехота. Затем сзади  приблизилась «УР», ракетная установка разминирования(от детонации пушечной ракеты взрываются мины).По словам очевидцев, установка находилась метрах в семидесяти от омоновцев. И вдруг через головы омоновцев пустили ракету. Один рукав, который она выбрасила, попал прямо на Анатолия Лычака. Он отбросил его. В это время командир новокузнецкого ОМОНа Сергей Добижа успел крикнуть: «Ложись» И здесь раздался мощный взрыв. Многих бойцов разнесло по кускам. Покорежило автоматы, титановые каски.

Впоследствии два автомата и гранатомет не могли найти. Из прокопьевских бойцов никого не разорвало. Их по лицу лично распознавал  Алексей Зеленцов и Эльдар Зиатдинов. По словам Алексея Зеленцова, они сначала не увидели Лычака. Но потом оказалось, что его уже вынесли и увели в больницу, в Грозный. Он с разбухшей головой лежал на операционном столе под капельницей. Так и умер.

         Боец ОМОНа Михаил Еремин утром 25 февраля был в наряде и готовился к ночным боевым действиям. Он должен был идти утром, но для операции потребовался гранатометчик, и его заменили. - Получается, что  это я должен был погибнуть…

Ведущий 1:

Нет, никто не должен был погибнуть!

Как бы ни было больно от невосполнимой утраты, мы должны помнить. Помнить их живыми:

Командира Прокопьевского  ОМОНа-Анатолия Филипповича Лычака,

        Геннадия  Геннадьевича Цыбула,

        Олега Александровича Комарова,

        Сергея Николаевича Камынина,

        Владимира Владимировича Гурьянова,

        Василия Васильевича Семеруника,

        Виктора Викторовича Шевцова,

        Андрея Николаевича Иванова,

        Владимира Александровича Сарану,

        Дмитрия Владимировича Привалова…

                Как бы ни было больно от невосполнимой  утраты, надо сделать все, чтобы не потускнели  с годами образы этих смелых, честных людей.  Прокопьевске омоновцы хранят  традиции, которые создавали они вместе с неугомонным свои командиром.  Увековечена их память в мемориале.   Эти люди всегда с нами, и наверное, еще не одно поколение узнает о них. Ведь правильно говорят, память о хороших людях делает всех нас чище и добрее. Давайте вершить добрые дела во имя их светлой памяти.

Учитель:

Накануне сорока дней со дня гибели  бойцов ОМОНа, в редакцию пришло письмо от педагога школы №2. В нем воспоминания о самом молодом из погибших ребят – двадцатилетнем Диме Привалове.

(на экране портрет Дмитрия Привалова)

Вот уже сорок дней нет тебя, Дима, с нами. В душе пустота, какая-то бездонная пропасть, и , кажется, нет ей конца. На уроках вглядываюсь в лица мальчиков и постоянно ловлю себя на мысли: «Что ждет этих ребят? Когда же наступит то обещанное и желанное спокойствие во всем. А потом – мысли о тебе. Как такое могло случиться?

         Я листаю наш школьный классный альбом, где вы, мои шестиклашки, в 1987 году. Сколько было много интересных дел и ты всегда в них принимал участие,  несмотря на то, что жил дальше всех от своей любимой школы №2 –на Верхней Манейхе.

Вот  первая фотография в нашем альбоме –это наш класс принял участие в марше «Волна мира».Ты на этой фотографии, как всегда веселый, озорной мальчишка с добрыми глазами. Кто бы мог подумать тогда, что через восемь лет мы вновь пройдем всем нашим классом по улицам города, но уже без тебя, а точнее, провожая тебя и твоих боевых друзей в последний ваш путь?

А помнишь, в том далеком 1987 мы клеймили своими транспарантами капиталистов, скандировали «Нет- войне!», «Мы –за мир!». Мы были счастливы, что живем в мирном государстве, все этим так гордились. И вдруг эта непонятная всем нам война.

Листаю альбом дальше. На следующем фото – у нас на классном часе выступает афганец Павел Берошвили. Ты мне тогда сказал: «Я бы тоже хотел в Афган».

Ты всегда любил коллектив, а он тебя. Когда уже после 10 класса мы отдыхали на Байкале, ты спросил разрешения поплавать в Ангаре. Вода в этой реке ужасно холодная даже летом, а уже был конец августа,  и ты один из всех 30 ребят заплыл очень далеко. Но я знала, что ты закаленный, что после бани зимой купаешься в снегу,  занимаешься парашютным спортом.

Мы никогда не проходили мимо памятника участникам войны в Зенковском парке. Убирали сухую траву, листья, старые цветы, клали свои небольшие букетики. Теперь, наверное, многие учителя будут приводить своих учеников к вашим могилам. Дима! Я обязательно приведу своих семиклассников к тебе, они тебя ждали на классный час, ведь ты обещал, что придешь, но уже после Чечни.

В памяти остается последняя наша встреча. Когда мы прощались, я сказала, что мне не нравится, что ты перестал улыбаться и твои глаза в последнее время стали грустными. Ты ответил: «Все нормально!». Неужели, Дима, ты уже тогда чувствовал, что твоей земной жизни осталось немного?! Прости меня, мой ученик, если я была к тебе когда-то несправедлива.

Прости всех нас!

Ученик:

(Читает стих от имени Дмитрия Привалова)

Был мальчишка я шустрый и бойкий,

В коридоре с друзьями бузил.

Получал и «5» и «2»,

Но я школу 2 любил.

Не спешите, постойте ,ребята!

Побеседуйте тихо со мной,

И скажите: «Какой был веселый!

И Какой он был молодой!»

Подождите. Девчонки смеяться,

Посмотрите на этот портрет,

Мне исполнилось 20,

А меня уже нет, просто нет…

Я войну эту страшную видел,

С автоматом я в бой уходил,

Чтобы вас здесь никто не обидел,

Чтобы вас здесь никто не убил!

Мне не бегать на поле футбольном,

И подругу не встречать по весне..

Я зимой не вернулся из боя.

Я убит на Чеченской войне…

Солдат 7:

Храня спокойствие страны.

Нет, не допусти мы войны-

России верные сыны!

Беречь мир –наша стихия!

Чечня, Афган иль Карабах-

Так мы с оружием в руках

Оставим надпись на врагах:

«Отчизна моя –Россия!»

Солдат 8:

Страны ты патриотом будь

Легендой выстлан славный путь,

Историю ты не забудь,

Победы страны большие!

И для себя сумей понять,

С кого пример для  жизни брать.

Жизнь со строки начни писать:

«Отчизна моя – Россия!»

Учитель:

Миллионы погибли, чтобы на Земле был мир. Поэтому так щемит сердце, когда слышишь сообщения о войнах, пусть и региональных.

Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады

Услышал мой ребенок, мои и твой.

Я не хочу, чтоб голод Ленинграда

Коснулся их блокадною рукой.

Я не хочу. Чтоб доты обнажились,

Как раковая опухоль земли.

Я не хочу, чтоб вновь они ожили

И чью-то жизнь с собою унесли.

Пусть вскинут люди миллион ладоней

И защитят прекрасный солнца лик

От гари пепелищ и от хатынской боли.

Навечно! Навсегда! А не на миг!

Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады

Услышал мой ребенок, мой и твой.

Пусть мир взорвется криком:

«Нет! Не надо! Мне нужен сын не мертвый, а живой»

(Входят ученик 5 классов с рисунками в руках)

Чтец 10:

Рисуют мальчики войну,

Рисуют танки и «катюши».

Висят во всю листа длину

Снаряды, толстые, как груши.

Чтец 11:

Рисуют мальчики войну,

Рисуют мальчики бои

Что им, по счастью, незнакомы

И берегут они свои

Огнем кричащие альбомы.

Чтец 12:

Рисуют мальчики войну…

Да будет светлой жизнь детей,

Как светел мир в глазах открытых!

О, не разрушишь и не убей-

В земле достаточно  убитых!

Чтец 13:

Рисуют мальчики войну…

Благодарю свою страну

И тех, кто пал в последнем шаге,

За то, что мальчики войну

Узнали только на бумаге.

Рисуют мальчики войну…

Ведущий 2:

Неугасима память поколений

И память тех, кого мы свято чтим.

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

(Минута молчания)

Ведущий 1:

Мы помнить будем ваши имена.

Обязаны мы просто вечно помнить!

Ведь памятью народною сильна

Страна могучая великого народа!

Ведущий 2:

В народе говорят: уж лучше мир худой,

Чем драка часто не на жизнь, а на смерть!

Пусть стаи птиц кружат над головой,

А не вертушек рев бросает наземь!

Ведущий 1:

Сажать деревья и растить детей,

Не провожая их потом на гибель.

Ладонь отцов, улыбка матерей-

Всего –то надо людям- мирной жизни!

(На экране заставка: птицы, небо, река, журавли, дети, солнце)

Чтец 14:

Мы хотим, чтоб птицы пели.

Чтоб леса вокруг шумели!

Чтоб были голубыми небеса!

Чтобы в них зеркально отражалась

Реченька-краса!

Чтец 15:

Пусть аист гнезда вьет на крыше!

Курлычат в небе журавли!

Пусть будет мир. Он так нам нужен,

Он нужен детям всей земли!

Учитель:

Как радостно воспринимают мир дети. Эта радость, это ощущение   счастья! Жизнь как  будто льется с  кончика кисти. Смотрите! Солнце!

(На экране-солнце). Дети исполняют песню «Пусть всегда будет солнце»

Вручаются букеты цветов ветеранам)

 

СМОТРЕТЬ РАБОТУ ПОЛНОСТЬЮ