Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Методическая разработка «Слушай, Ленинград…» (обобщение опыта работы Когут В.М., педагога-организатора МАОУ «СОШ № 36№»)

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Дворец творчества детей и учащейся молодежи»

 

Методическая разработка «Слушай, Ленинград…»

(обобщение опыта работы  Когут В.М., педагога-организатора

МАОУ «СОШ № 36№»)

 

Автор:
Савельева Тамара Ивановна, 
методист

 

 

Методическая разработка «Слушай, Ленинград…» обобщение опыта работы Когут Васили Мансуровны, педагога-организатора МАОУ «СОШ № 36» / сост. Савельева Т.И. – Сыктывкар, 2020.

 

     В методической разработке «Слушай, Ленинград…» обобщен опыт работы Когут Васили Мансуровны, педагога-организатора МАОУ «СОШ № 36» г. Сыктывкара, представлены сценарии литературно-музыкальных композиций, театрализованных концертов, посвященных блокадному Ленинграду.

     Данное издание адресовано педагогам-организаторам, старшим вожатым, классным руководителям, учителям образовательных организаций и педагогам системы дополнительного образования для организации работы во внеурочное время.     

Дизайн, верстка и фотоматериалы:

Савельева Т.И.

Содержание

 

1

Введение

         5

2

Теоретическая часть                                                                   

      6-9

3

Практическая часть                                                                     

       10

 

 Заключение

       11

 

 Список литературы

       12

 

Приложение

  13-32 

1

Сценарий театрализованного концерта, посвященного       ветеранам блокадного Ленинграда                                           

  13-16

2

Концерт для ветеранов Волховского и Ленинградского      фронтов                                                                                   

  16-19

3

Театрализованный концерт, посвященный ветеранам       Волховского и Ленинградского фонтов

  19-21

4

Сценарий литературно - музыкальной композиции «Письма

      опаленные войной…», Дню снятия блокады Ленинграда       посвящается                                                                            

  21-25

5

Сценарий литературно - музыкальной композиции,        посвященной 75-летию снятия блокады Ленинграда

«Помните!  Через года,  через века…»                                       

  25-32

     

Введение

     76 лет назад произошел прорыв блокады Ленинграда. Блокада Ленинграда – это огромная часть истории Великой Отечественной войны, города на Неве и всей отечественной истории. Эта тема неисчерпаема, поэтому к ней так часто обращаются педагоги образовательных организаций и системы дополнительного образования.

     В МАОУ «СОШ № 36» города Сыктывкара на протяжении более десяти лет педагог-организатор Когут Василя Мансуровна, совместно с педагогическим коллективом, проводит разные по форме и содержанию мероприятия, посвященные блокадному Ленинграду: уроки мужества, классные часы, встречи с участниками блокады, Великой отечественной войны и тыла, театрализованные концерты, литературно-музыкальные композиции. Такие формы организации внеклассной работы опираются на принципы: воспитательное значение, художественная целостность предлагаемой информации, доступность музыкального и литературного текста, разнообразие тематики и приемов художественного воплощения.

     Возраст участников внеклассных мероприятий, представленных в методической разработке различен. Форма литературно-музыкальной композиции предоставляет безграничный выбор тематики и возрастной доступности материала, исходя из интересов и степени подготовленности детей.

      Литературно-музыкальные композиции, как форма организации внеклассной работы, представлены в виде пяти подготовленных сценариев одной тематики, разной возрастной принадлежности. Это позволит педагогам непосредственно преступить к реализации данной формы, затем, оценив полученные результаты, начать разработку собственных сценариев данной тематики.  Данную форму отличает обязательное коллективное участие детей и педагогов в выборе темы композиции и способов ее художественного воплощения, составлении сценария, распределении ролей участников.

    Литературно музыкальная композиция объединяет в себе два вида искусства: музыку и литературу. Более того, в одном проекте могут объединяться обучающиеся школы и дополнительного образования, что, несомненно, будет способствовать взаимообмену интересами между детьми. Практика применения данной формы организации внеклассной работы показала, что дети с удовольствием и заинтересованностью, ярко и индивидуально проявляют свои творческие и артистические способности.

     Теоретическая часть

       Важнейшей функцией любого общества является воспитание подрастающего поколения. Данный процесс социальный, творческий, который складывается из целенаправленного влияния на формирование субъектности личности. Изменения образовательной системы, заключающиеся в переходе от знаний к личностно-ориентированной парадигме, актуализируют необходимость переориентации на формирование самостоятельности, ответственности, креативности детей, чтобы адекватно реагировать на постоянно происходящие преобразования в обществе. Для педагогов образовательных организаций и учреждений дополнительного образования, - это организация совместной деятельности взрослых и детей, эти отношения творчества и заботы, формирующие творческую среду. В МАОУ «СОШ № 36» г. Сыктывкара на протяжении более 16 лет осуществляет свою деятельность школьное детское  объединение «Беспокойные сердца», активисты которого, большинство, являются учащимися театра-студии «ШИК». Руководителем  этих детских сообществ является педагог-организатор школы - Когут Василя Мансуровна,

    В условиях творческой среды формируется личность, которой свойственна активность в познании  окружающего мира, открытость, свобода суждений и поступков. Творческая среда характеризуется тем, что в ней происходит саморазвитие активной личности, творческое отношение к собственной жизни, потребность в развитии и познании самого себя.

    Деятельность  в детском объединении «Беспокойные сердца» и занятия в театре-студии «ШИК» ориентируют на свободный выбор учащимися видов и форм деятельности, формируют представления детей о мире, развивают познавательные мотивации и способности, реализуют стремления к познанию, творчеству, а также организовывают содержательный досуг, решая важную задачу - развивающее обучение детей и подростков. В образовательной организации в достижении целей и решении задач дополнительного образования важную роль играет школьное детское объединение (ШДО)  и  театр-студия «ШИК». На первый взгляд может показаться, что в условиях объемных образовательных программ образовательной организации, а также насыщенных программ в системе дополнительного образования, школьное детское объединение и театр-студия является излишней для детей и подростков. Однако это не так. Деятельность ШДОО и театра-студии в МАОУ «СОШ № 36» - это организация совместной, коллективной деятельности детей и  воспитательного процесса, предполагающая применение знаний, умений, способностей, талантов детей, а также их развитие и упрочение. Надо сказать, что подобная организация детей и подростков носит позитивный и благоприятный характер для их образования, воспитания и развития.

     Деятельность ШДОО, театра-студии довольно обширна, многообразна и содержательна, что дает позитивные и благоприятные результаты, как для детей, так и для педагогического коллектива. Пусть некоторые формы работы зарекомендовали себя и стали традиционными, некоторые появились совсем недавно, но они уже продемонстрировали свою эффективность и большой потенциал. Все мероприятия имеют единое предназначение - несут в себе основные функции дополнительного образования: познавательную, воспитательную  и творческую.

    Деятельность ШДО «Беспокойные сердца» и театра-студии «ШИК» позволяют детям и подросткам:

- развить организаторские, лидерские способности;

- проявить свои таланты и исполнительские качества, что значительно повышает самооценку детей и формирует высокий уровень мотивации;

- получить удовольствие от приложенного труда (дети, как правило, чувствуют себя более непринужденно в атмосфере свободной от оценок, что имеет огромное значение в личностно-ориентированном образовании);

- проявить и развить свои способности общения и сотрудничества в коллективе;

- расширить кругозор, развивать  творческое мышление;

- иметь возможность участия в концертной деятельности и реализовать свои творческие способности, независимо от их уровня, что обеспечивает индивидуальный подход в деятельности этих детских сообществ, а также помогает в реализации многоуровнего подхода в дополнительном образовании;

- участвовать в мероприятиях вместе со сверстниками  и педагогами, что дает ощущение равноправия, партнерства, собственной значимости и осознание востребованности своей общественно значимой деятельности.

        Деятельность ШДО «Беспокойные сердца» и театра-студии «ШИК» в МАОУ «СОШ № 36» разнопланова. Как показала практика, участие детей в деятельности детских объединений несет иную, более свободную эмоциональную нагрузку, нежели в рамках образовательного процесса. Дети, принимающие активное участие в деятельности детских сообществ относятся к себе и своему творчеству самокритично, замечают недостатки, выявляют ошибки, которые допускают, стараются их исправить и не допускать в дальнейшем. Надо отметить, что такие дети умеют и желают учиться, позитивно воспринимают замечания и критику педагога, руководителя детского объединения. Каждое новое творческое выступление, подготовка акции, проведение сбора актива, собрания, концерта является для них отрывной точкой для роста, проявления лидерских способностей. Такой подход к собственной социально-значимой деятельности благоприятно сказывается и на учебном процессе, формирует представления о путях достижения главной цели своего образования, позволяет осознать его смысл. Именно поэтому организация деятельности школьного детского общественного объединения и театра-студии «ШИК не только не мешает образовательному процессу, но и служит мостиком для достижения его целей.

              В данной методической разработке  предлагаются формы литературно-музыкальной композиции и театрализованного концерта для организации воспитательной работы в образовательных организациях и системы дополнительного образования. Форма  литературно-музыкальной композиции объединяет в себе два вида искусства - литературу и музыку, что дает возможность детям и подросткам реализовать свои литературные и музыкальные способности, понять и раскрыть связь между различными видами искусства, расширить свое художественное мышление. Форма рассчитана на разновозрастную аудиторию в зависимости от выбранной темы, а участие в мероприятии могут принимать учащиеся всех классов, педагоги, ветераны Великой Отечественной войны и тыла, родители. Кроме того, большая свобода в выборе темы, сюжета и процесс наполнения их содержанием предполагают широкий и активный творческий поиск. В результате, каждая литературно-музыкальная композиция несет в себе художественную индивидуальность и новаторство. Литературно-музыкальная композиция - это объединение текстовой информации и музыкальных зарисовок одной тематикой и сюжетом. Тема и сюжет композиции выбираются педагогом-организатором самостоятельно или совместно с детьми. Источники информации  самые разнообразные, от художественных до авторских и собственного сочинения. Форма же текстовой информации выбирается произвольно (стихотворная, прозаическая, комбинированная). Музыкальные произведения для включения в сюжет сценария педагог и учитель музыки Ильчукова Н.В. продумают тщательно. Использование компьютерных технологий делает мероприятие насыщенным, неповторимым. Презентации украшают и разнообразят проводимое мероприятие, в сценарий включают фотографии, кадры из документальных и художественных фильмов. Участниками литературно - музыкальной композиций, в зависимости от сценария,  становятся не только учащиеся объединения театра-студии «ШИК», а так же и учащиеся, все творческие коллективы школы. Количество участников зависит от предназначения мероприятия. Подобная организация детей, подростков и педагогов, объединенных одной целью, способствует формированию коллективного творчества и коллектива единомышленников.

     Преимуществом театрализованного концерта  является то, что  это едва ли не самая популярная и общедоступная форма досуговой деятельности, отличающаяся значительным воспитательным потенциалом. В отличие от обычного концерта, театрализованный концерт, бывает всегда тематическим. Включает в себя различные виды искусства, что позволяет разнообразить и создать приятную атмосферу для публики. Такая форма представляет собой более высокую ступень развития жанра и от этого сила слова, тема мероприятия становится еще действеннее и динамичнее.

    В деятельности педагога – организатора, в подготовке театрализованных концертов отводится особая роль. Преимуществом данной формы, по мнению педагога, является легкость подготовки и воплощения. Участники театра-студии «ШИК», имея в своем арсенале множество подготовленных эпизодов, сюжетов, стихотворных и прозаических произведений, имеют возможность посещать учреждения, госпитали, больницы, ветеранов, школы и другие организации, где приветствуется творчество детей. Материал для проведения театрализованных концертов педагог черпает из художественной литературы как классической, так и современной, делая акцент на отбираемый материал, который обязательно должен соответствовал поставленной цели и отражать идею и тему мероприятия, быть эстетически выдержанным. А хорошо продуманное, качественно подготовленное мероприятие  всегда найдёт своего зрителя, вызовет отклик в его душе и окажет благотворное влияние на формирование  личности ребенка.

Практическая часть

     Литературно – музыкальные композиции под  общим названием «Слушай, Ленинград…» написаны в разные годы, подготовлены и приурочены к конкретному событию и знаменательной дате – блокадному Ленинграду, посвящены памяти советских людей героически выживших в условиях ада.

     Целью композиций стало приобщение подрастающего поколения к национальным ценностям, осмысление им величины и мирового значения данного события. Мероприятия ориентированы на аудиторию детей и подростков  среднего и старшего школьного возраста, так как именно в этом возрасте у человека формируются жизненные ценности. По мнению педагога, воспитывать патриотические чувства в детях  обязанность взрослых, так как от знания и понимания исторических подвигов своей страны зависит и дальнейший образ мышления и активная жизненная позиция юных граждан Российского государства. В качестве литературного оформления используются стихи, очерки, записки, письма, обращения погибших в блокаде. Музыкальное оформление в композициях состоит из произведений композиторов, пророчески утверждающих победу над фашизмом: Д.Шостакович, Б.Гольтц, А.Каменский и др. Для достижения глубины и проникновенности в литературно-музыкальных композициях принимают участие и педагоги, так как совместное участие детей и взрослых подчеркнет связь поколений и символизирует вечность памяти.

Заключение

     Для успешного функционирования любого процесса, необходимо определять перспективы его дальнейшего развития. Организовывая и проводя  воспитательные мероприятия, необходимо точно определять пути достижения ожидаемых результатов, не допускать формальностей, не имеющих смысловой, педагогической и творческой нагрузки. Опыт работы Когут В.М.  свидетельствует о том, что педагог пользуется той информацией, которая в достаточно больших объемах доступна сегодня как в методических изданиях, периодической специализированной литературе, так и в интерактивных источниках. При этом она опирается на свой собственный педагогический и методический опыт, на ценный опыт учителей школы и привлекает новое, отличное мышление молодого поколения. Важно, чем больше педагог вдохновлен, тем интереснее с ним работать, тем больше творчески активных и целеустремленных детей он вырастит. Этому подтверждение представленные формы работы с учащимися школьного детского объединения «Беспокойные сердца и театра-студии ШИК».

Список использованной литературы

  1. Буйлова,Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование в школе: практическое пособие.- М.:ПРКТИ, 2005.-288 с.

      Интернет-ресурсы:

  1. https://www.hobobo.ru/stihi/stihi-o-vojne-dlya-shkolnikov/ - стихи о войне для школьников.
  2. https://aif.ru/dontknows/10_legendarnyh_pesen_perioda_velikoy_otechestvennoy_voyny - 10 легендарных песен о войне.
  3. https://predanie.ru/bez-avtora/pesni-velikoy-pobedy-sbornik-pesen-o-voyne/slushat/ - Песни Великой Победы. Сборник песен о войне.
  4. https://www.youtube.com/ - сборник фотохроник о войне.

Приложение 1

Сценарий

театрализованного концерта,

посвященного ветеранам блокадного Ленинграда

«Ради жизни на земле»

( постановка осуществлена 27 февраля 2009 года)

Голос за кадром:

«То ли мед, то ли горькая чаша,

То ли адский огонь, то ли храм…

Все, что было его, - нынче ваше

Все для вас. Посвящается вам».
(Звучит вальс. На сцене застыли парами юноши и девушки, а возле сцены танцевальный бальный ансамбль исполняет вальс «Школьные годы». Закончив танцевать, они уходят, а на сцене пары оживают. Вбегает девочка)

Она: Эх, ветер, какой ты теплый, светлый. Люблю лето, люблю нашу речку Сысолу, люблю нашу площадь, наших родных сыктывкарских комаров! Ребята, вы только посмотрите как здесь красиво!

Он: Вот и пролетело детство золотое. Прощай школа! Прощайте учителя, прощайте одноклассники! Что нас ждет впереди? – неизвестность…

Она: Ну почему неизвестность? Ты капитан пассажирского судна, а я – преподаватель в младших классах. Это правда, что ты собираешься уехать на стройку?

Он: Правда. Хочу жизнь посмотреть в других местах. Поедем со мной!

Она: Вот еще из Сыктывкара - никуда.

Он: Все аттестаты в кармане, вещи в чемодане, завтра сажусь на теплоход, и прощай Сыктывкар, здравствуй Омск!

Она: Писать то хоть будешь?

Он: Напишу обязательно, когда поступлю в пехотное училище (слышны звуки вальса). Слушай, Анечка, может на танцы пойдем, в городской сад? Там оркестр играет, слышишь?

Она: Пойдем! (Саша берет Аню на руки и, кружась в вальсе, убегают).

Голос за кадром: Счастливые! Влюбленные! (На сцену вбегают юноша и девушки.)

Первая девушка: Ленка купила себе новые туфли и ходит нос задирает, как принцесса. На школьном вечере вся исхлопоталась.

Вторая девушка: Ну и пусть хлопочет, кому она нужна со своими туфлями. (Ксюша переживает, а Саша её успокаивает.)

Он: Ксюша да брось ты расстраиваться. Ну, подумаешь одна тройка, да и та по химии. У меня их пять, что же мне теперь повесится?

Первая девушка: Тебе хорошо рассуждать, ты идешь работать, а мне в Кировский мединститут поступать.

Вторая девушка: Ребята, да не ссорьтесь вы. Посмотрите как красиво вокруг, прислушайтесь какая тишина! А птицы как поют! (читает стихи)

Пришел июнь – румянец года.

Обилие света и тепла.

И зацвела вокруг природа

Палитрой красок ожила.

И тополиный пух метелью

Следы дорог запорошил,

И хор кузнечиков свирелью

Поля и рощи огласил.

Он: И действительно, какая тишина кругом.

(Вдруг звучат взрывы, грохот, ребята в растерянности, хаотично бегают по сцене, все это делая через пластику, и замирают в разных позах страха. На сцену выходят чтецы, молодые люди убегают за сцену)

1 чтец: Вмиг погас свет.

3 чтец: Вздрогнули стены каземата.

4 чтец: С потолка сыпалась штукатурка.

5 чтец: И сквозь оглушительный вой и рев все яснее и яснее прорывались раскатистые взрывы тяжелых снарядов.

6 чтец: Рвануло где-то совсем рядом.

7 чтец: Да что же это такое?

8 чтец: Кто может нам объяснить?

(В зал вбегают девушка с юношей)

Девушка: Война, война ребята!

Юноша: Фашисты вероломно напали на Советский Союз!

Девушка: И было это 22 июня 1941 года в 4 часа 15 минут по московскому времени.

(Звучит голос Литвинова об объявлении войны)

1чтец: Война! Жесточе нету слова!

2чтец:  Война! Страшнее нету слова!

3чтец:  И на устах у всех иного

тец:  Уже не может быть, и нет!

Звучит фонограмма песни «Священная война», ребята встают в колонну, а девушки уходят в другую сторону.

5чтец:  И встала, ощетинилась страна,

6чтец:  Штыками рваными, жерлами орудий.

7чтец: Так начиналась великая война,

8чтец: Которую забыть не в силах люди.

1чтец:

 В далекий год, постясь с учителями,

Длину дорог, измерив фронтовых,

Они держали главный свой экзамен,

И в танковых боях и в штыковых.

2чтец:

Отзвенела юность школьными звонками,

Загремела взрывами гранат,

Провожала мама с мокрыми слезами,

До победы спрятав аттестат.

3чтец:

Взвод, шагом марш!

(Вначале взвод маршируют на месте, а затем уходят в зал, девушки машут вслед платками, уходят за сцену. Выходят ведущие )

Ведущий1: 22 июня 1941 года войска германской армии атаковали нашу страну от Черного до Балтийского моря.

Ведущий2: 611 дней продолжались ожесточенные вражеские обстрелы города на Неве. С 4 сентября 1941 года по 22 января 1944 года в городе Ленинград разорвалось 148478 вражеских снарядов. Двадцать миллионов человеческих жизней  отняла у нас Великая Отечественная Война, из них были шестьсот тысяч ленинградцев.

Ведущий1: Зимой по льду Ладожского озера удалось проложить дорогу, дорогу жизни. По ней с осажденный город доставлялись продукты и оружие, а обратно вывозились истощенные дети, раненные. Но не всем удавалось преодолеть этот путь. На выезде из Ленинграда, там, где начинается дорога на Ладогу, сейчас стоит памятник «Цветок жизни». Это памятник всем прошедшим сквозь холод и голод блокадных ночей.

В исполнении вокального ансамбля «Модерн» звучит песня «Эх, дороги.»

Спускается занавес с изображением памятника «Цветок жизни»

Ведущий2: Ужасы блокадного Ленинграда: голод, холод, смерть не сломили русский дух. Они боролись, карабкались как моги за жизнь, зная что завтра еще кого-то не досчитаются. Но вера в победу, вера в близких придавала им двойную силу.

Исполнение песни «Барон фон дер Пшик» фольклорным ансамблем «Веретенце.»

Ведущий1: И мы победили. Победа, которую так долго ждали, и которую приближали, как могли. 1418 дней длилась война. 30 апреля 1945 года в 22 часа 50 минут над германским рейхстагом взвилось Красное Знамя победы.

(Звучит песня Тухманова «День Победы», на сцену выбегают ребята и обнимаются, кого-то не досчитались. Ведущие уходят, на сцену выходят чтецыJ

1чтец:

За годом год,

Из боя снова в бой!

Взлетали ввысь салюты над Москвой.

И завершив победою войну,

Планете возвращаем мы весну.

Планете вы вернули тишину.

2чтец: Благодарное все человечество будет помнить о стойкости, мужестве, подвиге советских солдат. Светлая память героям, отдавшим жизнь за свободу и независимость нашей Родины. Почтим их память минутой молчания.

Звучит метроном

3чтец:

День памяти – победы праздник.

Несут венков живую вязь,

Тепло букетов, красок разных,

Чтоб не теряло с прошлым связь.

И ритмы скорбные согреты

Цветов дыханьем полевым.

Прими, боец, как дар все это,

Ведь нужно это нам живым!

4чтец:

Помним и ценим. Для нас вы как звезды.

Мир на земле вашим подвигом создан.

Вас поздравлять мы всегда готовы.

В праздники, будни все снова и снова.

5чтец:

Ради счастья и жизни на свете,

Ради воинов, павших тогда,

Пусть не будет войны на планете

Никогда! Никогда! Никогда!

6чтец:

Давайте возьмемся все за руки.

И будем дружбой дорожить.

Под флагом разноцветным радуги

Должна планета наша жить.

(Звучит песня «Журавли». Активисты ШДОО «Беспокойные сердца» возлагают цветы к «памятнику», на экране «Вечный огонь», участники мероприятия спускаются в зал, вручают цветы ветеранам.)

Приложение 2

Концерт

 для ветеранов Волховского и Ленинградского фронтов

 (постановка осуществлена  27 января 2011 года)

(Звучит голос Левитана о снятии блокады Ленинграда. Дети с криком «Ура!», «Победа!» выбегают на сцену, их останавливает голос  …)

Голос за кадром: Стойте, ребята, стойте, разве можно забыть суровую войну сорок первого года, блокадный Ленинград!

(Дети внимательно прислушиваются к голосу, замирают под звук метронома, после читают)

Звучит Метроном

1чтец:

Да, мы не скроем: в эти дни

Мы ели землю, клей, ремни;

2 чтец:

Но, съев похлебку из ремней,

Вставал к станку упрямый мастер

3чтец:

Чтобы точить орудий части,

Необходимые войне.

4чтец:

Но он точил пока рука

Могла производить движения.

5чтец:

И если падал у станка,

Как падает солдат в сражении…

6чтец:

Блокадный хлеб. Блокадная вода.

Блокадный путь под вьюгой ледяною.

7чтец:

Какой бессмертие куплено ценою

Все вместе:

Наш город не забудет никогда…

Сценка «В блокадном Ленинграде»

(На сцену выходит женщина в шали, валенках)

Женщина: Немецкая артиллерия обстреливала улицы, дома, самолеты ежедневно бомбили город. Прекратился подвоз продуктов, отключилось электричество, а значит, перестал работать водопровод. Зима наступила морозная 30-35 градусов. Стены комнат обрастали льдом. Обогревались маленькими железными печками - «буржуйками». Проблемой стало - чем топить?

(Закутанная в платок появляется девочка, она собирает щепки…)

Девочка: Кончились у нас дрова, и я ходила по дворам потихоньку собирала щепки, досочки в разбомбленных домах. Мама мне не разрешала, и было это очень страшно, так как в этих домах были крысы такие, как огромные кошки, они жутко кричали. Ну, иногда где-то щепочку найдешь, а сил не было,  поэтому прицепишь эту щепочку за веревку – носила я веревку с собой и тащишь по снегу. Сначала мы все спускались в бомбоубежище, а потом мы перестали ходить туда. И мама, которая обладает большим чувством юмора, говорила…

(Выход мамы: окутанная в шаль, ежись, она подхватывает фразу)

Мама: Танечка, у нас есть полкусочка хлеба, давай его съедим, чтобы фрицам не досталось. А то если они нас разбомбят вечером, мы же голодными умрем.

(Мама гладит девочку по голове, присаживается в кресло, осторожно разламывая кусочек хлеба, отщипывает от него. Девочка прижимается на миг к бабушке, берет свой кусочек в ладошку и, глядя на нее, делает шаг вперед к зрителям)

Девочка: И мы съедали маленькую корочку и радовались, что фрицам не достанется наш кусочек (закрывая ладошку с хлебом другой рукой и прижимая их к груди). Иногда я ходила за водой и на улице Пестеля видела страшную картину. Там прорвало водопроводную трубу, вода била, но на морозе она замерзала, и уже образовалась ледяная гора, по которой люди старались подняться, но многие скользили на животе, не успев наполнить чайники, ведра, а потом их обдавало этой ледяной водой, и они в эту гору ледяную вмерзали.

Танец «Скорбь» в исполнении танцевально-эстрадного ансамбля «Фантазия», руководитель Каракчиева А.В.

Песня «Вернись» - исполняет Минаева Дарина.

(Выход чтецов театра-студии «Шик»_

Чтец:

Продукты отпускались по карточкам

Норму все время сокращали:

Ни мяса, ни сахара, ни картошки.

В этих условиях горожане продолжали работать,

На заводах изготовляли мины, снаряды для фронта,

Ремонтировали танки, орудия

Голод нарастал

Люди умирали.

Однако город не сдавался, не поднял белый флаг…

Песня о войне, исполняет Евгений Попов.

Стихотворение отрывок из произведения «А зори здесь тихие», читает Надежда Тимушева.

(На сцену выход ребят театра-студии «Шик»)

1 чтец:

Да славится твой камень и металл,

Твоих бойцов крылатая отвага

Чт. – Их острый шик

На копоти рейхстага

Автограф Ленинграда начертал.

2 чтец:

О, города прекрасное лицо

И вздох его счастливый

В ту минуту,

3чтец:

Когда блокады черное кольцо

Развеял гром победного салюта …

Звучит голос Левитана о прорыве блокады Ленинграда. Все  кричат «Ура! » «Победа!», уходят за сцену..

Песня «Город над Невой» исполняет вокальный ансамбль «Модерн», руководитель Ильчукова Н.В.

Выступление танцевального ансамбля, руководитель Айбабина Л.В.

Выступление фольклорного ансамбля «Веретение»

1 чтец:

Чтобы снова на земной планете

Не повторилось этой зимы,

Нам нужно чтобы наши дети

Об этом помнили

Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтобы не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть

Она,

Как сила нам нужна…

Звучит песня «Летите голуби» в исполнении вокального коллектива 8 класса

Дети выходят на сцену, строятся в мизансцены, через пластику отпускают в небо голубей

2 чтец:

Солнце родины любимой

Озаряет все вокруг,

И взлетает белокрылый

Голубь мира с наших рук.

Ты лети, лети по свету

Голубь наш из края в край

Слово мира и привета

Всем народам передай.

(В руках участников мероприятия бумажные голуби, они   вручаются ветеранам, волонтеры вручают  цветы. Ветераны и дети приглашаются на «большой фронтовой костер» для разговора по душам.)

Приложение 3

Театрализованный концерт,

посвященный ветеранам Волховского

и Ленинградского направлений

(постановка 26 января 2013 года)

(Звучит песня из к/ф «Командир счастливой Щуки», музыка Александра Зацепина.)

Голос за кадром: Помните! Через века, через года  - помните!

                              О тех,  кто уже не придет никогда, -  помните!

                              Мечту пронесите через года и жизнью наполните!

                              Но о тех, кто уже не придет никогда, пожалуйста, помните.

(В зал с криком «Девочки подождите!» выбегает солдатка, не догнав девчонок, рассказывает стихотворение Р. Рождественского «Замолчали канонады» в исполнении Дрюпиной Арины.)

Дрюпина Арина: Закончилась страшная, суровая война, которая принесла с собой тяжелые бои, отступление, оставленные города и села, блокадный Ленинград. Много, много смертей: братья, отцы, сестры, сыновья не вернулись с той проклятой войны…

(Звучит песня «Мама дорогая», Н.Тимофеевой. Шум уходящего поезда. Идет инсценировка по произведению Ч. Айтматова «Материнское поле» )

Ведущий:

Великая Отечественная война…Такие страшные цифры говорят нам о том, что это было великим испытанием для нашего народа:

- 14 тысяч убитых ежедневно;

- 600 человек в час;

- 10 в минуту;

- миллионы легли на 2500 км;

-это 15 человек на каждые 2 метра земли.

       Звучит песня «Ты же выжил, солдат!», В.Мигули, в исполнении Лужецкой Галины

Ведущий: Мы живем в то время, когда приходится переживать крушение многих идеалов и святынь, еще вчера казавшихся незыблемыми. Меняется наше отношение к давнему и недавнему прошлому, рушатся прежние кумиры, но одно остается неизменным – отношение к тем, кто воевал.

       Звучит стихотворение Л.А. Преображенской «Вовкина бабушка» в исполнении ученицы 3 «Е» класса Казаковой Яны.

       Выступление танцевального ансамбля «Русский сувенир» под руководством Айбабиной Л.В.

Ведущий:

Помним и ценим, для нас вы как звезды.

Мир на земле вашим подвигам создан

Вас поздравить мы всегда готовы.

В праздники, будни все снова и снова.

(Звучит стихотворение «Победа» в исполнении Кристины Миллер, ученицы 3 «Е» класса.)

Ведущий:

Ради счастья и жизни на свете,

Ради воинов, павших тогда,

Пусть не будет войны на планете

Никогда! Никогда! Никогда!

       Выступление танцевального коллектива «Русский сувенир», руководитель Айбабина Л.В.

Звучит песня И. Лученка «Весна сорок пятого года», на сцену выбегают ребята театра-студии «Шик», с криком «Ура»!, обнимаются, целуются и становятся в свои мизансцены.)

- Ребята, помните?!

Солнце, так много солнца –

В окнах, на крышах, в глазах!

Солнце горит на знаменах,

Плещется в орденах.

Небо, так чисто небо,

Синее без облаков.

В день долгожданной Победы

Солнце, и друга, и небо –

Всех я обнять готов.

(Звучит песня из к/ф «Командир счастливой щуки», ребята перестраиваются и становятся в полукруг)

-Прошла война, прошла страда

Но боль взывает к людям.

Давайте люди никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят об этой муке,

И дети нынешних детей

И наших внуков внуки.

(Звучит песня М.Матусовского  «Ветераны», ребята спускаются в зал, ветеранам вручают цветы.)

Приложение 4

Сценарий

литературно-музыкальной композиции

«Письма опаленные войной…»,

Дню снятия блокады города Ленинграда, посвящается…

(постановка осуществлена 27 января 2016 года)

(Фанфары. На сцене выключен свет. Голос  за кадром:)

Голос за кадром: Январь месяц особенный для жителей города Ленинграда. Именно для ленинградцев, для тех, кто родился и вырос в этом городе, кто сражался с фашистами, чтобы отстоять его, кто пережил тяготы жесточайшей блокады и дождался светлого часа победы.

(Звучит взрыв. На сцену выходят участники театра-студии «ШИК», замирают в стоп кадре в позах «защитников Родины». Звучит «Вокализ» С.В.Рахманинова, на сцене выключается свет, ребята снимаются с поз…)

1 чтец:

Опять война,

Опять блокада…

А может, нам о них забыть?

2 чтец:

Я слышу иногда:

«Не надо, не надо раны бередить,

Ведь это верно, что устали

Мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

3 чтец:

И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда-

Не права!

4 чтец:

Чтоб снова

На земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно,

Чтоб наши дети

Об этом помнили,

Как мы!

5 чтец:

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память - наша совесть».

Она,

Как сила, нам нужна!

(Звучит музыка С.В.Рахманинова, выходят ведущие, старшеклассники)

Ведущий1: 900 дней, почти три года длилась беспримерная героическая борьба жителей города на Неве с врагом и голодом. Ничто не смогли сломить их воли и мужества. Оборона Ленинграда -одна из самых героических страниц отечественной истории, и одновременно, самая трагическая точка.

Ведущий2: Вся страна в тяжелые первые два года войны знала, что, не смотря ни на что, город Ленинград держится. Это придавало уверенности в собственных силах, укрепляла веру в окончательную победу. В Ленинграде, как нигде, фронт и  город, родственно соединились на все 900 дней. На фронт приходили пешком, а  город был виден его защитниками из окопов. Они знали, за что умирают.

Ведущий2: Восьмого сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиной 900 дней и ночей. 900 дней мук и слез, горестей и смертей, надежд и тревог, труда и борьбы, ни один город, ни одна крепость за всю историю существования человечества не выносила столь жестокого испытания.

Ведущий1: В октябре 1941 года население город составляло три миллиона 300 тысяч человек, когда блокада была снята полностью, в городе осталось всего 560 тысяч человек.

(Выступление хора 6 класса, песня «Последний бой» М.Ножкина. На сцене появляется девочка с портфелем:)

Девочка: Ну вот, как январь, так начинаются в школе «Опять война, опять блокада». Ну и когда это было?! 70 лет прошло…Нет, ну конечно было. Война, блокада. Конечно, трудно людям приходилось. А сейчас то что? Сейчас –  всё хорошо. А вот стих какой-нибудь все равно придется выучить, двойку получать не хочется. Надо только что-нибудь поесть (задумывается) суп не хочу, макароны тоже не хочу, бутерброд тоже не хочется…поесть то нечего, ладно потом поем (махнула рукой). Пойду, стихотворение поищу

(Фотом звучит «Наш город», музыка Соловьева - Седого, девочка подходит к полке, начинает перебирать книги. Вдруг из одной книги выпадают сложенные треугольники. Она разворачивает и  начинает читать.

 Звучит метроном.

       Письмо: «Здравствуй, дорогая сестра! Ленинград в кольце блокады, обстреливается из орудий, бомбардировки часто. Совсем не хватает топлива, сидим на 125 гр. хлеба, раз в месяц дают 400 грамм крупы, немного конфет. Закупили около 5 кг. столярного клея, варим из него желе с лавровым листом и едим с горчицей. Вообще мы все страшно похудели, в ногах и теле слабость, которая особенно чувствуется после пилки дров и ходьбы. Тело все зябнет, царапины очень долго не заживают». (08.12 1941 г.).

       Письмо: «Дорогая сестра! В городе страшно: он пустеет и превращается в призрак. Люди умирают от голода и холода. Тетя достала какого-то масла, которое наливали в краску, мы жарим на  нем хлеб. Так его есть совсем плохо. Правда, после этого немного болит живот, но это ничего. За водой ходим на реку. Далеко, конечно, но ближе воды нет. (15.02.1942)

(Выходи девочка с кусочками хлеба в руке.)

Девочка: Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже  не знала. Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше  есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно поцеловать их …(целует ладонь) Чтобы  ни одна крошка не пропала, ни одна крошечка. (Девочка уходит за кулисы.)

Выступление вокального ансамбля «Веретенце» с композицией «Кино идет..»

Выступление Дрюпиной Арины, отрывок из поэмы М.Алигер «Зоя».

(Появляется девочка с книгой в руках, вытирая слезы)

Девочка: Это были письма моей бабушки…Стой! Остановись! Время замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на них, кого сейчас нет, кто сейчас с камня смотрит на нас с высоты своих памятников. Стой! Остановись! Никогда не проходи мимо гранитной стены на которой золочеными буквами вписаны имена павших на поле боя, замученных в фашистских застенках, сожженных, повешенных, уничтоженных, но непокоренных. Остановись у этой красной стены, кровавой стены! Память! (некоторое время молчит.) Она имеет начало, но не имеет конца. (Задумывается, затем продолжает, она вспомнила…)

Девочка:

Я знаю, какое стихотворение нужно выучить (начинает читать)

Помните!

Через века, через года -

Помните!

О тех, кто уже не придет никогда,-

Помните!

Не плачьте!

В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Помните, павших, будьте достойны!

Вечно достойны!

Хлебом и песней,

Мечтой и стихами,

Жизнью просторной, каждой секундорй,

Каждым дыханьем

Будьте достойны!

Люди!

Покуда сердца стучатся,-

Помните!

Какой ценой завоевано счастье,-

Пожалуйста, помните1

Песню свою, отправляя в полет,-

Помните!

О тех, кто уже никогда не споет,-

Помните!

Детям своим расскажите о них,

Чтобы тоже запомнили!

Детям детей расскажите о них

Чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной Земли

Помните!

К мерцающим звездам ведя корабли,-

О погибших помните!

Встречайте трепетную весну,

Люди Земли!

Мечту пронесите через года

И жизнь наполните!

Но о тех, кто уже не придет никогда,-

Заклинаю,-

Помните!

Памяти павших будьте достойны!

(Девочка замирает, склоняя голову. Голос за кадром: «В память о многочисленных жертвах 900-дневной блокады объявляется минута молчания.)

Минута молчания

(Выходят ведущие)

Ведущий 2: 17 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана. 27 января 1944 года блокада города Ленинграда была окончательна снята. Радости горожан не было конца. Позади осталось девятьсот страшных дней, когда город задыхался от вражеской осады. Пришло долгожданное освобождение!

Выступление 7 класса - «Как, скажи, тебя зовут?»

Фоном звучит песня «Дети блокады», музыка. Л.Шахова, на сцену выходят все чтец

Чтец:

Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем,

Цветами яркими цветут.

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утишать людей не надо.

Их радость слишком велика-

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика, но боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

Пол Ленинграда не поднялось.

Рыдают люди и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе салют!

Сегодня ленинградцы плачут…

(Участники мероприятия спускаются в зал, вручают ветеранам войны и тыла цветы, треугольники, письма с фронта. На экране транслируется салют, фоном звучит «Город над вольной Невой» музыка Соловьева-Седого. Выходят участники театра студии «ШИК» бережно подходят к ветеранм и приглашают на вальс.)

Приложение 5

Сценарий

литературно – музыкальной композиции,

посвященной 75 - летию снятия блокады Ленинграда

«Помните! Через века, через года…»

(постановка осуществлена 26 января 2019 года)

(Сцена оформлена в виде двора: лето 1941 года: скамейки, урна, песочница. На заднем плане сцены: обелиск, лозунг: «Спасибо, Родина, за наше счастливое детство!»; чуть ниже плакаты и надпись: «872 дня», который обрамлен блокадной лентой, ассоциируя «дорогу жизни».)

Звучит метроном.

Голос за кадром:

Мы знаем, какою ценою

Досталась победа тогда,

Гордимся своею страною

И помним о прошлом всегда.

И вечная память павшим!

И вечная слава живым!

Трудившимся, воевавшим

Далеким и близким таким…

(Звучат позывные далекое эхо войны, песня «Утро красит нежным цветом… На сцену выходят ребята театра-студии «Шик». Кто-то из них играет в шахматы, кто-то - в песочнице, кто-то скачет на скакалке. Мимо проходит мужчина с авоськой, где лежат пустые бутылки из-под молока, через какое-то время возвращается с полными бутылками молока. Девочка играет с игрушечной коляской и т.д. Выбегает юноша с девушкой на сцену, юноша держит в руке патефон, включает его, звучит довоенное танго, они начинают танцевать.

Исполняется военное танго «Риорита», руководитель И. Карташева. 

(Музыка обрывается, звучит голос Ю.Б. Левитана: объявление о начале войны. Все на сцене замирают в стоп кадре)

Голос за кадром: Вот так неожиданно, в обычное летнее утро 22 июня 1941 года началась самая страшная, самая кровавая из всех войн – Великая Отечественная война.

)Звучит фонограмма песни «Священная война», на слова В.И. Лебедева-Кумача, муз. А.В. Александрова. )

       Участники мизансцены уходят на задний план, в зал маршируя, заходят солдаты в плащ-палатках, касках и поднимаются на сцену)

Солдат:

Разве для смерти рождаются дети,

Родина?

Разве хотела ты нашей смерти,

Родина?

Пламя ударило в небо –

Ты помнишь, Родина?

Тихо сказала: «Встаньте на помощь…» -

Родина!

Мы от свинцовых розг

Падали в снег с разбега,

Но –

Поднимались в рост

Звонкие, как Победа!

Как продолжение дня

Шли тяжело и мощно…

Меня

Нас убить невозможно!

(Звучит фонограмма шагов солдат, солдаты уходят через весь зал, одновременно на экране демонстрируется фрагмент из к/ф  «Летят журавли»: сборный пункт, прощание Вероники с Борисом, на фоне кинокадров движется колона солдат, уходящих на фронт. В фильме – суматоха, прощание, а на сцене – четкие ряды солдат.)

Звучит песня «Не отнимайте солнца у детей» в исполнении Рояк Эдуарда и Дмитриевой Анны, МУДО « ЦЭВД № 38»

(Звучит  отрывок из 7 симфонии Д.Шостаковича, на сцену выходят участники театра-студии «ШИК»)

1 чтец: Гитлер бросил в бой все свои сил. Мы должны выстоять. Сейчас решается судьба всей нашей страны.

2 чтец: Судьба каждого из нас. Судьба наших детей.

3 чтец:  В этот суровый час красная Армия защищает нашу Родину.

4 чтец:  Немцы не могут победить. Велика наша страна. Еще необъятнее наше сердце. Оно многое вмещает. Оно пережило столько радости, столько горя наше русское сердце…

Звучит мелодия «Памяти жертв». Фрагмент кинокадра о городе на Неве

1 чтец:  На 100 островах раскинулся могучий и неповторимый город.

2 чтец:  Его имя – как гром и как град: Петербург, Петроград, Ленинград!

3 чтец:  На Ленинград, обхватом с трех сторон, шел Гитлер.

4 чтец: Гитлеру были ненавистны имя города на Неве, патриотизм его жителей.

1 чтец:   Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Петербурга от 22 сентября 1941 года: фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города»

2 чтец: Для осуществления своего варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы.

3 чтец: Более 40 отборных дивизий, более 1000 танков и 1500 самолетов.

4 чтец: 8 сентября 1941 года фашисты захватили Шлиссенбург, Ленинград был блокирован, не смотря на героизм и отвагу советских воинов и партизан.

1 чтец: Днем фашисты обстреливали город из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы.

2 чтец: Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы, заводы, музеи, театры, гибли женщины, старики, дети.

3 чтец: За время осады гитлеровцы обрушили на город 150 тысяч тяжелых снарядов, сбросили 5 тысяч фугасных, 10 тысяч зажигательных бомб.

4 чтец: Были разрушены и сожжены 3174 здания, повреждены – 7143.

1 чтец: Третья часть жилья была уничтожена.

2 чтец: Враги прорвались на южный берег Ладожского озера.

3 чтец: Ленинград оказался полностью блокированным с суши.

4 чтец: Страшная угроза нависла над городом на Неве.

1 чтец: На защиту Ленинграда поднялись все его жители. В короткий срок он был превращен в город – крепость.

2 чтец: Ленинградцы построили 35 км баррикад, 4170 дотов.

3 чтец: 22 тысячи огневых точек.

4 чтец:  Создали отряды противовоздушной обороны.

1 чтец: Организовали дежурство в домах.

2 чтец: Оборудовали медпункты.

3 чтец: В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой, боевой техники фронта – горючим.

4 чтец: Заводов и фабрик – сырьем и топливом.

1 чтец:З апасы продовольствия таяли с каждым днем, постепенно сокращались нормы выдачи продуктов.

2 чтец: С 20 ноября по 25 декабря 1941 года они были самыми низкими – 250гр. суррогатного хлеба, а служащие иждивенцы и дети – всего по 125 гр. в день. Муки в этом хлебе почти не было.

3 чтец: Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев. Кто имел столярный клей, сыромятные ремни употребляли их в пищу.

4 чтец: Зимой 1941-1942 годов город сковывала лютая стужа. Не было топлива и электроэнергии.

1 чтец: Истощенные голодом, обессилившие и измученные непрерывными бомбежками обстрелами, ленинградцы жили в неотапливаемых комнатах. Замерзали водопровод и канализация.

2 чтец: За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, брать воду в быстро замерзающих прорубях, а потом под обстрелом доставлять её домой. Голод становился все страшнее.

(Мелодия грусть. Инсценировка «В блокадном Ленинграде». Звучит мелодия «Ария» Р. Ловланд)

3 чтец: Смерть входила во все дома. Изнуренные люди умирали прямо на улицах.

4 чтец: Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.

(На экране документальные кадры из кинофрагмента «Ленинград – город герой», Леннаучфильм, 1975 год.)

1 чтец - Все эти нечеловеческие тяготы и лишения на равнее со взрослыми переносили дети и подростки.

2 чтец:

Блокада – далеко как это слово

От наших с вами мирных светлых дней.

Произношу его и вижу снова

Голодных, умирающих детей.

Как опустели целые кварталы,

И как трамваи вмерзли на пути,

И матерей, которые не в силах

Своих детей на кладбище нести.

3 чтец: Многие знают печальную историю одиннадцатилетней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой. (На экране портрет Т. Савичевой.)

4 чтец: В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. 9 коротких, трагических записей о том, что принес фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям. Вы видите на экране.

(На экране демонстрируются записи дневника Т. Савичевой. Звучит метроном.)

1 чтец: Савичевы умерли все. Осталась одна Таня. Таню удалось спасти от голодной смерти. Её вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку, и вскоре она умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани Савичевой был открыт памятник.

(На экране изображение памятника Т. Савичевой)

2 чтец:

Дети блокадного Ленинграда!

Мне в атаках ненадобно слова – «Вперед».

Под каким бы мне ни бывать огнем –

У меня в зрачках черный Ладожский лед

Ленинградские дети лежат на нем.

3 чтец: Ленинградские дети! Они были мужественны и стойки. Вместе со взрослыми трудились, боролись и учились! Учились несмотря ни на что.

4 чтец: Учителя и ученики из мерзлых квартир, сквозь стужу и снежные заносы, шли 5-6 километров в такие же мерзлые, оледеневшие классы.

Звучит  Ф. Шопен «Прелюдия» ми минор». Выходит девочка в шале, валенках.

Девочка: Нас шатает… Почти весь день мы на корточках по болоту. Даже рукам больно. Тело сводит и жжет ломота, только вечером перед сном в детском доме больным ребятам клюкву выдали спецпайком. По семнадцать штук на брата.

(Звучит мелодия «Ария» Р. Ловланд)

1 чтец: Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе.

2 чтец: Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды многие ленинградские дети учились.

3 чтец: Писатель Александр Фадеев сказал: «И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились.

4 чтец: Опасен и тяжел был путь в школу и обратно домой. Ведь на улицах как на передовой, часто рвались снаряды и идти приходилось, преодолевая холод и снежные заносы.

1 чтец: Ученики шатались от голода. У них была общая болезнь – дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга.

2 чтец: Кровоточили десна, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дорогу в школу, случалось и в классе.

3 чтец: Девочка руки протянула

И головой

На край стола.

Сначала думали –

Уснула,

А оказалось

Умерла…

Никто

Не обронил ни слова.

Лишь хрипло,

Сквозь метельный стон,

Учитель выдавил что снова,

Занятья после похорон.

       Танец «Скорбь» в исполнении танцевального коллектива «Ritmix» руководитель Зубова Наталья

(Звучит мелодия (оптимизм).

4 чтец: Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо.

1 чтец: Не перерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью озеро замерзало и движение судов по нему прекратилось.

2 чтец: И тогда была проложена АО Ладожскому озеру ледовая автомобильная дорога.

3 чтец: Народ очень точно назвал её Дорогой жизни. От неё зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 года на еще не окрепший лед вышли первые грузовики, везшие муку.

4 чтец: Вплоть до 23 апреля 1943 года непрерывно двигались автоколонны.

1 чтец: Скольких человек спасла от неминуемой смерти эта легендарная ледовая трасса!

2 чтец: В январе 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ – прорвать блокаду!

3 чтец:

Во имя Родины и долга –

На бой! Сегодня наш черед

Мы ждали молча, ждали долго.

И слово сказано «Вперед»!

И, как всегда, у Ленинграда

Простое, строгое лицо.

Вперед, орлы, ломай блокаду,

Её железное кольцо.

       Выступление Зазеговой Юлии, отрывок из произведения Ч. Айтманова «Материнское поле»

Звучит музыка. На экране портрет В. Инбер. Выходит девушка в черном платке

4 чтец:

Сын, тебя я под сердцем носила.

Я тобою гордилась, любя,

И со всею материнскою силой

Я теперь заклинаю тебя:

Бей врага, чтобы он обессилел,

Чтобы он захлебнулся в крови,

Чтоб удар твой был равен по силе»

Всей моей материнской любви!

От имени всех женщин Ленинграда, живых и мертвых, призывала поэтесса Вера Инбер.

       В исполнении хора МАОУ «СОШ № 36» звучит песня «Мир без войны» музыка и слова Екатерины Комар.

(Звучит минусовка песни «О той весне»)

1 чтец: 18 января 1943 года войска Волховского и Ленинградского фронтов после ожесточенных боев за каждый метр ленинградской земли соединились у станции Подгорный и прорвали блокаду.

2 чтец: Солдаты обнимались и плакали от радости. В их числе были и наши ветераны Коми земли. (перечисление ФИО ветеранов)

3 чтец: Ленинград получил связь с Большой землей.

4 чтец: Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода.

1 чтец: Вместе с ними эту победу отмечали все советские люди.

(Звучит (-) песни «Эх, дороги!». Участники театра - студии «ЩИК уходят за сцену.  Через зал медленно, устало бредет солдат в гимнастерке, сапогах. Он поднимается на сцену, садится, положив рядом автомат, каску, пьет с фляжки. Солдат устало улыбается и говорит в зал, музыка замолкает)

Солдат:  Все, ребята, конец…

(Запись диктора о прорыве блокады. Солдат слушает. Затем звучит гул артиллерийского салюта, на экране кинокадры Победы. И отчаянный женский крик «Победа!».

Звучит песня «День Победы». На сцену выбегают ребята, обнимаются, танцуют… Солдат выходит на авансцену, а ребята замирают в стоп-кадре)

Солдат:

Я выжил… затем, чтобы жизнь продолжалась,

Чтоб дети росли и любили его,

Чтоб юная смена на старших ровнялась,

Чтоб больше война не взяла никого.

Я помню… о том, что было в блокаду:

Разрывы снарядов, фугасов и бомб,

Голодные дни, так подобные аду,

Сирены и ночью прожектора зонд…

Я верю…не в то, что о нем не забудут,

А в то, что блокадные жертвы не зря,

Что люди всегда человечными будут

И мирною – жизнь на планете Земля!

(На сцену выходит Дьякова Софья в русском сарафане. На экране кадры о Родине…)

       Исполняется песня на слова И. Шаферана, музыка П. Аедоницкого «Красно – солнышко»

(Выход участников театра-студии «Шик», фоном звучит музыка П.Аедоницкого)

Все: Слушайте нас, юность планеты!

4 чтец: Сегодня, когда прошло 75 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Мы мысленно возвращаемся к этим страшным дням.

Все: Слушайте!

1 чтец: - Этого забывать нельзя!

2ч тец: Враги надеялись, что тяжелые лишения пробудят в ленинградцах низменные, животные инстинкты

3 чтец: Заглушат в них все человеческие чувства.

4 чтец: Они думали, что голодающие, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров,

1 чтец: Перестанут защищать город и в конце концов сдадут его.

2 чтец:  Но фашисты просчитались

3 чтец: Те, кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность, их доверие и уважение друг друга.

4 чтец: Многомиллионный город жил и боролся в течение 900 труднейших блокадных дней и не только выстоял, но и победил!

1 чтец: Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором.

И жизнью смерть была побеждена,

И победили человек и город! (Л. Панова)

2 чтец: Прошло более 75 лет. Но героическое прошлое легендарного города неподвластно времени.

3 чтец: Подвиг защитников Ленинграда, в том числе и юных, бережно хранят в памяти все честные люди, и прежде всего те, кто пережил блокаду.

4 чтец: Поисковые группы, волонтеры Победы до сих пор находят в земле осколки, заржавевшее оружие, прострелянные солдатские каски.

(Звучит мелодия песни «От героев былых времен». Ребята показывают заржавевшую каску советского солдата, пробитую пулей, взятую со школьного музея. Передают по очереди из рук в руки)

1 чтец: Вот одна из них – каска неизвестного солдата.

2 чтец: Пусть она еще раз напомнит вам о героизме и стойкости. О тех, кто не вернулся с поля боя…

(«Солдаты» передают каску в зал. Она идет по рядам. Каждый кладет в неё гвоздику и передает другому. Звучит песня В.Высоцкого «Он вчера не вернулся из боя». Когда каска наполняется цветами, её бережно поднимают на сцену, похожую на горящий факел, возлагают к «Вечному огню», который «горит» на экране.

3 чтец: Многие дети блокадного Ленинграда так и не увидели победного салюта.

4 чтец: Они лежат вместе со взрослыми защитниками Ленинграда на Пискаревском кладбище.

1 чтец: Под шелестом опушенных знамен, лежат бок о бок дети и солдаты.

2 чтец: На Пискаревских плитах нет имен, на Пиксаревских плитах только даты,

3 чтец: Год сорок первый…

4 чтец: Год сорок второй…

1 чтец: Полгорода лежит в земле сырой.

2 чтец: Давайте же склоним головы перед ленинградцами и защитниками города, не дожившими до наших дней.

3чтец: И почтим их светлую память минутой молчания.

(Все встают в зале, звучит метроном) стих в исполнении Миллер Кристины)

Звучит песня в исполнении 1 «Е» класса «Солнечный круг».

Звучит мелодия песня «Солнце 21 века».

4 чтец:

Чтобы снова на земной планете

Не повторялось этой зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили,

Как мы!

1 чтец:

 Я не напрасно беспокоюсь,

Чтобы не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть

Она,

Как сила, нам нужна…

(Звучит песня «Летят голуби». На сцену выходит участники театра – студия «ШИК», строятся мизансцены, имитируют голубей, которых отпускают в небо. На экране летящие голуби.)

2 чтец: Солнце родины любимой

3 чтец :Озаряет всех вокруг,

4 чтец: Голубь мира с наших рук.

1 чтец: Ты лети, лети по свету

2 чтец: Голубь наш из края в край

3 чтец: Слово мира и привета

Вместе: Всем народам передай.

Активисты ШДОО «Беспокойные сердца» вручают ветеранам памятный знак «75лет полного освобождения города Ленинграда», цветы, блокадный кусочек хлеба, всех приглашают на разговор по душам за чашкой чая.)