Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Методическая разработка Программа внеурочной деятельности обучающихся "Технологическое творчество

Всероссийский Фестиваль передового педагогического опыта учителей «Методическая копилка»

РАЗДЕЛ: Образовательные программы в области декоративно-прикладного творчества

Программа внеурочной деятельности обучающихся 5-8 классов «Технологическое творчество»

Автор работы: Наталья Юрьевна Курбатова, место работы: МАОУ «Школа №31» г. Балашиха должность: учитель технологии 1-ой квалификационной категории. 

Пояснительная записка Креативность – это 1% вдохновения и 99% труда. Томас Альва Эдисон Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности детей в образовательных учреждениях. Цели и задачи дополнительного образования направлены на то, чтобы развивать творческие способности, формировать навыки самореализации личности. Следуя этим задачам, была составлена данная авторская программа. Она разработана на основе анализа концепций художественного — эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательных областях «искусство» и «технология», наряду с общими идеями возрождения духовности, формирования у учащихся целостной картины мира, развития общей способности к творчеству, умение найти свое место в жизни. В современном мире художественное мышление, связывающие нас с прошлым, с духовным наследием наших предков, является непреходящей ценностью. Оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Поэтому очень важно для детей видеть красоту предметов искусства, технологического творчества, пробовать изготовить изделия своими руками. Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, производственных операций и процессов, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности. В программу введены и современные виды рукоделия, такие как декупаж, картины из окрашенного зерна, специй, карвинг, поделки из макарон. Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно - прикладного искусства, развитие эстетического восприятия художественно-технологической деятельности в разных отраслях. Задачи программы: Обучающие:  закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д. и способствовать их систематизации;  знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;  раскрыть истоки народного творчества;  формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;  совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;  приобретение навыков учебно-исследовательской работы. Развивающие:  пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;  развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;  формирование творческих способностей, духовной культуры;  развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;  развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей. Воспитывающие:  осуществлять трудовое, эстетическое и профессиональное воспитание школьников;  воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;  воспитывать чувства коллективизма и товарищества, взаимопомощи и взаимоподдержки;  формировать интерес к труду, учить бережно, относиться к продуктам своего труда, труда других людей, вызывать желание творить самому.  воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, целеустремлённость, терпение, положительное отношение к труду, доброе отношение к товарищам, бережливость. Технология реализации программы. Для достижения результата работы требуется большая вариативность подходов и постоянство собственного творчества. Методы: • Объяснительно - демонстративные (при объяснении нового материала). • Репродуктивные (способствуют формированию знаний, умений, навыков через систему упражнений). • Стимулирования и мотивации (учебные дискуссии). • Самостоятельной познавательной деятельности (при работе по заданному образцу, по правилу, требующих творческого подхода). • Словесные (при устном изложении, в котором раскрываются новые понятия, термины). • Творческий метод. Методы работы оптимально раскрывают творческие способности ребёнка, дают ему возможность попробовать себя (свои силы) в творческой деятельности и что немаловажно, создают для детей ситуацию успеха. Для реализации программы используется дидактический материал: • Методические средства обучения (методическая учебная литература, методические разработки и др.). • Технические средства обучения (компьютер, проектор, экран, CD-, DVD-диски). Диагностика результативности образовательной программы. Во время реализации образовательной программы большое внимание уделяется диагностики наращивания творческого потенциала детей: на вводных, заключительных занятиях и во время практической работы с целью определения интересов ребёнка, мотивации к занятиям в данном объединении, уровня развития знаний, умений и навыков. В качестве диагностики используется: • Устный опрос. • Выполнение готовой работы. • Выставки творческих работ. Программа ориентирована на школьников 5-8 классов и может быть реализована как в работе педагога с отдельно взятым классом, так и в его работе с группой учащихся из разных классов и параллелей. Программа рассчитана на 68 часов занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Структура программы Программа кружка основана на принципах природособразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью. Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной и коллективной творческой деятельности. Принципы обучения и воспитания: • Принципы гармонизации личности и среды – ориентации на максимальную самореализацию. • Принцип гуманизации – предусматривает благоприятные условия освоения общечеловеческих, социально-культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания и отдыха детей. • Принцип сознательности – обеспечивает заинтересованное, а не механическое усвоение детьми необходимых знаний и умений. • Принцип доступности – соответствие учебного материала возрастным и психологическим особенностям. • Принцип наглядности – у ребёнка больше выражена и развита наглядно-образная память, поэтому мышление опирается на восприятие и представление. • Принцип системности и последовательности – обязывает строить процесс обучения таким образом, чтобы учебная деятельность связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, а овладение знаниями, умениями и навыками опирались на усвоенное. • Принцип взаимодействия на нескольких уровнях: - взаимодействие между взрослым и ребёнком в процессе знаний; - взаимодействие детей как партнёров по творческой деятельности; - сенсорное взаимодействие ребёнка с материалом; - на уровне содержания курса: взаимодействия всех тем, входящих в структуру программы; - на уровне содержания знания: любая тема раскрывается через взаимодействие персонажа, в котором он действует, существует. Настоящая программа призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные и трудоёмкие приёмы обработки разнообразных материалов и различные техники выполнения изделий, но и пробудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы. Предполагаемые результаты реализации программы На всех этапах обучения по данной программе учащиеся будут развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию, улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. Предполагается расширить кругозор учащихся, познакомить с видами ДПИ, национальными традициями, вызвать интерес к профессии дизайнера, мастера - ремесленника, художника-оформителя, воспитывать интерес к истокам народной культуры, стремление возродить забытые традиции, связанные с украшением интерьера помещения. Предполагается, что полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут применять в повседневной жизни. Данный курс является одним из источников познавательного и нравственного развития учащихся. В ходе обучения учащиеся должны знать: • правила техники безопасности при работе с инструментами (утюг, колющие, режущие предметы); • правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов; • технологию работы с различными видами материала; • организацию рабочего места; • материалы, инструменты для работы; • композицию, формообразование, цветоведение; • особенности технологического творчества; • технологию изготовления картин из окрашенного зерна; • историю народных промыслов; • особенности художественного вырезания из овощей; • праздничные традиции. уметь: • работать нужными инструментами и приспособлениями; • последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала); • создавать картины из окрашенного зерна, специй; • наносить и закреплять рисунок; • украшать изделие по традиционным мотивам. приобрести навыки: • экономного расходования различного материала; • качественного изготовления работ; • работы в паре и самостоятельно. Форма подведения итогов программы дополнительного образования детей – выставки и конкурсы. Список используемой литературы 1. Агнешка Бойраковска-Пшенесло: Игрушки из макарон. Издательство: Арт-родник, 2013 г. 2. Агнешка Бойраковска-Пшенесло: Пасхальные яйца. Издательство: Арт-родник, 2013 г. 3. Алина Диброва: Картины из зерен. Издательство: Феникс, 2012 г. 4. Анна Зайцева: Поделки из яичной скорлупы: мозаика, декупаж, квилинг. Издательство: Эксмо-Пресс, 2012 г. 5. Виктория Челнокова: Кружево - искусство хитросплетения Издательство: Феникс, 2006 г. 6. Делаем открытки. Издательство: АСТ-Пресс, 2011 г.Серия: Хобби Клуб 7. Евгения Крылова: Декупаж. Издательство: Астрель, 2012 г. 8. Елена Парьева: Бисер в отделке одежды и текстиля Издательство: Феникс, 2006 г. 9. Елена Шилкова: Вышивка лентами. Издательство: Рипол-Классик, 2011 г. 10. Имитируем поверхности. Серия: Хобби Клуб. Издательство: АСТ-Пресс, 2014 г. 11. Корепанова, Куприна, Бударина: Знакомство детей с русским народным творчеством: Методическое пособие для педагогов. Издательство: Детство-Пресс, 2010 г. 12. Лариса Варава: Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия. Издательство: Феникс, 2007 г. 13. Мари Лобо: Украшения из овощей и фруктов. Издательство: Арт-родник, 2007 г. 14. Т. Степанова: Объемная аппликация из разных материалов. Издательство: Академия Развития, 2012 г. 15. Чудеса из овощей и фруктов: Карвинг. Редактор: Хлебнова Т. И. Издательство: Арт-родник, 2008 г. 16. Шпикалова Т., Ершова Л., Щирова А.: Волшебный мир народного творчества. Учебное пособие. Издательство: Просвещение, 2012 г. Дидактический материал Книги, журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления поделок. Фотографии, схемы, эскизы будущих изделий. Учебно-тематический план № п/п Тема Количество часов Всего часов Теория Практика 1 Вводное занятие 1 1 2 Народные промыслы России. 6 3 3 3 Природные материалы. Инструменты и приспособлениями для работы 2 2 4 Чудесные превращения 10 3 7 4 Мозаика «Веселые узоры» 14 4 10 5 Предновогодние хлопоты. 4 1 3 6 Картины из специй 10 2 8 7 Пасхальное яйцо. 6 1 5 8 Поделки из макарон 10 3 7 9 Сказка из овощей и фруктов. Карвинг 5 1 4 10 Выставка работ в течение года. Подведение итогов Итого: 68 21 47 Примерное содержание занятий 1. Вводное занятие – 1 час. Вводное занятие. Беседа, знакомство с расписанием работы кружка. Техника безопасности при работе с инструментами, материалами. Правила организации рабочего места. Техника безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами. Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами. 2. Народные промыслы России – 6 часов Виды декоративно-прикладного творчества; история ремесел и рукоделий. Народные художественные промыслы России и родного края. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с природным материалом. Ознакомление со старинной утварью, с вышивками, кружевами и другими образцами народного творчества. Роспись. Керамика Гжели. Жостовская роспись, Палехская миниатюра, Федоскинская миниатюра, Хохлома́. Городецкая роспись. Изделия из ткани: Вологодское, Елецкое, Мценское кружево, Оренбургский пуховый платок, Павловопосадские шали. Игрушки. Матрёшка. Богородская резьба. Изделия из металла. Скань Ка́слинское литьё. Практическое занятие техника рисунка. 3. Природные материалы. Инструменты и приспособлениями для работы -2 часа. Характеристика природного материала, используемого для творчества. Соблюдение личной гигиены при работе с материалом. Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда. Названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки. Инструменты и приспособлениями для выполнения работы. Техника безопасности. Практическое занятие: выполнение творческих работ в технике бумажной пластики. 4. Чудесные превращения – 10 часов. Рамка для фотографии. Знакомство с различными образцами рамок. Порядок проектирования работы. Материалы для работы. Подбор материала для декорирования. Практическое занятие: оформление рамки; декупаж. 5. Мозаика «Веселые узоры» - 14 часов Знакомство с крупой, инструментом, материалом, приемами работы Цветная крупа, смешивание цветов Проект работы. Выкладывание картины из зерна Оформление работы с использованием семян, крупы и т.п. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой окрашивания крупы. Работа с необычными материалами, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции. Практическое занятие: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с окрашенными крупами (создание простых композиций). 6. Предновогодние хлопоты - 4 часа Традиции праздника Новый год. Мастерская елочных украшений. Практическое занятие изготовление мандаринового дерева. 7. Картины из специй – 10 часов Знакомство с материалами, процессом изготовления. Техника безопасности Выбор рисунка. Выполнение рисунка Нанесение клея и приклеивание специй соответствующего цвета, размера Завершающая обработка поверхности картины Практическое занятие: изготовление картины из специй. 8. Пасхальное яйцо -6 часов Традиции праздника Знакомство с материалами, процессом изготовления. Техника безопасности Проектирование украшения пасхальных яиц. Практическое занятие: оформление работы. 9. Поделки из макарон -10 часов Знакомство с материалами, инструментами, процессом изготовления поделок. Техника безопасности Практическое занятие: звёздочки из макарон; чудесный цветок; солнышко; венок; ваза. 10. Сказка из овощей и фруктов. Карвинг – 5 часов Знакомство с материалами, процессом изготовления. Техника безопасности Практическое занятие: фруктовая корзина; лилии из помидор; веер из огурцов.