Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

08.07.2024 г.
Для каждого человека семья - это крепкий дом, где есть любовь, поддержка и опора, забота и взаимное...
06.07.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов «Мама - друга нет дороже...
06.07.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая семье и семейным ценностям (из цикла «...
04.07.2024 г.
Всероссийская викторина, посвящённая матерям государственных деятелей и учёных России «Материнская...
03.07.2024 г.
Всероссийский фестиваль творчества «Комплименты для мамы!»
02.07.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Я рисую папу! Я рисую маму!»
02.07.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню семьи, любви и верности «Моя счастливая семья!»

Методическая разработка познавательно - игровая викторина для детей среднего школьного возраста «Говорим здоровью - ДА!»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

 «Центр дополнительного образования»

р.п. Тонкино Нижегородской области

 

Методическая разработка познавательно – игровая

викторина для детей среднего школьного возраста

«ГОВОРИМ ЗДОРОВЬЮ – ДА!»

 

Автор-составитель

методист ЦДО р.п. Тонкино

Ярополова Анна Михайловна

 

Содержание:

1. Введение

2. Актуальность проблемы

3. Пояснительная записка

4. Методы и формы

5. Методические рекомендации на подготовительный период

6. Выводы

7. Сценарий мероприятия

Введение:

   Алкоголизм, курение, наркомания, СПИД. Мы не решим этих проблем, пака не научим подростков говорить нет, пока не научим подростков говорить нет, пока они не перестанут верить в чудесные сказки тех, кто бесплатно предлагает вечный «кайф».

     Детская наркомания – это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребёнка. Но, как ни странно, пока эта проблема иллюзорна, призрачна, она не воспринимается всерьез и родители в большинстве своём заняты совсем другим, на первый взгляд, безусловно, более важным и необходимым: стремлением выжить.

    Поэтому большая часть ответственности за спасение юных душ от «белой смерти» берёт на себя школа, которая ещё со времен Аристотеля призвана обучать и воспитывать, а значит, и предостерегать ребёнка от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться со взрослой, самостоятельной жизни.

    Среди основных причин, влияющих на распространение наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних, одно из первых мест занимает стремление доказать свою взрослость, уйти от решения проблем, способ расслабиться, удовлетворить любопытство, желание выделиться среди окружающих.

    В последнее десятилетие значение физкультуры особенно возросло. Известно, что движения являются основными стимулятором жизнедеятельности организма.

    Физические упражнения повышают общий тонус, активизируют защитные силы организма. Недостаток двигательной активности – одна из наиболее распространенных причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников.

    Поэтому двигательная активность и является первоосновной ЗОЖ.

 

Пояснительная записка.

   Активная двигательная деятельность ведет к росту культуры наших взглядов на здоровье, к изменению режима труда, отдыха, питания, следованию другим требованиям личным гигиены, закаливанию, может перестроить многое в нашем характере и привычках, заставив отказаться от наиболее вредных из них.

     Подвижные игры укрепляют здоровье, развивают двигательные качества и закрепляют двигательные навыки, совершенствуют ритмичность и точность движений. Они обогащают играющих новыми ощущениями, представлениями, понятиями повышают активность, воспитывают волевые качества, дисциплину, коллективизм, честность, скромность. Эти виды физических упражнений хороши ещё и тем, что, не требуя специальной технической подготовки от играющих.

   В конкурсно-игровых программах участвуют команды, что сближает детей. В основе их лежат идеи праздника, радости, улыбки, что делает человека более активным, уверенным в себе, общительным счастливым.

   Эти качества детей ведут к более здоровому образу жизни, отвлекают от безнравственных поступков и черт характера. Участие в конкурсно-игровых программах позволяет реализовать находчивость, развивает ловкость, быстроту и пр. Создание весёлой непринуждённой обстановки позволяет участникам чувствовать себя комфортно безопасно.

Актуальность проблемы.

    Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения  - одна из наиболее важных и сложных задач современности. В настоящее время только незначительная часть выпускников школ являются полностью здоровым, поэтому воспитание детей и подростков приобретает социальную значимость.

   У подростков часто наблюдаются отклонения в поведении (увлечение азартными играми, хулиганство, курение, употребление алкоголя, наркотиков), которые негативно сказываются на их здоровье. Известно, что пьянство, алкоголизм и наркомания  - социально опасные явления. Они не только подрывают здоровье человека, но и приводят к невосполнимым потерям в обществе, к изменению демографической ситуации в стране, средней продолжительности жизни, а также заболеваемости.

   Из всех нехимических зависимостей наиболее распространёнными являются склонность к азартным играм в Интернет-зависимость.

  Организация досуга детей и подростков является одним из основных и приоритетных направлений деятельности ДЮСШ.

   Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремлением наполнить свободное время ребёнка видами и формами занятий, которые оказывали бы позитивное внимание на его индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в асоциальные группировки, препятствовали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей.

Цель мероприятия: пропаганда здорового образа жизни среди детей.

Задачи:

 - формировать негативное отношение к алкоголю, никотину, наркотикам;

  - помочь обучающимися сделать вывод, что способствовать выбору детьми   

     здорового образа жизни;

- способствовать формированию знаний о здоровом образе жизни и факторах, его

    укрепляющих;

- способствовать формированию ответственного отношения к своему здоровью;

Прогнозируемый результат:

  Ведение здорового образа жизни учащихся на практике.

  Предупреждение табакокурения и употребления алкоголя в молодёжной среде.

  Умение противостоять негативному давлению среды и принятию собственного

позитивного решения.

  Ответственное отношение к своему здоровью.

Методы и формы:

- беседа, рассказ, показ

- интеллектуальные задания;

- викторина

- музыкальные, танцевальные паузы.

Для проведения соревнований необходимо:

- листы бумаги с написанными на них пословицами о пьянстве;

- два листа ватмана, фломастеры;

- музыкальное оформление;

- диск с записью классической и спортивной музыки.

Методические рекомендации на подготовительный период:

    Успех мероприятия зависит от качества проведения подготовительной работы:

- изучение специальной, методической литературы;

- подбор конкурсов, заданий, исходя из состава команд;

- изготовление эмблем;

- написание сценария, подготовка спортивного инвентаря;

 Особая роль отводится разработке сценария, подбору конкурсов,  музыкального сопровождения. Порядок конкурсов должен строится по принципу: от простого к более сложному. Усложнения, преодоление встречающихся трудностей и принесенные в связи с этим наиболее рациональных действий и приёмов, а также широкое использование ранее усвоенных двигательных навыков.  Воспитывает у детей стойкость, смелость и умение преодолевать трудности, чувство коллективизма, командный дух.

   Жюри необходимо вести протоколы, чтобы определить победителей и призёров.

По возможности нужно вести наглядный протокол, который заполняется по мере прохождения конкурсов. Перед каждым состязанием ведущему и судьям необходимо подробно объяснять условия прохождения конкурса.

   Для создания хорошего настроения и праздничной атмосферы необходимо музыкальное сопровождение.

   В конце праздничного мероприятия победители и призёры награждаются  призами.

Выводы.

   Данное воспитательное мероприятие имеет оздоровительную направленность, способствует воспитанию сознательной активности и инициативной деятельности учащихся. Может использоваться педагогами дополнительного образования, так и учителями физической культуры в образовательных школах.

     Мероприятие подарить участникам мероприятия  положительные эмоции, радость.

    Такие мероприятия являются средством формирования личности ребёнка, оказывает на него эмоциональное воздействие, пробуждает интерес к деятельности, творчеству.

     Организация и проведение мероприятия не требует особых условий, специфического оборудования.

Сценарий мероприятия.

Ход игровой программы

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые ребята! Мы рады вас приветствовать вас!

 Я ещё раз говорю «здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Как вы думаете, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья. (Ответы детей).

Ведущий. Совершенно верно, потому что здоровье для человека  - самая главная ценность. А, что же такое здоровье? (Ответы детей).

Ведущий. Здоровье – это просто отсутствие болезней, это состояние  физического, психического и социального благополучия. Давно известно, что главными факторами здоровья являются движение, питание, режим. Но есть и другие факторы, те, что вредят нашему здоровью, способствуют его ухудшению. Назовите их. (Употребление алкоголя, курение, наркомания).

    Вот обо всех этих факторах мы и поговорим сегодня более подробно. Для начала я предлагаю вам ответить на несколько вопросов.

    Вопросы:

1. Согласны ли вы, что зарядка – это источник бодрости и здоровья? (Да.)

2.Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? (Нет)

3.Верно ли, что кактусы снимают излучение от компьютера? (Нет)

4. Верно ли что от курения ежегодно погибает более10000 человек? (Да)

5. Правда ли, что бананы поднимают настроение? (Да)

6. Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (Да)

7.Правда ли, что есть безвредные наркотики? (Нет)

8.Отказаться от курения легко? (Нет)

9. Правда ли, что молоко полезней йогурта? (Нет)

10. Взрослые чаще, чем дети , ломают ноги? (Да)

11. Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (Нет)

12.Правда ли, что недостаток солнца вызывает депрессию? (Да)

13. Правда ли, что надо ежедневно выпивать два стакана молока? (Да)

14.Правда ли, что детям до 15 лет нельзя заниматься тяжёлой атлетикой? (Да)

15. Правда ли что ребёнку достаточно спать ночью 8 часов? (Нет)

Ведущий. Молодцы, все верно отвечали. А сейчас поднимите, пожалуйста, руки, кто никогда не болел. Есть такие? А кто болеет один раз в году? А кто болел два и более раз? Посмотрите, мы привыкли к тому, что для человека стало естественным болеть! а ведь это неверная установка. Давайте изменим установку и запомним, что человеку естественно быть здоровым! Учёные доказывают , что человек должен жить 150 – 200 лет! Возможно ли это? Я хочу назвать имя одного очень интересного человека – Порфирий Иванов. Кому знакомо это имя и чем? (Ответы детей).

Ведущий. Наверное, всему миру известна его система закаливания организма. В чем она заключалась? (Обливание водой и купание в водоемах круглый год, хождение по снегу босиком и пр.)Как называют людей, купающихся зимой в водоёмах? (Моржи). Какие ещё виды закаливания вы можете назвать? (Обливание ног, обтирание, массаж, дыхательная гимнастика и др.)

Ведущий. «Алкоголь», «курение», «наркомания» - эти слова, как ни прискорбно, известны каждому взрослому, подростку даже ребёнку. Алкоголь и курение человечество знает давно. Но в последнее время проблема состоит в том, что к ним прибегают очень молодые люди, которые порой  ещё и не  осознают, какой вред может нанести их здоровью.

   А я хочу пригласить на сцену 4 человека для участия в следующем конкурсе. О пьянстве сложено немало пословиц и поговорок. Я раздаю вам пословицы, а вы попробуйте объяснить, как вы понимаете их смысл.

Конкурс пословиц.

1. Пьяному море по колено, а лужа по уши. (Пьяный думает , что может всё, а на самом деле даже из лужи выбраться не в состоянии).

2. Что у трезвого на уме – у пьяного на языке. (Пьяный не контролирует свою речь, способен обидеть словом, разболтать секреты друзей.)

3. С хмелем познаться - с честью расстаться. Пьянство заглушает рассудок и совесть. (Пьяный легко может обмануть, не сдержать слово).

4. Пить до дна – не видать добра. (Пьяница теряет здоровье, друзей, работу, уважение окружающих, любовь ближних).

   Ведущий обсуждает вместе с детьми ответы, подводит итог.

  Ведущий. С курением сейчас борются во всем мире. В Италии, например, курильщиков запрещено показывать по телевизору. А в Европу и в Америке курильщиков в первую очередь увольняют с работы и на работу берут в последнюю очередь. Во всех цивилизованных странах усиленно пропагандируют здоровый образ жизни. Курение расценивается как признак неполноценности. А в ряде штатов Америки курильщиков вообще не берут на работу и увольняют, если узнают, что он курит дома. Единственная отрасль, где курильщики все еще чувствуют себя вольготно, это сама табачная промышленность.

    К сожалению, Россия сегодня – одна из самых курящих стран в мире. Россия сегодня превращена в рынок сбыта никотинового яда, от которого Европа и Америка отказались.

Ведущий. Если мы хотим стать полноценной здоровой нацией, то с курением надо покончить раз и навсегда. Если вы не курите, то и не начинайте. Ведь если подросток выкурил хотя бы две сигареты, в 70 случаях из 100 он будет курить всю жизнь. Вредные привычки слишком трудно искореняются. Поэтому лучше не начинать! Не курят спортсмены-олимпийцы, не курит звезда американского Голливуда Жан-Клод Ван Дамм. Не курит наш президент Владимир Путин!

  Курить- здоровью вредить! Во всём мире миллионы людей бросают курить. Последуем положительному примеру! И я предлагаю сейчас выйти на 3 мальчиков и 3 девочек. Задание будет следующим. Мы на каждом шагу сталкиваемся с рекламой табачных изделий. Я же предлагаю вам сейчас придумать и изобразить антитабачную рекламу. На выполнение задания вам отводится 3 минуты.

Команды выполняют задание.

 Ведущий. Ну а пока наши команды думают и готовятся к выступлению, мы с вами проведем небольшую викторину. Все ли из вас знают, что лекарственные растения приносят огромную пользу организму? Я предлагаю вам отгадать загадки о лекарственных растениях и рассказать, при каких заболеваниях они используются.

Загадки:

1. Летом рад я свежей

Ягоде медвежьей,

А сушеная в запас

                           От простуды лечит нас.    (Малина)

2. Весной растёт,

Летом цветёт,

         Осенью осыпается,

       Зимой отсыпается

           А цветок – на медок,

     Лечит от гриппа,

                        Кашля и хрипа.        ( Липа)

 

3. Что за травка угощает

         На лугах в лесной глуши

         Человека – добрым чаем,

                                 Пчел – нектаром от души.  (Иван – чай)

 

4. Травка та растёт на склонах

И на холмиках зеленых.

Запах крепок и душист,

                                                  А ее зелёный лист

                                                  Нам идет  на чай.

                                                  Что за травка, угадай?    (Душица)

 

5. Тонкий стебель у дорожки,

На земле лежат листки –

                                                 Маленькие лопушки.

       Нам он – как хороший друг,

                                                 Лечит ранки ног и рук.   (Подорожник)

      Ведущий предлагает посмотреть выступления команд с антитабачной рекламой. Подводит итоги.

Ведущий. Мы сегодня еще ничего не сказали о питании, а ведь, как известно, от питания зависит порой вся наша жизнь. Недаром древние мудрецы говорили: «Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты есть». И это правда. Известно, что молодому растущему организму еженедельно требуется 30 видов разнообразных продуктов. И я предлагаю сейчас выйти 2 командам, состоящим из 3 человек. Ваша задача заключается в следующем. Необходимо на листе ватмана написать названия продуктов, необходимых для человека, но только тех, что приносят пользу. Для выполнения задания вам даётся 2 минуты.

    Далее зачитываются ответы детей, записанные на ватмане.

Ведущий. Вот мы свами и разобрали основные факторы, влияющие на здоровье. Отметили основные плюсы и минусы. Какой же можно сделать вывод? Алкоголь, никотин, наркотик – это яд. Спорт, гигиена, питание, режим, закаливание – все это слагаемые активного и здорового образа жизни, а значит, это и есть истинные друзья нашего здоровья. А вот будем мы здоровы или нет, - зависит полностью от нас. Я благодарю всех участников сегодняшней встречи и желаю вам крепкого здоровья, успехов во всём, отличного настроения. До свидания! До новых встреч!

 

Список литературы:

1. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий,  

   рекомендации / авт.-сост. Н.П. Шанцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.

2.Организация досуга учащихся. 5-11 классы: игры, эстафеты, туристические старты  

   и слёты / О.Н. Камакин.- Изд.2 – Волгоград: Учитель, 2012.-135 с.

3. Школьные каникулы: игры на каждый день/ авт.сост. А.И. Макарова , 2013 г.