Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»

Методическая разработка пособия «Рабочая тетрадь по обучению детей коми языку на тему - птицы». «Лэбачьяс»

МАДОУ «Детский сад № 86» г. Сыктывкара

 

Методическая разработка по этнокультурному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в современных условиях, приобщение детей к этнокультурным ценностям через ознакомление с природой Коми края, с использованием методического пособия

 

«Рабочая тетрадь по обучению детей коми языку на тему - птицы». «Лэбачьяс»

 

 

Авторы методического пособия:

Воспитатель: Карманова Елена Васильевна

Воспитатель: Тимушева Татьяна Ивановна

Воспитатель: Артеева Светлана Васильевна

 

Республика Коми, город Сыктывкар

Пояснительная записка. В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов роль этнокультурного компонента образования сегодня стала актуальной.

Воспитательный идеал и базовые национальные ценности определены в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина», являющейся методологической основой стандарта. Поэтому одним из важнейших направлений нашей работы является поиск новых путей реализации этнокультурного компонента образования, приобщения к духовным ценностям своего народа у подрастающего поколения.

Одной из форм воспитательного пространства, позволяющих реализовать творческий потенциал обучающихся, является проектная деятельность.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является методологической основой ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта).

Одной из ступеней развития гражданина России является осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, района, округа, области. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Под этнокультурным компонентом подразумевается всё то, что способствует развитию творческих возможностей ребёнка, даёт полное представление о богатстве национальной культуры, укладе жизни народа, его истории, языке, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой, гармоничной личности, патриота своей Родины.

В наше время остро встал вопрос о том, что все стремятся уехать из родных мест в большие города для реализации себя. Даже не задумываясь, сколько возможностей есть здесь совсем рядом. Как бы не менялась страна, люди, всегда неотъемлемым качеством будет - любовь. Любовь к близким, друзьям и конечно к Родине. А как мы знаем, родина начинается со скамьи во дворе… Но любить можно только то, что знаешь и поэтому нашей задачей стало показать всю красоту родного края. Чем больше дошкольники будут знать о своём городе, о его истории, культуре, природном и социальном окружении, тем больше будут его любить. И для реализации выше сказанного, мы воспитатели разработали проект.

Цель:

Воспитать уважение, любовь, бережное отношение к родному краю, к коми языку.

Приобщить детей к этнокультурным ценностям через ознакомление с традициями, культурой коми народа, его историей, с природой Коми края.

Задачи:

- Углублять знания воспитанников о традициях Коми народа;

- Расширять знания детей о достопримечательностях Республики Коми;

- Развивать интерес у детей к истории родного края; к природе.

-Воспитывать чувство симпатии к представителям Коми национальности;

-Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и коми народных игр.

-Воспитывать высокие патриотические чувства любви к родному краю.

-Активизировать участие родителей, детей в проекте, повысить их заинтересованность, способствовать позитивному отношению, к сотрудничеству.

-Продолжать закреплять полученные знания детей совместно с родителями.

Исходя из цели и задач нашего проекта мы хотим привить детям и их родителям любовь к родному краю, показать им всю красоту любимых и значимых мест.

Начиная осуществление нашего проекта, для родителей было проведено родительское собрание, где широко была раскрыта вся тема нашей предстоящей долгосрочной работы по этнокультурному воспитанию, также было проведено анкетирование родителей, из которого следовало, что родители поддержали наш проект и проявили желание помогать и осуществлять все задачи, которые были у нас поставлены. Так же поддержали и введение коми языка в разговорную речь детей.

Родители изготовили различные макеты: «Коми двор», «Коми изба», «Жизнь оленеводов». Приобрели множество книг и иллюстраций по коми народным сказкам.

А мы, воспитатели разработали много различных пособий, для ознакомления наших детей с традициями, культурой коми народа, его историей, с природой Коми края. Это и дидактические и настольно-печатные игры, различные рабочие тетради для обучения наших детей коми разговорной речи.

И сегодня мы вам представляем одну из таких рабочих тетрадей: «Рабочая тетрадь по обучению детей коми языку на тему - птицы».

Данная рабочая тетрадь предназначена для детей средней, старшей и подготовительной группе детского сада.

Тема выбрана птицы и все задания связаны с птицами. Рабочая тетрадь продолжает систему работы нашего проекта по развитию коми разговорной речи и познавательных способностей детей. Она ориентирована на детей 4-7 лет и помогает им освоить программу по обучению детей коми языку. По данной рабочей тетради дети не только запоминают и называют птиц на коми языке, но и знакомятся с цветом, формой, величиной, счетом; с местом обитания птиц их питанием, повадками и все это проговаривается на коми языке. Во время занятий по тетради, также используются для закрепления материала коми считалки, скороговорки, потешки, пальчиковые игры, гимнастика для глаз, подвижные и хороводные игры, дидактические и словесные игры. Упражнения, выполненные в определенной последовательности, обеспечивают комплексное развитие различных видов памяти, внимания, развивают наблюдательность, воображение, способствуют развитию сенсорной и двигательной сфер ребенка. Формируют нестандартное мышление. Эту рабочую тетрадь можно использовать не только во время образовательной деятельности и в индивидуальной работе с детьми, а так же в самостоятельной деятельности детей. Удобна рабочая тетрадь в самостоятельной деятельности детей тем, что задания в тетради написаны как на коми языке, так и на русском языке. И читающие дети, которые не совсем еще понимают коми слова, с легкостью могут прочитать задание на русском языке, а выполнить задание, назвав слова и предложения на коми разговорной речи.

Этнокультурное воспитание- это такая система в которой все цели технологии и содержание направлены на развитие и социализацию личности ребёнка.

В настоящее время мы по новому стали относится к традициям, праздникам, художественным промыслам, декоративно прикладному искусству, которое нам досталось от наших предков. Поэтому для нас важно приобщить детей к истокам национальной культуры.

Согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты детей. Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, воспитывающим личность.

Таким образом, этнокультурный компонент – это форма функционирования федерального стандарта в нашем регионе.

Основываясь на традициях этнопедагогики, он выполняет в образовательном процессе ряд очень важных функций и обладает определенными дидактическими и воспитательными возможностями:

• обеспечивает единство и преемственность содержания образования в рамках региона и Российской Федерации, решая задачу целостности образовательного пространства;

• позволяет использовать идеи индивидуально-личностного воспитания и обучения;

• создает условия для возрождения национальной культуры, воспитания патриотизма;

• способствует адаптации к окружающей социальной и природной среде в условиях нашего региона.

История России, Республики Коми, города Сыктывкара сложна и многообразна, она вбирает в себя историю сел и городов, прилегающих к ним территорий, тем самым, вооружая детей представлениями об истории родной Республики, где общие закономерности развития общества проявляются в конкретных условиях.

Задача воспитателя при ознакомлении детей с историей родного края – показать сложность, противоречивость исторического пути родной земли. Богатейшие материалы по истории нашей республики собранные краеведами, историками, поэтами и писателями позволяют прославить культурное наследие Республики, страны.

Используемая литература:

1. Программа «От рождения до школы». Под ред. Н.Е. Вераксы

2. Ознакомление детей дошкольного возраста с коми краем. Часть 3. Сыктывкар, 1990.

3. Ознакомление детей дошкольного возраста с коми краем. Часть 1. Сыктывкар, 1993.

4. Пантелеева Е.Н., Родник. Сыктывкар, 1998.

5. Вестник УДО АМО ГО «Сыктывкар», № 3, 2005.

6. Методические рекомендации к проведению занятий с детьми «Ознакомление детей дошкольного возраста с историей, традициями коми народа» (под ред. И. А. Пасынковой).

7. Ознакомление с окружающим миром, Сыктывкар, 2007 Потолицына Н.Б., Хабарова Т.В., Гудырева Л.Н., Щеглова Н.В., Зайцева Н.Ф:

8. Ознакомление детей дошкольного возраста с коми краем. Сыктывкар, 1993. Вавилова Л. Д.

9. Родной край. М., Просвещение, 1985.

10. Рабочая учебная программа по разделу «Краеведение» для детей старшего дошкольного возраста к программе «Парма». Сыктывкар,

11. «Организация физкультурно – оздоровительная работы в дошкольном учреждении: Методическое пособие к программе «Парма».- Сыктывкар: КРИРО и ПК, 2003.-196 стр. 2010.Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С. Зайцева Н. Ф. Хабарова Т. В.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 86 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

Рабочая тетрадь по обучению детей коми языку на тему - птицы «ЛЭБАЧЬЯС»

Составители: Карманова Е.В. - воспитатель Тимушева Т.И. – воспитатель Артеева С.В. - воспитатель Сыктывкар, 2019.

Данная рабочая тетрадь предназначена для детей средней, старшей и подготовительной группе детского сада. Тема выбрана птицы и все задания связаны с птицами.

Данная рабочая тетрадь продолжает систему работы по развитию познавательных способностей детей. Она ориентирована на детей 4-7 лет и помогает им освоить программу по обучению детей коми языку. Упражнения, выполненные в определенной последовательности, обеспечивают комплексное развитие различных видов памяти, внимания, развивают наблюдательность, воображение, способствуют развитию сенсорной и двигательной сфер ребенка. Формируют нестандартное мышление.

Задание 1. Предложить ребенку раскрасить только тех птиц, которые летят выше облаков.

Задание 2. Предложить ребенку раскрасить всю картину. Ребенок должен назвать, где находятся курица и петух. Оба задания ориентированы на ориентировку в пространстве.

Задание 3. Предложить ребенку послушать названия звуков, которые произносят птицы и к этому слову найти подходящую птицу.

Задание 4. Предложить ребенку выбрать тех птиц, которые не водоплавающие, обвести их в кружок.

Задание 5. Предложить ребенку найти двух одинаковых птиц и соединить их стрелкой.

Задание 6. Предложить ребенку назвать всех птиц. Раскрасить домашних птиц, а диких обвести в кружок.

Задание 7. Предложить ребенку назвать птиц. Сосчитать сколько птиц в каждом ряду и написать соответствующую цифру.

Задание 8. Предложить ребенку назвать птиц. Сосчитать сколько птиц в каждом ряду и написать соответствующую цифру.

Задание 9. Кто где живёт? Предложить ребенку назвать птиц. Соединить стрелкой от птицы к среде её обитания.

Задание 10. Кто где живёт? Предложить ребенку назвать всех птиц. Каждой птице найти свой дом и соединить стрелкой.

Задание 11. Предложить ребенку помочь маме утке найти своих утят. Раскрасить дорожку, ведущую к утятам. Задание

12. Предложить ребенку помочь гусю добраться до стаи гусей. Раскрасить дорожку, ведущую к стае гусей.

Задание 13. Предложить ребенку назвать всех птиц. Выбрать птиц, в названии которых есть звук ДЗ. Обвести этих птиц красным цветом.

Задание 14. Предложить ребенку назвать всех птиц. Выбрать птиц, в названии которых есть звук ТШ. Обвести этих птиц синим цветом.

Задание 15. Предложить ребенку назвать всех птиц. Выбрать птиц, в названии которых есть звук ДЖ. Обвести зеленым цветом.

Задание 16. Предложить ребенку помочь птенцам добраться до своих мам.

Задание 17. Предложить ребенку назвать птиц. Каждой птице найди её тень, соединить их стрелочками.

Серпасав сӧмын сɪйӧ лэбачьяссӧ, кодъяс лэбӧны кымӧрсьыс вылынджык руд рӧмӧн. (Раскрась птиц, которые летят над облаком). Средняя группа 1 Серпасав серпассӧ. Висьтав кӧнi сулалӧ чипан, кӧнi петук, а кӧнɪ кань? (Забор вылын петук, забор улын чипан, забор сайын кань) (Раскрась рисунок. Расскажи где находятся петух, курица и кошка. На заборе- петух, под забором – курица, за забором кошка). Средняя группа 2 Аддзы кык ӧткодь лэбач да йитӧд найӧс. (Найди двух одинаковых птиц, соедини их.) Средняя группа 3 Отсав лэбачьяслы аддзыны ассьыс вуджӧр, йитӧд найӧс веськыд визьӧн. (Помоги птицам найти свою тень. Соедини их прямой линией). Средняя группа 4 Кодi тайӧ серпас вылас абу колана, кодɪ абу васа лэбач? Висьтав да гӧгӧрт сɪйӧс гӧгӧрыс турунвиж рӧмӧн, а мукӧд лэбачсӧ серпасав. (Какая птица на этом рисунке лишняя? Какая птица не водоплавающая? Назови эту птицу и обведи ее зеленым цветом, а остальных раскрась.) Старшая группа 5 Висьтав, кыдзi шуӧны тайӧ лэбачьяссӧ? Серпасав гортса лэбачьяссӧ, а ывлавывса лэбачсӧ гӧгӧрт кытшӧ. (Как называются эти птицы? Раскрась домашних птиц, а диких обведи красным цветом). Старшая группа 6 Кодi, кӧнɪ олӧ? Нуӧд лэбачьяссӧ аслас оланɪнас веськыд визьӧн. (Кто, где живет? Проведи прямую линию до его места обитания.) Старшая группа 7 Отсав утка мамыслы аддзыны туйсӧ уткапиян дɪнас. Серпасав сɪйӧ туйсӧ. (Помоги маме утке найти дорогу к утятам. Раскрась эту дорогу. Старшая группа 8 Отсав дзодзӧглы воӧдчыны дзодзӧгъяс дɪнӧ. Серпасав туйсӧ виж рӧмӧн. (Помоги гусю добраться до стаи гусей. Раскрась дорогу жёлтым цветом.) Старшая группа 9 Кутшӧм лэбачьяс танi серпасалӧма? Лыддьы кымын лэбач визяс, да инды налысь лыдпас. (Как называются птицы, которые здесь нарисованы? Сосчитай их и поставь соответствующую цифру). Подготовительная группа 10 Кутшӧм лэбачьяс танi серпасалӧма? Лыддьы кымын лэбач визяс, да инды налысь лыдпас. (Как называют птиц, которые здесь нарисованы? Сосчитай их и поставь соответствующую цифру). Подготовительная группа 11 Отсав лэбачпиянлы воны мам-лэбач дɪнас. (Помоги птенцам добраться до птиц-мам). Подготовительная группа 12 Кодi, кӧнɪ олӧ? Нуӧд лэбачьяссӧ аслас оланɪнас. (Кто, где живет? Проведи каждую птицу к месту его обитания.) Подготовительная группа 13 Кодi кыддзи сьылӧ? Нуӧд веськыд визьӧн колана гижӧд вылас.(Кто как поёт? Проведи прямую линию от птицы до нужной надписи.) Подготовительная группа -Чик-чирик -Кар-кар -Га-га-га -Китш-котш -Ке-ке-руллю - Ко-ко-ко 14 Кутшӧм лэбачлӧн нимас эм шы ДЗ, кытшовт сɪйӧс лӧз рӧмӧн. (У какой птицы в названиии есть звук ДЗ, обведи её красным цветом.) Подготовительная группа 15 Кутшӧм лэбачлӧн нимас эм шы тш, кытшовт сɪйӧс лӧз рӧмӧн. (У какой птицы в названии есть звук ТШ, обведи эту птицу синим цветом). Подготовительная группа 16 Кутшӧм лэбачлӧн нимас эм шы ДЖ, кытшовт сɪйӧс виж рӧмӧн. ( У какой птицы в названии есть звук ДЖ, обведи эту птицу желтым цветом). Подготовительная группа 17 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!