Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Методическая разработка по методике преподавания и разработки уроков гуманитарного цикла;

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа» села Большелуг

Интегрированный урок

ОРКСЭ и музыки

Тема: "Семейный праздник"

Вид методической продукции – конспект урока

Авторы: Кондачкова Ольга Витальевна, учитель начальных классов, высшая  квалификационная категория, Макарова Елена Ивановна, учитель музыки, зам директора по ВР, первая квалификационная категория.

Адрес: 168056  РК Корткеросский район село Большелуг улица Макарсиктская  дом 12а,     телефон 89222792540; РК Корткеросский район село Большелуг дом 101, телефон 89048609293

2016 год.

Пояснительная записка

Цель: способствовать пониманию важности  семейных праздников.

Задачи:

ОРКСЭ

Музыка

В соответствии с предметными результатами:

- уметь работать с учебником, организовывать рабочее место;

 -  познакомить  с историей возникновения  и значения  праздников;

 - показать роль праздников в жизни семьи;

 - обобщить  и расширить знания о семейных праздниках;

- дать преставление о правилах удачного праздника.

- закрепление навыка слушания музыкального произведения,  выделяя в нём  выразительные  и изобразительные  интонации.

- закрепление умения давать образную характеристику прослушанного произведения.

- формирование умения эмоционально исполнять музыкальные произведения; выполнять танцевальные движения.

- воспитание интереса к музыке.

В соответствии с личностными результатами:

- развитие познавательных интересов, учебной мотивации, толерантности отношений;

- умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

- осуществление сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

В соответствии с метапредметными результатами:

Регулятивные УУД:

 

-умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- работать по коллективно составленному плану;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные УУД:

 

 - умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания;

- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Коммуникативные УУД:

 

-умение оформлять свои мысли в устной форме;

- умение выслушивать разные точи зрения, и приходить к единому мнению;

 -умение излагать свою точку зрения;

-умение работать в группе и в паре;

-способствовать развитию  речи и интереса к музыке и ОРКСЭ как учебным предметам.

УМК:  "Школа России".

Область применения, возраст обучающихся:  4 класс

Ожидаемые результаты:

- Понимание важности сохранения дружеских взаимоотношений в семье.

- Развитие у учащихся интереса к истории семьи, семейным традициям, воспитание чувства гордости за свою семью;

- Поддерживание дружеских взаимоотношений в семье;

- Умение планировать семейный праздник, соблюдать праздничный этикет.

Формы и методы реализации:  индивидуальная, групповая, фронтальная

Виды деятельности:  диалог, беседа, творческая работа по составлению рекомендаций, работа с учебником, постановка устных и письменных вопросов,  решение проблемных ситуаций.

Технологии: технология проблемного обучения, словесной продуктивной и творческой деятельности, педагогика сотрудничества, ИКТ, здоровьесберегающие.

Тип урока:  ОРКСЭ (урок ознакомление с новым материалом); музыка (урок закрепление изученного материала)

Тематическое содержание:

1.Этап мотивации к учебной деятельности (1мин.)

2. Актуализация знаний (4 мин.)

3. Постановка учебной проблемы (4 мин.)

4.Открытие учащимся новых знаний (8 мин.)

5. Включение в систему знаний (21 мин.)

6. Обобщение знаний (3 мин)

7. Инструктаж по выполнению домашнего задания.(2 мин.)

8. Рефлексия. Оценивание (2 мин.)

Перечень литературы для обучающихся и педагогов:

  1. Энциклопедия для маленьких принцесс.- СПб., АОЗТ «Золотой век»
  2. А.Я.Данилюк «Основы светской этики», пособие для учащихся: М. Просвещение, 2012
  3. Фонохрестоматия Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева

Интернет ресурсы:

  1. http://ru.wikipedia.org
  2. www.calend.ru
  3. nsportal.ru
  4. festival.1september.ru
  5. pedsovet.org

Необходимое материально-техническое обеспечение:  для учителя: учебник по ОРКСЭ, мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Семейный праздник», видео и музыкальный материал:  (фрагмент мультфильм День рожденье Иа», Э.Григ «Утро», песня «День рожденья» в исп. И Аллегровой, минусовка песни «День рожденья»),  рассказ К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», буквы, шары из цветной бумаги, карточки с заданиями для работы в группах, портрет Э.Грига.

  для ученика: учебник, тетрадь, ручка.

Технологическая карта

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Этап мотивации к учебной деятельности.

(1 мин.)

 

 

- Добрый день ребята!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-  Мы рады видеть вас в отличном настроении,   верим, что сегодня на уроке вы справитесь со всеми заданиями и узнаете много нового и интересного для себя.

Приветствуют учителя и друг друга

Я здороваюсь везде

Дома и на улице

Даже здравствуй, говорю

Я соседской курице

Здравствуй, солнце золотое

Здравствуй, небо голубое

Здравствуй, маленький дубок

Здравствуй, вольный ветерок

Здравствуй,  утро

Здравствуй, день

Мне здороваться не лень

2. Актуализация знаний (4 мин)

 

 

-  Давайте вспомним материал 3 четверти. А для этого проведём небольшую викторину. За каждый правильный ответ вы получаете букву,  из которых вам необходимо будет  составить слово.

Викторина:

1. Композитор, сочинивший сюиту «Картинки с выставки»? (М.П.Мусоргский)

2. Почему так называется сюита?

3.Что такое романс?

4. Что дарили С.В.Рахманинову после концерта в любом городе? (сирень)

5. Почему С.В.Рахманинову дарили именно сирень?

6. Родина Ф.Шопена (Польша)

7. Какой композитор сочинил «Вариации на тему рококо»? (П.И.Чайковский)

8. Что означает слово рококо? (раковина)

- А теперь составьте слово из полученных букв.

- Это слово ПРАЗДНИК

Внимательно слушают вопросы и отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выходят к доске, составляют ключевое слово ПРАЗДНИК

3. Постановка учебной проблемы.

(4 мин.)

 

- Вы любите праздники?

- Что для вас значит слово "праздник"?

Подберите: 4 сущ-ых

                     3 прил-ых

                     2 глагола

 

 

 

-  Ребята, о чём мы с вами поразмышляем? Что интересного узнаем на сегодняшнем уроке?

*когда и как появились праздники;

*какое значение имеют праздники;

*что такое подарок и как его выбрать.

Отвечают на вопросы.

 

 

Составляют «синквейн»

Ответы детей: веселье, радость, настроение, шутки, шум, гости, подарки;

радостный...

Высказывают своё мнение, обобщают

 

4. Открытие учащимися нового знания. (8 мин.)

 

  - Древним людям приходилось очень много трудиться, чтобы облегчить себе труд. Они просили поддержки, помощи и защиты у разных сил природы.

  - Обращались к небесным светилам (солнцу, звёздам); стихиям (ветру, рекам, океанам); к духам, а позже к богам.

  - Они приносили им дары, пели, танцевали и произносили хвалебные слова. Так и возникли праздники.

 - Праздниками отмечают всё новое: наступление весны, нового года, рождение новой жизни, свадьбы.

 -  А теперь давайте с вами подумаем, что значит слово  «праздник».

- Как выяснить правильность ваших рассуждений?

 

- Постарайтесь найти ответ в учебнике.

-Какой вывод можно сделать из прочитанного отрывка?

 - Праздник – день торжества, установленный в честь или в память какого-нибудь выдающегося события; день радости и торжества по поводу чего- нибудь; день игр и развлечений; день не рабочий и выходной.

- слайд 2 Праздники - это составляющая часть нашей культуры, которая помогает лучше понять друг друга.

- Что же такое праздник в наше время?

- слайд 3 В наше время люди воспринимают праздник как что-то необычное и чудесное, совершенно отдельное от повседневной реальности.

- Как вы думаете, для чего нужны  праздники?

- Праздников множество и все они различны. Все праздники  можно поделить на группы: 

 слайд 4

- Государственные

-Народные

- Семейные

- Какие праздники вам ближе?

-Тема нашего урока "Семейные праздники" слайд 5

  Слово "семья" понятно всем, как слова "мама", "хлеб", "Родина". Семья с первых мгновений жизни рядом с каждым из вас. Семья- это дом, папа и мама, бабушка и дедушка, братья и сёстры.

- В конце урока постарайтесь ответить на вопрос: "В чём особенность семейного праздника"?

Слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают своё мнение: можно посмотреть в словаре, в учебнике

 Самостоятельно  работают  по учебнику с.58-59

Работают в тетрадях, записывают – Это историческая память человечества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Размышляют, высказывают своё мнение.

 

 

 

 

 

Размышляют, высказывают своё мнение.

 

 

 

 

 

 

Размышляют, высказывают своё мнение.

Записывают тему урока в тетрадях

 

 

 

 

 

 

 

5. Включение в систему знаний (21 мин)

 

-  Таинственный, загадочный, волшебный и просто удивительный мир музыки.

- Без музыки нельзя представить ни один праздник.

- Многие композиторы сочиняли произведения для праздников и о праздниках.

- А сейчас давайте послушаем музыку и постараемся определить, о чём расскажет нам она.

Прослушивание песни «День рожденье»

- Какой из трёх китов вы услышали?

- Почему вы так решили?

- О каком семейном празднике рассказывается в этой песне?

- Какова роль этого праздника в вашей жизни?

- Что для вас значит этот праздник?

  Каждый праздник должен иметь своё лицо. В семье должны быть праздники, и к ним нужно обязательно готовиться.

- Любой  праздник имеет свой порядок проведения. 

- Давайте попытаемся сформулировать правила удачного праздника слайд 6

1.Красиво оформить приглашения

2.Украсить дом слайд 7

 

 

 

 

3.Продумать меню слайд 8-9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Продумать игры и развлечения слайд 10

- Что особенно приятно вам получить на празднике?

- Древнейшая традиция приношения даров божествам сохранилась в подарках. Купленный от души, красиво упакованный подарок говорит о внимании, дружбе и любви. Выбирая подарок, надо учитывать увлечения и вкусы человека, которому вы хотите его подарить.

Правила выбора подарка (продолжи предложение):

- Выбирая подарок, подумайте, будет ли он... (нужен имениннику, уместен и т.д.)

- Самодельный подарок должен быть... (аккуратен, безопасен, не хрупкий)

- Подарки должны быть... (красиво оформлены, приятны и тд.)

- «Живые» подарки обсуждают...

- Подарок вручают с улыбкой и добрыми пожеланиями тому…(кого мы хотим порадовать)

 

- А теперь предлагаю вашему вниманию  мультфильм «День рождения Иа-Иа».

- Всем ли подаркам он был рад?

- Показал ли он это своим видом?

- Чей подарок оказался самым нужным?

 

Логоритмическая гимнастика

 

 

- Существует несколько правил приема подарков.

  Прочитаем с карточки "Как принимать подарки"

-Принимать подарки стоя, а не сидя.

-Улыбаться дарителю и благодарить.

-Подарок желательно рассмотреть.

-Любой подарок принимать с радостью; если он не понравился или преподнесли два одинаковых подарка, подумайте о том, что вас хотели порадовать, поблагодарите за внимание и любовь, что важнее любого подарка.

 

- Что может испортить праздник?

-Кто самые нужные и важные помощники в проведении семейных праздников?

   Наши любимые родители, их нельзя нам забывать. Они - мудрые советчики и  помощники.

 

- Посмотрите на портрет слайд 11

-  Как зовут этого композитора?

- В какой стране он родился?

- Однажды норвежский композитор Эдвард Григ  проводил осень в лесах около Бергена. И с ним произошла интересная история …

( чтение отрывка из рассказа К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками)

- Как вы думаете,  что он ей подарил?

- Вы правы. Действительно он подарил ей музыку. Давайте мы её послушаем.

Прослушивание «Утро» Э.Григ слайд 12

- Что вы услышали?

- Знакомо ли вам это произведение?

- О чём рассказала музыка?

- Какой характер?

- Можем ли мы сказать, что музыка выразительная и изобразительная?

-Что она выражает?

- Что она изображает?

( чтение отрывка из рассказа К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками)

- Какой вывод можно сделать?

- Этот музыкальный подарок был преподнесён от чистого сердца, с огромной любовью.

- День рождение, это смех веселье и  хорошее настроение.

- А хорошее настроение нам всегда поможет поддержать хорошая песня. А ещё песня может стать отличным подарком.

- Сегодня мы  с вами разучим новую песню, которая так и называется «День рожденья".

 - А для того, чтобы мы спели её красиво,  сначала нужно «разогреть» наш голосок.

- Для этого мы сделаем специальную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика:
Упр. № 1 “Конфета” (язык поочередно упирается в правую и левую щеки, задерживаясь в каждом положении на 3–5 секунд);

Упр. № 2 “Часики“ (рот полуоткрыт, язык перемещается из правой стороны губ к левой. Педагог проговаривает вслух и задаёт темп – тик-так).
Упр. № 3 “Лошадка” (улыбнуться, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка “лошадка цокает копытами”);
Дыхательная гимнастика:
Упр.№ 1. «Дышу и считаю». Медленный  вдох по руке учителя и короткий  выдох со счетом: 1, 2, 3, 4, 5… С каждым разом при повторении упражнения выдох удлиняется за счет увеличения ряда цифр и постепенного замедления темпа.

Упр. № 2. «Игра в мяч». Повернуться друг к другу стоя у своих стульев и представить игру в мяч. Вдохнуть воздух и задержать дыхание- кинуть воображаемый мяч , на выдохе поймать мяч.

* Разучивание песни «День рожденья»

- Прослушивание

- Разучивание 1 куплета и припева.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в парах.

Высказывают своё мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пригласить гостей можно по телефону, по электронной почте, при помощи открытки- приглашение. Главное- приглашать следует лично и заранее, точно указывая место и время проведения праздника.

Правила поведения за столом.

1.Сидеть за столом надо прямо.

2.Нельзя облокачиваться на стол, качаться на стуле, баловаться.

3.Никогда не бери нож в рот.

4.Не ковыряй вилкой в зубах.

5.Нельзя брать кушанье из общих тарелок своей вилкой или руками.

6.Есть надо спокойно, не торопясь.

(игры, конкурсы, песни, ведущий, не отказываться принимать участие)

 

Размышляют, высказывают своё мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимательно смотрят фрагмент мультфильма

 

Размышляют, высказывают своё мнение.

 

 

 

 

Выполняют танцевальные  движения под музыку

 

Работают с карточкам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Размышляют, высказывают своё мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Размышляют, высказывают своё мнение.

 

 

 

 

 

 

Слушают отрывок из рассказа.

 

Размышляют, высказывают своё мнение.

 

 

 

Слушают музыкальное произведение

 

Размышляют, высказывают своё мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают отрывок из рассказа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разучивают песню и исполняют

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют упражнения

 

 

 

 6. Обобщение  знаний. (3 мин)

 

  слайд 13 Самое дорогое , что есть в жизни человека - это семья. Во время семейных праздников родные люди ощущают заботу и любовь друг другу. К сожалению, в повседневной жизни мы редко говорим слова любви близким людям, а семейные праздники дают нам лишнюю возможность напомнить родным как они дороги нам. Будьте внимательны друг другу и цените каждый день, проведённый в кругу семьи.

-"В чём особенность семейного праздника"?

Создавайте семейные праздники и бережно храните их!

Слушают рассказ учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Размышляют, высказывают своё мнение.

7. Инструктаж по выполнению домашнего задания (2 мин)

 

Дифференцированное домашнее задание слайд 14

1 уровень  - Презентация своего дня рождения

2 уровень - Разучить песню про день рожденье и исполнить на следующем уроке

3 уровень - Нарисовать свой день рожденья

Выбирают и записывают домашнее задание

8. Рефлексия (2 мин)

- Вам интересно было работать на уроке?

– Как вы считаете, тема нашего урока важна для вас? Чем? Где можно применить новее знания?

- А сейчас оцените свою работу на уроке, выберите шарик того цвета. Которое отражает ваше отношение к сегодняшнему уроку слайд 15

Красный –узнал новое и всё понял

Зелёный – узнал новое, но не всё ещё понял

Синий – испытываю трудности.

- Спасибо вам за работу!

 слайд 16

(выходят под песню

«День рожденья»)

 

 

 

 

 

 

Оценивают свою деятельность

СМОТРЕТЬ РАБОТУ ПОЛНОСТЬЮ