Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Методическая разработка на тему: Работа с детьми с ОНР по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

Фестиваль передового педагогического опыта:  Методичекая копилка.

Методическая разработка на тему: Работа с детьми с ОНР по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

Учитель-логопед Ословская Нина Петровна МБДОУ "Детский сад № 15"  г. Новокузнецк     
Учитель-логопед Толкачева Ольга Валерьевна МБДОУ "Детский сад № 4"  г. Новокузнецк 

Пояснительная записка

Цели:  освоение детьми произношения предложений  и слов со сложной слоговой структурой.

 Задачи: развитие речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.

Область применения: 5-6-летний дошкольный возраст.

Ожидаемые результаты: правильная речь без искажений на слоговом уровне. Тематическое содержание:

Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания,

Работа над ритмом.

Формирование общей координаций движений и движений пальцев рук.

Формирование координации пальцев рук и органов артикуляции при  выполнении совместных движений.

Фонематический и слоговой анализ слов.

Заучивание стихов, чистоговорок, чтение текста.

Литература:

Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой труктуры у детей. СПБ: Детство-Пресс. 2000.

С.Е. Большакова. Преодоление  нарушений слоговой структуры слова. ТЦ «Сфера» М.2007.

Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. М.: Гном и Д. 2001.

1-й год обучения (старшая группа)

Месяц

Тема

Форма работы

Сентябрь

Диагностика уровня развития слогообразования  у детей на начало учебного года.

 

 

 

 

Октябрь

Подготовка детей  к освоению ритмической структуры слова.

Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков.

  •  «Где позвонили»
  • «Узнай музыкальный инструмент по звуку»
  • «Сколько раз ударили в барабан?»
  • «По звуку угадай действие»
  • «Кто кричал?»
  • «Как стучали громко или тихо?»
  • «Кто сказал мяу?»

 

Ноябрь

Подготовка детей  к освоению ритмической структуры слова.

Разработка конспектов занятий по формированию правильного звукопроизношения и слоговой структуры слова.

Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Игры и упражнения на развитие слоговой структуры слова».

 

Работа над ритмом: сначала простым, затем над сложным.

  • Сравнение ритмов: // /, //…//;
  • Узнавание ритмов и соотнесение  их с определённым ритмическим рисунком;
  • Воспроизведение определённого ритма по образцу логопеда, по заданному ритмическому рисунку;
  • Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: /   //, //  //;
  • Произвольное воспроизведение ритма ребёнком с последующей записью ритмического рисунка символам

Выше перечисленные виды заданий выполняются с помощью следующих способов:

1. Отхлопывание в ладоши.

2. Отстукивание ладонью по столу.

3. Оттопывание ногой.

 

Консультация для воспитателей.

 

Декабрь

Подготовка детей  к освоению ритмической структуры слова.

 

Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

 

Формирование общей координаций движений и движений пальцев рук.

  • «Делай как я».
  •  «Покажи сам».
  •  «Весёлые инструменты».
  • «Танцующие снежинки»
  • «Передай привет».
  • Развитие переключаемости движений пальцев рук
  • Развитие темпоральных, ритмических параметров движений пальцев рук

Формирование пространственной организации движений пальцев рук. 

 

Январь

Подготовка детей  к освоению ритмической структуры слова.

Изготовление дидактических игр и пособий по преодолению слоговой структуры слова.

Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

 

Формирование координации пальцев рук и органов артикуляции при  выполнении совместных движений.

Примеры чередований движений:

  • «заборчик трубочка»
  • «горка-парус»
  • «улыбка-заборчик-трубочка»
  • «лопатка-горка-парус»
  • «иголка-парус-горка»

Примеры чередований движений пальцев:

  • работает только указательный палец;
  • работают указательный и третий пальцы;
  • работают указательный и четвёртый пальцы;
  • работают указательный, третий, четвёртый пальцы.

Упражнения на развитие реципрокной координации рук

Примеры выполнения одновременных движений:

- кулак (левая рука) – ребро (правая рука)

- ладонь левой руки опущена вниз – ладонь правой руки поднята вверх

- ладонь левой руки опущена вниз – правая рука – ребро

- кулак – левая рука, ладонь – правая рука

 

Февраль

Тема: «Преодоление у детей нарушений слоговой структуры слова».

 

Коррекционная работа на уровне гласных звуков.

 

Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

 

Консультация для родителей.

 

 

  Виды заданий и упражнений:              

-Пропевание серии звуков с чёткой артикуляцией, повторение звуков, чтение букв.

-. Те же задания с выделением ударного звука.

         -Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесения их голосом.

- Отстукивание ритма ребёнком по образцу данным логопедом с разноударным произнесением звука.

 

 

Март

Отработка слоговой структуры на уровне слогов.

 

Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

 

Виды заданий и упражнений:

-Сосчитать сколько слогов произнесено (слоги прямые, обратные, со стечением согласных).

- Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.

-. Наращивание количества слогов: «Скажи на один слог больше, чем я».

- Уменьшение количества слогов: «Скажи на один слог меньше, чем я».

- Проговаривание цепочек слогов.

- Проговаривание и повторение серии слогов.

- Проговаривание слоговых рядов с ударением на каком-либо слоге.

-Приговаривание слогов со стечением согласных.

 

Апрель

Отработка слоговой структуры на уровне слов.

Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

 

 

 

- структура слова расширяется за счёт конструкций, уже имеющихся в речи ребёнка;

-формирование слоговой структуры слов ведётся на основе определённых схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;

- в наиболее тяжёлых случаях работу необходимо начинать с вызывания или закрепления имеющихся слов-звукоподражаний. Особое внимание уделялось повторению звукоподражаний,  что создаст определённые возможности для усвоения слогового ряда (например, ав-ав-ав);

- переход к двусложным словам осуществлялся с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций. Детям предлагались двусложные слова типа: СГ + СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба).

 

Май

Диагностика уровня развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей на конец учебного года.

 

 

 

2-й год обучения (подготовительная группа)

Месяц

Тема

Форма работы

Сентябрь

Диагностика уровня развития слогообразования  у детей на начало учебного года.

 

Октябрь

Отработка слоговой структуры на уровне слов.

 

Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

 

Фонематический и слоговой анализ слов.

Виды заданий и упражнений:

- Игра «Телеграф».

- Игры на деление слов на слоги.

- Упражнение на деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением действия  (нанизывание колец на стержни)

 

Ноябрь

Отработка слоговой структуры на уровне слов.

 

 

Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

 

Виды заданий и упражнений:

- Упражнение на разбор слова с количественным и качественным анализом его звукового состава.

- Упражнение на разбор слова по схеме:

  • сколько слогов;
  • какой первый;
  • какой последний;
  • какой слог стоит перед слогом ….
  • какой слог стоит после слога ….
  • какой слог стоит между слогами ….

         - Упражнение «разрезные картинки»

- Игра «Рассели животных по домам»

Инструкция: одноэтажный – слово состоящее из одного слога (кот)

                        двухэтажный – слово состоящее из двух слогов (лиса)

                          трёхэтажный – слово состоящее из трёх слогов  (корова)

 

Декабрь

Отработка слоговой структуры на уровне слов.

 

 

Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

 

Виды заданий и упражнений:

Упражнение: исправь ошибку в словах: мотолок, моколо, полоток….

      - Упражнение: назови лишнее слово.

      - Игра «Что изменилось в слове?»:

      - Упражнение: ребёнку предлагается ряд картинок (слов):

            Инструкция: выбрать из них:

  • самое длинное слово;
  • самое короткое слово;
  • назвать одинаковые по количеству слогов слова.

       -Упражнение: логопед показывает картинки (телефон, автобус, ласточка).

           Инструкция: показать цифру, обозначающую ударный слог в этих словах.

        - Упражнение: логопед называет слова лишённые смысла.

    Инструкция: отхлопать ритмическую структуру слова, лишённого смысла.

        - Упражнение: логопед называет пары слов, которые рифмуются и которые не рифмуются.

Инструкция: найди слова, какие рифмуются, а какие нет, определи количество слогов  в них.

- Упражнение: логопед называет слова.

Инструкция: найди слово, которое по слоговой структуре не похоже на остальные.

 

Январь

Отработка слоговой структуры на уровне фраз, чистоговорок.

 

Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

 

Виды заданий и упражнений:

  1. Заучивание чистоговорок (с различными типами слогов в словах).
  2. Придумать чистоговорку самому.
  3. Заучивание речёвок, выполнение движений в процессе речи.
  4. Придумай чистоговорки.

- Проговаривание слогов, слов, стихотворений, чистоговорок, предложений, текстов сопряжено с взрослым.

- Игра «Телеграф»: передать другому телеграмму:

                                      «Я иду домой».      /  //  //.

 

Февраль

Отработка слоговой структуры на уровне фраз, чистоговорок, стихотворений.

Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

 

 

Виды заданий и упражнений:

-Рассказывание коротких стихотворений с отстукиванием ритма.

- Пропеваниераспевок с чёткой ритмической структурой под

музыкальное  сопровождение.

- Договорить предложение за взрослым и повторить его целиком.

- Составление предложений со словами сложной слоговой структуры по предметным и сюжетным картинкам.

- Упражнение на управление словами сложной слоговой структуры.

- Выбрать из трёх слов то, которое подходит по рифме и повторить фразу целиком. 

Шепчет ночью мне на ушко сказки разные… (перина, подушка, рубашка).

- Придумать рифму к рифмованным строкам самостоятельно:

Где весною было пусто, летом выросла…(капуста).

- Чтение предложения по слогам.

 

 

Март

Отработка слоговой структуры на уровне стихотворений.

Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

 

 

Виды заданий и упражнений:

- Чтение текстов по слогам.

- Чтение предложений и текстов по слогам с самостоятельным делением слов на слоги.

 

Апрель

Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

 

Виды заданий и упражнений:

- Чтение текстов по слогам.

-Чтение предложений и текстов по слогам с самостоятельным делением слов на слоги.

 

Май

Диагностика уровня развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей на конец учебного года.