Методическая разработка круглого стола «Родители и дети – должны или обязаны?» Номинация: Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чистопольско-Высельская СОШ»
Чистопольского муниципального района Республики Татарстан
Методическая разработка круглого стола
«Родители и дети – должны или обязаны?»
Номинация: Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей
Махортова Регина Владимировна,
педагог-организатор
Цель: Повышение социально-правовой компетентности детей и родителей в области Конституции РТ посредством обучения практическим навыкам реализации своих прав и обязанностей.
Задачи:
1.Познакомить родителей и детей с основными положениями Конституции РТ, Конвенции о правах ребенка, Семейного кодекса РФ и законов Российской Федерации;
2.Соотнести права и обязанности родителей и детей;
3.Способствовать осознанию ответственности за свои права;
4.Формировать положительное отношение к правам других;
5.Отработать умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.
Личностные результаты: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к Закону, другому человеку, ответственного отношения к собственным поступкам, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей гражданского общества.
Регулятивные УУД: уметь самостоятельно формулировать цели урока, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности; осуществлять самоконтроль, самооценку; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирая наиболее эффективные способы решения поставленных задач;
Познавательные УУД: развитие умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение, и делать выводы.
Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, работать индивидуально и в группе
Организационный этап
Деятельность учителя: учитель проверяет готовность учащихся.
Деятельность учащихся / родителей: включаются в процесс целеполагания.
Прогнозируемый результат: готовы к изучению нового материала, настрой на успешную работу.
Мотивационный этап, постановка целей
Деятельность учителя: - Добрый день, дорогие друзья!
Я рада приветствовать вас в таком теплом кругу. Сегодня у нас необычное мероприятие. Это не родительское собрание, не классный час и не педсовет. Это круглый стол, а значит, здесь нет углов! Так пусть же он пройдет гладко!
Деятельный этап
Деятельность учителя
Просмотр видеоролика «Ералаш» «Мама всегда права!»
Формулирует вопросы. Учитель в позиции консультанта побуждает учащихся к принятию задач:
- Скажите, где происходит действие?
Деятельность учащихся: отвечают на вопросы, выдвигают свои предположения:
- В семье.
Деятельность учителя:
«Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
|
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?»
-Подумайте над вопросом!
|
Деятельность родителей: выдвигают свои предположения, обсуждают, вносят предположения.
Деятельность учителя:
«Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили?
|
Получается семь человек,
Семь «Я»!
– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит - Во! – семья»
|
Прогнозируемый результат: понимают и принимают полученную информацию. Активно участвуют в обсуждениях вопросах и дискуссиях.
Организация взаимодействия учителя с учащимися
по овладению темы занятия
Деятельность учителя: - Скажите, какой вывод можно сделать по просмотру данного видео?
Деятельность учащихся: - Мама всегда права!
Деятельность учителя: - Что такое «право »? И права ли на самом деле мама? Ответы на эти и не только вопросы мы постараемся найти на сегодняшнем круглом столе «Родители и дети - должны или обязаны?»
- Перед вами словарный ряд: Республика, закон, права, обязанности, долг.
- Назовите ключевое понятие, которое полностью объединит все эти слова?
Деятельность учащихся : учащиеся обмениваются мнениями с учителем, одноклассниками : - Закон.
Деятельность учителя: - На территории Республики Татарстан живут люди многих национальностей. Каждый народ самобытен. Каждый народ равноправен. И каждый должен соблюдать законы своей страны.
- Как вы думаете, зачем нужны законы?
Деятельность учащихся: - Чтобы был порядок. Не будет закона, будет много преступлений.
Деятельность родителей: - Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам.
Деятельность учителя: - Перед вами два изречения , составьте их в правильном порядке и выберете одно, подходящее для подтверждения нашей предыдущей мысли (слова перемешаны).
«Око за око, зуб за зуб» - для детей; «Храни порядок, и порядок сохранит тебя» - для родителей.
Деятельность учителя: - Как называется основной закон государства, который определяет порядок?
Деятельность учащихся/родителей: - Конституция.
Деятельность учителя: - Что же говорится в преамбуле к Конституции РТ?
Деятельность учащихся: один из учеников зачитывает текст.
Деятельность учителя: Просмотр видеоролика «24 факта о Конституции РТ» https://yandex.ru/video/preview/662407785584404243
- Какой вывод можно сделать из видеоролика?
Деятельность учащихся: делают выводы.
Работа с информационным блоком: Конституция страны является исходной точкой для принятия Всеобщей декларации прав Человека. Согласно Конституции Татарстан от 6 ноября 1992 г. (с изменениями и дополнениями от 30 марта 1995 г.), суверенное демократическое государство, выражающее волю и интересы всего многонационального народа республики , состоит в Российской Федерации.
Прогнозируемый результат: изучение понятийного аппарата по теме.
Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала
Деятельность учителя: - Обратимся к Конституции РТ. О правах и обязанностях говорится в разделе 2 в статьях 27-64. Обратите внимание, что это самый большой раздел
Работа в группах: составление кластера. Дети: Основные положения Конституции РТ . Права и свободы человека и гражданина
Родители : Основы правового статуса человека и гражданина.
Деятельность учителя: - Попробуем представить страну, в которой мы никому ничего не обязаны. Нам нужно поехать в город на автобусе, а водителю не хочется. Повар в школьной столовой не захотел готовить завтрак, а дворникам стало лень убирать мусор. Что же будет, если все будут делать только то, что им нравится?
Деятельность учащихся: - Хаос.
- Подберите правильное продолжение предложения:
«Твои права кончаются там, где начинаются… : П о р я д о ч н о с т ь, с п Р а в е д л и в о с т ь, р А з у м н о с т ь, В о с п и т а н н о с т ь- О Б Я З А Н Н О С Т И
Конечно, плохо жить в такой стране, где царит хаос. Поэтому у каждого человека есть свои обязанности, которые он должен выполнять. Только тогда люди смогут жить спокойно в стране, если в ней кроме прав есть и обязанности, ведь прав без обязанностей не бывает. Главная наша обязанность - охранять свою жизнь и здоровье
Подведение итогов
Деятельность учителя: - О чем мы сегодня говорили?
Что запомнилось вам больше всего? Что нового вы узнали?
Как вы думаете, почему важно поднимать такие вопросы как право,
обязанности и закон? (Ответы учащихся\родителей)
- Завершить нашу встречу я хочу словами президента нашей республики Минниханова Р.Н.: «Знать и уважать Конституцию, действовать по Конституции – дело не только органов власти, но и всех татарстанцев и институтов гражданского общества. Это - залог развития и процветания родной республики и всего нашего Отечества».