Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

12.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «Лета чудные мгновения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

Методическая разработка Краткосрочный педагогический проект на тему: «Культура народов Сибири»  в подготовительной группе комбинированной  направленности

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 171

 

Методическая разработка

Краткосрочный педагогический проект на тему: «Культура народов Сибири»

 в подготовительной группе комбинированной  направленности

 

воспитатель высшей квалификационной категории

Ильина Марина Анатольевна

 

 

Тип проекта «Культура и быт народов Восточной Сибири»»

 

 

 

 

Классификация

По количеству

Групповой

По содержанию

Интегративный

По содержанию

Краткосрочный (Мини-проект)

По доминирующему виду проектной деятельности

Информационно-практико-ориентированный

 

Краткое  содержание проекта по теме: «Культура и быт народов Восточной Сибири»

 

Этапы проекта

Действия педагога

 Действия детей

Действия родителей

Подготовительный

-Постановка цели, задач по теме: «Культура и быт народов Восточной Сибири»;

-планирование индивидуальной и подгрупповой работы с детьми  в совместной самостоятельной деятельности с учётом интеграции образовательных областей;

-создание развивающей среды по теме;

-составление плана основного этапа, определение цели и задач проектной деятельности;

-подбор методической и художественной литературы о народах Восточной Сибири

-Ознакомление детей с темой проекта, задачами и целями;

-создание и формирование

проблемного вопроса

-Ознакомление родителей с темой проекта, задачами и целями;

-подготовка информации для родителей;

-ознакомление с планом работы по проблеме

Деятельностный

-Реализация поставленных целей и задач по теме «Культура и быт народов Восточной Сибири»

при проведении индивидуальной и подгрупповой работы с детьми  в совместной самостоятельной с педагогом;

-Координация  работы участников проекта

 

 

 

-Участие детей в

индивидуальной и подгрупповой работе в совместной деятельности с педагогами  при интеграции образовательных областей в соответствии с системной паутинкой

 

- Консультация «История народов Восточной Сибири»

-папка-передвижка «Коренные народы Прибайкалья»,  консультация «Народно-прикладное искусство народов Восточной Сибири»,

Привлечение родителей  к изготовлению макетов о народах Прибайкалья

 -Подборка художественной литературы для детей о народах Восточной Сибиридля чтения

Завершающий

-Анализ результатов - Подготовка презентации по теме «Культура и быт народов Восточной Сибири»

-Представление результатов проекта: проведение итогового мероприятия «Сибирские посиделки»

-Представление презентации проекта:

выставка творческих работ, открытое итоговое мероприятие

«Сибирские посиделки»

 

Пояснительная записка

 

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста.

Основным методом при ознакомлении дошкольников с народами Восточной Сибири является интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Реализация проекта предусматривает постановку проблемы, её поэтапное решение.

В совместной деятельности с педагогами и родителями дети  расширяют и обогащают знания коренных народах Восточной Сибири (бурятах, эвенках, тофаларах и др.) их образе жизни, культуре, народно-прикладном искусстве и национальных традициях,приобретают умение   узнавать и различать культуру разных народов,  учатся толерантному отношению к людям разных национальностей.

В ходе проектной деятельности у воспитанников прививается чувство любви к родному краю, реализуются творческие способности в различных видах деятельности.

Взаимодействие всех участников проекта: детей, родителей, педагогов, предусматривает реализацию цели и задач по поставленной проблеме.

Итоговым заключительным мероприятием проекта является досуг «Сибирские посиделки».

 

Информационная карта проекта

Проект:«Культура и быт народов Восточной Сибири»

Автор проекта: Ильина М.А.

Продолжительность проекта: февраль-май  2017г.

Участники проекта: дети, родители, педагоги

Возраст детей: 6-7 лет

Форма проведения итогового мероприятия проекта:досуг «Сибирские посиделки»

 

Дата проведения итогового мероприятия: май 2017 г.

 

Представление педагогического опыта по проектной деятельности «Культура и быт народов Восточной Сибири»

 

Проблема  гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста чрезвычайно актуальна.

Патриотическое воспитание - процесс формирования сознания человека, любящего свою родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования большое значение отводится необходимости включения регионального компонента в образовательную систему работы по патриотическому воспитанию дошкольников с учётом их индивидуальных, возрастных особенностей, национальной культуры и национальных  традиций.

Для реализации задач по патриотическому воспитанию дошкольников в 2015 году мною была разработана авторская программа «Мы - патриоты».

Данная  программа  ориентирована  на  детей  старшего  дошкольного

возраста, родителей воспитанников и педагогов.

В соответствии  с перспективным планом программы я веду работу с воспитанниками. Одной  из актуальнейших тем перспективного тематического планирования  является ознакомление детей с культурой и бытом народов Восточной Сибири.

Актуальность проблемы

Почему возникла необходимость изучить эту тему?

Народная культура и традиции Иркутской области включают многие культуры народов разных национальностей, проживающих  в Прибайкалье.

Наша  Иркутская область уникальна тем, что на её территории находится озеро Байкал-мировая достопримечательность. Издавна вблизи Байкала проживали и хранили свою самобытную культуру,  свои традиции и промыслы коренные народы Восточной Сибири: буряты, эвенки, тофалары, долганы и др.

Как сохранить самобытную культуру, национальные традиции, декоративно – прикладное искусство народов Восточной Сибири и передать её потомкам? Как научить детей гордиться своим народом,сформировать у них любовь к своему родному краю, малой Родине?

Вот ключевые и опорные вопросы, которые и  подтолкнули меня  к более подробному исследованию.

При беседе с детьми по данной теме была выявлена проблема: дошкольники имеют небольшое представление о коренных народах Восточной Сибири.

Чтобы расширить и актуализировать знания детей о народах, населяющих Восточную Сибирь, главным и ведущим инструментом я определила проектную деятельность.

Использовала методическую литературу: «Проектная деятельность дошкольников» Н Е Веракса, А.Веракса,Деркунская В.А.

В 2017 году яразработала и реализовала краткосрочныйпроект «Культура и быт народов Восточной Сибири»с детьми подготовительной группы.

На организационном этапе определила цель и задачи, объект исследований:культура и быт народов Восточной Сибири

Цель:создание условий для формирования представлений у дошкольников о культуре и быте народов Восточной Сибири в различных видах деятельности.

 

Задачи проекта

Для детей:

1) Формировать знания о коренном населении Прибайкалья – бурятах, эвенках, тофаларах, тунгусах: истории, государственных символах   образе жизни.

2) Познакомить детей с особенностями культуры коренных народов Прибайкалья (народные традиции, национальные  костюмыфольклор, народно-прикладное искусство)

3) Развивать интерес к  культуре коренных народов Сибири.

4) Формировать толерантное отношение к людям разной национальности.

5) Воспитывать любовь к родному краю.

Для родителей:

-Расширить знания родителей о коренных народах Восточной Сибири   (папка-передвижка «Коренные народы Прибайкалья»,  (консультация «Народно-прикладное искусство народов Восточной Сибири»,подборка перечня научно-познавательной литературы о народов Восточной Сибири для взрослых)

- Привлечь родителей к изготовлению макетов и книг-самоделок в совместной деятельности  о культуре и быте народов Восточной Сибири;

-Заинтересовать родителей при постановке проблемы о сохранении.

культурных традиций, искусства народов Восточной Сибири.

Для социальных партнёров (МБУК «Историко-краеведческий музей»)

-Активизировать социально-партнёрские отношения с МБУК «Историко-краеведческий музей»;

-реализовать педагогические мероприятия с детьми на базе музея(экскурсия в историко – краеведческий музей  «Русская горница», занятие «Изделия мастеров Прибайкалья»)

Для педагогов ДОУ:

-Провести консультацию «История заселения Восточной Сибири»

-Представить методические  разработки (проект, авторские игры о народах Сибири)

-Представить презентацию опыта работы по теме

Определила средства и приёмы: беседы, рассказы воспитателя, чтение художественной литературы,заучивание стихотворений, пословиц и поговорок, рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов, презентаций, игровая деятельность (настольно-печатные, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры), организация экскурсий и выставок, изобразительная деятельность и ручной труд,работа с родителями и социальными партнёрами.

Наметила ожидаемые результаты по проекту:

Для детей:

1.Дети получат знания народах  Восточной Сибири – бурятах, эвенках, тофаларах, тунгусах: государственных символах истории народов,   образе жизни. 

2.Познакомятся с особенностями культуры народов Восточной Сибири.

3.Приобретут умение узнавать и различать декоративно - прикладное искусство народов Сибири, создавать изображения по мотивам народных орнаментов.

4.Дети реализуют творческий потенциал в различный видах деятельности.

Для родителей:

-Расширение знаний о народах Восточной Сибири;

-Участие в пополнении и обогащении предметно-пространственной  среды группы по проектной деятельности «Культура и быт народов Восточной Сибири»;

-Активизация интереса у родителей  по сохранению культурного наследия народов Восточной Сибири.

Для социальных партнёров

-Активизировать социально-партнёрские отношения с МБУК «Историко-краеведческий музей»

-Реализация совместной образовательной деятельности по проекту

Для педагогов ДОУ:

- Провести консультацию «История заселения Восточной Сибири»

- Представить опыт работы: методические разработки (проект, авторские игры о народах Сибири).

На начальном этапе работы пополнила развивающую предметно-пространственную среду по теме: подобрала наглядный, дидактический  материал, народные костюмы, альбомы иллюстраций, атрибуты для сюжетно-ролевых игр и др.

Составила перспективный план (системную паутинку) мероприятий с детьми  по всем образовательным областям.

На практическом этапе начала вести работу в соответствии с планом.

Приоритет при реализации проекта отдавала игровым технологиям. Проводила с детьми различные виды игры, например: настольно-печатные игры-лото «Народы России», «Угадай, какой народ», «Четвёртый лишний»,  сюжетно-ролевые игры «Путешествие по Прибайкалью», «Сувениры байкальских мастеров».

       В рамках проекта разработала и апробировала на практике серию авторских дидактических игр «Флаги народов », «Подбери костюм », «Сравни и назови», «Культура народов». Игры направлены на ознакомление детей с государственными символами, традициями народов Сибири, формирование чувства любви к родному краю, воспитание дружбы между народами.

При взаимодействии с инструктором по физической культуре с разучили с дошкольниками  подвижные игры народов Восточной Сибири.

Провела беседу «Коренные народы Восточной Сибири»  с рассматриванием иллюстраций, беседу о толерантном отношении к народам разных национальностей.

Знакомила детей с народно-прикладным искусством народов Восточной Сибири. При рассматривании иллюстраций  и кукол в национальных костюмах разных  народов обращала внимание  на  название делателей отделки костюмов, обуви, головных уборов, сравнивали в чём сходство и различие. Рассматривали и сравнивали также народные орнаменты: бурятов, русских, татарские и др.

Свои впечатления дети отобразили в продуктивной деятельности: аппликации и раскрасках «Национальные костюмы народов Сибири». В совместной деятельности педагога  с детьми создали коллаж «Народы Сибири».

Большое внимание уделяла и речевому развитию. При чтении и обсуждение художественной литературы дети знакомились с эпосом народов Сибири: народными сказками былями, легендами, мифами пословицами и поговорками. Эта работа проводилась совместно с учителем-логопедом.

Активизация социально-партнёрских отношений (сотрудничество с МБУК «Историко-краеведческий музей») стала  важным аспектом при реализации проекта. На базе музея с воспитанниками были проведены

занятия клуба «Учёный филин»: «Русская горница», «Народно- прикладное искусство мастеров Прибайкалья»).

На занятиях клуба дети приобщились к истокам русской народной культуры, смогли сравнить её скультурой других народов, познакомились с историей и бытом коренных народов Восточной Сибири.

Семьи воспитанников участвовали  в проектной деятельности и оказывали помощь в обогащении развивающей предметно-пространственной  среды по данной теме. Так, с привлечением родителей  и совместной деятельности взрослых и детей  в группе была организована выставка  «Народные промыслы народов Сибири», созданы макеты «Эвенки», «Бурятский народ», «Русский народ».

Итоговым мероприятием данного проекта стала досуговая деятельность «Сибирские посиделки» (17.05.2017 г.).Мероприятие было проведено в рамках «Дня открытых дверей».На мероприятии присутствовали гости: родители воспитанников и представители социальных организаций города МБУК «Историко-краеведческий музей» и дома-музея поэзии имени Е. Евтушенко.

На заключительном этапе проекта я проанализировала проектную деятельность по теме «Культура и быт народов Восточной Сибири»,  подвела итоги работы.

Результаты проектной деятельности с детьми

  • Дети получили  знания огосударственных символах, образе жизни, национальных традициях, культуре народах Восточной Сибири: бурятах, эвенках, тофаларах, тунгусах, и др.
  • Дети приобрели умение узнавать и различать декоративно - прикладное искусство народов Сибири, создавать изображения по мотивам народных орнаментов.
  • У детей сформировано толерантное отношение к людям разных национальностей.
  • Дети реализовали  творческий потенциал в различный видах деятельности.

Результаты проектной деятельности с родителями

  • Родители расширили  знания о народах Восточной Сибири;
  • Повышение уровня духовно-нравственной культуры у родителей.
  • Родители обогатили и пополнили развивающую предметно-пространственную среду по теме «Народы Восточной Сибири».

Условия, при которых данный опыт может быть использован  в практике других педагогов

  • Учёт регионального компонента при реализации проекта.
  • Проект может быть использован в практике другими педагогами т.к. не требует особых материальных затрат.
  • Необходима поддержка родителей воспитанников, и привлечение социальных партнёров.
  • Взаимодействие со специалистами ДОУ.

Представление педагогического опыта на разных уровнях

  • Педагогический проект «Культура и быт народов Восточной Сибири», серия авторских игр «Народы Сибири» были представлены мною на заседании методического совета  МБДОУ «Детский сад № 171» (от 24.10. 2017 г. № 02) и рекомендован к распространению педагогического опыта на разных уровнях.
  • В феврале 2018 опыт по теме «Реализация регионального компонента в системе гражданско-патриотического воспитания дошкольников» был представлен в форме публичного выступления на XII городской конференции «Фестиваль педагогических идей 2018» и был отмечен дипломом за лучшее представление опыта.

Приложение к проекту

Системная паутинка по проекту

«Культура и быт народов Восточной Сибири»

Образовательные области

Совместная деятельность взрослого и детей

Дата проведения

 

Познавательное

развитие

-Рассматривание иллюстраций с изображением  национальных костюмов   народов Прибайкалья (буряты, тофалары, эвенки, тунгусы);

-НОД «Широка страна моя родная»;

-Просмотр мультимедийной презентации «Традиции и обычаи народов Сибири»;

-Рассматривание иллюстраций с изображением быта и культуры народов Сибири;

-Д/ игры «Планета Земля и её жители»,

«Растения и животные севера»;

-Просмотр видеофильма «Народы Сибири»;

-Сюжетно-ролевая игра «Стойбище»:

-Д/ игра «Флаги народов Восточной Сибири», «Культура народов Восточной Сибири»

-Экскурсия в историко – краеведческий музей  г. Зима (отдел:«Культура и быт народов Сибири»);

-Экскурсия в библиотеку-рассказ библиотекаря о народных промыслах народов Сибири;

-Дидактические игры «Подбери костюм», «Назови элементы костюма»;

-Просмотр мультфильма «Гора самоцветов»;

-Настольно-печатная игра «Культура народов»

-Досуг Сибирские посиделки»

01.02.17

 

 

 

06.02.17

09.02.17

 

 

В течение проекта

 

13.02.17

15.02.17

16.02.17

 

20.02.17

13.03.17

16.03.17

 

27.04.17

 

 

В течение проекта

 

10.04.17

14.04.17

В течение проекта

28.04.17

 

17.05.17

 

 

Речевое развитие

-Чтение произведений народного фольклора народов Сибири;

-Беседа «Чем занимаются коренные жители Сибири: оленеводы, скотоводы, охотники, рыболовы»;

-Беседа «Буряты и  эвенки – коренные  народы Прибайкалья»;

- Чтение С. Данилов «Каюры», Н. Забила «Север», «Юг», И. Истомина «Тундра»;

-Чтение И. Истомина «Мир и человек. Природные зоны, растения и животные», К. Портале «Место под солнцем», Ю. Шестопалов «Северное сияние»;

-Словесная игра «Угадай народ по описанию»;

-Разучивание пословиц о народах Прибайкалья

В течение проекта

17.02.17

 

 

24.02.17

 

13-15.03.17

 

 

20-23.03.17

 

 

 

 

06.04.17

 

В течение проекта

 

Социально-коммуникативное

развитие

-Беседа о толерантном отношении к людям разных национальностей;

-Постановка проблемной ситуации «Может ли народ развиваться без культуры»;

-Сюжетно - ролевая  игра «Поездка по Сибири»;

-Игра-этюд «Изобрази народ»

14.02.17

 

17.02.17

 

18.04.17

 

 

21.04.17

 

Художественно-эстетическое

развитие

-НОД «Ознакомление с народно-прикладным искусством народов Сибири»;

-Рассматривание и сравнение народных орнаментов народов Сибири

-Составление альбома «Изделия мастеров Прибайкалья», «Полезные ископаемые  Прибайкалья»

-Дидактические   игры «Укрась костюм»; «Составь орнамент»;

-Рисование «Национальные костюмы» народов Сибири;

-Аппликация «Народные орнаменты»

-Создание коллекций «Запахи леса», «Дары сибирской тайги»;

-Прослушивание народных песен и музыки народов Сибири;

-Работа с раскрасками «Народы Сибири»,

 

15.02.17

 

 

В течение проекта

 

 

 

28.02.17

 

24.02.17

 

14.03.17

В течение проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

Физическое

развитие

-Ознакомление дошкольников с подвижными  народными играми народов Восточной Сибири;

В течение проекта

 

Литература для чтения:

  • Журналы «Сибирячок»;
  • И. Истомина «Мир и человек. Природные зоны, растения и животные», «Тундра»;
  • Ю. Шестопалов «Северное сияние»;
  • С. Данилов «Каюры»,
  • Н. Забила «Север».

Смотреть приложение к проекту