Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Методическая разработка Комплексного воспитательного мероприятия «Подвиг в нашей жизни»

Государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Удмуртской Республики

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ»

 

Методическая разработка

Комплексного воспитательного мероприятия

«Подвиг в нашей жизни»

 

Разработали:

К.М.Сахечидзе, воспитатель

Е.И.Гилязетдинова, воспитатель

Т.В. Никитина, воспитатель

 

 

2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Аннотация………………………………………………………….

2

Пояснительная записка……………………………………………

3

Цель и задачи мероприятия……………………………………….

5

Ресурсы……………………………………………………………..

6

Требования к месту проведения………………………………….

6

Ход мероприятия…………………………………………………..

9

Вывод……………………………………………………………….

16

Список литературы………………………………………………..

18

Аннотация

Комплексное воспитательное мероприятие «Подвиг в нашей жизни» направлено на формирование Я-концепции у детей, проживающих в условиях детского дома, через удовлетворение потребности в самоактуализации, путем изучения истории своего народа, истории малой родины, реконструирование родственных связей, истории своего происхождения.

Мероприятие итоговое, обобщающее по отношению к информационно - исследовательскому Проекту «История малой Родины в истории большой Страны»,  направленного на изучение временного периода  Великой Отечественной войны (1941-1945 годы).  Мероприятие представляет совокупность воспитательных воздействий, материальных и духовных условий, подчинённых единой комплексной воспитательной цели, взаимодействующих друг с другом и представляющих собой целостной образование (Коммуникативная деятельность (общение), обмен информацией, взаимное влияние участников общения друг на друга; Продуктивная деятельность (создание журнала, экспозиций, сувенирной продукции).

На мероприятии рассматриваются вопросы, связанные с историей  города Ижевска, детского дома, различных производств, социальной сферой, трудовым подвигом,  жизнью конкретных людей в период Великой Отечественной войны. Рассматривается тема воинского, трудового, гражданского подвига; подвига, периода Великой Отечественной войны.

Разработка мероприятия может быть использована воспитателями, педагогами дополнительного образования, педагогами – организаторами детских домов, школ - интернатов. Отдельные методические приемы, представленные в разработке, могут быть использованы учителями, педагогами общеобразовательных  учреждений, а так же родителями (лицами замещающими). Мероприятие рассчитано на возрастную группу детей 7-12 лет.

Пояснительная записка

Актуальность данной работы

В личностном развитии воспитанников детского дома выделяют ряд проблем: Незнание истории своего народа, истории малой родины, потеря родственных связей, низкий уровень общей осведомленности, дефицит позитивного социального взаимодействия  и, как следствие, отсутствие знаний истории своего происхождения, неспособность осознать свою индивидуальность, социальная и нравственная пассивность – все эти факты приводят к формированию у воспитанников детского дома, чувства незащищенности и неуважение к окружающим и к самому себе, неспособность к реализации собствен­ных позитивных жизненных целей.  В то же время, у детей наблюдаются особенности в проявление мышления, чувств: трудности использования логического мышления, замедленность его развития, трудности в овладении многими понятиями, обобщениями, трудности в понимании чувств других, описании чувств другого человека.

Программа воспитания и социализации воспитанников детского дома предназначена для организации процесса воспитания и социализации на ступени дошкольного, начального школьного детства, подросткового возраста и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование воспитанников, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

В качестве личностных результатов освоения воспитанниками детского дома «Программы воспитания и социализации» нами были приняты универсальные учебные действия (УУД), которые определены ФГОС и входят в учебную деятельность образовательных учреждений на всех уровнях. Поскольку в детском доме не организуется учебный процесс, освоение УУД воспитанниками проходит во внеурочной деятельности при организации процесса воспитания и социализации, определяются возрастными особенностями воспитанников, сменой целевых ориентиров и характером деятельности, переносом приоритетов и направлены на формирование базовых компетенций: профильно-социальной (в сфере профессиональных ориентиров); информационно-интеллектуальной (в области учебно-познавательной, трудовой, общественной, эстетической деятельности и т.д.), социальной, коммуникативной, самосозидательной.

Одним из инструментов комплексного решения обозначенных проблем, развития базовых компетенций по нашим наблюдениям,  является работа по сохранению у детей памяти о кровной семье, толерантного отношения к родителям, родственникам, знания истории своей семьи в контексте развития истории нашей родины.

Обращение к своим истокам, включение в поисковую деятельность, активное взаимодействие с людьми (родственниками, социальными работниками, социальными службами, представителями социума, социальными институтами) является дополнительной школой познания жизни за пределами детского дома, развивает коммуникативные навыки воспитанников, воспитывает терпимость и понимание окружающих.

Новизна методической разработки комплексного воспитательного мероприятия.

Комплексное воспитательное мероприятие  представляет совокупность воспитательных воздействий, материальных и духовных условий, подчинённых единой комплексной воспитательной цели, взаимодействующих друг с другом и представляющих собой целостной образование. Мероприятие не регламентировано во времени, легко вписывается в режимные моменты, обеспечивает активность каждого (как воспитанника, так и педагога), личностно-ориентировано, позволяет осуществлять индивидуальный подход в зависимости от особенностей конкретного ребенка.

Условия применения методической разработки

В мероприятии по возможности участвует весь коллектив группы, педагоги, специалисты, приглашенные (родственники, представители социума, волонтеры). Организуется мероприятие совместно с воспитанниками с целью информационного обмена, обязательной продуктивной деятельности, создания общественно значимого продукта: экспозиции, альбомов, поздравление к празднику, сувенирной продукции, информационных стендов, презентаций и т. д. Мероприятие планируется как итог информационно-исследовательского проекта (в нашем случае Проект «История малой Родины в истории большой Страны»). Мероприятие информационно - познавательное, ценностно-ориентирующее. Оборудование, наглядный материал в большей степени подготавливаются самими детьми при осуществлении информационно-исследовательской деятельности и непосредственно во время мероприятия используется как подсказка (опорные схемы, таблицы, информационные листы и пр.) в целях активизации детей, что обеспечивает опосредованное влияние педагога (опора на полученную информацию от  друзей, родителей (лиц замещающих), СМИ  и т. д.).  Таким образом, деятельность организуется на основе сотрудничества педагогов и воспитанников, входит в систему проектирования воспитания и социализации детского дома.

Трудоемкость, ограничения, риски

Успешность проведения мероприятия зависит от четкого выполнения задач, поставленных «Программой воспитания и социализации воспитанников детского дома», соблюдения перспективно-тематического планирования, организованного взаимодействия всех педагогов, специалистов учреждения.

При планировании занятия необходимо очень хорошо знать особенности каждого воспитанника. Следует учесть, что некоторые дети негативно отнесутся к вопросу изучения своей родословной (возможен негативный социальный опыт). В этом случае возможно вмешательство психолога, а для ребенка выбирается задание, не связанное с личным окружением (описать интересную встречу с героем, изучить историю подвига, оформить презентацию, информационный лист и пр.). Вместе с тем, необходимо поддерживать активность ребенка и  родственников, которые участвуют в его жизни (написать письмо, назначить встречу, найти фотоматериал, сделать именной сувенир и пр.).

В случае, если ребенок подготовил материал по истории своей семьи, оформил информационный лист, но категорически против его обнародования, подготовленный материал помещается в личном портфолио ребенка, а на самом мероприятии ребенок участвует только в продуктивной деятельности..

Активность детей при подготовке к мероприятию зависит от активности педагога, его заинтересованности в ребенке, как личности. Лучший прием – личный пример. Дети всегда любят слушать историю жизни взрослого, рассматривать фотоальбомы.

Подготовка к мероприятию предполагает использование интернет ресурсов, работу детей с ПК, т.е. необходима определенная техническая подготовка, как детей, так и взрослых и создание необходимых условий для работы с ПК

Основная часть

Цель: способствовать соци­альной адаптации, нравственному воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро­дителей, создавая условия для:

  • более глубокого изучения исторического события (Великой Отечественной войны) в контексте изучения истории представителей ближайшего окружения, социума);
  • развития способности к активным самостоятельным действиям;
  • определения положительных жизненных ориентиров и идеалов;
  • формирования навыка оценки собственных поступков и поступ­ков окружающих с точки зрения нравственно-этических норм.

Задачи:

Образовательная - Систематизировать информацию об истории города Ижевска, различных производств, социальных институтов, представителей социума, их судеб, истории жизни взрослых, находящихся с детьми в настоящее время, истории детского дома в период Великой Отечественной войны.

Развивающая - Расширить знания и представления о подвиге, подвиге ради себя, жертве ради другого, герое, героическом поступке.

Воспитательная - Формировать социально коммуникативную, самосозидательную компетентность (почувствовать сопричастность с историей, принадлежность к роду, стране, через организацию работы с кровными родственниками, представителями социума и пр.)

Техническая - Соз­дать коллекции, сборники информационных материалов, поздравительные открытки для ветеранов ВОВ, скомпоновать тематический выпуск журнала «Нафаня» (как конечный результат).

Планируемые результаты  изучения материала:

предметные: понимание подвига, героического поступка; систематизация знаний о Великой Отечественной войне в разрезе регионального и личностного компонента

личностные: формирование чувства сопричастности к истории, принадлежности к роду, осознание своей индивидуальности, воспитание социальной и гражданской активности

метапредметные: овладение приемами постановки цели, распределение зоны ответственности, работы в группах и самостоятельно.

Ключевые понятия мероприятия: подвиг, герой, жертва, поступок, память, благодарность.

Методы:

-    методы формирования сознания личности: рассказ на тему, беседа, пример, инструктаж, объяснение, разъяснение, внушение;

-    методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, взаимодействия: объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, упражнения, стимулирование, руководство, самовоспитание, педагогическое требование, поручение, общественное мнение, воспитывающая ситуация, самостоятельная работа с источниками информации (работа в группах), проектирование;

-    методы стимулирования поведения и деятельности: организация деятельности,  применение игровых приемов, наглядности (работа с иллюстративным материалом), дидактического материала, продуктивная деятельность, творческие задания, возможность заявить о себе (создание ситуации успеха).

Средства:

-Коммуникативная деятельность (общение), обмен информацией, взаимное влияние участников общения друг на друга.

-Предметная поддержка воспитательного процесса (плакаты, иллюстрации, репродукции, музыкальные и художественные композиции, раздаточный и демонстрационный материал, дидактический материал, элементы эстетического оформления окружающей среды и т.д.)

Методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятия

При подготовке и проведения мероприятия необходимо учитывать пункты, указанные в разделе «Трудоемкость, ограничения, риски»

Подготовительная работа проводится по плану:

п/№

Мероприятие

Возможный результат деятельности

1.

Деловая игра «Создаем историю своей семьи»

Составление плана вопросов для беседы с родственниками

Пробный вариант рисования семейного древа

Организация информационных встреч с родственниками

2.

Встреча с председателем ВОС Килиным В.И.

Составление интервью. Знакомство с книгой памяти. Приобретение информации на электронных носителях

Выпуск информационного листа (для журнала)

3.

Мастер – класс «Холодный фарфор»

Изготовление сувениров-значков

4.

Праздник «День защитников Отечества»

Участие в празднике представителей ОБ ПП СП УМВД России по г. Ижевску, родителей (лиц замещающих, кандидатов в родители). Праздничный концерт, поздравление мужчин, сладкий стол.

5.

Выставка рисунков, посвященная Дню защитника Отечества «Мы – будущие защитники»

Оформление тематического стенда детскими работами

6.

Экскурсия к Вечному Огню, памятнику Кунгурцеву Е.М.

Оформление информационного листа

Сбор информации о истории создания памятников (Альбомы «Город помнит», «Героев наших имена»). Фотоматериал

7.

Целевая прогулка по улицам, названным в честь героев Вов (ул. Т.Барамзиной, памятник)

Оформление информационного листа

Сбор информации о истории создания памятников (Альбомы «Город помнит», «Героев наших имена». Фотоматериал

8.

Продуктивная деятельность (рисование) «День победы»

Экспозиция рисунков. Отбор рисунка для оформление обложки журнала. Дизайн, изготовление обложки

9.

Викторина «День Победы»

Закрепление умения использования справочной литературой, информационных технологий.

10.

Просмотр записей интервью с Соколовым Валентином Владимировичем

Составление миниочерка для журнала. Закрепление умения использование электронных носителей.

11.

Экскурсия к памятнику «Пушка», гимназии № 24 (военный госпиталь)

Оформление информационного листа

Сбор информации о истории создания памятников (Альбомы «Город помнит», «Героев наших имена»). Фотоматериал

Закрепление умения использования справочной литературой, информационных технологий

12.

Лепка «Памятник «Пушка»

Выставка детских работ. Составление рассказов из личного опыта

13.

Беседа «Мои защитники»

Рассказ взрослого члена коллектива о истории его семьи. Изучение семейного архива Оформление информационного листа для журнала. Знакомство с понятием «Семейного Древа».

14.

Экскурсия к памятнику Ф.А. Пушиной

Доклад «Подвиг Пушиной Ф.А.» (Никита)

Оформление информационного листа

Сбор информации о истории создания памятников (Альбомы «Город помнит», «Героев наших имена»). Фотоматериал

15.

Работа с архивными документами Детского дома

Отбор и обработка фотоматериалов пос

16.

Экскурсия «С чего начинается Родина» (на набережную, к машиностроительному заводу, к памятнику Ижевским оружейникам)

Оформление информационного листа

Сбор информации о истории создания памятников (Альбомы «Город помнит», «Героев наших имена»). Фотоматериал

17.

Изучение истории семей воспитанников

Составление плана вопросов для беседы,

Изучение семейного архива, беседа с бабушкой,

Оформление информационного листа для журнала. Составление семейного Древа.

 

18.

Рисование «Военная техника»

Выставка детских работ

19.

Встреча с родственниками

Составление плана вопросов для беседы,

Изучение семейного архива, беседа с бабушкой,

Оформление информационного листа для журнала. Составление семейного Древа.

20.

Экскурсия к памятнику героям локальных воин

Оформление информационного листа

Сбор информации о истории создания памятников (Альбомы «Город помнит», «Героев наших имена»). Фотоматериал

Закрепление умения использования справочной литературой, информационных технологий

21.

Встреча с ветераном Великой Отечественной войны Соколовым Валентином Владимировичем

Оформление информационного листа, Составление вопросов, умение брать интервью, делать опоры, для последующего письменного оформления.

22.

Индивидуальная работа с воспитанниками по обработке полученной информации

Доклад о памятнике З.Космодемьянской (Коля)

Доклад «Моя родословная» (Никита),

Доклад «Детский Дом во время Великой Отечественной войны» (Юра)

Информационные листы для журнала

23.

Продуктивная деятельность. Моделирование «Город помнит»

Макет «Вечный огонь»

24.

Экскурсия в библиотеку им. Гайдара

Просмотр экспозиции «Место детства – война»

Составление информационного листа. фотоматериал

25.

Экскурсия к памятнику Р.Зорге, к памятнику, посвященного врачам, погибшим во время ВОВ

Оформление информационного листа

Сбор информации о истории создания памятников (Альбомы «Город помнит», «Героев наших имена»). Фотоматериал

Закрепление умения использования справочной литературой, информационных технологий

26.

Обзорное занятие «Город помнит» (обобщение знаний о памятниках города Ижевска, посвященным Великой Отечественной войне)

Оформление альбома «Город помнит»

27.

Обзорное занятие «Героев наших имена» (обобщение знаний о героях Великой Отечественной войны)

Оформление альбома «Героев наших имена»

Отбор символов-опор (по основным разделам проектной деятельности)

28.

Продуктивная деятельность (рисование нетрадиционным способом – выцарапывание «Волшебный рисунок»)

Изготовление заготовок открыток для ветеранов ВОВ

29.

Познавательное занятие «Создаем журнал сами»

Знакомство с особенностями издания журналов, его составляющих частей, подготовка и переработка материала для изготовление журнала «Нафаня»

30

Работа с наглядностью (тематика ВОВ)

Продуктивная деятельность конструирование

Стенд, посвященный ВОВ, изготовление магнитиков с изображением достопримечательностей Ижевска (по местам памяти ВОВ), использование интернета

 

СМОТРЕТЬ РАБОТУ ПОЛНОСТЬЮ