Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Методическая разработка ко Дню библиотек Дружининской Н.Б.

                                                                                           Заседание клуба семейного чтения для обучающихся 4-6 классов и их родителей

Тема: «История нашего края» (к юбилею Тарногского муниципального района Вологодской области).

Цели:

     а) обобщить и систематизировать представления детей об истории и культуре родного края, вологодском фольклоре; в ходе игры - соревнования закрепить  знания обучающихся о родном крае и проверить самостоятельное прочтение книги местного краеведа  А.А.Угрюмова «Кокшеньга»; 

     б) развивать мышление, память, внимание, речь обучающихся, расширять их кругозор;

      в) воспитывать любовь к родному краю, интерес к его истории и культуре, формировать бережное отношение к народным традициям, потребность в постоянном чтении книг; способствовать формированию коллектива.

Ведущие – библиотекарь и классные руководители.

Место проведения - библиотека. Периодичность проведения – 1 раз в 2 месяца.

Оформление: выставка книг,  стенд «Тарногскому району - 80 лет», карта Вологодской области и схема Тарногского района, изображение герба и флага Тарногского муниципального района.  Из вышитых полотенец «выстроены» трои ворота под номерами 1,2,3; подготовлен портрет А.А. Угрюмова и запись песни на слова местной поэтессы В.Т. Поповой «Пусть не старится Тарнога наша».

    В качестве домашнего задания к данному заседанию КСЧ  детям      вместе с           родителями предлагалось познакомиться с книгой А.А. Угрюмова «Кокшеньга»,       изобразить родной край (в виде рисунков, аппликаций и т.д.).

                                                 Ход мероприятия.

          1. Объявление темы заседания.

       В народе говорят: Родная сторона всегда мила. Объясните эту пословицу.

     - Что значат для вас родная сторона, родной край? (Проверяются поделки детей.)

     - Какой юбилей отмечает наш Тарногский район в этом году? (80 лет Тарногскому

      муниципальному району)

     - Назовите  центр Тарногского района. (Село Тарногский Городок).

     - Знаете ли вы его возраст?

     Тема сегодняшнего заседания - «История нашего края». На «машине времени» мысленно перенесемся в прошлое, попытаемся с помощью книг окунуться в самобытность нашей малой родины: ее природу, историю, культуру, традиции, фольклор, особенности речи и некоторых названий. В ходе игры выявим лучшего знатока нашего края. Итак, назад, в прошлое!

          2. Историческая справка о Тарногском муниципальном районе.

     Тарногский муниципальный район расположен на северо-востоке Вологодской области (см. карту). Он имеет площадь 5,2 тыс. кв.км. Его центр - Тарногский Городок - старинное русское село, находится в 340 км от Вологды.

     История этого села и окрестных территорий уходит корнями в седую старину и тесно связана с судьбами важских земель, входивших в состав Заволочья. В давние времена эта земля называлась Кокшеньгой- по названию чистой и рыбной реки (Кокшеньга, в переводе с марийского,- «сухая река», т.е маловодная). Здесь в древности жили охотничьи племена чуди заволочской. В ХIII веке сюда, в дремучие северные леса, хлынул поток беженцев из разоренной ордами Батыя Ростово- Суздальской  Руси. Столетием позже Кокшеньгу начали осваивать выходцы из Новгорода Великого.

     Новгородцы в этих местах строили деревянные крепости, которые были опорными пунктами Новгорода в его междоусобной войне с Москвой. Самым южным и самым крупным из них был «городок» (что означает «крепость») в междуречье рек Кокшеньга и Тарнога (Тарнога – в переводе «травяная река»). В разное время его называли то Кокшеньгским, то Тарногским Городком. Сейчас в просторечии Тарногский район и его райцентр зовут Тарногой. Это новое название и в официальной речи почти вытеснило слово Кокшеньга.

     Первое упоминание о Тарногском Городке есть в «Устюгском летописном своде» от 1453 года, когда наш край был втянут в феодальную войну. Этот год и принято считать годом основания Городка.

   - Посчитайте, сколько лет Тарногскому Городку. Дорогие родители, помогите вашим детям! (562 года)   

     Первоначально Городок имел военное значение, но со временем утратил его. К концу XVII века крепость обветшала, стены Городка сгнили, башни обвалились. Он превратился в обыкновенный церковный погост, но сохранил в своём названии слово «городок». Два века жизнь в нём оживлялась лишь в дни ежегодных крещенских ярмарок.

   Возрождение Тарногского Городка началось в 90-е годы XIX века, когда в него было переведено из деревни Игумновская правление Шевденицкой волости. С 1929 года Тарногский Городок - официальный центр Кокшеньгского района Северного края, с 1931 года - в составе Нюксенского района, с 1935- центр Тарногского района Вологодской области.

    За годы Великой Отечественной войны было отправлено на фронт 7088 тарножан, из них 3515 человек не вернулись с полей сражений. Их имена занесены в Книгу Памяти. Трое участников войны (П.И. Ивановский, П.Е. Шевелев, Г.Н. Преображенский) стали Героями Советского Союза.  

   Теперь Тарногский Городок - это населённый пункт почти с шеститысячным населением. В нём более 30 улиц и переулков. Большинство частных домов украшено деревянным резным узором. Славится Тарногский край умельцами и мастерами резьбы по дереву, плетению из ивового прута, ткачеству и др. С 2006  года Тарнога стала «столицей меда Вологодского края».

   Тарножане гордятся своими замечательными земляками: краеведом

 А.А. Угрюмовым, академиком Молчановским В.Ф., дипломатическим работником Иевлевым Н.В. (он - выпускник Верхнекокшеньгской школы) и др. Звания «Почетный гражданин Тарногского Городка» удостоены заслуженный учитель школы РСФСР А.А. Угрюмов, народный художник РФ Д.Т. Тутунджан, автор книги «Тарнога- Кокшеньга в ХХ веке» М.П. Зыков, врач-хирург В.В. Нефёдов  и др.(см. выставку книг).

   Тарнога- место историческое. На территории района находится уникальное дохристианское Тиуновское святилище ХV века с рисунками - символами и надписями, нанесенными на камень. Ничего подобного этому святилищу ученые еще не встречали.

   Прекрасна и тарногская природа, которая обязывает людей быть чище, лучше, сохранять старинную народную культуру. Эта самобытная культура видна в деревянном зодчестве и старинных церквях. Она живет в деревенском семейном укладе, в темных иконах северного письма, в старинной русской одежде, что хранится еще в бабушкиных сундуках, в тарногском удивительно музыкальном наречии, в песнях, сказках, частушках. Наша задача - сохранить и приумножить наследие, доставшееся нам от наших предков.

   Для выявления капитанов команд вернемся на время в наши дни.

   3. Викторина «Знаешь ли ты свой край?» (В случае затруднения родители помогают детям. За правильные ответы - жетоны.)

     - С какими областями граничит Вологодская область?

     - Назовите районы нашей области.

     - Перечислите населенные пункты Тарногского района.

     - Почему наш населенный пункт называется Озёрки?

     - Назовите деревни, расположенные на территории наших Озёрок.

     - В состав какого сельского поселения они входят?

     - Как называют жителей Озёрок? Кокшеньги?

     - Назовите реки, протекающие по территории Озёрок .

     - Какие старинные обычаи и праздники нашего края вы знаете?

(По результатам викторины и представленных поделок выявляются 5 победителей, которые становятся капитанами команд. Все присутствующие делятся на 5 команд, равных по силам.)

    В нашем крае  бытовало много пословиц, поговорок, примет, загадок, каждая из которых несла в себе частицу народной мудрости, опыт вековых наблюдений за природой и жизнью людей. Загадки были одним из любимых развлечений наших предков. Попробуем и мы, вновь вернувшись в прошлое, поиграть в эту игру.

   4. Конкурс загадок.

  (Команды по жребию выбирают тему, получают загадки на листочках и  разгадывают их. Кто быстрее и правильнее справится с заданием?)

        1 группа - загадки о неживой природе:

  1) Полна печь пирогов, в середине – каравай. (Звезды и месяц)

  2) Выше лесу, тоньше волосу. (Ветер)

  3) Никого не родила, а все матушкой зовут. (Земля)

  4)Шуба новая, а на подоле дыра. (Прорубь на реке)

  5) Не море, не земля, корабли плавают, и ходить нельзя. (Болото)

        2 группа – загадки о животных:

   1) Бежит Наташка в семидесяти рубашках, ветер дунет – и тело голо. (Курица)

   2) Кто над нами вверх ногами? (Муха на потолке)

   3) Идет в баню черен, а выходит красен. (Рак)

   4) Из куста шипуля, за ногу тяпуля. (Змея)

   5) Мала, а никому не мила. (Мышь)

        3 группа – загадки человеке:

    1) Стоит хата – кругом мохната, придет беда – и потечет вода. (Глаза)

    2) Полное корыто лебедей намыто. ( Зубы)

    3) Доска лежит на болоте: не сохнет, не гниет, и ржавчина не берет. ( Язык)

    4) Вам дано, а люди пользуются. ( Имя)

    5) Пять братьев годами равные, ростом разные. ( Пальцы)

        4 группа – загадки о предметах домашнего обихода:

    1) Был я копан, был я топтан, был я на пожаре, был я на кружале, сто голов кормил; выбросили из окна – и собакам не надобно. ( Горшок)

    2) Сверху дыра и снизу дыра, а в середине огонь да вода. ( Самовар)

    3) По избе пляшет, а в угол спать ходит. ( Веник)

    4) Часто-высоко вскочило в осоку. ( Гребень)

    5) Четыре братца под одной кровлей стоят. ( Стол)

         5 группа - загадки о крестьянском труде:

    1) Чем больше я верчусь, тем больше я толстею. ( Веретено)

     2) Маленький, горбатенький, все поле обскакал, все суслоны сосчитал. ( Серп). 

     3) Травы поем - зубы вытуплю, песку хвачу - опять наточу. ( Коса)

     4) Штучка - одноручка, носок стальной, а хвост льняной. ( Игла с ниткой)

     5) Без рук, без ног на гору ползет. ( Тесто в квашне)

(По результатам конкурса определяются 3лидирующих команды, которые продолжат соревнование.)

   5. Конкурс для капитанов «Золотые ворота».

  - Чье имя звучало сегодня во время мероприятия уже не раз?

  - Что вы знаете о нем? Какие книги написал А.А. Угрюмов?

Книга краеведа А. Угрюмова «Кокшеньга» приглашает любознательных читателей отравиться в «мир» слов, которыми пользовались наши предки. Проверим, насколько внимательно вы читали эту книгу.

 (Участникам нужно дать объяснение словам, т.е. встать в те ворота (№1,2 или 3),                                                                                                                    которые соответствуют правильному ответу. Кто даст больше верных ответов? Правильные ответы отмечены ниже «+».)

    Азям – 1. Мужская одежда.  +

               2.Турецкий воин.      

     3. Прозвище деревенского парня.

    Нагили – 1.Грабли.

                   2. Гвозди. +

                   3. Вилы.

    Сиченик – 1. Специальный нож.

                      2. Плохой человек.

                      3. Пирог. +

    Складники – 1. Складные инструменты.

                           2. Работники склада.

                           3. Небольшая артель. +

    Житьи люли – 1.Люди богатые.

                              2. Люди бедные.+

                              3. Люди живые.

    Кружечный двор – 1. Двор, окруженный забором.

                                     2. Кабак. +

                                     3. Помещение для скота.

     Красик – 1. Красавец.

                         2. Сарафан. +

                         3. Крашеное яйцо.

     Трясенец -1. Болезнь.

                           2. Мука (смесь овсяной и ячневой). +

                           3. Решето.

     Шушун – 1. Одежда. +

                           2. Обувь.

                           3. Домашняя утварь.

     Тягло – 1. Земельный надел. +

                      2.Конная упряжь.

                      3. Тяжелая доля.                                                                                                                                                                                                                 

      Ердан – 1. Непроходимый лес.

           2. Оружие.

            3. Прорубь. +

      Пистики – 1. Маленькие дети.

                         2. Молодые ростки хвоща. +

                         3. Застежки на одежде.

     (При подведении итогов остается капитан победившей команды. Приглашается вся команда для награждения. Ее участникам предлагается сыграть в суперигру.)

  6. «Поле чудес» (суперигра).

  Задание: как в старину называли кушанье, которое ели в Кокшеньге во время поста? (Нужда).

   7. Подведение итога мероприятия.

   Вот и подходит к концу наше путешествие во времени. Итак, наш родной край богат и прекрасен. Но он будет еще краше и богаче, если мы позаботимся об этом.   Помните это, ребята! Дома советуем читать другие книги о малой родине.

  (Звучит фонограмма песни о Тарноге на слова местной поэтессы В.Т. Поповой.

   Награждаются лучшие знатоки родного края: команда и победитель.

   Проводится чаепитие.)