Методическая разработка классного часа " Права и обязанности- в главном законе Крыма"
Название работы: классный час « Права и обязанности – в главном законе Крыма»
Номинация: «Методические разработки»
Вид работы: сценарий классного часа
Наименование образовательной организации: МБОУ «Желябовская СОШ» Нижнегорского района Республики Крым
Ф.И.О.: Киселёва Валентина Викторовна
Место работы: школьная библиотека
Должность: библиотекарь
Квалификационная категория: высшая
Пояснительная записка
Цели мероприятия:
- формировать у учащихся младших классов понимание значения Конституции Республики Крым;
- воспитывать чувство гордости и патриотизма.
Задачи:
- познакомить детей с основным законом Республики Крым – Конституцией;
- формировать представление о правах и обязанностях;
- воспитывать уважение к законам государства.
Область применения: классный час; единый урок, посвященный годовщине принятия Конституции Республики Крым.
Возраст обучающихся – 2-4 класс.
Ожидаемые результаты – знание у обучающихся, что у Республики тоже есть своя Конституция, в которой записаны права и обязанности граждан.
Формы и методы реализации – беседа, урок.
Тематическое содержание: права и обязанности каждого гражданина Республики Крым, записанные в Конституции Республики Крым.
Перечень литературы для обучающихся и педагогов:
1. Конституция Республики Крым.- Симферополь: ФЛП А.Е.Плахотнюк, 2014.-48 с.
2. Конституция Республики Крым отражает долгий процесс самоопределения крымчан: выступление Владимира Константинова// Научненская СОШ, 11 апреля, 2015.
Материально-техническое обеспечение: плакат с названием мероприятия, литература, иллюстрации (формат А4) или рисунки учащихся к сказкам.
Перечень использованной литературы:
1. Конституция Республики Крым.- Симферополь: ФЛП А.Е.Плахотнюк, 2014.-48 с.
2. Конституция Республики Крым отражает долгий процесс самоопределения крымчан: выступление Владимира Константинова// Научненская СОШ, 11 апреля, 2015.
Классный час
«Права и обязанности – в главном законе Крыма»
Цель: формировать у учащихся младших классов понимание значения Конституции Республики Крым, познакомить их с основными правами и обязанностями гражданина Республики Крым.
Задачи:
- воспитывать уважение к правам и законам республики и государства;
- воспитывать чувство патриотизма, желание соблюдать законы Республики Крым и Российской Федерации;
- научить защищать свои права и выполнять обязанности.
Оборудование: Конституция Республики Крым, иллюстрации к сказкам (или рисунки учащихся).
Ход мероприятия
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведём познавательный час на тему «Права и обязанности – в главном законе Крыма». Скажите, а какой закон главный в Республике?
(Учащиеся называют, если ошибаются, то нужно сказать, что это – Конституция Республики Крым).
Мы с вами живём в Крыму и у нас есть основной закон – Конституция Республики Крым, в которой записаны все права и обязанности граждан, проживающих на территории Крыма.
В истории Крыма в составе Украины было три Конституции – 1992-го, 1995-го,1998 годов, которые принимались на основе борьбы за децентрализацию, защиту национальных прав, экономической и правовой самостоятельности республики.
Реализуя волю многонационального народа Республики Крым, выраженную в решении республиканского референдума, 11 апреля 2014 года парламент Крыма единогласно принял Конституцию Республики Крым – первую Конституцию Крыма как полноправного и равноправного субъекта Российской Федерации.
Каждый из вас должен понимать значение слов: право, закон, правила. Все мы разные, но имеем одинаковые права и обязанности.
Чтобы жизнь была безопасной, люди придумали правила поведения, которые есть обязательными для всех. Давайте вспомним несколько правил из разных сфер жизни.
Я задаю вопрос, а вы отвечаете:
как надо вести себя на уроке?
при пожаре нужно звонить по номеру…
на какой свет светофора нужно переходить дорогу?
можно ли громко разговаривать в библиотеке?
кому вы уступите место в транспорте?
можно ли бегать по клумбам?
можно ли плавать в запрещенных местах?
что выделаете, когда хотите ответить на вопрос учителя?
(Учащиеся отвечают на вопросы, дополняя ответы друг друга).
Кроме правил поведения у нас ещё существуют права. Например:
-право на жизнь (статья 14 Конституции Республики Крым)
-на неприкосновенность жилища (статья 18…)
-на хорошие условия работы (статья 30…)
-право на отдых (статья 30…)
-право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 34…)
-право на образование (статья 36…) и другие.
В сказках часто нарушаются права героев. Давайте вспомним эти нарушения на следующих примерах.
- Какое право нарушили звери в сказке «Колобок»? (право на жизнь – статья 14)
- Какие ещё вы знаете сказки, где было нарушено это право? (Муха-цокотуха», «Тараканище», «Бармалей», «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка»)
- В сказке «Козленок, который умеет считать до 10», звери гнались за ним и хотели проучить за то, что он их считал. Какое право они нарушили? (право на образование - статья 36)
- Какое право нарушил волк в мультфильме «Ну, погоди!»? ( Он занимался преследованием и хулиганством). Каждый имеет право на спокойную, безопасную жизнь и отдых (статья 15).
- Лиса жила в ледяной избушке, а заяц в деревянной. Когда у лисы изба растаяла, она выгнала зайца и стала жить в его домике. Какое она нарушила право? (право на неприкосновенность жилища – статья 18)
- Снежная королева увезла маленького Кая из родного дома в свой ледяной дворец. Имела ли она на это право? (Нарушение статьи 31).
- В сказке «Гадкий утёнок» птицы с Птичьего двора гнали Гадкого утёнка и кричали вслед: «Какой гадкий!». Как вы думаете, какое право они нарушили? (Право на отношение как к равному. Все имеют равные права, независимо от цвета кожи, национальности и вероисповедания – статья 13).
- Маша из сказки «Три медведя» имела право входить в дом медведей и без их разрешения есть из их тарелок, спать на их кроватях? (статья 18 -неприкосновенность жилища)
- Какое право нарушила мачеха в сказке «Золушка»? (Нельзя унижать и принуждать к тяжелой физической работе, статья 30).
- В каких ещё сказках нарушено такое право? ( «Двенадцать месяцев», «Морозко»).
- В сказке «Дюймовочка» героиню не раз пытались насильно выдать замуж. Какое право было нарушено? ( гарантия прав и свободы каждого человека, статья 12).
Ребята, мы знаем много прав человека, но они неразрывно связаны с обязанностями. Что такое обязанность? (Ответы детей).
Обязанность - это то, что мы должны делать. Какие у вас есть обязанности? (Ответы детей).
Правильно, ходить в школу и хорошо учиться; уважать старших; соблюдать правила личной гигиены; помогать родителям; ухаживать за домашними животными; сохранять в чистоте учебники; выполнять домашние задания и т.д.
Почему в сказке «Мойдодыр» умывальник стыдил мальчика, а вещи от него сбежали? (Ответы детей).
Почему в сказке «Федорино горе» посуда ушла из дома?(Ответы детей).
Об обязанностях каждого гражданина Республики Крым в Конституции написано в статьях 49-52. Каждый житель Крыма обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации и Конституцию Республики Крым, федеральные законы и законы Республики Крым, уважать права и свободы других людей.
И, в заключение классного часа, я бы хотела обратиться к вам словами Председателя Государственного Совета Республики Крым Владимира Константинова: «Жизнь так устроена, что всегда необходимо быть готовым к подвигу, защитить себя, свою семью, Родину. Для этого нужно быть внутренне очень сильным, любить своё Отечество – быть патриотом родной земли. И тогда будешь способен на большие дела».
Ребята, изучайте и помните главные законы, по которым вам жить.