Методическая разработка "Изучение ПДД младшими школьниками через игровые технологии"
автор: Сухов Александр Васильевич.
должность: педагог дополнительного образования физкультурно-спортивной и социально-педагогической направленности
квалификационная категория - первая
место работы: МБОУ ДОД ЦДТ "Кругозор"
адрес: Московская область, г. Сергиев Посад -7, ул. Молодежная, д.2
Объединение «Юные друзья дороги»
Сайт педагога http://avsuhov.ucoz.ru/index/junye_druzja_dorogi/0-11
Тема: «Изучение ПДД младшими школьниками через игровые технологии»
В работе по образовательной программе «Юные друзья дороги» представлены разнообразные формы игровой деятельности, которые помогают педагогу интересно и занимательно организовать деятельность детей.
В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях. Причиной многих ДТП чаще всего становятся сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых.
О того, насколько хорошо ребёнок усвоил правила безопасного поведения и как применяет их в реальной ситуации в улично-дорожной сети, зависит его здоровье. Очень важно, чтобы соблюдение правил безопасности стало нормой и образом жизни детей и взрослых.
Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка маленьких пешеходов, которых уже сейчас подстерегают серьёзные трудности и опасности. Поэтому изучение Правил дорожного движения целесообразно начинать как можно раньше.
Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Актуальность и практическая значимость обучения и воспитания и в целом профилактики детского дорожно-транспортного травматизма подчёркивается высокими статистическими показателями.
В младшем школьном возрасте игра – основной вид деятельности. Ребёнок хочет играть, он играет и познаёт окружающий мир. Игра даёт возможность ребёнку проявить себя. Играя, он не только обучается, но и закрепляет полученные умения и навыки, что способствует формированию положительных привычек.
Значительное место в обучении уделяется игровым технологиям, позволяющим организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес детей к изучению Правил дорожного движения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
При обучении детей правилам дорожной безопасности широко можно использовать самые разнообразные игры:
- с элементами физических упражнений и спорта;
- ролевые и ситуативные игры;
- театрализованные и игры-драматизации;
- дидактические;
- с использованием макетов;
- компьютерные;
- интеллектуально-познавательные.
Ролевая игра – форма моделирования ребёнком, прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчинённая жёстким правилам, неизменяемым условиям.
В ситуативных и ролевых играх дети разыгрывают самые разнообразные проблемные ситуации («Пешеходы и водители», «Мы – пассажиры», «Регулируемый перекрёсток» и др.), в которых могут показать практические навыки и умения. Дети придумывают сюжет, распределяют роли (вызов скорой, ГАИ, интервью журналиста, опрос инспектором, затем ведущий программы «Главная дорога» сообщает о происшествии, даёт советы дорожной безопасности).
Для закрепления пройденного материала, например, «Дорожные знаки», команды, участвуют в виктлоринах, выполняют различные задания: кто быстрее соберёт дорожный знак, кто больше назовёт дорожных знаков и другие.
Дидактические игры требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Поэтому особое место отводиться играм: «Подбери символ к дорожному знаку», «Собери дорожный знак» (разрезные картинки наклеиваются на грани кубиков); такие игры, где из мелких частей нужно собрать одно целое (транспорт, светофор, дорожный знак); на классификацию: «Распредели знаки по группам», «Дорожный узелок» (пособие из картона с прорезями), в него дети собирают дорожные знаки, это могут быть определённые группы знаков, знаки для пешехода, знакомство с новым знаком и другие.
Проявить себя, показать чему научились, дети могут в интеллектуально-познавательных играх, игровых программах. Подбор игр объединяется одним сюжетом, тематикой (игры-путешествия, занимательные викторины др.): «Безопасная прогулка», «Путешествие в новогоднем экспрессе», «Самый умный на дороге», «Звёздочки дорожной безопасности», «Я знаю дорожные знаки».
Используемая литература:
- Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма /сост. В.Н. Кирьянова. М.: Издательский дом Третий Рим, 2007. 56 с.
- Селевко Г.В. Современные образовательные технологии. М.: «Народное образование», 1998. 256 с.
- Эльконин Л.Б. Психология игры. 2-е изд-е.М.: Туманит. Изд. центр Владос, 1999.
- Яковлев В.Ф. Комментарии к Правилам дорожного движения Российской Федерации / В.Ф Яковлев. М.: Издательский дом третий Рим, 2008. 192 с.