Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

12.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «Лета чудные мгновения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

Методическая разработка "3д ручка-волшебная палочка в ДОУ"

МАДОУ Голышмановский ЦРР-детский сад №4 «Ёлочка»
 
 
Методическая разработка "3д ручка-волшебная палочка в ДОУ"
 
 
Федюнина Вера Владимировна
воспитатель
 
 
Известно, что дошкольный возраст часто называют «золотым периодом творчества». Детская непосредственность, постоянные «открытия» себя и окружающего мира – все эти особенности дошкольников способствуют пробуждению и развитию ростков творчества.
           В нашу жизнь, практически каждый день, врываются новые современные гаджеты, одним из них и является – 3Д ручка, которая постепенно завоёвывает признательность у педагогов и любовь к творчеству у дошкольников.
           По мнению ученых Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина, «у  дошкольников в первую очередь должно формироваться наглядно-образное мышление, которое развивают с помощью специальных схем, моделей, образов. Особенно ярко навык использования образа проявляется в продуктивной деятельности – в рисовании, лепке.
В связи с этим, можно с уверенностью утверждать, что использование 3-Д  ручки в детском саду является удачным подспорьем в развитии гармоничной личности ребенка-дошкольника, его творческого самовыражения.
3Д-ручка - это совершенно новый вид творческой деятельности, который позволяет по-новому взглянуть на процесс рисования.
Актуальность использования 3Д ручки состоит в том, что дети шаг за шагом отрабатывают и постигают навыки создания  моделей.
Почему решила обратить внимание именно на эту тему? Как педагог-практик я заметила, что многие дети наслышаны, видели и даже совсем мАлая часть имеют 3-д ручку, однако пользоваться ею не умеют. После покупки многие люди, ожидавшие легкого и эффектного результата, часто испытывают разочарование, так как не способны создать ничего, кроме плоских раскрасок пластиком, и вскоре убирают «бесполезную» 3-Д ручку с глаз долой.
Для меня самой вопрос приобретения 3-Д ручки стал особенно актуальным, когда мои дети заказали 2 года назад в качестве подарка на Новый год именно 3 Д-ручки.
На тот момент вопросы: «Что же такое 3Д ручка? Будет ли она полезна и востребована или также заброшена детьми, как и многие купленные игрушки по их желанию?» - сейчас уже стали давно решаемы, и ответ на них очевиден.
Не понаслышке также знаю, что школьники, в том числе и моя дочь, с большим удовольствием и желанием посещают в школе кружок «3Д-ручка». Рисование ею на самом деле затягивает и детей и взрослых! За таким увлекательным делом мы часто проводим вечера дома.
Видя увлеченные глаза своих ребятишек, решила опрОбовать 3Д ручку в детском саду, посмотреть, как дошкольники отнесутся к такому виду деятельности.
Скорее всего это и дАло толчок моей работе по применению данного гаджета в детском саду, подтолкнуло к попытке создать дополнительную программу по обучению детей моделированию с помощью 3-д ручки. Идею разработки по развитию творческих способностей детей с использованием 3-Д ручки  я почерпнула на сайте ресурса «Инфоурок» у педагогов д/с № 17 «Алёнушка»г. Санкт-Петрбурга Ермолик О.В. и Балашовой Л.И.
Как дополнительную услугу в ДОУ, не применяю. Мы с ребятами всего лишь апробируем, учимся.
Мне было важно посмотреть и понять: заинтересуются дети таким видом техники рисования или нет и делать уже какие-то планы на будущее, а в результате связать с этой темой свой опыт по самообразованию.
Базой в данном направлении были мои выступления по этой тематике: с докладом на окружном онлайн-семинаре, проведение мастер-классов «3-Д ручка в ДОУ» на августовском педагогическом форуме, на итоговом семинаре «Наше время», проводимых на базе ДК «Юность» и Голышмановской СОШ № 2.Также мы были участниками мастер-класса по 3-Д моделированию «Новогодний сувенир», организаторами которого выступил Молодёжный Центр.
 
Были определены цель и задачи работы, которые представлены на экране.
На начальном этапе работы проведено анкетирование, цель которого: определить осведомленность детей и родителей о 3-Д ручке, ее востребованность. В анкетировании принимало участие 20 детей и 20 родителей, чьи дети регулярно посещали сад.
Вопросы анкеты, которые были предложены респондентам, также представлены и выведены на слайд.
В результате был сделан вывод:большинство родителей (18 из 20 опрошенных) имеют представление «Что такое 3-Д ручка?», но многие не знают ее принцип работы. Среди детей лишь мАлая часть опрошенных (7 из 20), слышали, что такое 3-д ручка, но также, как и взрослые, не понимают, как ею пользоваться.Судя по ответам, всех респондентов современный гаджет  3-Д ручка заинтересовал: желание ею поработать изъявили практически все родители и бОльшая часть детей.
          18 родителей изъявили желание посещать объединения, где обучали бы рисованию такой ручкой. 3-Д ручка интересна и для детей (16-ти из 20), которые с удовольствием использовали бы её в детском саду, на кружке и дома, и для родителей, которые видят в ней значительную роль в развитии мелкой моторики и пространственного воображения.  3-Д ручка востребована.
           Родители понимают важность развития творческого самовыражения ребенка с помощью нетрадиционной техники рисования 3Д-ручкой, но недостаточно осведомлены по данному направлению. Приоритет в формировании творческой самостоятельности у дошкольников отдают педагогам детского сада.
           Инновационность опыта состоит в обучении детей умению использовать 3-Д ручку на основе интеграции всех образовательных областей.
Умение ею работать даёт возможность детям воплощать в жизнь свои конструкторские замыслы и идеи, развивать пространственное мышление, творческие представления и способности.
           Наши игровые занятия построены на чередовании различных видов деятельности (рассматривание, слушание, познавательные беседы, выполнение творческих заданий).
 
          Обучение детей по использованию 3-Д ручки состоит из 7 этапов организации педагогического процесса, который построен от простого к сложному:
Первый этап: вызываю интерес к 3-Д ручке, как к с современному гаджету, через презентации, знакомлю с историей появления такой ручки, её строением, назначением.
Итак, 3D ручка - малогабаритный вариант 3D принтера: мы не печатаем, а рисуем модели на базе пластика, который расплавляется в ручке. То есть для рисования вместо чернил в ручку заправляется пластиковая нить, есть самые различные расцветки.
В верхней части корпуса располагается отверстие, в которое вставляется филамЕнт. Пластиковая нить, затягиваемая внутрь корпуса ручки, расплавляется внутри неё и выдавливается с острия ручки (из сопла) в виде тонкой нити, которая затвердевает на воздухе сразу после выхода из сопла.
            Первая такая ручка для создания объёмных форм возникла еще в феврале 2013 года. Создатели — Питер Дилворс и Максвелл Боуг. Данное новое открытие рекомендовано для детей и взрослых.
Предлагала детям сравнить 3-Д Ручку с обычной ручкой, устройством для выжигания (визуально), увидеть ее преимущество.
Обязательно на этом этапе провожус детьми инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с данным гаджетом, знакомлю их с памяткой  «Правила безопасного пользования 3-Д ручкой», Словарем терминов по тематике моделирования, поместив их в папку-передвижку.  В словаре у дошкольников появляются термины: филомент (цвет нити), моделирование, 3Д принтер.
Интерес в глазах детей был очевиден! Мы продолжали!
Второй этап: работа с 3-Д ручкой,учились правильно держать 3-Д ручку, заправлять и извлекать пластик, увеличивать и уменьшать скорость его подачи.
Дети испытывали затруднение в овладении ручкой, потому что, во-первых, сама ручка широка в диаметре, и детскими пальчиками по началу достаточно сложно ее удержать, еще и нажимая при этом на кнопку подачи пластика.
     Для этого нам на помощь приходили резинки-помогаторы, названия которым придумали вместе с ребятами. Примотав резинкой три пальца к ручке, совершать движения ею было проще. Поняв принцип работы, резинки-помогаторы со временем стали детям не нужны.
Поэтому изначально мы с ребятами работали вместе, я помогала держать и направлять ручку, чтобы ребенок привык, понял принцип и не боялся.
 Во-вторых, пластик поступает на разной скорости и необходимо выбрать самую медленную подачу. Параллельно на этом этапе повторяли и закрепляли цвета, индикатор в режиме ожидания и нагрева – горит красным; в режиме готовности- загорается зеленым цветом. Отрабатывали повторение цифр  при выборе скорости подачи пластика.
И так, постепенно кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, что облегчИт в дальнейшем освоение ребенком навыков письма.
 
Третий этап: непосредственно рисование простых округлых предметов, создание контурных рисунков, где дети учились замыкать линии в кольцо (мяч, воздушный шарик, колечко). В этом нам помогали контуры различных геометрических фигур.На этом этапе мы создали с ними коллективную работу «Воздушные шарики».
В основном дети  быстро приобрели первоначальные навыки, и мы перешли к плоскостному рисованию, используя шаблоны. Об этом -  четвертый этап.
Четвертый этап: плоскостное рисование, использование шаблонов.
 Шаблоны для рисования были подобраны в соответствии с тематическими неделями и праздниками.
Например, были изготовлены:
- «Флаги» - ко Дню народного единства
- «Сердечко» ко Дню Матери и т.д…
Детям, которые достаточно хорошо справлялись с такими работами, предлагала шаблоны на выбор, а также созданную поделку закрасить в одном направлении.
Здесь закрепляли навыки работы с 3-Д ручкой и ориентировку на доске, плоскости, листе.В зависимости от вида рисунка, параллельно с детьми закрепляли темы.  Например, транспорт, насекомые, украшения и др.
По ходу применяли дидактические игры: «Чего не стало?» или «Что изменилось?», «Соедини фигуры» и т.д. (пластик легко можно убрать/добавить со строения рисунка).Все используемые мною шаблоны, идеи для поделок собраны и систематизированы в картотеки с применением 3-Д ручки. Они размещены на сайте, в свободном доступе для родителей и коллег.
Пятый этап: Идет развитие практических навыков работы с  3-Д ручкой. Дети учились видеть– развитие зрительно-пространственной ориентации на плоскости, активизируется логическое мышление. На этом этапе мы часто использовали метод «паутинки» приемом «закрашивания», штрихования. Данный метод приемлем для детей, так как он прост: от нижней стороны изготавливаемой поделки ведут к верхней стороне, а затем обратно так, чтобы между линиями был виден просвет, при необходимости меняли цветовую гамму.
Этот приём рисования помогает выглядеть изделию воздушно и эстетично. Упражнения с 3-Д ручкой всегда создавали благоприятный эмоциональный фон. Значимость своего дела ребята почувствовали, когда к нам обратилась  воспитатель с просьбой помочь оказать ей помощь  в изготовлении ограждения-забора к макету нашего детского сада для  участия в  конкурсе «Педагог года-2022».
Эта трудоемкая и в то же время увлекательная работа вызывала лишь  положительные эмоции у ребят. Видя шаблоны, фотографии и четко представляя реальную картину детского сада, в который они приходят каждый день, и в котором вместе проживаем день за днем, ребята с огромным желанием справились с задачей, тем самым воспитывая и развивая интерес к качеству выполняемых работ.
На шестом этапе доносила до ребят, что 3-Д ручка - это инструмент, который разрешает рисовать не только в плоскости на бумаге, но и даже в пространстве! Свои изделия мы использовали в оформлении предметно-пространственной развивающей среды.
Это самый сложный этап для ребят, многое не получалось. Предлагала детям работать здесь в парах: один работал с ручкой, выполняя движения ею, другой осуществлял помощь в поддержке нити и выполнении ею загибов по замыслу поделки.
Так, с помощью 3-Д ручки можно и рисовать, и экспериментировать в создании поделок. Ручной художественный труд является средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил.
Не так давно была актуальна подготовка к Новому году. И на последних игровых занятиях мы с ребятами активно вели работу в этом направлении: изготавливливали снежинки, елочки, елочные игрушки, снеговиков и многое другое. Большую радость дети испытывают, когда видят результат. Таким своим результатом-продуктом, окончательными поделками-снежинками украсили свои шкафчики, оформили выставку работ «Новогодний вернисаж» в приемной. Все это  развивает пространственное воображение, инженерное мышление, что поможет определить  дальнейшие интересы ребенка. Не исключено, что кто-то из детей выберет профессию дизайнера или инженера.
 
И последний 7 этап-организация познавательных встреч. Яркими запоминающимися мероприятиями стали организованные встречи с обучающимися 6 «В» класса Голышмановской школы № 2, посещающих кружок «3-Д моделирование», которые продемонстрировали приемы работы с 3-Д ручкой для дошкольников, и проведенный семейный мастер-класс по использованию 3-Д ручки в ДОУ на тему «Новогодний сюрприз».
Работа по внедрению в образовательный процесс 3-Д ручки у детей дошк. возраста  происходит во взаимодействии с педагогами, родителями и соц.партнерами.
Результативность работы можно проследить по участиям  в конкурсах различных уровней.
Нам с ребятами есть к чему стремиться, совершенствовать и отрабатывать навыки в применении 3-Д  ручки и дальше. Тем более желание у ребят есть!
Такие выводы дают нам сделать результаты анкетирования на контрольном этапе.
Можем с уверенностью сказать, что3Д-ручка, также как и у школьников,  вызывает эмоциональный отклик и у дошколят. Рисование ею приходится детям по душе. Они делятся своими впечатлениями со сверстниками, друзьями, взрослыми, с большой гордостью демонстрируя свою работу. Даже самый неуверенный в себе ребенок непременно добьется успеха, пусть и маленького, но очень важного для него. Эта крошечная победа укрепит веру ребенка в себя, в свои силы. Он станет более уверенным не только в ситуациях на занятиях в группе, но и в жизни в целом. 
         Из беседы с родителями выяснили, что некоторые дети обратились с просьбой купить 3Д ручку, а кто-то достал заброшенный инструмент из шкафа и пробует дома, под присмотром уже родителей, придумывает и моделирует свои поделки: делают различные украшения, кулоны, колечки, а потом дарят их бабушкам. Это не может не радовать!
   На наш взгляд, 3-Д ручка - полезный для развития ребёнка гаджет. Она развивает  у детей художественно-творческие, конструктивные способности, способствует развитию наглядно-образного мышления. Также способствует  воспитанию умений работать в сотрудничестве с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций, позволяет вовлекать ребенка в интересную и увлекательную деятельность, что способствует усидчивости и дальнейшему отличному обучению в школе.
К тому же 3Д-ручка - это современный, не избитый, очень оригинальный и полезный подарок, который доставит истинную радость ребёнку и заинтересует даже взрослых! Всё это делает 3-Д ручку не только сезонной новинкой, а настоящей находкой. Спасибо за внимание!