Методическая работа. Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста « Нежность и забота.Музыкальный образ мамы»
МУДО «ДДТ г.Буденновска Буденновского района» Ставропольского края
« Нежность и забота. Музыкальный образ мамы»
Патутина Юлия Николаевна
Педагог дополнительного образования
и концертмейстер
Методическая работа.
Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста
« Нежность и забота.Музыкальный образ мамы»
Цель: Научить слышать в музыке черты нежности и заботы.
Дать представление об образе мамы в музыке.
Задачи:
- Познакомить детей с шедеврами классической музыки.
- Научить слушать звучащую музыку.
- Стимулировать стремление к самостоятельной творческой фантазии.
- Развить навык ритмически озвучивать музыку на музыкальных инструментах.
- Познакомить детей с творчеством композиторов.
- Научить основным танцевальным движениям.
- Развить навык игры на шумовых музыкальных инструментах. Играть по партиям.
- Воспитать у детей эстетическое восприятие музыки.
Программное содержание:
Углубить знания об эмоциональной стороне музыки. Довести до сознания детей, какой бывает мама в песнях, фортепианных пьесах у композиторов, в музыкальных фильмах и мультфильмах.
Способствовать музыкальному развитию детей, воспитывать внимание, сосредоточенность и эстетическое восприятие. Закреплять умение применять полученные знания в песнях, при исполнении танцев и озвучивании на музыкальных инструментах. Развивать наблюдательность, быстроту, реакцию движений. Закрепить знания детей о нежной и заботливой маме, иногда устающей от своих повседневных дел. Формирование ориентировки в пространстве. Формирование у детей представления и воспитание ответственного отношения к самому близкому человеку на свете - маме. Вызвать интерес у детей и доброе отношение друг другу.
Предварительная работа. Заготовка наглядных пособий, презентации, музыкальных фрагментов, видеофрагментов. Формирование импровизационных навыков при игре на музыкальных инструментах по показу педагога. Знакомство с движениями, имитирующими движение на поезде.
Материалы: презентация, видеофрагмент фильма «Мама», песни «Мама», нотное изложение фортепианных пьес А. Гречанинова «Материнские ласки» и П. Чайковского «Мама», заготовка в формате А3 изображения ромашки.
Оборудование: фортепиано, ноты фортепианных пьес, методическая литература, ИКТ, детские шумовые инструменты, заготовка ромашки.
Литература: И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день» И.Каплунова, И.Новоскольцева «Этот удивительный ритм»
О. П. Радынова «Музыкальные шедевры», Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития, Серия журналов «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра», иллюстрации и картинки.
Ход занятия
Начало занятия
Педагог:
Ребята, сели ровненько, подтянули спинки,
Если прозвенел звонок,
Значит, начался урок.
Давайте поприветствуем друг друга.
Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята»- исполняется педагогом и детьми.
Основная часть
Педагог:
Ребята, нам сегодня снова предстоит отправиться в путешествие, но прежде нам нужно подготовить свой музыкальный инструмент - наш голос. Приготовились, подняли руки и споем песенку про «Мишку».
Молодцы, а сейчас от этой нотки (исполняется распевка «Мишка» от разных нот с показом рукой высоты звуков).
Ребята, скажите, а про кого эта песенка? (педагог наигрывает песенку «Лошадка», ребята отгадывают песенку по звучанию)
Ребята: Про лошадку.
Педагог:
Конечно, про лошадку. Давайте споем песенку про «Лошадку» (исполняется распевка «Лошадка» от разных нот с показом рукой высоты звуков).
( «Мишка», «Лошадка», «Слон», «Жираф», «Снежинки» («Музыкальный руководитель» №5, 2013 год стр.11-12) с показом рукой).
Педагог: А сейчас….(педагог наигрывает песенку «Жираф», «Слон», «Снежинки», ребята отгадывают песенку по звучанию)
Ребята: Про слона, про жирафа, про снежинки.
Педагог:
Молодцы, ребята, а сейчас садимся на паровоз и отправляемся в путешествие.
Исполняется песенка про паровоз.
«Паровозик, паровоз, ты куда нас всех повез, через горы и леса, там, где бродят чудеса»
Ребята, сегодня мы продолжаем путешествие по миру музыки.
Мы познакомимся с музыкой, которая изображает…а вот кого, вы мне сейчас и скажете.
Давайте обратим внимание на экран и прислушаемся, что мы увидим и услышим?
Видео песни «Мама» («Я целую твои руки моя родная»)
Педагог: Ребята скажите, что вы увидели и услышали?
Ребята: Мы услышали песню о маме в исполнении детей.
Педагог: А какими словами они пели о маме.
Текст песни «Мама, будь всегда со мною рядом» (Приложение 1)
Рбята: Мама родная, хорошая, нежная.
Педагог: Молодцы, правильно, а давайте попробуем продолжить и спеть вместе с детьми.
Совместное пение детей с видео
Педагог: Молодцы, а скажите, пожалуйста, если бы вы были композитором, какими инструментами вы бы озвучили свое пение о маме?
Ребята: Треугольник, колокольчик…
Педагог: Молодцы, сейчас продолжим петь песню и поможем себе инструментами.
Пение и игра детей на музыкальных инструментах совместно с видео.
Педагог: Как красиво у нас получилось. Скажите, ребята, а какой бывает ваша мама?
Ребята: Веселой, красивой, уставшей…
Педагог: Молодцы, давайте послушаем, какой изобразил нам маму Александр Тихонович Гречанинов.Петр Ильич Чайковский и
Звучит фортепианная пьеса.
Звучит А. Гречанинова «Материнские ласки». (Приложение 2)
Презентация с видеорядом фотографий мамы с детьми.
Какой была музыка и что интересного вы заметили?
(Звучит музыка, и идет беседа о прослушанной музыке). Давайте разберемся, как изобразил нашу маму композитор? (демонстрация портрета композитора)
Ребята: Музыка была нежной, доброй, ласковой.
Педагог: Значит, какую маму композитор Гречанинов хотел изобразить?
Ребята: Нежную, ласковую, веселую. Мама в музыке ласковая, немного грустная, но иногда она радостная.
Педагог: Правильно, конечно, ведь только мама бывает такой нежной и ласковой. А как мама заботится о вас…может приласкать, а может и пожурить, поругать? Здесь композитор изобразил маму нежную и ласковую и так и назвал свое произведение «Материнские ласки». Ребята, а всегда ли мама нежная и ласковая? Какие мамы бывают, давайте еще прислушаемся.
Звучит фортепианная пьеса.
Звучит П.Чайковского «Мама» (Приложение 3)
Педагог: А сейчас какой изобразил нам маму композитор?
Ребята: Здесь мама грустная, озабоченная, иногда тревожная, взволнованная.
Педагог: Правильно, а как вы думаете, почему? Да потому, что у мамы немало забот и хлопот, мы знаем, что часто она устает. Вот и Петр Ильич Чайковский нам хотел показать, что мама бывает и такой, озабоченной и взволнованной. Но всегда эти переживания сменяются нежными чувствами, правда, ведь вы не огорчаете своих мам и не заставляете их волноваться?
Ребята: Да.
Педагог: Ну а мы отправляемся дальше. Скажите, ребята, а какие мультфильмы вы знаете с участием мамы?
Презентация.
Ребята: «Простоквашино», «Крошка Енот», «Мешок яблок», «Мама для Мамонтенка», «Умка», «Шрек», «Осторожно, обезьянки», «Король лев», «Бемби», «Барбоскины», «Малыш и Карлсон», «Суперсемейка».
Педагог: Молодцы, мы вспомнили мультфильмы с участие мамы, и, конечно, есть много фильмов с участием мамы и сейчас мы посмотрим фрагмент из очень известного детского фильма, который так и называется «Мама» с участием известных актеров Людмилы Гурченко и Михаила Боярского.
Коза-мать отправляется за покупками, оставив детей-козлят дома, наказав им никому не открывать дверь. Однако волк хитростью проникает в дом, похищает козлят и требует выкуп.
· Фильм вышел на трех языках: русском, английском и румынском. Специальный приз жюри «Серебряный кубок» на XXIX международном кинофестивале для детей и юношества в Венеции,1977 год.
Видео.
Педагог: Какая здесь мама и что она делает?
Ребята: Веселая, радостная, и она играет со своими козлятами.
А вы играете с мамой, а танцуете с мамой?
Давайте разучим танец для нашей мамы.
Разучивание танцев.
Элементы танцев.
Танец «Американская полька» - А – выставление ножки (ножка, направленная в центр круга) на пяточку, носочек, пяточку, носочек, 4 галопа в центр круга, выставление ножки ( ножка направленная из круга) на пяточку, носочек, пяточку, носочек, 4 галопа из центра круга, Б – три хлопка по коленкам, три хлопка в ладошки, три хлопка по коленкам, три хлопка в ладошки, смена партнера по направлению движения (куда смотрят глазки, в ту сторону идем к новому партнеру). (Ладушки, Топ-топ каблучок, №1, Американская полька)
Педагог:
Молодцы, ребята, а сейчас нам пора возвращаться, садимся в паровозик и возвращаемся домой.
Исполняется песенка про паровоз.
«Паровозик, паровоз, ты домой нас всех повез, здесь встречают нас друзья- наша дружная семья»
Итог занятия. Закрепление нового материала:
Педагог:
Ну вот, занятие наше подошло к концу. Мы возвратились домой. Понравилось, вам наше путешествие? Давайте вспомним, где мы сегодня путешествовали и что интересного увидели, с кем познакомились? С какими композиторами и о чем нам они хотели рассказать?
(Педагог наводящими вопросами расспрашивает материал занятия и демонстрирует иллюстрации к произведениям и портреты композиторов)
Ответы детей.
Ребята:
Мы были в гостях, в мире музыки. Слушали... песни, инструментальные произведения о маме. Мы смотрели видео песни о маме, вспомнили мультфильмы и фильмы, познакомились с композиторами П.И.Чайковским,
А. Т. Гречаниновым и конечно все они нам показывали Маму.
Педагог:
А сейчас давайте сделаем для мамы подарок, который подарим мамам на 8 Марта. Вы будете говорить какая ваша мама, а я буду вписывать ваши слова в лепестки нашей ромашки.
Ромашка со словами, какой бывает мама. (Приложение 4)
Педагог:
Молодцы, давайте попрощаемся. Вот какой красивый получился подарок.
Музыкальное прощание «Наш урок окончен»- исполняется педагогом и детьми.
Приложение 3
Чайковский П.И. «Мама»
Приложение 4
Ромашка
Мама - нежная, ласковая, заботливая, веселая, милая, добрая, красивая, привлекательная, родная, прекрасная, внимательная, лучшая, умная, классная, трудолюбивая, терпеливая…