ЛОГОРИТМИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ «9 МАЯ»
ЛОГОРИТМИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ «9 МАЯ»
Учитель-логопед Гринь Яна Валерьевна
Цель: расширить представления детей о Великой Отечественной войне, о празднике 9 Мая.
Образовательные задачи:
- обогащать, активизировать словарный запас по данной теме (солдат, воин, танк, самолет, корабль, «катюша»);
- формировать лексико– грамматическик категории речи: (существительные, прилагательные, употребление словосочетаний во множественном числе родительного падежа, согласование существительных и числительных 1-2-5-9);
- закреплять навык проговаривания чистоговорок, пословиц;
-автоматизировать звук /л/ в прямых слогах, слова с этими слогами;
Развивающие задачи:
- развивать общую моторику, координацию речи и движения;
- развивать связную речь;
- развивать психические процессы: память, внимание, мышление, воображение;
- развивать артикуляционную моторику;
- отрабатывать навыки диафрагмального дыхания;
- развивать слуховое внимание;
- отрабатывать навыки голосоподачи (пение) ;
- обучить элементам танца «Яблочко» (танец моряков).
Воспитательные задачи:
- воспитывать чувство гордости за свою страну, любовь к Родине;
- формировать знания об исторических событиях своей страны;
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, инициативности, умения работать в коллективе.
Предварительная работа:
- беседа об исторических событиях страны, связанных с Великой Отечественной войной, о Дне Победы;
- беседа о военной технике времен войны;
- рассматривание слайдов, иллюстраций, плакатов с военной техникой, различными родами войск, связанных с ВОВ;
- чтение произведений, связанных с тематикой ВОВ.
Оборудование: предметные картинки: самолёт, танк, корабль, «катюша», кружки трех цветов (красный, желтый, зеленый) по количеству детей, 3 больших кружка, таких же цветов, для педагога.
Музыкальные произведения: «Прощание славянки» В.И.. Агапкин,«Вставай страна огромная» А.В.Александрова, В.И.Лебедев-Кумач; , «День Победы» Д. Тухманова , «Эх, яблочко..», «Катюша» М. Блантер, М. Исаковский («Расцветали яблони и груши..»)
Ход занятия.
1.Оргмомент. Дети входят в зал, маршируют под музыку по залу. Педагог читает ритмично стихотворение и двигается вместе с детьми.
Майское утро,
Солнечный свет,
Нашей Победе
Много лет!
Красных тюльпанов
Алое пламя,
Как над Рейхстагом
Красное Знамя!
Битвы, походы –
Всё пережито,
Радость Победы!
Нет! Не забыто!
Мирное утро,
Солнечный свет,
Нашей Победе –
Много лет!
(Н. Майданик)
Еще маршируют несколько кругов под «Прощание славянки».
2.Основная часть. Дети останавливаются и становятся в круг.
Логопед. Каждый год весной,9 МАЯ, мы отмечаем День Победы в Великой Отечественной войне, которая шла целых четыре года и закончилась полной победой нашего народа. Мы победили фашистских захватчиков.
Вся страна поднялась на защиту. И взрослые, и дети встали на защиту своей Родины. « Вставай страна огромная» А.В.Александров, В.И. Лебедев-Кумач.(слушание фрагмента этого произведения).
Беседа по прослушанному фрагменту. О чем говорилось? Ответы детей.
3.Речь с движениями. «На параде» (координация речи с движением)
Логопед. Каждый год 9 МАЯ, в честь Победы у нас проходят парады по всей стране. Это вы можете увидеть по телевизору или с родителями поехать на парад.
Логопед. Давайте представим себя участниками парад. Я буду читать стихотворение, а вы повторять за мной слова и действия.
Наши воины идут: 1-2, 1-2.(раз-два)
В барабаны громко бьют: тра-та-та, тра-та-та
В море наши корабли 1-2,1-2 (покачиваются с ноги на ногу)
Долго плавают вдали 1-2,1-2 (прикладывают руку ко лбу)
Пограничник на посту: Стой, кто идёт! (изобразить солдата с ружьём)
Едут танки на мосту: тр-р-р-р вперёд! (изобразить переключение рычагов)
Над землёю самолёт: у - у - у.(руки в стороны)
Разрешён ракетам взлёт (на носочках руки над головой)
Наши пушки точно бьют: бух-бах (кулачок над кулачком)
Нашей армии салют! Ура-а-а, ура, ура! (руки вверх, помахать кистями рук)
4. Слушание отрывка из произведения «День Победы» Д. Тухманова.
5. Логопед. Какая боевая техника участвовала на войне в сражениях? Ответы детей. Останавливаются на танках.
«Танк 34 -герой» (Показать иллюстрацию танка).Детям предлагается прослушать стихотворение и вместе с логопедом маршировать на месте,
(маршируют на месте, отбивая ритмические рисунки стиха)
На бетонном пьедестале танк застыл,
Он в боях за нашу землю ранен был.
Сколько вмятин и царапин на броне,
Он сражался по-геройски на войне .
Логопед разбирает с детьми незнакомые слова.
Логопед. Какая еще техника? Ответы детей. Останавливаются на самолетах .
( показывается иллюстрация самолета). Логопед предлагает детям изобразить самолет в полете, расставив руки в стороны и, стоя на месте, то приседать, то подниматься. Логопед читает четверостишие.
Не боится эта птица
Ни куницу, ни лисицу.
Не гнездится, не поет.
Эта птица - ……..
В войне участвовали разные самолеты (Штурмовики, истребители бомбардировщики). ( Показать иллюстрации).
Логопед. Какую еще технику вы можете назвать?. Ответы детей. Останавливаются на кораблях. (Показывается иллюстрация). Логопед предлагает детям встать в парах, слушать стихотворение и изображать движения корабля, приседая по очереди.
Корабли плывут на море.
Плещет, пенится волна.
Разгулялись на просторе
Дна не видно — глубина.
Логопед предлагает детям повторить под музыку элементы танца моряков «Яблочко».
Восстановление дыхания. Отработка диафрагмального дыхания. Логопед показывает, дети повторяют. Вдох носом, живот надувается – выдох ртом, живот втягивается.
Логопед. Расскажу еще про один вид военной техники. Это «Катюша» (показывается иллюстрация). Логопед предлагает детям прослушать стихотворение и промаршировать.
И на море и на суше -
По дорогам фронтовым -
Ходит русская "Катюша",
Ходит шагом боевым…
6.Дети исполняют песню военных лет «Катюша» Матвея Блантера на слова Михаила Исаковского («Расцветали яблони и груши..»)
7.Логопед предлагает детям присесть на стульчики.
Артикуляторные упражнения. Дети выполняют упражнения, которые отработаны. («Окошко», «Лопатка», «Иголочка», «Часики», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка»)
8.Логопед. Скороговорка «Самолеты».
(Автоматизация звука Л.)
Л — летают самолеты,
Начались у них полеты.
Дети: Л-л-л-л-л-л-л-л-л-л-л.
Логопед. Подберите слова со зв. /л/. Правильно их проговорите.
Логопед. Слушайте дальше внимательно! Повторяйте за мной.
Туча мимо проплыла.
Самолеты гудят — ЛА.
Дети: Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла.
Внизу лес и село.
Самолеты гудят — ЛО.
Дети: Ло-ло-ло-ло-ло-ло-ло.
Скачет лошадь по селу.
Самолеты гудят — ЛУ.
Дети: Лу-лу-лу-лу-лу-лу-лу.
Все предметы так малы.
Самолеты гудят — ЛЫ.
Дети: Лы-лы-лы-лы-лы-лы-лы.
9.Логопед. Я предлагаю вам произнести со мной вместе пословицы о храбрых военных. (Прохлопывание слоговой структуры)
- У/ме/лый бо/ец – вез/де мо/ло/дец.
- Сол/дат/ско/е де/ло во/е/вать сме/ло.
10.Работа над словарным запасом.
Логопед. Давайте подумаем, какими должны быть солдаты, военные.
Ответы детей.(храбрые, отважные, бесстрашные, ловкие и т.д.)
Игра «Был один, а станет много».
- Смелый летчик – много смелых летчиков.
- Отважный пограничник…
- Умный капитан …
- Храбрый танкист…
- Находчивый солдат….
Логопед . Игра « Посчитай-ка» Сосчитаем солдат.
Один солдат, 1-2-5-9: один солдат. два солдата, пять солдат, девять солдат .
Логопед. Такая же игра со словами: воин, танк, самолет, корабль.
11. Итог занятия. Рефлексия.
Логопед.
- О чем было наше занятие? Ответы детей.
- Чтозапомнили? Ответы детей.
- Что понравилось? Ответы детей.
Заключительная игра. «Будь внимательный!»
Детям предлагается выбрать себе кружок , встать в 3 колонны.(красный, желтый, зеленый) . Те, кто выбрал жёлтый кружок, будут лётчиками, те, кто выбрал синий кружок, будут моряками, те, кто выбрал зелёный кружок, будут солдатами. Когда я подниму жёлтый кружок, лётчики будут двигаться по залу и показывать, как они летят. Когда я подниму синий кружок, моряки будут двигаться по залу и показывать, как они плывут. Когда я подниму зелёный кружок, солдаты будут маршировать на месте.(Музыкальное сопровождение игры).
Игра может проводиться несколько раз, меняя детям кружки.
Дыхательная гимнастика на восстановление дыхания.