Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

«Логические блоки Дьенеша как средство развития интеллектуальных способностей детей раннего возраста»

Муниципальное  автономное дошкольное  образовательное учреждение

Детский сад  №26 «Почемучка» городского  округа город Октябрьский 

Республики Башкортостан 

 

 

 

МАСТЕР-КЛАСС     

«Логические блоки Дьенеша

как средство развития интеллектуальных способностей детей раннего возраста»

 

 

 

 

 

                                                                                        Подготовила и провела:

старший воспитатель

                высшей квалификационной категории 

                                                                                        Васильева М.Г.

 

 

 

г.Октябрьский, 2022г

 

 

 

Цель:

Повышение профессиональной компетенции воспитателей   путем овладения ими технологией «Логические блоки Дьенеша» 

 

Задачи:

- Раскрыть актуальность использования «Логических блоков Дьенеша» в условиях реализации ФГОС ДО.

- Сформировать представления об основах технологии «Логические блоки Дьенеша» в развитии детей дошкольного возраста.

- Совершенствовать практические навыки педагогов в использовании

«Логических блоков Дьенеша».

 

Материал: блоки Дьенеша, игрушки белочка, заяц, ежик,  4 обруча, 3 куклы (в красном, синем, желтом платье),  3 ленточки ( красного, желтого, синего цвета), домик, собачка, рабочие тетради: «Маленькие логики»

 

Фундамент умственного развития и начало сенсорной культуры закладываются именно в раннем возрасте. Хотя малыши еще не готовы к усвоению сенсорных эталонов, но у них начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными.  Поэтому основная задача – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях.

С целью реализации этой задачи в ДОУ могут использоваться специальные игры по сенсорному развитию детей– логические блоки Дьенеша.

Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей.

Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков Дьенеша. С помощью них можно решать следующие задачи:

  • Ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;
  • Развитие мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
  • Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
  • Развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;
  • Развитие творческих способностей.

            Основная цель использования дидактического материала - научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам. 

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрическихфигур.В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуетсячетырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

а) четыре формы ( круглые, треугольные, квадратные, прямоугольные)

б) трех цветов (красный, синие и желтые)

в) двух размеров (большие и маленькие)

г) двух видов толщены ( толстые и тонкие)

Знакомство с блоками Дьенеша состоит из нескольких этапов:

1 этап «Знакомство»

Перед тем, как непосредственно перейти к играм с блокамиДьенеша, на первом этапе можно дать детям возможность познакомиться с блоками: самостоятельнодостать их из коробки и рассмотреть, поиграть по своему усмотрению. В процессе манипуляций сблоками дети устанавливают, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

На этом этапедети знакомятся с блоками самостоятельно, т.е. без заданий, без поручений со стороны воспитателя.

Так же строгого следования одного этапа за другим необязательно. В зависимости от того, с какоговозраста начинается работа с блоками, а также от уровня развития детей, педагог может объединятьили исключать некоторые этапы.

2 этап «Обследование»

На этом этапе дети проводят обследование блоков. Припомощи восприятия они познают внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму,величину). Дети могут подолгу, не отвлекаясь, упражняться в преобразовании фигур, перекладываяблоки по собственному желанию. Например: красные фигуры к красным, квадраты к квадратам ит.д.

В процессе игр с блоками у детей развиваются зрительные и осязательные анализаторы. Детивоспринимают в предмете новые качества и свойства, обводят пальчиком контуры предметов,группируют их по цвету, размеру, форме и т. д. Такие способы обследования предметов имеютважное значение для формирования операций сравнения, обобщения.

3 этап «Игровой»

Когда знакомство и обследование произошло, предлагается  детямодна  из игр. Конечно, при выборе игр следует учитывать интеллектуальные возможности детей.

Большое значение играет дидактический материал. Играть и раскладывать блоки интереснее длякого – то или чего – то. Например, угостить зверей, расселить жильцов, посадить огород и т.д.

4 Этап «Сравнение»

Затем дети начинают устанавливать сходства и различия междуфигурами. Восприятие ребенка приобретает более целенаправленный и организованный характер.

Важно, чтобы ребенок понимал смысл вопросов «Чем похожи фигуры?» и «Чем отличаютсяфигуры?» Например, перед детьми находятся блоки только круглой формы, но разного размера,цвета и толщины. Вопрос: «Чем похожи эти фигуры?» Дети отвечают: «Это круг, и это круг, иэто круг».

- «Правильно, все фигуры круглой формы, они похожи по форме. А чем они отличаются?»

- «Этот круг желтый, этот синий, а этот красный».

- «Да, они отличаются по цвету. А еще есть отличия?» Дети отвечают : «Этот маленький, а этотбольшой».

- «Правильно, и по величине они разные.»

Аналогичным образом дети устанавливают различия фигур по толщине.

5 этап «Поисковый»

         На следующем этапе в игру включаются элементы поиска. Детиучатся находить блоки по словесному заданию по одному, двум, трем и всем четырем имеющимсяпризнакам. Например, им предлагается найти и показать любой квадрат. Среди 48 блоковразличной формы дети находят только квадратные блоки. Таких блоков 12 Так детиосуществляют поиск фигуры по одному заданному свойству. (по форме).

Далее предлагается найти фигуру по двум признакам, например - синий квадрат. Ребенок долженмысленно отсечь все ненужное (т.е. абстрагироваться от несущественных признаков) ивести поиск только среди фигур квадратной формы синего цвета. Дети находят четыре фигуры подвум заданным свойствам (цвету и форме).

После этого предлагается найти блок по трем заданным свойствам, например - синий большойквадрат. Поле поиска ребенка сужается до 2-х фигур, а заданные свойства увеличиваются до трех(цвет, форма, размер)

В играх такого типа у детей формируется важнейшая мыслительная

операция – абстрагирование.

      Начинать работу с блоками Дьенеша можно с подгруппой детей. Для начала предлагаются самые простые игры. Давайте представим, что вы дети

2-3 лет.

 

Игра «Найди меня» (классификация по одному признаку).

Нужно найти фигуры, которые соответствуют определенному признаку:

- найди все фигуры красного (желтого, синего) цвета; найди все фигуры как эта по цвету (показываю фигуру и спрашиваю, какого она цвета);

- найди все фигуры в форме круга (треугольника, квадрата, прямоугольника); найти все фигуры как эта по форме (показываю и спрашиваю, какая она по форме);

- найти все маленькие (большие фигуры); найти все фигуры как эта по размеру (показываю и спрашиваю, какая она по размеру – большая или маленькая);

- найти все тонкие (толстые) фигуры; найти все фигуры как эта по толщине (показываю и спрашиваю, какая она по толщине – тонкая или толстая).

При игре с логическими блоками Дьенеша можно использовать героев сказок, кукол, обручи и т.д

 

1. «В гостях у куклы Кати»

Кукла Катя позвала к себе в гости своих подружек и решила их угостить вкусным чаем с конфетами.

Машу Катя угостит конфетами желтого цвета

Аню угостит конфетами синего цвета

А сама будет пить чай с конфетами красного цвета

 

2. «Дорожки у домика»

Ребята, посмотрите какой красивый домик. А кто в нем живет? (собачка). Посмотрите, к домику ведут разные дорожки(красная, синяя, желтая) .Давайте станем волшебниками и украсим  дорожки (украшают в соответствии с цветом дорожки)

 

3.«Гости»   К нам пришли в гости белочка, зайка, ежик. Давайте угостим их вкусным печеньем. Белочка любит квадратное печенье, зайка любит треугольное печенье, а ежик -круглое печенье.

Серия игр «Выложи картинку».

Для этих игр использую как готовый альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких», так и свои разработанные карточки, при выкладывании которых используются все фигуры комплекта. Накладывая цветные блоки на изображения, дети испытывают радость созидателя, наблюдая, как под их руками плоскостные изображения превращаются в объемные предметы.

 

1.«Домик для кошечки»

Воспитатель показывает кошку и говорит, что скоро начнется дождь, а кошке не куда спрятаться. Предлагает детям построить кошке дом из блоков. Показывает детям готовый образец и рассматривает его вместе с детьми (крыша, основание, окошко, цвет), затем воспитатель сам строит дом из блоков желтого цвета, проговаривая свои действия. Далее воспитатель предлагает детям сделать свои постройки.

Маленькая кошка
Прыгнула в лукошко,
Потянулась, облизнулась
И калачиком свернулась!

 Таким образом, используя логические блоки Дьенеша в системе сенсорного развития детей 2-3 лет, не только закрепляются полученные знания, но и развиваются мыслительные умения малышей: сравнение, анализ, классификация, обобщение.

 В результате к концу учебного года дети самостоятельно выделяют и называют цвет, форму, размер предметов, группируют и соотносят их по выделенным свойствам, свободно умеют выделить в предмете 3-4 признака.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Современные  педагогические технологии образования детей дошкольного возраста : методическое пособие / авт. -сост. О. В. Толстикова. О. В. Савельева. Т. В. Иванова и др. –  Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО  «ИРО» . 2014

2. Методические советы по использованию игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами «Давайте вместе поиграем».Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. ООО «Корвет», Санкт - Петербург. 2014г. С. 12.

3. Игровой альбом «Блоки Дьенеша» для малышей «Маленькие логики».Борисенкова Е.Ю. С -Пб.«Корвет» 2012г.