Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Литературный турнир

Виноградова Клавдия Валерьевна, учитель русского языка, литературы и ИЗО

МБОУ Немчиновский лицей Одинцовского р-на Московской обл.

Урок в 7 классе по русской литературе XIX в.

Цель: повторить и закрепить изученный материал в игровой форме, сделать процесс повторения увлекательным и интересным.

Задачи:

  • создать на уроке обстановку психологического комфорта;
  • сформировать позитивное отношение к изучаемому материалу;
  • повысить активность учащихся;
  • усовершенствовать их коммуникативные умения и навыки групповой работы.

         Класс делится на три команды, каждая придумывает себе название.

         Каждая команда делегирует одного игрока для прохождения тестирования и одного игрока — для написания сочинения.

         Материал для тестирования взят из сборника: Долинина С. Я. Литературный турнир: разработки уроков для 6-11 классов — М: Флинта: Наука, 2001

         Тема сочинения: „Что объединяет Тараса Бульбу, Степана Калашникова и Михайла Репнина?“

         Приблизительный круг идей, которые должны быть охвачены ученическими сочинениями:

  • защита чести семьи (Родины);
  • независимость, твёрдые нравственные устои;
  • стремление отстоять свои идеалы;
  • героизм, готовность к подвигу ценой жизни;
  • мужество, твёрдость характера, сила духа, отвага, бесстрашие.

         В остальных конкурсах принимают участие все члены команд.

         1ый  конкурс — „Кто здесь живёт?“

  1. Всё было чисто, вымазано цветной глиною. На стенах — сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами... Вокруг окон и дверей были красные отводы. На полках по углам стояли кувшины, бутылки и фляжки зелёного и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы... (Тарас Бульба)
  2. Изба состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без палатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружьё, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печи. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая... Я посмотрел кругом, — сердце во мне заныло; не весело войти ночью в мужицкую избу. (Бирюк)
  3. Стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и всё кругом показывало ветхость и небрежение. (Станционный смотритель Самсон Вырин)

         2ой конкурс — „Литературный образ“

         О каком персонаже говорится?

  1. Он поднял глаза и увидел стоявшую у окна красавицу, какой ещё не видывал отроду: черноглазую и белую, как снег, озарённый утренним румянцем солнца. Она смеялась от всей души, и смех придавал сверкающую силу её ослепительной красоте. Он оторопел. Он глядел на неё, совсем потерявшись, рассеянно обтирая с лица своего грязь, которою ещё более замазывался. Кто бы была эта красавица? (Он — Андрий, она — дочь польского воеводы)
  2. Он был высокого росту, плечист и сложён на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. (Бирюк)
  3. Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего, он в один миг мог вымерить всю опасность и всё положение дела, тут же мог найти средство, как уклониться от неё, но уклониться с тем, чтобы потом верней преодолеть её. Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. (Остап)
  4. Я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину — и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика. (Самсон Вырин)
  5. Впереди перед другими понёсся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели чёрные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы. (Андрий)
  6. Опустил он в землю очи тёмные, опустил головушку на широку грудь — а в груди его была дума крепкая. (Кирибеевич)

         3ий конкурс — „Заговори, чтоб я тебя узнал“

         Кто это говорит?

1. Признаться, я и до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают! (Генерал)

2.       Государь ты мой, красно солнышко,

         Иль убей меня, или выслушай!

         Твои речи — будто острый нож;

         От них сердце разрывается.

         Не боюся смерти лютыя,

         Не боюся я людской молвы,

         А боюсь твоей немилости. (Алёна Дмитриевна)

3. За грозного, Боже, царя я молюсь,

    За нашу святую, великую Русь... (Василий Шибанов)

4. Ах!.. Эти речи поберечь

    Вам лучше для других.

    Всем вашим пыткам не извлечь

    Слезы из глаз моих! (княгиня Трубецкая)

5. Должность свою справляю... Даром господский хлеб есть не приходится. (Бирюк)

6. Есть ли ещё порох в пороховницах? (Тарас Бульба)

7. Авось приведу я домой заблудшую овечку мою. (Самсон Вырин)

         4ый конкурс — „Мир литературных вещей“

         Демонстрируются распечатанные изображения.

         В каком произведении говорится об этом предмете? Какую роль он сыграл в нём? Кому принадлежал?

         1. Маска

         (скоморошья маска — „машкара“, „личина“, которую Иоанн Грозный заставлял надеть князя Михайла Репнина)

         2. Медный нательный крест

         (принадлежал купцу Калашникову. В поэме Лермонтова говорится:

         Пошатнулся Степан Парамонович;

         На груди его висел медный крест

         Со святыми мощами из Киева,

         И погнулся крест и вдавился в грудь;

         Как роса из-под него кровь закапала...)

         3. Трубка

         (трубка, „люлька“, принадлежащая Тарасу Бульбе: „И нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве свою люльку с табаком, неотлучную спутницу на морях и на суше, и в походах, и дома. А тем временем набежала вдруг ватага и схватила его под могучие плечи.“)

         4. Иллюстрация к притче о блудном сыне

         (подобные картинки висели в доме Самсона Вырина. Автор подробно описывает их, т. к. они перекликаются с судьбой главного героя и его дочери Дуни)

         5. Орден

         (орден Святой Анны на ленте; подобный можно представить на шеях генералов из сказки Салтыкова-Щедрина: „они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену... Генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил.“

         Пока учитель проверяет тесты и сочинения, команды состязаются в конкурсе „Теория литературы“. Нужно определить жанр каждого из произведений.

         „Русские женщины“ — (поэма Некрасова)

         „Василий Шибанов“ — (баллада Толстого)

         „Бирюк“ — (рассказ Тургенева)

         „Станционный смотритель“ — (повесть Пушкина)

         „Дикий помещик“ — (сказка Салтыкова-Щедрина)

         „Размышления у парадного подъезда“ — (стихотворение Некрасова)

Подведение итогов игры, награждение команды-победительницы, выставление оценок.