Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.07.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню семьи, любви и верности «Моя счастливая семья!»
01.07.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню семьи, любви и верности «Семья - источник радости и счастья!»
01.07.2024 г.
Всероссийская литературная викторина, посвящённая жизни и творчеству А.С. Грибоедова «Писатель,...
29.06.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция «Читаем книги о войне»
28.06.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая безопасности дорожного движения «Правила движения и...
27.06.2024 г.
Всероссийская интеллектуально-литературная викторина для обучающихся начальных классов «Лесной...
26.06.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по истории Бородинского сражения «Был бой суровый Бородинский…»

Литературный ринг по басням И.А. Крылова

МБОУ-СОШ №3 Краснодарский край, г. Армавир

 

Тема урока: литературный ринг по басням И.А. Крылова 
Место урока в системе уроков: заключительный

 

Сизоверова Елена Георгиевна,

учитель русского языка и литературы

 

 

Цель урока: 
закрепить и обобщить полученные знания  учащихся  по творчеству  И.А.Крылова. 
Задачи урока:
— повторить жанровые особенности басен;
— развивать внимание, память, воспитывать любовь к литературе;
— развивать творческие способности учащихся;
— развивать устную речь.

Тип урока: комбинированный, повторительно-обобщающий.
Форма урока: литературный ринг.

Средства наглядности:
— раздаточный материал: карточки с названиями животных;
 «Презентация к уроку»

Технология:
— вопросы репродуктивного характера;
— групповая;
— игровая;
 — компьютерные средства обучения.

 Его басни дойдут до потомства и никогда не 
 потеряют в нём своей силы и свежести, ибо они  
обратились  в   народные   пословицы,  а народные  
   пословицы  живут  с  народом и  их  переживают
 В.А.Жуковский 
 Подготовительная работа: Чтение басен И.А. Крылова, в том числе, не предусмотренных программой; знакомство с отдельными моментами жизни баснописца; подготовка рисунков  и иллюстраций к басням Крылова, составление кроссвордов.

Басни, предложенные для чтения: 

«Ворона и лисица», «Волк и ягненок», «Лебедь, щука и рак», «Лев и лисица», «Лисица и виноград», «Слон и Моська», «Кот и повар», «Стрекоза и муравей», «Квартет», «Прохожие и собаки», «Крестьянин и лошадь», «Цветы», «Свинья под дубом», «Крестьянин в беде», «Кукушка и петух», «Ларчик», «Гуси», «Обоз», «Раздел», «Щука и кот», «Чиж и еж», «Листы и корни», «Парнас», «Рыбья пляска», «Волк напсарне», «Ворона и курица», «Любопытный», «Осел», «Соловей», «Троеженец», «Синица», «Волки и овцы», «Василек», «Щука», «Демьянова уха», «Тришкин кафтан», «Две собаки», «Дуб и трость», «Разборчивая невеста».
1. Запись на доске: 

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…»
И.А. Крылов
«Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание». 
Сенека. 

Оборудование:
2. Портрет Крылова (худ.О.Кипренский)
3. Стенгазета, отражающая основные этапы жизни баснописца.
4.Выставка книг, журналов, иллюстраций к басням, рисунков учащихся, кроссвордов.
5 карточки с вопросами 
6. карточки с творческими заданиями 
7 .черный ящик 

Структура урока: 1. Слово преподавателя
2. Конкурс представления команд.

3.Викторина

4.конкурс «загадочные животные»

5.физминутка.

6. конкурс иллюстраций

7. конкурс кроссвордов.

8.конкурс рекламы.

9.инсценировка басен.

10.конкурс «загадочный ларец».
10. Домашний инструктаж 
11. Заключительное слово преподавателя.  


ХОД УРОКА: . Класс заведомо поделен на команды таким образом , чтобы в каждой команде были и слабые и сильные учащиеся. Команд всего три. Один учащийся помогает учителю в подсчете очков и раздает играющим карточки с заданиями. Команды должны иметь свое название,девиз и эмблемы. Допустим: «Любители басен», «Потомки дедушки Крылова» и «Баснописцы». 
1.Слово учителя. 
- Здравствуйте ребята! Как вы, наверное, уже успели понять, урок наш сегодня пройдет в несколько необычной, нетрадиционной форме, в виде литературного ринга. Вам придется очень хорошо поработать, чтобы эти 45 минут были не только интересными, но и результативными.

-Что такое ринг,ребята?(англ.-огражденная канатами площадка для бокса;состязание,соревнование команд.)

_А литературный?(ответы учащихся)     

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК:вы видите,что у нас на доске прикреплены 3 нарисованных дерева.Если вы получаете высший балл-я прикрепляю к вашему дереву красный листок ;если средний-желтый листок;нижний балл-зеленый.Соответственно:красный листок-3балла;желтый листок-2балла;зеленый листок-1балл.В конце урока экран соревнований покажет,какого цвета листья будут преобладать на ваших деревьях. А следовательно, какая команда победила Итак, мы начинаем наше литературное соревнование.

О «герое» нашего урока мне хотелось бы сказать словами М. Исаковского: 
«Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались
В те дни букварь постигшие едва 
И в памяти навеки оставались 
Крылатые крыловские слова».

2. Конкурс представления команд.

Условия конкурса: вы должны были придумать название команды, девиз, нарисовать эмблему.

3. А теперь мы с вами проведем викторину . Каждый правильный ответ оценивается 1баллом.
— Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
— У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»?  (у Стрекозы)
— Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?   (Моська)
— Кого «по улицам водили как будто на показ»?   (Слона)
— Какого цвета было для стрекозы лето?   (красное)
— На дереве какой породы восседала ворона? (ель)
— Что пленило лисицу?   (сырный дух)   
— Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (шея).)
 А сейчас мы проверим знаете и сможете ли  продолжить выражения, которые стали уже крылатыми?

1. «Ты всё пела? Это дело:…»    (так поди же, попляши 
2. «А вы, друзья, как не садитесь…»    (все в музыканты не годитесь)
3. «Кукушка хвалит петуха …»   (за то, что хвалит он Кукушку)
4. «У сильного всегда…»(у сильного всегда бессильный виноват)
5. «Слона — то я и не ….» (приметил)
6. «А Васька слушает да …»   (да ест)
7. «Когда в товарищах согласья нет…»  (на лад их дело не пойдет)
8. «И в сердце льстец всегда отыщет…» (уголок)
Назови басню.
 Из каких басен эти строки?
— «Очков с полдюжины она себе достала; вертит Очками так и сяк…»
— «Нет уж дней тех светлых боле, как под каждым ей листком был готов и стол, и  дом» 
— «Что это там за рожа? Какие у неё ужимки и прыжки!»
— «Спой, светик, не стыдись!»
— «А только воз и ныне там!»
— «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»
— «Ты сер, а я приятель сед, И волчью вашу я давно натуру знаю»
4. Следующий конкурс: Загадочные животные (на столах лежат слова)
 Составьте и запишите правильно слова — животных. (1балл за правильно составленные слова; 1балл за правильно названные басни, в которых встречаются эти животные.)    
 асли
оранво
райвеум
акр
маркатыш
сретзаок
ведьмед
ковл
снол

   В каких баснях встречаются эти животные?
— «Ворона и Лисица»
— «Кукушка и Петух»
— «Стрекоза и Муравей»
— «Лебедь, Рак да Щука »
— «Квартет»
— «Очки и Обезьяна»
— « Волк и Ягненок», «Волк на псарне»
— « Слон и Моська»

   5.А сейчас небольшаяфизическаяая разминка.  

  Мы сидели, рассуждали, 
     Мышцы тела все устали. 
     Потянулись и зевнули, 
     Спинки дружно все прогнули, 
     Повернулись вправо, влево – 
     Стало гибким наше тело. 
     А теперь попляшут ножки: 
     Побежали по дорожке 
     Быстро-быстро — топ, топ, топ. 
     И в ладоши — хлоп, хлоп, хлоп. 
     Руки к солнышку потянем.
     Руки в стороны растянем. 
     А теперь пора учиться. 
     Улыбнемся! Не лениться!

6.конкурс иллюстраций. 

7конкурс кроссвордов.

8.конкурс рекламы.(необходимость и актуальность изучения басен.) 
9.Конкурс инсценировок.  

 10.. Загадочный ларец. . Интересно, что в нем лежит?.(1балл за правильный ответ).
— В ящике лежит предмет, при помощи которого можно было увидеть, "что там за  рожа". 
— В ящике лежит предмет, которых героиня басни достала себе с полдюжины.
— В ящике лежит предмет, дух которого Лису остановил.
— В ящике лежит предмет, без которого не смог бы сыграть ни один музыкант.
— В ящике лежит предмет, который особенно любит кушать свинья.

6. Домашний инструктаж 
Урок у нас был творческий, а значит и домашнее задание будет необычным. Знаете ли вы, что такое «буриме»?
Это род литературной игры, заключающейся в написании стихотворения, обычно шуточного, на заданные рифмы.
Я подобрала для вас рифмы из басен Крылова. Вам надо написать на них стихи.( карточка 7)
1. …............................ квартет.
…………………… скрипки
……………………. липки
…………………… свет

2…………………….. сестрица
…………………….. мастерица
…………………….. голова
……………………. слова.

3…………………….. день 
…………………….. тень
…………………….шептали
…………………… толковали.
Вы, конечно, узнали басни «Квартет»,
«Ворона и лисица», 
«Листы и корни».


7. Заключительное слово преподавателя. 
 Завершить наш урок  я хотела бы тоже словами М.Исаковского: 
« Всё знал и видел ум певца пытливый, 
Всего сильней желая одного, 
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой, 
Народ его и Родина его!»