Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»

Литературная гостиная «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой!»

МБОУ «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки № 104»

 

Литературная гостиная

 «Нет в России семьи такой, где б

не памятен был свой герой!»

 

 

 Голубева Наталья Николаевна,

                                                            Заведующая библиотекой

                                      

 

Кемерово, 2022

 

(На телевизионном экране заставка: «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой. Литературная гостиная».

На столе: портреты участников Великой Отечественной войны - прадедушек и прабабушек учащихся. Письма прадедам и прабабушкам.).

Стенд с фотографиями  ветеранов «Бессмертный полк школы № 104».

Книжная выставка «Великая Победа Великого народа».

 

Звучит музыка (песни военных лет).

Ведущий:

Здравствуйте уважаемые учителя. Здравствуйте, ребята. Мы с вами собрались на Литературную гостиную в преддверии Великого праздника - Дня Победы, который мы ежегодно отмечаем 9 мая. Празднование Великой Победы в Великой Отечественной войне – одна из любимых семейных традиций нашего народа. Миллионы наших соотечественников принесли себя в жертву, защищая Родину в годы Великой Отечественной войны с 1941 по 1945 год.

(На телевизионном экране:Великая Отечественная война в цифрах)

Ведущий:

Дорогие коллеги и ребята! День Победы – праздник, который хотят у нас отнять, предать забвению, которому сегодня объявлена война. Запад атакует русскую Победу 1945 года, желает уничтожить нашу память о воинах-победителях, о великом подвиге великого народа.О Празднике, который нас всех объединяет.

У Николая  Борисовича Рачкова есть замечательное стихотворение, где он нам обо всём этом говорит с болью.

ЕЩЁ РАЗ О ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ
А он для нас есть праздник самый главный –
От южных и до северных широт.
Но кто-то на салют Победы славной
Презрительно кривит в усмешке рот.

«Спасли Европу? Вы в своём уме ли?..» –
И пишут, и кричат наперебой,
Что воевать как надо не умели.
Не так дрались.
Не так ходили в бой.

Не так умели утеплять землянки
И наступать из логова болот.
Зачем, зачем бросались мы под танки
И всею грудью падали на дот?

Никак не переварят нашу славу,
Вбивают в наш салют за клином клин.
Зачем не сразу взяли мы Варшаву?
Зачем поторопились взять Берлин?

Да можно ль перечислить поимённо
Всех, кто легли под братские холмы?!.

А мы целуем красные знамёна.
Враг был сильней.
Но победили мы.

(На телевизионном экране картина В. Васнецова «Богатыри», картина П. Рыженко «Победа Пересвета». Слова: «ВРАГ БЫЛ СИЛЬНЕЙ, А ПОБЕДИЛИ МЫ!», «ГДЕ И В ЧЁМ ИСТОКИ НАШИХ ПОБЕД?»

Ведущий:

И наша с вами задача: нас, учителей, ваша, дорогие ребята, защитить нашу Победу и знать ответ на вопрос: почему мы победили, ведь враг был сильнее?

Где и в чём истоки наших побед?

Нам всем вместе, предстоит  разобраться, почему во все периоды истории нашего государства на нас нападали враги  превосходящими силами, а побеждали всегда мы.

 

(На телевизионном экране: репродукция великого князя Александра Невского.Надпись: «Не в силе Бог, а в правде!». Эти слова  означают: тот, кто живёт по правде: правильно, праведно, честно, с Богом, тот всегда побеждает».)

 

 

Ведущий:

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним слова великого князя А. Невского, не потерпевшего ни одного поражения, защитника Земли Русской: «Не в силе Бог, а в правде!».

Его словаозначают: тот, кто живёт по правде: правильно, праведно, честно, с Богом, тот всегда побеждает. И это касается не только отдельного человека. А относится и к народу и, в целом, к стране. Народ, не предающий своего Бога, не отрекшийся от Него, всегда будет побеждать. Вот в чём сила наших побед – в вере и верности Богу, верности родной земле. Пока будет так, мы будем непобедимы. Так сказал ангел-хранитель земли русской, великий князь А. Невский, положивший начало побед нашей земли и ставший символом великой победоносной державы.

 

(На телевизионном экране написан заголовок «Истоки Великой Победы». Под ним: фотографии книг «Истоки Великой Победы» (издательский дом «Истоки»), фотографии занятий внеурочной деятельности «Истоки», на которых отражены темы: «Александр Невский – солнце Земли Русской», «Куликово поле – духовный код русского народа», «Герой Отечества, слава России А. В. Суворов».

Ведущий:

На уроках «Истоки» наканунеэтогознаменательного события, Дня Победы,мы с вами провели занятия, которые называются Истоки Великой Победы. Где мывосстанавливали связь времён и рассуждали о духовных истоках Великой Победы - через образ святого князя Александра Невского, образы героев Куликовской Битвы: святого князя Дмитрия Донского и через образы героев ВОВ. Обо всём этом вы, ребята, узнали из книги «Истоки Великой Победы» (показать книгу).

(На телевизионном экране фото «Книги Победителей школы 104»).

Ведущий

На «Истоках» вы, ребята, познакомились с «Книгой Победителей школы 104», в которой размещена информация о родных и близких людях  педагогического коллектива и учеников нашей школы. Здесь вы узнали о героическом прошлом дедов и прадедов – участников войны и тружениках тыла.

(На телевизионном экране фото «Стены памяти «Бессмертный полк  школы 104»).

Ведущий

Вы знаете, что у нас есть Стена «Бессмертный полк школы 104», на которой также размещены фотографии родных нам воинов и родных людей, которые трудились в тылу, изготавливали снаряды, танки, самолёты, выращивали хлеб, шили обмундирование, добывали уголь, производили продукты питания для воинов. Изучая информацию о  наших славных воинах-победителях, отдавших свои жизни за всех нас, мы осознаём величие народного подвига.

Своего отца вспоминает учитель Татьяна Васильевна Зубова.

На экране видеосюжет об отце учителя Зубовой Т. В.

На телевизионном экране надпись: «ДЕТИ - ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА». Портеты Героев Советского Союза: Лёни Голикова, Марата Казея, Зины Портновой, Вали Котика).

Ведущий

Давайте сегодня вспомним наших защитников. И поклонимся до земли нашему святому воинству: мальчикам и девочкам, братьям и сёстрам, маршалам и рядовым, всем, кто так любил жизнь, но отдал её за то, чтобы сегодня жили мы, наши дети, наши внуки, чтобы жила наша страна. Пусть сегодняшнее наше воспоминание будет нашей соборной молитвой за всех наших воинов.

О ком и о чём расскажем вам сегодня, дорогие участники Литературной гостиной? О каких героях, ведь их был целый сонм! Расскажем о сверстниках наших детей, которые вместе со взрослыми сражались за свободу нашей родины. В боевых частях в годы войны числилось более 3,5 тысяч военнослужащих в возрасте до 16 лет. А ещё  были дети и подростки, воевавшие в партизанских отрядах и состоявшие в подпольных организациях, и там их было гораздо больше. В партизаны порой уходили целыми семьями, а если и нет, то почти у каждого подростка, оставшегося на оккупированной земле, было за кого мстить.

Один из таких героев – Лёня Голиков. Давайте послушаем его.

(На телевизионном экране видео-фрагмент«Я – Лёня Голиков…»)

Ведущий

Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова- вот она наша золотая молодёжь. Мальчишки и девчёнки, кто с оружием в руках, а кто у станков, голодные, работавшие на полях, в неотапливаемых цехах, делали всё для фронта, всё для победы.

На телевизионном экране появляются фотографии молодогвардейцев.

Ведущий

А как не рассказать, дорогие мои, о героях-молодогвардейцах, книгу о которых сегодня, вы можете взять в нашей школьной библиотеке. А это реальная история о реальных героях, младшему из которых было 14 лет. Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Ульяна Громова, Сергей Тюленин, Иван Туркенич… Всего около 110 юношей и девушек. Они сожгли немецкую биржу и 2,5 тысячи краснодонцев были избавлены от немецкой каторги. На 7 ноября вывесили красные флаги, и видели, как радовались их земляки-краснодонцы. Освобождали военнопленных, нападали на немецкие машины, расклеивали листовки. Вступая в ряды «Молодой Гвардии», ребята давали клятву. И мы с вами сейчас услышим эту клятву.

На телевизионном экране видео: «Клятва молодогвардейцев».

Ведущий

И без минуты колебания они отдали свои юные жизни, мужественно, стойко вели себя на допросах, выдержали нечеловеческие пытки. Когда стало известно, что их поведут на казнь, Ульяна Громова азбукой Морзе передала по всем камерам: «Скоро поведут нас на казнь. Держаться перед смертью будете так, как жили, мужественно. По дороге запоём песню». Непокорённые, навечно молодые, ушли в бессмертие молодогвардейцы.

Ведущий

Я хочу пригласить сюда учеников (фамилии и имена), чтобы они рассказали нам о великих героях Великой Отечественной войны.

На телевизионном экране фотографияКарбышев Д. М. Надпись: «Карбышев Дмитрий Михайлович.Герой Советского Союза, генерал-лейтенант».

Ученик 1.

Давайте помянем и генерала Карбышева, подвиг которого тоже почти забыт. Война застала его, 60-летнего генерала-лейтенанта, инженера на западной границе, где он участвовал в работах по сооружению укреплений. Эвакуировать его не успели. Он попал в плен и находился в лагере Ноутхаузен. Немцы были прекрасно осведомлены о том, какого ранга специалист им достался. Но от сотрудничества с немцами Дмитрий Михайлович отказался. Предательству он предпочёл мученическую смерть. «Главное – не пасть на колени перед врагом» - говорил Дмитрий Михайлович. 18 февраля 1945 года гестаповцы вывели пленных, в числе которых был генерал Карбышев, и стали поливать их из шлангов ледяной водой. Стоял лютый мороз. Обезсиленные, голодные, люди умирали один за другим. У кого-то не выдерживало сердце, кто-то просто замерзал. Среди самых стойких оказался генерал Карбышев. Даже превратившись в ледяной столб он находил в себе силы поддерживать товарищей: «Бодрее товарищи! Думайте о своей Родине, и мужество вас не покинет!» Перед нами пример мужества, стойкости, силы духа и патриотизма. Герой Советского Союза, генерал-лейтенант Дмитрий Михайлович Карбышев.

На телевизионном экране фотографияКютинен Д. И. Надпись: «Зоя Космодемьянская. Герой Советского Союза».

Ученик 2.

Зоя Космодемьянская. 18 лет, девочка, перед лицом смерти говорит: «Мне не страшно умереть за Родину». Им было не страшно? Страшно, но любовь к своему народу, Родине была сильнее страха. Когда задаём вопрос детям: «А что же давало силы и мужества нашим героям, дети на уроках Истоки отвечают: «Любовь и жертва. Любовь к своему народу, к Родине». Во имя этого они приносили свои жизни в жертву. Для них не было больше той любви, чем если кто положит душу свою за други своя.

На телевизионном экране фотографияКютинен Д. И. Надпись: «Кютинен Даниил Иванович.Пекарь блокадного Ленинграда».

Ученик 3.

Вспоминаем с ребятами  на уроке пекаря блокадного Ленинграда, умершего от истощения 3 февраля 1942 года в возрасте 59 лет, прямо на работе. Кютинен Даниил Иванович. Умер, но не съел ни грамма, ни крошки выпекаемого им хлеба. Для него совесть дороже жизни. Его подвиг, возможно ещё более мощный, чем подвиг на ратном поле. У него было своё ратное поле - пекарня. Вот она – любовь и жертва. Какими же всё же были Людьми, Людьми с большой буквы, наши предки. Сколько их было, положивших живот свой за други своя?

На телевизионном экране фотография А. Маресьева, надпись: «Алексей Маресьев, лётчик, Герой Советского Союза».

Ученик 4.

Алексей Маресьев, лётчик, Герой Советского Союза. Когда-то не было ни одного мальчишки, кто бы не знал имени этого героя. Когда я проводила урок Победы, спросила у ребят: знают ли они подвиг Алексея Маресьева?

 И по глухой тишине в аудитории я поняла, что имя Алексей Маресьев нашим детям  ни о чём не говорит… А он, потеряв обе ноги, не просто встал на протезы, он вернулся в небо, совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 вражеских самолётов. Вся его жизнь – подвиг – подвиг настоящего человека. А мы о нём не знаем…

Как сделать нам с вами, чтобы и наши дети помнили защитников, гордились нашей  победой? Хочу поделиться с вами примером нашей одной замечательной семьи Сергея и Ирины Краевских. Мы с вами увидим, как эта семья приобщает своих детей к подвигу народа, как учит помнить об этом подвиге.

На экране видео «ОЖИВШАЯ ФОТОГРАФИЯ…Он шёл с победою домой!»

Ведущий

А ещё накануне праздника Великой Победы великого народа мы с вами, дорогие ребята, провели настоящее исследование своей семьи, своего рода, выяснив, что Великая Отечественная война вошла в каждый дом, в каждую нашу семью! В исследовании нам помогали все классные руководители, родители, бабушки, дедушки. Вся наша школа объединилась и сплотилась в благородном порыве найти героев в своих семьях. Учителя и ребята подходили ко мне и рассказывали вдохновлённо о своих героях. Читали истории своих героических предков, писали им письма. А вначале поисковой работы многие говорили, что мы ничего не знаем о своих прадедах и прабабушках.

Мы нарисовали схему рода, расспрашивали у родителей, бабушек и дедушек об их родителях, воевавших и работавших в тылу в годы Великой Отечественной войны. И сейчас на стенде и на столе представлены фотографии наших родных. Можем смело сказать, что в «Бессмертный полк нашей школы 104» прибыло пополнение!

 

Ведущий

А ещё на уроке «Истоки» дети пишут Письма солдатам Великой Отечественной  войны. Кто знает прадедов и прабабушек, пишут им.

Звучат письма детей солдатам Великой Отечественной войны (ученики зачитывают письма прадедам и прабабушкам)

Ученик 1.

Здравствуй, дорогой прадедушка Василий Степанович. Я твой правнук Алексей. От своего деда знаю, что ты прошёл со своей танковой бригадой до Берлина. Ты бил врагов и защищал Родину от захватчиков. Благодарю за Победу и свободу для нас, потомков!

Ученица 2.

«Дорогой прадед Алексей, спасибо тебе за отвагу! Спасибо за твой героизм, благодаря которому враги проиграли эту кровавую войну. На фронт ты ушёл очень молодым, но домой так и не вернулся… мы до сих пор не знаем, как ты погиб, но верим, что ты бесстрашно отдал свою жизнь за наше светлое будущее! Низкий поклон тебе!

Дорогая прабабушка Маша! Как же мне повезло, что я успела встретиться с тобой, узнать тебя, как добродушного человека. 1941 год… Тебе всего 13 лет, но твоё детство – это не игры в куклы, детский заразительный смех и веселье, а тяжёлые военные годы и твой тяжёлый труд в тылу Сибири. Ты молодая девчонка – подросток, работаешь в невыносимых условиях и вносишь неоценимый вклад в разгром врага. День Победы был бы не возможен без героизма тружеников тыла. Мне так хочется обнять тебя крепко-крепко, угостить вкусными шоколадными конфетами, ароматным, душистым чаем и земляничным вареньем! Мне тебя очень не хватает…

Дорогие  и родные мои  Герои! Я верю, что строки этого письма долетят в вечность!»

С любовью и благодарностью ваша правнучка Полина.

Ученик 3.

«Здравствуй, дорогой прадедушка Ксенофонт! Хоть я тебя никогда не видел, но по рассказам мамы знаю, что во время войны ты был связистом, награждён красной звездой и дошёл до Берлина! Благодарю тебя за то, что ты подарил мне и моей семье мир и покой. Спасибо тебе, за нашу счастливую жизнь!»

Твой правнук Коля.

Ученик 4.

«Дорогой прадедушка Николай, пишет тебе твой внук Алексей. Как тебе такое имя, отчество – Николай Алексеевич? Я, когда вырасту, в твою честь сына назову. Я благодарю тебя за то, что ты спас нашу страну от фашистов. Если бы не ты и другие воины, нас бы не было…».

Ученик 5.

«Дорогой мой прадедушка Акоп! Про тебя знаю от рассказов отца и бабушки. Бабушка очень плакала и всегда молилась за тебя… Ты не вернулся домой, а твои отец, мама и семь сестёр очень горевали. Ты был очень умным и грамотным, бабушка гордилась всегда, что в деревне все письмаписал и читал ты для стариков. Я горжусь, что имею честь быть твоим продолжением.

Твой правнук Артём.

Ученик6.

Здравствуй дорогой мой прадедушка Фёдор!

Меня зовут Кирилл. Я твой потомок. Очень жаль, что ты погиб в Великой Отечественной войне, и мы с тобой не познакомились.

Ты настоящий герой, ты не пожалел своей жизни, ради того, чтобы мы жили под мирным небом!

       Ты мой герой! Ты моя гордость! Спасибо за счастливое детство и жизнь. С любовью и вечной памятью о тебе, твой правнук.

 

Ученица 7.

       Здравствуй, дорогой мой прадедушка Протопопов Иван Васильевич! Пишет тебе письмо с далёкого 2022 года твоя правнучка Кочнева Карина. Ты меня, конечно, не знаешь. Ты прошёл войну до конца, встретил победу!
          Дорогой прадедушка! Если бы я встретилась с тобой, то первый вопрос, который я задала бы тебе, это был бы вопрос о том, страшно ли тебе было? И вообще, страшно ли на войне?
О войне, мы, молодое поколение 21 века, знаем только по фильмам и книгам. Но мы с глубоким почтением и уважением относимся к нашим ветеранам, помогаем им, гордимся ими. Я хочу, чтобы наше поколение ценило  бессмертный подвиг вашего поколения, благодаря которому мы живём. Вы подарили нам мирную жизнь ценою своей жизни. И мы сделаем всё, Чтобы сохранить этот мир на нашей земле.
            Мы помним наших ветеранов, наших родных и близких, свято чтим их память. Жаль что с каждым годом уходят от нас живые свидетели того страшного времени. Но нам дана память. И мы помним о Великом Подвиге нашего народа!
​​​​​​​           Дорогой прадедушка! Я очень горжусь тобой!

Твоя правнучка  Карина

Ученик 8. 

Здравствуй, Трифон Филиппович! Я – Семён Алексеевич, твой правнук. Я знаю, что благодаря твоему героизму и отваге наши войска одержали Победу над фашистами. Мы всей семьёй гордимся тобой. Каждый год в  день Победы мы с родителями гордо несём твой портрет в Бессмертном полку города Кемерово. СПАСИБО ТЕБЕ БОЛЬШОЕ!!!

Ученица 9.

Здравствуй, мой дорогой прадедушка Макар Васильевич! Большой привет тебе от твоей правнучки Ани. Мама много рассказывала о тебе. Я знаю о том, что ты геройски воевал в Финской и Великой Отечественной войнах, участвовал в освобождении Берлина. Я вижу твои медали и ордена и очень горжусь тем, что я твоя правнучка! Тебя нет с нами уже 40 лет, но память о тебе жива. Мы очень любим тебя, помним, гордимся!

Ученик 10. 

Он прошёл всю войну

И  после неё он работал на шахте.

Мой прадед сражался на страшной войне,

Наверное, он мечтал обо мне…

И смело шагая совсем не боялся

Прадедушка мой.

Он верил – Победа за нами, победа близка,

И прав оказался отважный герой!

- Спасибо, Дедуля, - скажу я ему, -

За то, что не отдал меня никому!

 

Твой правнук Павел

 

Ведущий

Какая любовь, и какая готовность собой заслонить прадедов! Вчерашних мальчиков, которых забрала у сегодняшних мальчишек война. Кода дети пишут эти письма, они представляют себя на месте солдат, и то время.

Нужно, чтобы мы все помнили имена героев. Ведь нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой». И в этом тоже истоки Великой Победы. В нашей памяти. Историческая память, вера, правда, помните? «Не в силе Бог, а в правде». Это наше секретное оружие, наша тайна. Код нашей Победы. Наша сила – в праведности каждого, в памяти о героях, в честности, вере и верности родной земле каждого из нас. На том стояла, и стоять будет Русская Земля.

На телеэкране  включаем видео: Песня «От героев былых времён» из кинофильма «Офицеры». Исполняет Василий Лановой.

Ведущий.

И в заключение нашей литературной гостиной предлагаю всем вместе спеть песню: Е. Аграновича«От героев былых времён».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература и интернет-ресурсы:

  1. Белик Н.С. О Дне Победы и о Светлом Христовом Воскресении»/ Школа родительской любви. Г. Сургут. 23.04.2021 https://www.youtube.com/playlist?list=PL27fAJ-zHotVU4RAVU4M8gvIzywtkXW4X
  2. Верность родной земле: Книга для развития детей дошкольного возраста/ Под ред. Кузьмина И.А.- М.: Издательский дом «Истоки», 2019. -24 с.
  3. Верность родной земле: Книга для развития речи детей дошкольного возраста/ Под ред. Кузьмина И.А.- М.: Издательский дом «Истоки», 2019. -24 с.
  4. Истоки Великой Победы-1: Книга 5 для развития учащихся 1 класса/ Под ред. Кузьмина И.А.- М.: Издательский дом «Истоки», 2016. -30 с.
  5. Истоки Великой Победы-2: Книга 5 для развития учащихся 2 класса// Под ред. Кузьмина И.А.- М.: Издательский дом «Истоки», 2016. -29 с.
  6. Истоки Великой Победы-3: Книга 5 для развития учащихся 3 класса/ Под ред. Кузьмина И.А.- М.: Издательский дом «Истоки», 2016. -28 с.
  7. Истоки Великой Победы-4: Книга 5 для развития учащихся 4 класса/ Под ред. Кузьмина И.А.- М.: Издательский дом «Истоки», 2016. -108 с.
  8. Кузьмин И. А., Перькова С.В. Истоки Великой Победы. Развитие речи. Книга для развитияречи детей дошкольного возраста (5-8 лет).- М.,Издательский дом «Истоки», 2020. -48 с.
  9. Семейные традиции:Книга для развития детей дошкольного возраста (6-8 лет).- М., Издательский дом «Истоки», 2020. -56 с.
  10. Семейные традиции: Книга для развития речи детей дошкольного возраста (6-8 лет).- М., Издательский дом «Истоки», 2020. -36 с.