«Лето - это маленькая жизнь!»
МКУ ДО «Станция юных туристов и техников»
г. Слободского Кировской области
Лето – это маленькая жизнь
(из опыта работы МКУ ДО «Станция юных туристов и техников»
г. Слободского Кировской области)
Методист, педагог дополнительного образования
Буторина Любовь Валентиновна
Летние каникулы – долгожданное время для детей, время приключений, игр, активная пора социализации, знакомства с новыми людьми. А для педагогов это время связано с особой необходимостью сделать отдых детей полезным для их физического и духовного развития.
На время летнего лагеря дневного пребывания детей МКУ ДО «Станция юных туристов и техников» г. Слободского Кировской области превращается в страну игр, конкурсов, соревнований, путешествий и творчества. Дети в лагере (а это в основном мальчики 7 – 15 лет) разделяются на 4 отряда (команды): две младшего школьного возраста, две среднего школьного возраста. Каждый отряд (команда) выбирает себе капитана, придумывает название, девиз и представление. По итогам мероприятий лагеря выявляются победители либо в командном, либо в личном первенстве и никто не остается без внимания и проигравшим. Каждый может проявить себя в близкой ему по духу сфере деятельности. Ребята ежедневно включаются в оздоровительный процесс: упорядоченный ритм жизни, питание, закаливание, физический, интеллектуальный и эмоциональный тонус.
Организация наших мероприятий летней лагерной смены направлена на разнообразные активные виды деятельности: техническое творчество; физическую культуру и спорт; интеллектуальное развитие; экскурсии и походы; культурный самостоятельный досуг.
Главные мероприятия нашего лагеря дневного пребывния.
- на берегу реки «Вятка», закаливание.
- Техническое творчество (моделирование и конструирование судо, авто, мото-техники с дальнейшим их практическим применением и испытаниями: катамаранов, швертботов, лодок, подготовительные работы к сплаву; изготовление и спортивные состязания моделей планеров, катамаранов, кордовых моделей самолетов, самоходных автомобилей.
- Спортивные и веселые эстафеты, соревнования, чемпионаты (военизированная эстафета 22 июня «Никто не забыт, ничто не забыто», дрэг-рейсинг, велоралли, фигурное вождение велосипеда, велотриал; соревнования по радиоуправляемым автомобилям, чемпионаты по шашкам, шахматам, теннису, футболу, метанию в цель (дарц), стрельбе из пневмотической винтовки.
4. Путешествия, экскурсии, походы (по маршруту достопримечательностей города Слободского, в краеведческий музей города, музей-усадьбу им. академика Бакулева, музей Яна Райниса; возложение цветов у вечного огня, братские могилы воинам ВОВ; городские библиотеки, городской стадион; детский парк им. А.С. Пушкина; это и сплав по реке или на пруду велокатамаранов, лодок, изготовленных в течение учебного года; походы – однодневки «Школа выживания» с обучением ставить палатки, разводить и тушить костры, бережного отношения к природе, флоре и фауне родного края; на предприятия и организации города: пожарную часть, слободской машиностроительный завод, фанерный комбинат «Красный якорь».
5. Игры на знакомство и командообразование (н-р, «четыре стихии», «четыре стороны света»; подвижные игры – шутки - догонялки («Казаки - разбойники», прятки, «Вышибалы», «Городки», «День Нептуна», «Найди свой миллион»). Квесты («В поисках клада», «История старого компаса», «Собери родной город»).
6. Викторины, конкурсы (интеллектуальные: «Путешествие по Солнечной системе», интеллектуальный тир, интеллектуальная дуэль, «Своя игра», «Самый умный», «Основы безопасности жизнедеятельности»; технические: «Путешествие в Техноград», «Я б в конструкторы пошел», «Очумелые ручки»; исторические: «Петр Великий», «Великой Отечественной войне посвящается»; культурно-развлекательные: «Разноцветное детство», «Сделаем планету чистой», «В гостях у Берендея», «Веселые стихи»; компьютерные: «Компмания», «Информашка».
- (открытие лагеря, 25 июня - День изобретателя; закрытие лагеря).
- (с ветеранами труда, ветеранами боевых действий, инспекторами ГИБДД и ОППН).
- Культурный досуг и увлечения (просмотр фильмов, настольные и активные игры, ходули, моновелосипед, двухместный велосипед «тандем», велосипед с обратным рулем, тренажер для тренировки кистей рук и отжимания, биатлонный тир, ролики, самокаты).
- Плановая эвакуация, инструктажи, правила.
- Диагностика (анкетирование, мини – сочинения на тему «Самые яркие впечатления о лагере», «Почтовый ящик», «Настроение»)
Основные направления и характер результатов работы лагеря дневного пребывания детей.
Физкультурно – оздоровительное воспитание.
Сохраняем и укрепляем здоровье детей, обучаем здоровому образу жизни, развиваем творческие и организаторские способности, формируем коммуникативные навыки.
Культурно- досуговое воспитание.
Организуем содержательный досуг детей, развиваем их интеллектуальный и физический потенциал, коммуникативную культуру.
Гражданское и патриотическое воспитание
Формируем гармоничную личность, обладающую качествами гражданина-патриота своей Родины.
Экологическое воспитание.
Формируем экологическое мировоззрение и активную жизненную позицию подрастающего поколения.
Трудовое воспитание.
Формируем трудолюбие через техническое творчество и ответственное выполнение различных заданий, поручений, бытовой труд.
Детский лагерь – положительный институт социализации детей и подростков, традиционный вид детского отдыха, стабильно пользующийся популярностью. В повседневной жизни ребенок не всегда задумывается о том, какой вид деятельности для него является наиболее существенным. В нашем лагере он оказывается в ситуации постоянной смены и участия в разных видах деятельности, что дает ему возможность раскрытия наличия тех или иных способностей. Социализация ребенка в лагере помогает ему приобрести в «живую» более четкие представления об основных нормах и правилах в обществе; научиться чувствовать и понимать других, приобщаться к общественным ценностям духовно-нравственного развития: добру, красоте, здоровью, гармонии.