«Лесная филармония » (методическая разработка занятия)
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
муниципального образования «Город Архангельск»
«Центр дополнительного образования детей «Контакт»
«Лесная филармония»
(методическая разработка занятия)
Автор: Филина Ирина Владимировна, педагог дополнительного образования, I категории
Цель: Обобщить знания детей о значении пения птиц весной в природе и жизни человека.
Задачи:
образовательные:
-познакомить пением различных птиц, с народными приметами, связанными с их пением.
-научить узнавать птиц по голосам .
-развивать познавательный интерес к жизни птиц.
развивающие:
– способствовать развитию наблюдательности , воображения , творческих способностей, памяти, речи, ,логического мышления
воспитательные:
– воспитывать бережное, внимательное и заботливое отношение детей к птицам.
Форма занятия: виртуальная экскурсия в весенний лес.
Оборудование: компьютер, экран , мультимедийный проектор.
Участники:
учащихся 10-11лет.
Оборудование: рисунки птиц, плакаты с надписями о пользе птиц
Ход занятия:
Педагог. Ребята, я хочу прочитать вам стихотворение.
Прислушайтесь: тут и там.
По утрам и вечерам.
Раздаются чьи-то трели.
Дивные на самом деле!
Птичьи чудо - голоса.
Наполняют все леса,
Рощи, парки и поля!
Чтобы пела вся земля!
Скажите - о чем это стихотворение?
Ответ детей: о птицах и их пении
Педагог. Не случайно я вам его прочитала, так как тема нашего занятия «Лесная филармония», и мы будем говорить с вами о значении пения птиц весной в природе и жизни человека.
По календарю наступила весна.
Ребята, какие изменения в природе происходят с наступлением весны?
Дети (появляется первая зелень, распускаются цветы, прилетают птицы.)
Педагог. С прилетом птиц просыпается природа от зимней спячки. Сразу становится в лесу шумно и весело, по всюду слышатся звонкие голоса птиц. В любое время дня и ночи выступают пернатые артисты. Каждый день они дают сольные концерты.
Я предлагаю совершить виртуальную экскурсию в лес. Попробуем попасть на лесную птичью филармонию. Послушаем пение птиц, поближе познакомимся с птицами, выясним, как они поют, как живут и какую пользу приносят.
А помогать мне будут сегодня мои помощники. Ребята, которые подготовили интересные сообщения о птицах.
Ваша задача внимательно слушать сообщение ребят и выступление пернатых артистов. После окончания лесного концерта, вы как благодарные зрители и слушатели, расскажите о своих впечатлениях, какое влияние на вас окажет пение птиц? Какой артист понравится больше всего?
И так мы с вами в лесу ранним утром (Звучит фонограмма песен птиц) (слайд1)
Педагог. Одни из первых птиц прилетают к нам скворцы. Ранней весной скворец распевает свою песню не только возле домов, но и в лесу и по берегам рек. Не для того ли, чтобы услышать весной пение скворца люди вывешивают скворечники?
Слайд 2 сообщение о скворце ученика
Педагог. Как точно о скворце сказал Н.Заболоцкий.
Начинай серенаду, скворец!
Сквозь литавры и бубны истории
Ты наш – первый весенний певец
Из березовой консерватории .
Открывай представления, свистун!
открывает лесной концерт непревзойденный певец скворец
Слайд 3 песня скворца
Педагог. Если вы хотите услышать песню скворца. Повесьте скворечник ранней весной, и первая его песня будет ваша.
В начале апреля прилетают жаворонки. Трудно представить весну без их пения. В тишине можно услышать переливчатые весёлые звуки. Это поет жаворонок.
Слайд 4 Учащийся делает сообщение о жаворонке
Педагог - На ум приходят строчки из стихотворения Жуковского.
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
А сейчас перед вами выступает жаворонок
Слайд 5 песня жаворонка
Педагог. В многоголосом птичьем хоре легко различить веселые и задорные трели зяблика, мало похоже на пение других птиц . Зяблик –солист лесов. Его песня поется со многими вариациями , она бывает песня короткая, длинная.
Слайд 6 сообщение учащегося о зяблике
-Давайте послушаем артиста зяблика.
Слайд 7 песня зяблика
Педагог. Придя в лес и услышав, как кукует кукушка, кто из нас не замрет на месте и по привычке, если не вслух , про себя не спросит:»Кукушка, кукушка, сколько мне осталось жить ?Но птице нет никакого дела до нас, у нее свои проблемы. Разносящееся по лесу ку-ку, ку-ку не что иное, как песнь самца, который рассчитывает, на встречу с самкой.
Слайд 8 Сообщение о кукушке делает ученик
Педагог
Солнцем залита опушка
Разгорелся летний лес
И проказница кукушка
Куковать уселась в тень
Слайд 9 как кукует кукушка
Педагог. .В зарослях ивы, черемухи, нередко на берегу реки поет великий пернатый артист . У него огромный зал под голубым небом. Это непревзойденный певец и песни у него свои. Чарующее пение соловьев покоряет многих. А сколько посвящено певцу стихотворений, музыкальных произведений. Много связано с ним народных примет , пословиц и поговорок: «Мал соловей - да голосист», «Птичка невеличка, а поет лес дрожит», «Соловей и кукушка поют в одно время, да не одну песню».
Слайд 10 Сообщение о соловье делает ученик
И так у нас выступает знаменитый Российский певец лесов - соловей.
Слайд 11 песня соловья
Педагог Главное достоинство дроздов – это голос. Дрозды принадлежат к числу лучших певцов леса, несомненно ,они украшают своим присутствием городские парки, скверы.
Слайд 12 Сообщение о дроздах делает ученик
Педагог - А вы слышали, как поют дрозды? Давайте послушаем
Слайд 13пение дрозда
Педагог. Пение птиц - это впечатляющая виртуозная карточка. Однако некоторые птицы не пользуются своим голосом. Свою песню дятел выстукивает клювом, но перед тем как «запеть» дятел обследует деревья, он стучит по одному стволу, по второму. Стучит и сравнивает , где звук громче, чтобы его обязательно услышали.
Слайд 14 Сообщение о дятле делает ученик
Педагог. Послушаем барабанную дробь дятла.
Слайд15 барабанная дробь дятла
Педагог. В самый разгар пышного цветения прилетает в числе последних жар птица наших лесов – иволга с удивительно красивым флейтовым голосом. Красавица и певунья иволга бесспорно украшение наших лесов, садов парков.
Слайд 16 Сообщение об иволге делает учащийся
Педагог. Перед вами выступает иволга
Слайд 17 пения иволги
Педагог. А теперь предлагаю немного расслабиться под музыку и хорошее пение птиц.
Физ. минутка (релаксация) под музыку и пения птиц Слайд 18 (приложение1)
Педагог. Ребята, а вы знаете, что голоса птиц обладают целебным действием. Даже есть такая наука -орнитотерапия- лечебное пение птиц.
Пение птиц прекрасно укрепляет и стимулирует здоровье человека.
Птицы по-разному действуют на человека, пение одних птиц успокаивает, пение других поднимает настроение и помогает заснуть.
Доктор биологических наук и профессор Валерий Дмитриевич Ильичев в результате своих многочисленных наблюдений и исследований отметил, что люди, которые живут на природе в окружении птиц, как правило, являются долгожителями. Сейчас же люди живут в больших городах, тем самым они лишают себя общения с птицами в их природной среде.
Пение соловья лечит депрессивные состояния, снимает головную боль, активизирует работу всех органов и систем.
Проблемы с сердечно - сосудистой системой помогут устранить песни с равномерными ритмами, такими как у канареек, певчих дроздов, зябликов ,овсянок.
А вот нежные трели полевого жаворонка и птицы юла создает радостное и спокойное чувство в душе человека
Спокойные песни чёрного дрозда помогают при повышенном давлении. Канарейки, щеглы, чижи хорошо действуют на нервную систему, на работу мозга и сердца,
Педагог. Мы прослушали с вами птичий концерт . Какое влияние оказало пение птиц на вас.? Какие эмоции вы испытывали, когда слушали пение птиц? Кто из артистов понравился больше всех?
( Влияние пения птиц на человека , очень велико. Пение птиц усиливает в человеке позитивные эмоции. Человек, послушав пение птиц, становиться мягче и добрее, более работоспособней)
Педагог. В результате многолетних наблюдений за птицами, сколько сложилось народных примет
Перед непогодой певчие птицы перестают петь.
Синичка с утра начинает пищать - жди мороза.
Услышав пение иволги - это хорошая примета, предсказывающая радостное событие.
Кукушка стала куковать, морозу больше не бывать
Воробьи дружно чирикают, будет оттепель
Журавушка курлычит - о тепле весть подает
Соловьи поют всю ночь, будет солнечный день
Зяблик рюмит - к дождю.
Сейчас предлагаю вам небольшую творческую работу написать стих-буриме
Буриме – сочинение стихотворения по готовым рифмам. Эта своеобразная языковая игра издавна была одним из традиционных развлечений русской интеллигенции. Название этой старинной игры позаимствовано из французского языка и означает «рифмованные концы». Игра в буриме состоит в быстром написании оригинального стихотворения по готовым рифмам. Иногда на заданную тему.
Слайд 19-20
певец, скворец, поет, клюет. |
Самый ранний весенний певец Черная в крапинку птичка скворец Он парадирует, свистит, поет, Пользу приносит и букашек клюет |
Есть пернатый артист- певец Очень красивая птица-скворец Он прекрасно песни поет А потом зернышки клюет
|
дятел, приятель, сидит, стучит. |
Санитар леса-это дятел Нам он большой приятель На дереве он сидит И песню клювом своим стучит |
В красной шапке пестрый дятел Наш пернатый друг приятель Он на дереве сидит И по дереву стучит
|
птица, мастерица, трель, соловей |
главный солист леса- эта птица поет виртуозно, вот мастерица чарующая льется трель, поет так только соловей |
Это маленькая птица Петь большая мастерица Средь ветвей услышишь трель Поет прекрасный соловей
|
подружка, кукушка, сидит, кричит. |
В лесном хоре есть подружка Это серая птичка кукушка На стройной березе сидит И ку-ку , ку-ку кричит. |
Вот еще одна подружка А зовут ее кукушка Скромно на суку сидит И Ку-ку , ку-ку кричит
|
певец, молодец, запевает, взлетает! |
Прекрасный жаворонок певец отлично поет большой молодец Песню громко запевает, В небо высоко взлетает! |
Жаворонок чудесный певец Песни громко поет , вот молодец Когда он песню свою запевает То высоко в небо взлетает
|
Слайд21 Рефлексия
Составление Синквейна на тему «Лесная филармония» по определенным правилам
Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное предложение.
Третья строка – три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение к ключевому слову . (фраза, несущая определенный смысл)
Пятая строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Слайд 22
Первая строка Лесная филармония
Вторая строка чарующая, лечебная, звонкоголосая.
Третья строка лечит, вдохновляет, возбуждает, будоражит, восторгает, слушают
Четвёртая строка Льются птичьи трели .
Пятая строка Птичий концерт
Педагог. Сегодня мы с вами много говорили о значении пения птиц в природе и жизни человека. Подводя итог нашему занятию, хочу прочитать вам, ребята, стихотворение.
Слайд 23 (под пение птиц педагог читает стихотворение)
Лесная филармония
Филармония лесная.
Распахнула дверь свою.
Льется песня неземная.
В этом сказочном раю.
Хоровая птичья стая.
Как на сцене - на ветвях.
И мелодия, стекая,
Разливается в полях.
Запевает соловейка,
В хоре главный он солист.
Ему вторит канарейка –
Исполняя все на бис.
И звенит многоголосье,
Создавая контрапункт*.
И антракта нет здесь вовсе,
И оплату не берут.
Вокалисты в этом хоре;
Славки, клёсты и дрозды,
Им другие вторят, вскоре,
Перелив на все ряды.
Дирижирует Природа,
Равных ей , по силе нет.
От восхода до заката.
Продолжается концерт.
И на концерт здесь не нужны билеты,
Лишь стоит заглянуть в весенний лес,
Здесь каждый вдруг становится поэтом,
Соприкоснувшись с таинством чудес!
Приложение 1 к слайду18
Релаксация под пение птиц.
Встаньте ровно. Расправьте спину, можете закрыть глаза. Дышите ровно и спокойно. Расслабьтесь. Прислушайтесь к ритму дыхания. Сделаете вдох и медленно, плавно глубокий выдох.
А теперь представьте, что вы находитесь в лесу. Вдыхайте чистый, лесной воздух. Вы слышите пение птиц и легкое движение листвы. Светит яркое солнышко. Вы поднимаете руки пред собой, как будто ловите солнечные лучи, а потом тянетесь к солнцу. Дыхание ровное и спокойное. Руки опустили. Опять поднимаем руки и медленно тянемся к солнцу. Дыхание ровное и спокойное.
А сейчас солнечные лучи бегут по вашему телу. Вы стараетесь поймать их. Ваши руки касаются колен, а затем плавно скользят по ногам до ступней. (наклон)
Солнечный лучик бежит обратно по ногам, туловищу, достигая плеч. Ваши руки снова стараются поймать луч солнца и следуют за ним до плеча. Луч солнца не стоит на месте, и ваши руки двигаются вместе с ним. Вы делаете плавно вращательные движения плечами вместе с руками. Вы опускаете руки. Тепло поднимается от плеч к основанию шеи. Голова склоняется к плечу, вы медленно делаете круговые движения головой.
Теперь представьте, что вы приподнимаетесь и как - будто отрываетесь от земли. На вдохе воздушный поток чуть подхватывает и приподнимает вас, на выдохе слегка опускает вниз , и вы плавно качаетесь на воздушной волне: вдох – вверх, выдох – вниз. Вдох - вверх и выдох вниз. Вы ощущаете прилив сил и энергии. Потянитесь. У вас отличное настроение. Вы готовы продолжить занятие.