Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Культурная практика «Интеллектуальный тренинг» (для детей старшего дошкольного возраста)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 49» Пермский край, г. Соликамск

 

Культурная практика "Интеллектуальный тренинг"

 

Алиева Рахибе Маликовна 

Жевлакова Наталья Ивановна

воспитатели

 

Культурная практика

«Интеллектуальный тренинг» (для детей старшего дошкольного возраста)

Тип проекта: педагогический

Участники проекта:

  • Дети старшей группы
  • Воспитатели группы (Алиева Р.М., Жевлакова Н.И.)
  • Родители воспитанников

Масштаб: краткосрочный

Актуальность:Игра в шашки развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность; вырабатывает умение мыслить; воспитывает усидчивость, воображение; развивает способность действовать в уме; самое главное – развивает память. Шашки – это средство для умственного развития детей. Ребенок, обучающийся этой игре, становиться собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Игра в шашки гениальна. Ёе можно выбрать как отдых в семье. Шашечная игра – несложная, не требует финансовых затрат.

Проблема:

  • Неумение детей играть в данную настольную игру.
  • Поверхностный интерес родителей к шашечной игре.

Цель:

  • Формирование у детей и родителей заинтересованность и умение играть в     настольную игру шашки.

Задачи:

  • Активизировать мыслительную деятельность, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, находчивость, смекалку.
  • Развивать чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации.
  • Воспитывать спокойствие и уверенность в своих силах, настойчивость, умение достойно выигрывать и проигрывать с достоинством

Ожидаемый результат

- дети обучены основам шашечной игры;

- развиты логическое мышление, сообразительность, внимание, умение разрешать проблемные ситуации и применять полученные знания на практике;

- сформирована  у детей настойчивость, выдержка, дисциплинированность, во время игры в шашки, умение достойно выигрывать и проигрывать.

Стратегия и механизмы  реализации:

I этап - подготовительный

Составление консультации «Игровое шашечное пространство для детей старшего дошкольного возраста» (для родителей)(Приложение 1)

Проведение анкетирования родителей на тему «Шашки в семье».(Приложение 2)

Организация фотовыставки для родителей «Играя – учимся, играя – познаём!», где можно увидеть в какие настольно – дидактические игры играют дети в группе.

Подбор информации об истории шашек.

Наглядная информация (ширмы – передвижки) с описанием истории шашечной игры, его видов, правил игры.

Оснащение демонстрационными и раздаточными материалами

Разработка развлечения,  конспектов по совместной деятельности,.

Оформление шашечного уголка для детей в группе

II этап- основной

Ознакомление с шашечной доской и правилами игры: совместная деятельность педагога и детей (обучение через дидактическую игру «Шашки») (Приложение 3)

 Обучение игре в шашки (индивидуально: воспитатель-ребенок)

Парные игры детей

Практическое закрепление материала

III этап – практический:

Соревнования между воспитанниками группы

IV этап – заключительный:

Шашечный  турнир, между воспитанниками старших дошкольных групп(Приложение 4)

Трансляция проекта:

 участие в городском шашечном турнире «Умные клеточки», среди воспитанников детских садов

Дальнейшее развитие проекта:

Совместно с детьми и родителями изготовление шашечных игр для выставки

Проведение шашечного турнира между детьми и родителями

Знакомство с новым видом игры- японские шашки

Выводы:

В результате данного проекта были сформированы у детей и родителей заинтересованность и умение играть в настольную игру «шашки»; созданы условия для интеллектуального развития детей.

Таким образом, дети стали с интересом играть не только в шашки, но и в другие настольные игры.

Литература

1. Сидлин А. М. «Как научиться играть в шашки».

2. Погребной В. К., Юзюк В. Я. «Шашки для детей».

3. Юровский Е. М., Кондратьев А. П. «Зайкины шашки».

4. Городецкий В. Б. «Знай и умей». Книга о шашках.

Приложение 1

Консультация

«Игровое шашечное пространство для детей старшего дошкольного возраста»

   В последнее время, что очень радует, игра в шашки стала более популярной, чем раньше. Ребёнок, обучающийся таким играм, становится собраннее, привыкает самостоятельно думать и принимать решения, развивает усидчивость, внимательность, целеустремлённость и мн. др.

 Чуть больше усидчивости, и ребёнок или подросток сначала обыграет всех в школе, потом в районе, затем станет чемпионом города, России, и наконец победит на Чемпионате Мира.

Азарт победы, общение с друзьями, поездки в другие города- всё это захватывает, затягивает, увлекает за собой на столько, что у детей уже не остаётся времени на бесполезное, а порой и опасное времяпровождение на улице, которое влечёт за собой неисправимые последствия. Поэтому такое увлеченье - спасительная альтернатива вредному воздействию улицы на ребёнка.

О пользе шашек

Игра шашки разнообразна и не так проста, как может показаться с первого взгляда. У шашек есть свои особенности, и сложность в управлении боем заключается в том, что все шашки — воины-близнецы. Мирное шашечное состязание -это соревнование в самообладании, логике, а также умении просчитывать развитие событий.

Швейцарский психолог Жан Пиаже и ряд других учёных установили, что именно в возрасте 5—12 лет у детей происходит формирование механизма «мысль — слово», «мысль — действие». В связи с этим  - шашки являются удачным подспорьем в развитии мыслительных способностей ребят и подкреплении плодов мышления действиями.

Игра шашки — это в одно время и спорт, и досуг, и творчество. Она, как известно, связывает все возрастные категории. Может самые первые шаги маленьких шашистов к творчеству скрываются в шашечной борьбе?

Хотелось бы помочь детям овладеть основами шашечной игры, завлечь красотой комбинационных приёмов, расширить кругозор относительно истории развития шашек, правил игры, а также специальной психологической подготовки. Опыт работы с детьми свидетельствует, что шашки благотворно влияют на их учёбу, расширяют интересы ребят, укрепляют и развивают лучшие качества характера.

Залогом успеха в шашках будет целенаправленная подготовка в кружках, клубах и умение работать самостоятельно.

    В то же время хочется обратиться к родителям: в кругу семьи помочь детям дошкольного или старшего возраста сделать первые шаги. Самое важное в шашках - это общее умственное развитие школьника, а со временем всесторонне развитого гражданина общества.

Приложение 2

Анкета для родителей на тему «Шашки в семье».

 1. Какие настольные игры Вы знаете? _________

2. Вы знакомы с игрой шашки?

а) да

б) нет

в) частично

3. Во сколько лет Вы научились играть в шашки?

а) 2-5 лет г) 12-15 ж) 31-40

б) 6-8 д) 16-20 з) 41-60

в) 9-11 е) 21-30 и) 60 выше

4. В вашей семье играют в шашки?

а) да

б) нет

в) иногда

5.  Какие настольные игры предпочитает Ваш ребенок? ________________

6. Как вы думаете, в каком возрасте необходимо научить ребенка играть в шашки? _______________________________________________________

7. Влияет ли игра в шашки на развитие ребенка? Как? _________________

8. Как вы относитесь, если уже в детском саду начать обучать играть в шашки?____________________________________________________

9. Ваш ребенок умеет играть в шашки

а) да в) частично

б) нет г) не интересовался

10. Вы в какой степени владеете игрой в шашки?

а) очень хорошо б)хорошо в)плохо г) не умею

 Приложение 3

 

Методические рекомендации по обучению игры в шашки

Шашки — игра для двух игроков на многоклеточной доске, подобной шахматной, специальными фишкам - шашками. В отличие от шахмат системы шашечной игры развивались внутри национальных традиций. При Петре I появилась такая разновидность игры, как «русские шашки». Бой ведется на стандартней 64-клеточной доске. Используется по 12 фишек. Существуют также английские, немецкие, итальянские, испанские и канадские шашки.

Шашки есть почти в каждой семье, но лишь единицы современных детей умеют и любят в них играть. А у взрослых на это и вовсе не хватает времени.

При достаточно простых правилах шашки требуют от игрока усидчивости, тренируют ум и развивают мышление

     Настольные игры уже давно уступили место компьютерным играм, за которыми дети готовы просиживать часами. Многие родители ошибочно считают, что ком­пьютерные игры способны стать альтернативой живой игре.      Между тем машина не заменит непосредственного, живого общения с ребенком. Дух партнерства, товарищества, соперничества во время настольных интеллектуальных игр сложно переоценить. С их помощью родители могут судить о внимании, со­средоточенности, усидчивости ребенка, его умении мыслить тактически и стратегически, а также выяснить, как развита его волевая и нравственная сфера, что так важно для последующего обучения в школе.

ОБУЧЕНИЕ И ПОДГОТОВКА К ИГРЕ

Знакомство и обучение игре в шашки происходит поэтапно.

- Внимательно рассмотрите фишки (цвет, форму), доску, выделяя белые и черные поля, материал, поверхность. Дайте возможность ребенку обследовать руками фишки с наружной и внутренней стороны, убедиться в особенностях внешнего вида перевернутой шашки (будущей дамки).

- Дайте ребенку две фишки разных цветов и объясните, что шашки на поле (независимо от их цвета) стоят и двигаются только по черным клеткам. Этонеобходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре.  Предложите ребенку самостоятельно разместить свои фишки в любом месте доски, при этом следите за правильностью их расстановки на черные поля.

Расстановка шашек на игровом поле

- Предложите ребенку правильно расставить шашки на игровом поле, объяснив, что перед началом игры фишки разных цветов находятся на своих половинах игрового поля. При этом центр поля свободен для того, чтобы можно было совершать ходы. Размещать шашки следует в три ряда от ближнего к себе края игрового поля и только на черные клетки. Для закрепления полученной информации предложите ребенку взять 12 шашек одного цвета и разместить их на поле. Обычно это не вызывает затруднений.

Ходы по диагонали на свободное соседнее черное поле

- Переходим к обучению ходам по диагонали вперед на свободное соседнее черное поле. Количество шашек лучше сократить с 12 (24) до 4 (8). Это даст ребенку возможность сделать больше упражнений. Чтобы не допустить зрительного напряжения и утомления, отрабатывать важные элементы игры (ходы, бой соперника, дамки) также лучше с меньшим числом шашек.

- Объясните ребенку смысл игры уничтожить шашки соперника при продвиже­нии своих шашек вперед. Простая фишка назад не ходит. Проигравшим считается тот, у кого не осталось на игровом поле шашек или отсутствует возможность делать ходы.

Проведение тренировочной игры

- Проведите тренировочную игру с ограниченным количеством шашек на поле. Отрабатывая ходы, ребенок рано или поздно столкнется с положением, когда шашки соперников «встретятся» и будут находиться на соседних полях по диагонали, а поле за шашкой соперника свободно. Взрослый показывает, что тот из игроков, чья очередь делать ход, обязан взять (бить, «съесть») шашку противника и убрать ее с поля. Простая шашка может бить шашку соперника и ходом назад.

Шашечные «герои»

- В любом бою, в том числе в шашечном, есть герои. Это простые шашки, которые, достигнув последнего ряда поля соперника, становятся ударными шашками-дамками и продолжают бой. Дамка может ходить по всем диагоналям игрового поля, уничтожая шашки соперника. Она представляет собой перевернутую фишку. Можно в дамку вставить круг другого яркого цвета, например, в белые — синий, а в красные — желтый. Так ребенку легче не только отличать свои дамки от простых шашек, но и выделять дамки соперника и следить за ними особенно пристально. Позже дети, накопив опыт игры, часто отказываются от цветного обозначения дамок.

Игра

-Начинается сама игра. Взрослый спрашивает у ребенка, кто должен ходить первым и объясняет, что игру в шашки всегда начинают белые. Педагог или наставник демонстрирует действия по проведению жеребьёвки, (спрятав разные по цвету шашки в левой и правой руках).

   Игра требует полного сосредоточения, внимания, обзора всего поля. Как правило, ребенок так увлечен своей стратегией, продвижением шашек, что не может оценить картину на доске в целом, не замечают ходов соперника и динамики изменения ситуации.

Задача взрослого — научить детей правилу: перед тем как сделать ход, необходимо оценивать ситуацию на доске, следить за всеми шашками на игровом поле, а также прогнозировать развитие ситуации

Приложение 4

Развлечение «Шашечный турнир»

Ребенок:

Мы играем с папой в шашки,

А вокруг – одни бумажки!

Потому что вместо шашек

Всюду трюфели у нас.

Шоколадные конфетки

Мы расставили на клетки.

2 Ребенок:Я одним удачным ходом

Съела целых пять за раз!

Поскорей бы выйти в дамки –

Скушать дамкой все ням-нямки,

Чтобы папе не досталось

Ничегошеньки совсем!

Ведущий:

- Дорогие дети и гости. Мы сегодня в гостях в шашечной стране. У нас сегодня шашечный турнир! Вместе весело поиграем и отдохнем.

- Что нужно для игры в шашки?

- Какой формы шашечная доска?

- Какого цвета квадраты на шашечной доске?

-Какого цвета шашки?

-Сколько на доске квадратов?

(Звучит музыка, заходит Шахматная Королева) .

Шахматная Королева:

- Ой, где и как я здесь очутилась.

Ведущий.

- А вы кто? Как здесь оказались?

Шахматная Королева:

- Я - Шахматная Королева. Вышла осматривать свои владения – и заблудилась. А где же я?

Ведущий.

- Вы, уважаемая Королева, в стране Шашек.

Шахматная Королева.

- Интересно-о-о, кроме страны Шахмат, какая еще страна может быть? Игра в шахматы – это самая увлекательная, древняя, великая игра царей. А шашки! Фи… .

Ведущий.

- Подождите, подождите. Уважаемая Королева, мы много знаем про игру в шашки.

Дети:

-Игра в шашки появились ещё в древние времена. Известно, что первые шашки появились в Древнем Египте. А в нашей стране шашки появились в X веке. Шашки играют во многих странах: в Англии, Америке, Италии, Канаде и др.

- Играют в шашки на квадратной доске, разделенной на белые и чёрные клетки. Играют 2 соперника, у одного белые, а другого черные шашки. Начинают игру белые. Соперники делают ходы по очереди, передвигая свою фишку по диагонали.

-По ходу игры можно взять, оказавшуюся по соседству фишку соперника. Когда простоя шашка оказывается на противоположной стороне в последней горизонтали доски, то она превращается в «дамку». «Дамка» имеет преимущество перед остальными шашками. Она передвигается по диагонали неограниченное количество квадратов.

Шахматная Королева.

- Вы оказывается, очень многое знаете о шашечной игре. В шашки играют только умные, способные люди. А на мои вопросы вы сможете ответить? У меня в сказочной доске есть интересные вопросы. Давайте, попробуем ответить.

1. 5 груш росло на дубе. Пришли мальчишки и сбили 2 груши. Сколько груш осталось? (на дубе груши не растут)

2. Что можно увидеть закрытыми глазами (Ничего)

3. Когда человек бывает в комнате без головы (Когда высовывает её из окна на улицу.)

4. По чему, когда захочешь спать, идешь к кровати? (По полу)

5. Назовите по порядку цвета радуги.

Шахматная Королева:

- Молодцы, ребята. Вы очень умные, способные дети. Мне пора уже идти. В стране Шахмат меня, наверное, заждались. А мы с вами, ребята, в будущем обязательно встретимся. До скорых встреч!

Ведущий.

- Шахматная Королева, оставайтесь с нами и будьте членом жюри. А сейчас мы с вами начнём турнир по шашкам. (Выбирают жюри.)

1. Здравствуйте, ровесники!

Сегодня мы соперники.

Во всём удачи мы желаем,

И на турнир Вас приглашаем!

2. Шашка древняя игра

Она полезна и нужна.

Быть внимательным и честным

Учит нас всегда.

3. Иди в наш детский сад,

Там научишься играть.

И возможно, будешь многих

Через время побеждать.

4. Встретимся сегодня

Силы измерять.

На что способны дети

Всем вам показать.

5. Дети современности

Знают много ценностей.

Мы едины и дружны,

И энергией полны.