Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Кружок «Умелые ручки»

МАДОУ "Детский сад № 312" г. Пермь

 

Кружок «Умелые ручки»

 

Калинина Ольга Борисовна

воспитатель первой квалификационной категории

 

 
Пояснительная записка.
Необходимость в дополнительной работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию в кружке «Умелые ручки» возникла изначально из большого интереса детей к природному материалу: семенам растений, листьям, корням, плодам, овощам необычной формы и размера. Оказалось, что детские коллекции и сокровищницы включают в себя в основном природный материал.
Программой предусмотрены специальные занятия по конструированию из природного материала, но желание детей оживлять свои сокровища, давать им новую жизнь в сказочных образах было так велико, что возникла необходимость в дополнительных занятиях с природным материалом.
Природный материал-кладовая для развития детского творчества. Ведь изготовление игрушек и поделок из природного материала - труд кропотливый, необычный и очень приятный. Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, систематический труд с природным материалом развивает детскую руку: она приобретает уверенность, точность, пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности, способствует воспитанию эстетического вкуса, усидчивости, трудолюбия.
Наряду с изготовлением поделок из природного материала, детям очень нравится работа с тканью, где они знакомятся с материалами и инструментами для шитья.
Цель кружка: формирование у детей трудовых навыков, творческой активности, художественного вкуса. В ходе формирования трудовых знаний, умений и навыков способствовать появлению различных форм социального взаимодействия (сотрудничество, взаимопомощь, достижение одной цели в коллективной деятельности) с взрослыми и сверстниками.
На занятиях кружка «Умелые ручки» решаются следующие задачи:
  • Развиватьконструктивные и творческие способности дошкольников с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
  • Способность развитию мелкой моторики рук, точности движений, координации в работе глаза и руки, глазомера.
  • Формировать практические навыки работы с бумагой, разнообразным бросовым и природным материалом, тестом.
  • Сформировать умение работать с трафаретами и лекалами, подбирать ткань по цвету и фактуре.
  • Формировать первоначальные навыки шитья.
  • Знакомить со свойствами различных материалов.
  • Воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.
  • Способствовать воспитанию эстетического вкуса дошкольников.
  • Способствовать развитию монологической связной речи.
 
Тематика занятий в кружке дополнительного образования не дублирует рекомендованные программой «Радуга», а дополняет их с учетом интересов детей, имеющегося природного материала и потребностей детского коллектива (оформление тематической выставки, изготовление сувениров, оборудования для занятий, подарков для малышей, для родителей, для друзей.).
Занятия в кружке «Умелые ручки» разработаны на основании рекомендаций научно-методической литературы для воспитателей дошкольных учреждений.
В тематику занятий включены работы с различным материалом: природным, бросовым, бумагой, тестом, тканью.
Учитывается дидактический принцип постепенного нарастания сложности заданий, как по технике изготовления, так и по тематике.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю по подгруппам (не более 10человек). Длительность занятия - до 30 минут.
Методические приемы, используемые руководителем, соответствуют возрастным особенностям дошкольников и их подготовленности к данному виду деятельности:
  • Показ образца.
  • Анализ образца.
  • Использование художественного слова.
  • Творческий рассказ воспитателя.
  • Показ-объяснение.
  • Индивидуальный показ приемов работы с материалом.
  • Использование схемы пошагового изготовления изделия.
  • Организация выставок детского творчества.
 
Все детские работы участвуют в выставках, организованных в группе,используются для оформления помещения, в качестве подарков или хранятся по желанию детей дома.
        
Правила техники безопасности при работе с различными материалами и
инструментами.
 
1.Работай за своим рабочим местом.
2.Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.
3.Во время работы держи рабочее место в порядке.
4.Нельзя брать в рот мелкие детали.
5.При работе с клеем будь аккуратен.
6.Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперед.
7.Когда режешь, держи ножницы концами от себя.
8.При работе не держи ножницы концами вверх.
9.Не оставляй ножницы в раскрытом виде.
10.Закончил работу – убери рабочее место быстро и аккуратно.
 
Примерный учебно-тематический план 1 года обучения.
(средняя группа)
1занятие в неделю
№ п/п
                                     Виды работ
Часы
Ноябрь
1 занятие
Работа с пластилином -  гусеница
1час
2 занятие
Работа с пластилином - бабочка
1час
3 занятие
Работа с пластилином - украшаем крылья бабочки
1час
4 занятие
Бумагопластика- заяц
1час
Декабрь
1 занятие
Выкладывание рисунка из крупы на крышке по своему желанию
 
1час
2 занятие
Новогодние игрушки из бумаги и природного материала
1час
3 занятие
Работа с соленым тестом - подсвечник
1час
4 занятие
Оригами - елка
1час
Январь1 занятие
Работа с природным материалом - стрекоза
1час
2 занятие
Оригами и аппликация - цветы и бабочка
1час
3 занятие
Бабочка из пластиковой бутылки
1час
4 занятие
Бумагопластика - слон
1час
Февраль
1 занятие
Выкладывание из гороха на пластилине - матрешка
1час
2 занятие
Работа с соленым тестом - сердечко на память (подвеска)
1час
3 занятие
Выкладывание из бисера картинки на крышке
1час
4 занятие
Выкладывание из бисера картинки на крышке
1час
Март
1 занятие
Работа с природным материалом - лебедь
1час
2 занятие
Оригами - рыбки плавают в водице
1час
3 занятие
Закладка для книги из карандашной стружки
1час
4 занятие
Оригами - зайчик
1час
Апрель
1занятие
Работа с бросовым материалом (бутылочка из-под актимэля) - дятел
1час
2 занятие
Работа с бросовым материалом - стакан для карандашей
1час
3 занятие
Выкладывание из гороха на пластилине - божья коровка
1час
4 занятие
Оригами - лягушонок
1час
Май
1 занятие
Оригами - кораблик
1час
2 занятие
Объемная аппликация из бумаги - тюльпан
1час
3 занятие
Оригами - колокольчик
1час
4 занятие
Выкладывание из гороха на пластилине - клубничка
1час
Итого:28часов.
 
Примерный учебно-тематический план 2 года обучения.
(старшая группа)
1 занятие в неделю
№ п/п
                                       Виды работ
Часы
Сентябрь
1 занятие
"Ваза для осеннего букета" (из пластиковых бутылок)
Задачи - Учить детей основам дизайнерского искусства: учить украшать простые вещи, обновлять старые привычные предметы обихода или создавать новые. Учить самостоятельности в творчестве и определению последовательности действий, необходимых для реализации поставленной цели. Учить детей самостоятельно выбирать средства для создания задуманного изделия.
Материал - пластиковые бутылки, пластилин, скорлупки от орехов, семена различных растений, крупа, образцы ваз, выполненные воспитателем.
 
 
 
1час
2 занятие
"Осенний букет"(флористика)
Задачи- Учить детей составлять для украшения группы красивые композиции из разноцветных осенних листьев и трав. Учить составлять разноуровневые композиции: подбирать центральную часть букета, выделять ее с помощью цветовых пятен, красиво подобранных листьев. Учить детей  видеть красоту природы, находить красивое и необычное в привычном окружении, развивать эстетическое восприятие окружающего мира.
Материал - собранные детьми на прогулках, привезенные из поездок на дачу различные сухоцветы, травы, ветки с осенними листьями, сухие ветки различных деревьев.
 
 
 
 
1час
3 занятие
«Кукла из пластиковой бутылки».
Задачи - Достичь понимания детьми того, что результат зависит от творческого отношения детей к труду. Продолжать учить преобразовывать предметы, меняя их назначение.
Материал – бутылочки из-под Актимеля, пластилин.
 
 
1час
4 занятие
"Бабочка из засушенных листьев"
Задачи - Учить находить одинаковые листочки и составлять симметричное изображение. Развивать творческие способности и воображение.
Материал – сухие листочки, пластилин.
 
 
1час
Октябрь
1 занятие
"Плетение цветного коврика из бумаги"
Задачи - Учить переплетать бумажную основу полосками цветной бумаги, подбирать красивые сочетания цветов. Развивать художественный вкус.
Материал - прямоугольная основа из картона, разноцветные полоски из картона.
 
 
1час
2 занятие
 
 
 
 
 
 
 
 
«Панно из осенних листьев».
Задачи - Учить детей продумывать сюжет своей работы, а затем воплощать задуманное путем подбора нужного материала, необходимых элементов композиции. Формировать навыки работы с клеем и кистью, учитывая новый для детей материал - засушенные листья. Формировать эстетическое восприятие окружающего, развивать фантазию и воображение детей.
Материал - Засушенные листья и семена различных растений, листы картона, на которых будет располагаться композиция из листьев, ножницы, кисти, клей, салфетки.
 
 
 
 
1час
3 занятие
 
 
 
 
 
 
 
«Знакомство с иголочкой».
Задачи - Познакомить детей с инструментами для шитья, правилами пользования ими. Научиться отмерять нитку и вдевать ее в иголку, завязывать узелок.
Материал - инструменты для шитья.
Самостоятельная деятельность - организовать в развивающей среде уголок ручного труда. Дополнить иглой, нитками разного цвета и качества, лоскуты ткани.
 
 
 
 
1час
4 занятие
«Познакомить со швом «вперед иголка».
Задачи - Закрепить умение правильно пользоваться иголкой. Добиваться, чтобы стежки получались ровными, одинаковой длины. Воспитывать у детей аккуратность, терпение, развивать глазомер и мелкую моторику руки.
Материал - образец, картонный трафарет, иголка, нитки.
 
 
 
1час
 
 
Ноябрь
1 занятие
«Знакомство со швом «назад иголка».
Задачи - Закрепить у детей вдевать нитку в иголку, умение правильно отмерять нитку, завязывать узелок.
Материал - образец, картонный трафарет с дырочками, иголка, нитки.
 
 
1час
2 занятие
«Знакомство с двойным швом».
Задачи - Закрепить умение правильно пользоваться иголкой. Добиваться, чтобы стежки получались ровными, одинаковой длины. Воспитывать у детей аккуратность, терпение, развивать глазомер и мелкую моторику руки.
Материал-тот же.
 
 
1час
 
3 занятие
«Знакомство со швом «через край».
Задачи - Учить выполнять стежки по краю изделия.
Материал -тот же.
 
1час
4 занятие
«Секреты пуговицы».
Задачи - Учить пришивать пуговицы на макете одежды. Обратить внимание детей на то, что нитки нужно подбирать в тон пуговицы или в тон одежды.
Материал - пуговицы, картонные макеты одежды, нитки, иголка, ножницы.
Самостоятельная деятельность-шитье коврика, используя пришивание пуговиц, пришивание пуговиц на свою одежду и куклам.
 
 
 
 
 
1час
 
Декабрь
1 занятие
«Изготовление вазы для зимнего букета».
Задачи - Продолжать учить детей основам дизайнерского искусства: учить украшать простые вещи, обновлять старые привычные предметы обихода или создавать новые. Учить самостоятельности в творчестве и определению последовательности действий, необходимых для реализации поставленной цели. Учить детей самостоятельно выбирать средства для создания задуманного изделия.
Материал - пластиковые бутылки разных цветов и форм, самоклеящаяся бумага, образцы ваз, выполненные воспитателем.
 
 
 
 
1час
2 занятие
«Изготовление зимнего букета».
Задачи - Продолжать учить составлять для украшения группы красивые композиции из веточек и елочных украшений. Учить составлять разноуровневые композиции: подбирать центральную часть букета, выделять ее с помощью цветовых пятен. Учить детей видеть красоту природы, находить красивое и необычное в привычном окружении, развивать эстетическое восприятие окружающего мира.
Материал - веточки деревьев, елочные украшения.
 
 
 
1час
 
 
3 занятие
Работа с соленым тестом - поделки к Новому году.
Задачи – Познакомить детей с особенностями лепки из соленого теста. Закреплять знакомые приемы лепки, умение пользоваться стекой. Развивать глазомер, навык украшения изделия. Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Материал - доски, стеки, тарелочки с водой.
 
 
1час
4 занятие
Изготовление елочных украшений.
Задачи - Закреплять у детей полученные ранее навыки работы с бумагой, клеем, ножницами. Развивать чувство формы, цвета и композиции. Воспитывать уверенность, самостоятельность.
Материал - цветная бумага, ножницы, кисточки для клея.
 
 
1час
Январь -
Март
Занятия начинаются с третьей недели января
Работа по обучению детей навыкам вышивания. Каждый ребенок выбирает картинку, которая ему понравилась.
Задачи - Познакомить детей со стебельчатым швом. Добиваться, чтобы стежки получались ровными, одинаковой длины. Воспитывать аккуратность, терпение, развивать глазомер и мелкую моторику руки.
Материал - белая салфетка 25х25 см., нитки мулине разных цветов, иголки, пяльце.
 
 
 
 
11часов
Апрель-
Май
Весь апрель и май дети делают аппликацию на ткани
Дети выбирают образец, который им понравился, в соответствии с ним подбирают нужную ткань, вырезают из ткани нужные картинки и приклеивают на ткань.
Задачи - Учить детей самостоятельно создавать простейшие композиции на ткани, учить подбирать ткань в соответствии с замыслом, наносить элементы аппликации на ткань темным карандашом, вырезать их. Учить собирать и наклеивать детали композиции.
Материал - образцы, салфетка, разноцветные кусочки ткани, трафареты (по необходимости), ножницы, клей ПВА, кисть клеевая, клеенка под клей.
 
 
 
 
9часов
Итого: 36 часов
 
Примерный учебно-тематический план 3 года обучения.
(подготовительная группа)
1 занятие в неделю
№ п/п
Виды работ
Часы
Сентябрь
1 занятие
           Занятия начинаются с третьей недели сентября.
«Вышивка на бумаге».
Задачи - Познакомить детей с техникой выполнения контурных поделок. Развивать у детей творческие способности: вкус, чувство цвета, пространственное мышление.
Материал -картинка на картоне, цветные вязальные нитки, клей ПВА, ножницы.
 
 
 
1час
2 занятие
Продолжение работы "Вышивка на бумаге".
Задачи и материал тот же самый.
1час
Октябрь
1 занятие
«Знакомство со швом крестик».
Задачи - Познакомить детей со швом крестик. Закрепить умение правильно пользоваться иголкой. Воспитывать у детей аккуратность, терпение, развивать глазомер и мелкую моторику руки.
Материал - образец, картонный трафарет с дырочками, иголка, нитки.
 
 
 
1час
2 занятие -
и весь ноябрь
Плетение коврика из ниток.
Задачи  - Учить детей переплетать основу нитками разного цвета, выполняя прием «полотно», подбирать пряжу по фактуре и цвету, сматывать ее в клубки.
Материал - образец, основа, нитки разного цвета.
 
 
8часов
Декабрь
1 занятие
«Лесовичок» из природного материала.
Задачи - Учить детей мастерить забавные поделки с использованием шишек, плодов и семян различных растений, пластилина. Развивать творческую фантазию детей: умение замечать сходство веточек, шишек с различными фигурками, умение увидеть их особенности. Развивать навыки работы с красками, ножницами, клеем, пластилином. Учить соединять части поделки различными способами.
Материал - шишки, семена различных растений, небольшие веточки, пластилин.
 
 
 
1час
2 занятие
Коллективная работа «В зимнем лесу» (оригами.).
Задачи - Учить детей преобразовывать базовую форму в разные поделки, развивать вариативность мышления. Развивать навыки выполнения точных, аккуратных сгибов. Отрабатывать выполнение базовых форм «простой треугольник», «двойной треугольник» и «воздушный змей». Учить работать коллективно, распределять между собой работу. Учить составлять общую композицию, гармонично размещая в ней свою поделку. Развивать интерес к оригами.
Материал - квадратные листы цветной бумаги, цветная бумага для выполнения носа и глаз животных, ножницы, клей, карандаши и фломастеры.
 
 
 
 
1час
3 занятие
«Снеговик» из яичной скорлупы.
Задачи - Учить располагать скорлупки как хаотично, по контуру детали, так и полностью заполняя всю деталь.
Материал – яичная скорлупа, картон, клей.
 
1час
4 занятие
«Изготовление елочных игрушек» из соленого теста
Задачи - Учить самостоятельности в выборе предмета для творческих поделок, развивать воображение, фантазию.
Материал – соленое тесто.
 
1час
Январь
3 занятие
«Закладка для книги» (из карандашной стружки.).
Задачи - Научить детей выполнять объемную мозаику из карандашных стружек. Воспитывать старательность и аккуратность при выполнении работы.
Материал – карандашная стружка, шаблоны закладок.
 
 
1час
4 занятие
Композиция из плодовых семян.
Задачи- Учить детей создавать мозаику на основе круп. Развивать мелкую моторику рук, внимательность, эстетический вкус. Воспитывать усидчивость, аккуратность, интерес к прикладному творчеству.
Материал - семена различных растений.
 
 
1час
Февраль
1 и 2 занятие
Чеканка в подарок папе.                                                         
Задачи - научить чеканке примитивным способом с применением фольги и подручных материалов. Развивать художественный вкус, чувство композиции; творческие способности; способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук; воспитывать, настойчивость в достижении цели, аккуратность, художественный вкус и творческое отношение к работе.
Материал – фольга, шаблон, палочка с круглым концом.
 
2часа
3 и 4 занятие
Шкатулка из открытки (подарок маме)
Задачи - закрепить знания и умения по выполнению обмёточного стежка; соблюдать правила техники безопасности.
Материал - открытки с цветами, иголка, нитки мулине, образец.
 
2часа
Март и Апрель
1 и 2 занятие
Дети шьют мягкие игрушки. В соответствии с принесенной тканью дети выбирают, какую игрушку они будут шить.
Задачи - Развивать у детей творческие способности, аккуратность, терпение, уважение к труду и ответственность. Учить шить простейшие объемные мягкие игрушки, закрепить умение шить изученными
Материал - детали выкроек, ткань, игольница, нитки, ножницы, темный карандаш.
 
6 часов
3 занятие
«В гостях у сказки» (шитье пальчикового театра.).
Задачи - Упражнять детей в умении сшивать детали игрушек, украшать их аппликацией или декоративным швом. Воспитывать усидчивость, старание, умение доводить начатое дело до конца.
Материал - Заготовки для игрушек, дополнительные детали для оформления персонажей, иголка, ножницы, клей ПВА.
 
 
1час
4 занятие
«Воздушный змей».
Задачи - Учить детей создавать модели воздушных змеев разных видов. Развивать умение украшать поделку с помощью рисунка, аппликации, дополнительных деталей. Развивать навыки коллективной работы, умение объединять общие усилия для получения красивой поделки.
Материал-бумага для змея, цветная бумага, ножницы, клей, бросовый материал.
 
 
 
1час
Май
Весь май дети шьют кукольную одежду.
Задачи - Учить детей пользоваться лекалами, отработать навыки и умения шить знакомыми швами; лучше узнать конструкцию и назначение одежды, историю возникновения, развивать чувство вкуса и гармонию.
Материал - лекала для изготовления одежды, темный карандаш, иголка, ножницы, нитки.
 
 
4часа
Итого:33 часа
 
Критерии оценки знаний, умений и навыков детей, посещающих кружок «Умелые ручки».
Работа с разнообразным материалом.
Средняя группа.
  1. Умение сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы.
  2. Приклеивать к основной форме отдельные детали.
  3. Доводить начатое дело до конца.
  4. Умение работать с разным сыпучим материалом (крупой, бисером.).
Старшая группа.
  1. Сгибать лист бумаги пополам, вчетверо, в разных направлениях, сглаживая сгибы.
  2. Умение работать по готовой выкройке, по несложному чертежу.
  3. Умение вырезать по контуру.
  4. Умение выполнять аппликацию из семян растений, вдавливая их в пластилин, нанесенный на картон.
  5. Выполнять несложные поделки в технике оригами.
  6. Переплетать бумажную основу полосками цветной бумаги.
Подготовительная к школе группа.
  1. Умение складывать бумагу в разных направлениях.
  2. Умение складывать бумагу по диагонали.
  3. Умение складывать готовые выкройки и вырезать детали по шаблону.
  4. Создавать фигурки людей, животных, птиц из природного материала.
 
Работа с тканью и иголкой.
Старшая группа.
  1. Умение держать ножницы.
  2. Умение вырезать несложные предметы по контуру.
  3. Умение различать разновидности ткани: зрительно, тактильно.
  4. Умение выполнять аппликацию на ткани.
  5. Умение правильно отмерять нитку.
  6. Умение вдевать нитку в иголку.
  7. Умение завязывать узелок.
  8. Умение пришивать пуговицу.
  9. Умение шить швами «вперед иголка», «двойной шов», «через край», «крестиком», «назад иголка».
Подготовительная к школе группа.
  1. Умение работать с шаблоном, с трафаретом.
  2. Умение соединять две детали выкройки вместе.
  3. Умение сматывать нитку в клубок.
  4. Умение плести узоры из ниток.
  5. Выполнение ниткописи.
 
Ожидаемые результаты.
  1. Сформированы практические навыки работы с бумагой, разнообразным бросовым и природным материалом, тестом.
  2. Пользуются разнообразными трафаретами и лекалами.
  3. Сформированы первоначальные навыки шитья.
  4. Знают свойства различных материалов.
Приложение.
 
ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
 
Загадки.
  • Одна подружка пролезла другой в ушко.  (Иголка с ниткой)
  • Конь стальной, хвост льняной. (Иголка с ниткой)
  • Сама коротка, а хвост длинен. (Иголка с ниткой)
  • Два конца, два кольца. Посередине гвоздик. (Ножницы)
  • Железный жучок, на хвостике червячок. (Булавка)
Пословицы и поговорки.
  • Куда иголка, туда и нитка.
  • Красна птица опереньем, а человек – рукодельем.
  • Без топора – не плотник, без иглы – не портной.
  • Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  • Труд кормит, а лень портит.
  • Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
  • Умелые руки не знают скуки.
  • Аккуратность человека красит.
  • Землю красит солнце, а человека труд.
  • Каков мастер, такова и работа.
  • Маленькое дело лучше большого безделья.
  • Была бы охота – будет ладиться работа.
  • Больше дела, меньше слов.
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
  1. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем. «Сфера» М.2002.
  2. Тарабарина Т.И.Оригами и развитие ребенка. «Академия развития».
Ярославль.1996.
  1. Козлина А.В.Уроки ручного труда. «Мозаика-синтез»1999.
  2. Перевертень Г.И.Самоделки из разных материалов. «Просвещение» М.1985.
  3. Нагибина М.И.Природные дары для поделок и игры. «Академия развития».
Ярославль.1997.
  1. Нагибина М.И.Из простой бумаги мастерим как маги. «Академия развития».
Ярославль.1998.
  1. О.Жукова. Дошкольный возраст: о развитии ручной умелости. Журнал «Дошкольное воспитание»№8за 2008г.
  2. Цамуталина Е.Е.Сто поделок из ненужных вещей. «Академия развития».
Ярославль.2000.
  1. Лыкова И.А.Художественный труд в детском саду. «Карапуз» М.2008.
  2. Соколова С.В.Оригами для дошкольников. «Детство-пресс».2002.
  3. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. «Академия развития». Ярославль.1997.
  4. Малышева А.Н. «Работа с тканью». «Академия развития». Ярославль.2001.
  5. Маркаев О.Первый букет. «Академия развития». Ярославль.1999.
  6. Белякова. Подарочки для мамочки и всех-всех-всех своими руками. «Дом ХХ1 век». Москва.2009.
Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. «Академия развития». Ярославль.2001.