Краткосрочный проект по художественно-эстетическому развитию "Русская матрёшка" с детьми дошкольного возраста
МКДОУ Детский сад N5 "Незабудка" Левокумского муниципального округа Ставропольского края
Краткосрочный проект по художественно-эстетическому развитию "Русская матрёшка" с детьми дошкольного возраста
Музыкальный руководитель
Кузякина Ирина Геннадьевна
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п
|
Содержание
|
стр.
|
1.
|
Паспорт проекта
|
3
|
2.
|
Аннотация
|
5
|
3.
|
Актуальность проекта
|
6
|
4.
|
Цель и задачи проекта
|
8
|
5.
|
Основные этапы проекта
|
9
|
6.
|
Ожидаемые результаты проекта
|
11
|
7.
|
Заключение
|
12
|
8.
|
Список литературы
|
13
|
9.
|
Приложение. Анкета для родителей
|
14
|
Паспорт проекта
Наименование проекта
|
Краткосрочный проект «Русская матрёшка» по развитию художественно-эстетического развития у детей дошкольного возраста посредством ознакомления детей с русской народной игрушкой «Матрешка» через музыкально- художественную деятельность.
|
Организация заявитель
|
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Незабудка» Левокумского муниципального округа Ставропольского края
|
Разработчик проекта
|
Кузякина Ирина Геннадьевна, музыкальный руководитель первой квалификационной категории.
|
Проблема
|
Недостаточное знание детьми истории русского народа, его жизни и быта, в частности знаний о русском сувенире и игрушке «Матрёшка», недостаточное формирование у дошкольников музыкально – ритмических движений средствами народного искусства.
|
Цель проекта
|
Приобщать детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре, истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.
|
Задачи проекта
|
1.Формировать у детей представление о русской народной игрушке «Матрешке».
2.Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.
3.Развивать и совершенствовать музыкальные навыки и умения, проявлять свои творческие способности.
4.Развивать творческие способности детей в музыкальной и изобразительной деятельности; знакомить детей с малыми формами в фольклоре.
5.Воспитывать любовь и уважение к народному искусству, прививать чувство патриотизма.
|
Срок реализации
|
с 01.02.2021 г. по 12.03.2021 г.
|
Ожидаемые результаты
|
1. В детях сформированы представления о русской народной игрушке, об истории возникновения куклы-матрёшки на Руси, о разновидностях росписи матрёшки по месту возрождения.
2. Дети владеют знаниями малых форм фольклора.
3. Владеют музыкально – ритмическими движениями средствами народного искусства.
4. Создан и продолжает работать и пополняться мини-музей русской матрёшки.
|
Аннотация
Почему нужен проект?
|
Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с образовательной программой «От рождения до школы» Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.
|
Кому нужен проект?
|
Проект рекомендуется для использования воспитателями и музыкальным руководителем с детьми дошкольного возраста.
|
Каковы цели и задачи проекта?
|
Цель проекта: Приобщать детей среднего дошкольного возраста к
традиционной народной культуре, народному творчествуна примере русской национальной игрушки.
Задачи:
1.Формировать у детей представление о русской народной игрушке Матрешке.
2.Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.
3.Развивать и совершенствовать музыкальные навыки и умения, проявлять свои творческие способности.
4.Развивать творческие способности детей в музыкальной и изобразительной деятельности; знакомить детей с малыми формами в фольклоре.
5.Воспитывать любовь и уважение к народному искусству, прививать чувство патриотизма.
|
Каким образом проект реализуется?
|
Реализация проекта в 3 этапа предусматривает работу с детьми и родителями воспитанников. Собирается и развивается мини-музей.
|
Какие мероприятия проводятся в ходе реализации проекта?
|
Проект реализуется в процессе непосредственно-образовательной
деятельности на музыкальных и интегрированных занятиях, развлечениях и утренниках с детьми всех возрастных групп. Ведётся разъяснительная работа с родителями как в форме личного общения, так и с помощью официального сайта ДОУ и страниц соцсетей.
|
Сроки реализации
|
с 01.02.2021 г. по 12.03.2021 г.
|
-
Актуальность проекта
Проблема построения модели образовательного процесса на основе
многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия является в настоящее время особенно актуальной.
Ребенка уже в раннем возрасте программируют на одностороннее, упрощенное миросозерцание. Избежать этой ситуации можно, если первоначальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции русского народа. Входя в мир народной культуры, народного художественного и музыкального творчества, ребенок подсознательно ощутит в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, игрушки «пронизывают его насквозь». Ребенок осознает себя неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Русская матрешка – настоящее чудо света. Настоящее, поскольку была и остается творением человеческих рук. Чудо света – потому что удивительным образом игрушечный символ России перемещается по всему миру, не признавая никаких преобразований, расстояний, границ.
Но матрёшка - прежде всего игрушка для детей. Причём очень полезная игрушка. Её педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие. Эта замечательная народная игрушка имела заслуженное признание у русских педагогов и рассматривалась как классический дидактический материал, как подлинный народный дар маленьким детям. С помощью матрёшки можно научить детей выделять разные качества величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объёму. Всё это, конечно же, способствует координации руки и глаза, развивает восприятие и мышление маленьких детей.
Матрешка - уникальная русская игрушка. Вместе с русской березкой и
русским самоваром она стала символом России. Русская матрешка – добрая
посланница дружбы и любви. Она душа России.
Исходя из вышенаписанного и для решения вышеизложенных проблем был разработан проект «Русская матрешка», в котором задачи предусматривают всестороннее знакомство с народной игрушкой – матрешкой посредством различных образовательных функций.
У детей обогатится кругозор, и они узнают об игрушке как образе материнства исемьи.
Замысел проекта предполагает включение детей в художественную деятельность, основанную на материале народного творчества.
Интегрируемые образовательные области:
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие.
Данная проектная деятельность включает в себя различную НОД по теме «Русская матрёшка», развлечения и утренники во всех возрастных группах, построенные в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
• Принцип непрерывности (построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).
• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).
• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).
• Принцип психологической комфортности.
Для достижения цели в работе использованы такие методы и приемы: - наглядный метод (показ иллюстраций с разными изображениями матрешки, музыкально-дидактическая игра «Угадай инструмент»),
- наглядно-практический метод (разные виды семёновской, загорской, полхов - майданской росписи),
- словесный метод (рассказ об истории появления в России матрешки),
- приём эмоциональной заинтересованности (помочь матрешке найти друзей, сестричек),
- игровые приемы,
- прием творческой активности (песни, танцы).
В процессе образовательной деятельности создаются условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата, творчески раскрылся.
В НОД прослеживается реализация личностно-ориентированной модели. Педагогам необходимо проявлять умение признавать и принимать личность детей, учитывать их точку зрения, чувства, эмоции, налажены партнерские отношения с детьми.
В развлечениях и досугах дети показывают результаты своих знаний, умений, участвуют в общем сюжете, играх.
В процессе создания мини-музея наблюдается совместная работа семьи и педагогов ДОУ. Дети ходят на выставки с удовольствием, зная, что среди коллекций есть и их экспонаты, с интересом смотрят и слушают педагога.
Все поставленные задачи проекта решаемы, цель достигнута.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: Приобщать детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.
Задачи проекта:
1.Формировать у детей представление о русской и татарской народной игрушке Матрешке.
2.Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.
3.Развивать и совершенствовать музыкальные навыки и умения, проявлять свои творческие способности.
4.Развивать творческие способности детей в музыкальной и изобразительной деятельности; знакомить детей с малыми формами в фольклоре.
5.Воспитывать любовь и уважение к народному искусству, прививать чувство патриотизма.
Целевая группа проекта: дети всех возрастных групп, воспитатели, музыкальный руководитель.
Проектное решение: Весь музыкальный фольклорный материал по ознакомлению детей с матрешкой находит свое место в устраиваемых народных праздниках. В ходе подготовки к фольклорному празднику «Матрёшки-подружки», посвящённому Международному Женскому дню 8 марта, используются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, музыкально-ритмические движения, пение, игра на музыкальных инструментах, народные игры, танцы, хороводы, устное народное творчество, изобразительная деятельность с элементами аппликации.
В ходе НОД и развлечений весь необходимый материал варьируется в зависимости от требований образовательной программы каждой возрастной группы.
5. Основные этапы реализации проекта
1.Подготовительный (01.02-15.02.2021 г.)
2.Практический (16.02-05.03. 2021 г.)
3.Заключительный (09.03-12.03.2021 г.)
№
|
Комплекс мер
|
Срок проведения
|
Сотрудничество
|
Виды работы
|
|
1.Этап : Подготовительный
|
|||
1.
|
Изучение темы, подготовка сценариев НОД и развлечений
|
01.02-15.02.2021 г.
|
Воспитатели
|
Сбор информации, подготовка материала
|
2.
|
Создание мини-музея
|
01.02-15.02.2021 г.
|
Воспитатели, родители, Дом культуры
|
Беседы, консультации, расположение информации на стендах, сайте ДОУ и в соцсети.
|
3.
|
Презентация проекта на официальном сайте ДОУ и соцсети
|
01.02-15.02.2021 г.
|
Воспитатели
|
Выкладка документации и фото
|
|
2.Этап : Практический
|
|||
1.
|
Проведение музыкальных и интегрированных НОД по теме «Русская матрёшка» во всех возрастных группах
|
16.02-04.03.2021 г.
|
Воспитатели
|
НОД
|
2.
|
Проведение утренников, посвящённых 8 марта, «Матрёшки-подружки» во всех возрастных группах
|
05.03.2021 г.
|
Воспитатели
|
Утренники
|
3.
|
Организация и посещение выставок детьми средней и старшей групп в мини-музее «Русская матрёшка»
|
16.02-05.03. 2021 г.
|
Воспитатели
|
Выставки, беседы
|
4.
|
Совместная работа с детьми старшей группы по созданию лэпбука «Русская матрёшка»
|
16.02-05.03. 2021 г.
|
Воспитатель
|
Кружковая работа
|
5.
|
Мастер-классы для родителей на темы «История матрёшки», «Играем с матрёшкой» (онлайн)
|
16.02-05.03. 2021 г.
|
Родители, воспитатели
|
Мастер-класс в соцсети
|
9.
|
Презентация проекта на официальном сайте ДОУ и соцсети
|
16.02-05.03. 2021 г.
|
Воспитатели
|
Выкладка информации о проведённых мероприятиях и фото
|
|
3.Этап: Заключительный
|
|||
21.
|
Подведение итогов, анализ результатов и эффективности реализации проекта на педагогическом совете ДОУ
|
09.03.2021 г.
|
Воспитатели
|
Пед.совет
|
33.
|
Анкетирование родителей на тему «Русская матрёшка» (Приложение)
|
10.03.2021 г.
|
Родители, воспитатель
|
Анкетирование, беседы, консультации
|
44.
|
Презентация проекта на официальном сайте ДОУ
|
11.03.2021 г.
|
Воспитатели
|
Выкладка информации о результатах проекта и дальнейшей работе музея.
|
6. Ожидаемые результаты реализации проекта:
1. В детях сформированы представления о русской народной игрушке, об истории возникновения куклы-матрёшки на Руси, о разновидностях росписи матрёшки по месту возрождения,
2. Дети владеют знаниями малых форм фольклора.
3. Владеют музыкально – ритмическими движениями средствами народного искусства.
4. Создан и продолжает работать и пополняться мини-музей русской матрёшки.
7. Заключение
Проект «Русская матрёшка» должен стать мощным импульсом развития в вопросах приобщения дошкольников к русской традиционной культуре. И главная задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться, проявлять свой творческий потенциал. Для этого сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое и музыкальное развитие дошкольников, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкальной и изобразительной деятельности.
В целом проект в своём развитии имеет прогресс, так как его оригинальность состоит во взаимодействии творчества, осваивании опыта прошлых поколений, изучении его, реализации полученных знаний в повседневной жизни. Фольклор и народное творчество учат детей понимать добро и зло, а также противостоять негативным явлениям. Данный проект помогает комплексно подойти к проблеме социально-нравственного воспитания дошкольников, решать коммуникативные и речевые проблемы на основе этнокультурного компонента.
Основной идеей этого проекта пробудить у детей интерес к культуре русского народа через знакомство детей с играми и игрушками, традициями и обычаями.
Фольклор - одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Взрослые должны дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.
8. Список литературы
Основная литература:
-
Пантелеева Н.Г. «Народные праздники в детском саду» Издательство «Мозаика синтез», 2014 г.
-
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду учебно –методическое пособие. Издательство М.: «Цветной мир», 2012 г.
Дополнительная литература:
-
Бердникова Н.В. «Большой праздник для малышей» Издательство Академ , Ярославль 2007
-
Давыдова М.А «Музыкальное воспитание в детском саду» Издательство Наука (М), Москва 2006
-
Суворова Т.И. «Танцуй малыш» Издательство Санкт - Петербург 2008
Интернет-ресурсы:
-
Сайт: Конспекты занятий с детьми htt://www.vor.ru/culture/cultarch192
-
Сайт: Все для детского сада htt://www.ivalex.vistcom.ru
-
Сайт: Международный образовательный портал МААМ.ruhttp://www.maam.ru/
Приложение 1
Уважаемые родители!
В нашей группе проходит проект «Русская матрёшка»,
В нашей группе проходит проект «Русская матрёшка»,
поэтому просим ответить на вопросы.
1. Знаете ли вы деревянную игрушку – Матрешку?
Да. Нет.
2. Есть ли у вас дома эта игрушка?
Да. Нет.
4. За что вам нравится матрешка?
а) Очень красивая, оригинальная
б) С ней можно поиграть
в) Это игрушка с секретом
г) Она веселая
д) Не знаю (затрудняюсь ответить)
е) Свой ответ ________________________________________________________________
5. Как вы думаете, какую пользу приносит матрешка?
а) Это игрушка, с ней можно поиграть
б) По матрешке можно изучать историю нашей страны
в) Если ее нарисовать, можно разукрасить. Так учишься рисовать и проводишь свободное время
г) Раскрывая матрешку, малыш может научиться считать
д) Не знаю (затрудняюсь с ответом)
е) Свой ответ ________________________________________________________________
6.Рассказывал ли Ваш ребёнок о матрёшке? Что нового он узнал о ней в детском саду?
а) да _____________________________________________________________________
б) нет
7.Вы бы хотели, чтоб и дальше в детском саду в образовании детей уделялось внимание истории и фольклору нашей страны?
а) да
б) нет
д) мне всё равно
Благодарим за участие в анкетировании!!!