Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

05.10.2024 г.
VII Всероссийский конкурс макетов «Макетная мастерская»
04.10.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню отца «Папочка, папуля, папа!»
03.10.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню школьных библиотек «Школа. Библиотека. Книга»
01.10.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню пожилых людей «Мудрой осени счастливые мгновения…»
30.09.2024 г.
Всероссийский литературный конкурс «Мятежный парус Лермонтова…», посвящённый 210-летию со дня...
29.09.2024 г.
Всероссийская акция «Мама, я тебя люблю!»

Краткосрочный проект по художественно-эстетическому развитию "Русская матрёшка" с детьми дошкольного возраста

МКДОУ Детский сад N5 "Незабудка" Левокумского муниципального округа Ставропольского края

 

Краткосрочный проект по художественно-эстетическому развитию "Русская матрёшка" с детьми дошкольного возраста

 

Музыкальный руководитель

Кузякина Ирина Геннадьевна

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п
Содержание
стр.
1.
Паспорт проекта
3
2.
Аннотация
5
3.
Актуальность проекта
6
4.
 Цель и задачи проекта
8
5.
Основные этапы проекта
9
6.
Ожидаемые результаты проекта
11
7.
Заключение
12
8.
Список литературы
13
9.
Приложение. Анкета для родителей
14
 
Паспорт проекта
Наименование проекта
Краткосрочный проект «Русская матрёшка» по развитию художественно-эстетического развития у детей дошкольного возраста посредством ознакомления детей  с русской народной игрушкой  «Матрешка» через музыкально- художественную деятельность.
 
Организация заявитель
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Незабудка» Левокумского муниципального округа Ставропольского края
 
Разработчик проекта
Кузякина Ирина Геннадьевна, музыкальный руководитель первой квалификационной категории.
 
Проблема
Недостаточное знание детьми истории русского народа, его жизни и быта, в частности знаний о русском сувенире и игрушке «Матрёшка», недостаточное формирование у дошкольников музыкально – ритмических  движений средствами народного искусства.
 
Цель проекта
Приобщать детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре, истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.
 
Задачи проекта
1.Формировать у детей представление о русской народной игрушке «Матрешке».
2.Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.
3.Развивать и совершенствовать музыкальные навыки и умения,  проявлять свои творческие способности.
4.Развивать творческие способности детей в  музыкальной и изобразительной  деятельности; знакомить детей с малыми формами в фольклоре.
5.Воспитывать любовь и уважение к народному искусству, прививать чувство патриотизма.
 
Срок реализации
с 01.02.2021 г. по 12.03.2021 г.
 
Ожидаемые результаты
1. В детях сформированы представления о русской народной игрушке, об истории возникновения куклы-матрёшки на Руси, о разновидностях росписи матрёшки по месту возрождения.
2. Дети владеют знаниями малых форм фольклора.
3. Владеют музыкально – ритмическими  движениями средствами народного искусства.
4. Создан и продолжает работать и пополняться мини-музей русской матрёшки.
 
 
Аннотация
Почему нужен проект?
Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии  с  образовательной программой «От рождения до школы» Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.
 
Кому нужен проект?
Проект рекомендуется для использования воспитателями и музыкальным руководителем  с детьми дошкольного возраста.
 
Каковы цели и задачи проекта?
Цель проекта: Приобщать детей среднего дошкольного возраста к
традиционной народной культуре,  народному творчествуна примере русской  национальной игрушки.
Задачи:
1.Формировать у детей представление о русской народной игрушке Матрешке.
2.Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.
3.Развивать и совершенствовать музыкальные навыки и умения,  проявлять свои творческие способности.
4.Развивать творческие способности детей в  музыкальной и изобразительной  деятельности; знакомить детей с малыми формами в фольклоре.
5.Воспитывать любовь и уважение к народному искусству, прививать чувство патриотизма.
 
Каким образом проект реализуется?
Реализация проекта в 3 этапа предусматривает работу  с детьми и родителями воспитанников. Собирается и развивается мини-музей.
Какие мероприятия проводятся в ходе реализации проекта?
Проект реализуется в процессе непосредственно-образовательной
деятельности на музыкальных и интегрированных занятиях, развлечениях и утренниках с детьми всех возрастных групп. Ведётся разъяснительная работа с родителями как в форме личного общения, так и с помощью официального сайта ДОУ и страниц соцсетей.
Сроки реализации
с 01.02.2021 г. по 12.03.2021 г.
 
  1. Актуальность проекта
Проблема построения модели образовательного процесса на основе
многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия является в настоящее время особенно актуальной.
Ребенка уже в раннем возрасте программируют на одностороннее, упрощенное миросозерцание. Избежать этой ситуации можно, если первоначальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции русского народа. Входя в мир народной культуры, народного художественного и музыкального творчества, ребенок подсознательно ощутит в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, игрушки «пронизывают его насквозь». Ребенок осознает себя неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Русская матрешка – настоящее чудо света. Настоящее, поскольку была и остается творением человеческих рук. Чудо света – потому что удивительным образом игрушечный символ России перемещается по всему миру, не признавая никаких преобразований, расстояний, границ.
Но матрёшка - прежде всего игрушка для детей. Причём очень полезная игрушка. Её педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие. Эта замечательная народная игрушка имела заслуженное признание у русских педагогов и рассматривалась как классический дидактический материал, как подлинный народный дар маленьким детям. С помощью матрёшки можно научить детей выделять разные качества величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объёму. Всё это, конечно же, способствует координации руки и глаза, развивает восприятие и мышление маленьких детей.
Матрешка - уникальная русская игрушка. Вместе с русской березкой и
русским самоваром она стала символом России. Русская матрешка – добрая
посланница дружбы и любви. Она душа России.
Исходя из вышенаписанного и для решения вышеизложенных проблем был разработан проект «Русская матрешка», в котором задачи предусматривают всестороннее знакомство с народной игрушкой – матрешкой посредством различных образовательных функций.
У детей обогатится кругозор, и они узнают об игрушке как образе материнства исемьи.
Замысел проекта предполагает включение детей в художественную деятельность, основанную на материале народного творчества.
Интегрируемые образовательные области:
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие.
Данная проектная деятельность включает в себя различную НОД по теме «Русская матрёшка», развлечения и утренники во всех возрастных группах, построенные в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
• Принцип непрерывности (построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).
• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).
• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).
• Принцип психологической комфортности.
Для достижения цели в работе использованы такие методы и приемы:   - наглядный метод (показ иллюстраций с разными изображениями матрешки, музыкально-дидактическая игра «Угадай инструмент»),
- наглядно-практический метод (разные виды семёновской, загорской, полхов - майданской росписи),
- словесный метод (рассказ об истории появления в России матрешки),
- приём эмоциональной заинтересованности (помочь матрешке найти друзей, сестричек),
- игровые приемы,
- прием творческой активности (песни, танцы).
В процессе образовательной деятельности создаются условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата, творчески раскрылся.
 В НОД прослеживается реализация личностно-ориентированной модели. Педагогам необходимо проявлять  умение признавать и принимать личность детей, учитывать их точку зрения, чувства, эмоции, налажены партнерские отношения с детьми.
В развлечениях и досугах дети показывают результаты своих знаний, умений, участвуют в общем сюжете, играх.
В процессе создания мини-музея наблюдается совместная работа семьи и педагогов ДОУ. Дети ходят на выставки с удовольствием, зная, что среди коллекций есть и их экспонаты, с интересом смотрят и слушают педагога.
Все поставленные  задачи проекта решаемы, цель достигнута.
 
Цель и задачи проекта
Цель проекта: Приобщать детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре, народному творчеству на примере русской  национальной игрушки.
 
Задачи проекта:
1.Формировать у детей представление о русской и татарской народной игрушке Матрешке.
2.Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.
3.Развивать и совершенствовать музыкальные навыки и умения,  проявлять свои творческие способности.
4.Развивать творческие способности детей в  музыкальной и изобразительной  деятельности; знакомить детей с малыми формами в фольклоре.
5.Воспитывать любовь и уважение к народному искусству, прививать чувство патриотизма.
 
Целевая группа проекта: дети всех возрастных групп, воспитатели, музыкальный руководитель.
 
Проектное решение: Весь музыкальный фольклорный материал по ознакомлению детей с матрешкой находит свое место в устраиваемых народных праздниках. В ходе подготовки к фольклорному празднику «Матрёшки-подружки», посвящённому Международному Женскому дню 8 марта, используются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, музыкально-ритмические движения, пение, игра на музыкальных инструментах, народные игры, танцы, хороводы, устное народное творчество, изобразительная деятельность с элементами аппликации.
В ходе НОД и развлечений весь необходимый материал варьируется в зависимости от требований образовательной программы каждой возрастной группы.
 
5. Основные  этапы реализации проекта
1.Подготовительный (01.02-15.02.2021 г.)
2.Практический (16.02-05.03. 2021 г.)
3.Заключительный (09.03-12.03.2021 г.)
 
Комплекс мер
Срок проведения
Сотрудничество
Виды работы
 
1.Этап : Подготовительный
1.
Изучение темы, подготовка сценариев НОД и развлечений
01.02-15.02.2021 г.
    Воспитатели
Сбор информации, подготовка материала
2.
Создание мини-музея
 
01.02-15.02.2021 г.
Воспитатели, родители, Дом культуры
Беседы, консультации, расположение информации на стендах, сайте ДОУ и в соцсети.
 
3.
Презентация проекта на официальном сайте ДОУ и соцсети
 
01.02-15.02.2021 г.
Воспитатели
Выкладка документации и фото
 
2.Этап : Практический
1.
 
Проведение музыкальных и интегрированных НОД по теме «Русская матрёшка» во всех возрастных группах
16.02-04.03.2021 г.
Воспитатели
НОД
2.
Проведение утренников, посвящённых 8 марта, «Матрёшки-подружки» во всех возрастных группах
05.03.2021 г.
Воспитатели
Утренники
3.
Организация и посещение выставок детьми средней и старшей групп в мини-музее «Русская матрёшка»
16.02-05.03. 2021 г.
Воспитатели
Выставки, беседы
4.
Совместная работа с детьми старшей группы по созданию лэпбука «Русская матрёшка»
16.02-05.03. 2021 г.
Воспитатель
Кружковая работа
5.
Мастер-классы для родителей на темы «История матрёшки», «Играем с матрёшкой» (онлайн)
16.02-05.03. 2021 г.
Родители, воспитатели
Мастер-класс в соцсети
9.
Презентация проекта на официальном сайте ДОУ и соцсети
16.02-05.03. 2021 г.
Воспитатели
Выкладка информации о проведённых мероприятиях и фото
 
3.Этап: Заключительный
21.
Подведение итогов, анализ результатов и эффективности реализации проекта на педагогическом совете ДОУ
09.03.2021 г.
    Воспитатели
Пед.совет
33.
Анкетирование родителей на тему «Русская матрёшка» (Приложение)
10.03.2021 г.
    Родители, воспитатель
Анкетирование, беседы, консультации
44.
Презентация проекта на официальном сайте ДОУ
 
11.03.2021 г.
   Воспитатели
Выкладка информации о результатах проекта и дальнейшей работе музея.
6. Ожидаемые результаты реализации проекта:
1. В детях сформированы представления о русской народной игрушке, об истории возникновения куклы-матрёшки на Руси, о разновидностях росписи матрёшки по месту возрождения,
2. Дети владеют знаниями малых форм фольклора.
3. Владеют музыкально – ритмическими  движениями средствами народного искусства.
4. Создан и продолжает работать и пополняться мини-музей русской матрёшки.
 
7. Заключение
Проект «Русская матрёшка»  должен стать мощным импульсом развития  в вопросах приобщения дошкольников к русской традиционной культуре. И главная задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться, проявлять свой творческий потенциал. Для этого сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое и музыкальное развитие дошкольников, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкальной и изобразительной деятельности.
В целом проект в своём развитии имеет прогресс, так как его оригинальность состоит во взаимодействии творчества, осваивании опыта прошлых поколений, изучении его, реализации полученных знаний в повседневной жизни. Фольклор и народное творчество учат детей понимать добро и зло, а также противостоять негативным явлениям. Данный проект помогает комплексно подойти к проблеме социально-нравственного воспитания дошкольников, решать коммуникативные и речевые проблемы на основе этнокультурного компонента.
Основной идеей этого проекта пробудить у детей интерес к культуре русского народа через знакомство детей с играми и игрушками, традициями и обычаями.
Фольклор - одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Взрослые должны дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.
 
 
 
8. Список литературы
Основная литература:
  1. Пантелеева Н.Г. «Народные праздники в детском саду» Издательство    «Мозаика синтез», 2014 г.
  2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду учебно –методическое пособие. Издательство М.: «Цветной мир», 2012 г.
 
Дополнительная литература:
  1. Бердникова Н.В.  «Большой праздник для малышей» Издательство Академ , Ярославль 2007
  2. Давыдова М.А «Музыкальное воспитание в детском саду» Издательство Наука (М),  Москва 2006
  3. Суворова Т.И. «Танцуй малыш» Издательство Санкт - Петербург 2008
 
Интернет-ресурсы:
  1. Сайт: Конспекты занятий с детьми  htt://www.vor.ru/culture/cultarch192
  2. Сайт: Все для детского сада  htt://www.ivalex.vistcom.ru
  3. Сайт: Международный образовательный портал МААМ.ruhttp://www.maam.ru/
 
Приложение 1
Уважаемые родители!
В нашей группе проходит проект «Русская матрёшка»,
поэтому просим ответить на вопросы.
 
1. Знаете ли вы деревянную игрушку – Матрешку?
 
Да.                                      Нет.
 
2. Есть ли у вас дома эта игрушка?
Да.                                               Нет.
 
4. За что вам нравится матрешка?
а) Очень красивая, оригинальная
б) С ней можно поиграть
в) Это игрушка с секретом
г)  Она веселая
д)  Не знаю (затрудняюсь ответить)
е) Свой ответ ________________________________________________________________
 
5. Как вы думаете, какую пользу приносит матрешка?
а) Это игрушка, с ней можно поиграть
б) По матрешке можно изучать   историю нашей страны
в)  Если ее нарисовать, можно разукрасить. Так учишься рисовать и         проводишь свободное время
г) Раскрывая матрешку, малыш может научиться считать
д)  Не знаю (затрудняюсь с ответом)
е) Свой ответ ________________________________________________________________
 
6.Рассказывал ли Ваш ребёнок о матрёшке? Что нового он узнал о ней в детском саду?
а) да _____________________________________________________________________
б) нет
 
7.Вы бы хотели, чтоб и дальше в детском саду в образовании детей уделялось внимание истории и фольклору нашей страны?
а) да
б) нет
д)  мне всё равно
 
 
 
Благодарим за участие в анкетировании!!!