Краткосрочный проект на тему: «Музыка и театр» (Средняя группа 4-5 лет)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 49» Пермский край, г. Соликамск
Краткосрочный проект "Музыка и театр"
Овчинникова Альбина Викторовна
Музыкальный руководитель
Краткосрочный проект на тему: «Музыка и театр»
(Средняя группа 4-5 лет)
«Музыка и театр».
Тип: Творческий, групповой.
Участники: Музыкальный руководитель,дети от 5до 6 лет, родители воспитанников, воспитатели, специалисты МАДОУ.
Масштаб:Краткосрочный.
Цель: развитие речи, коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрально-игровой и музыкальной деятельности.
Задачи:
- Формировать у детей театрально-творческие способности, знания и навыки театральной культуры.
- .Развивать эмоциональную отзывчивость, выразительность речи, артистические способности, через театрализованную игру.
3. Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и пополнении музыкального уголка новыми экспонатами.
4. Создать условия для развития творческой активности детей.
5. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.
Предполагаемый результат проекта:
- Дети научатся инсценировать с помощью воспитателя знакомые сказки, народные песенки, потешки, небольшие занимательные сценки, простейшим приемам кукло - вождения настольных кукол;
- получат представления о театре, о его разновидностях;
- познакомятся с многообразием музыкальных инструментов;
- научатся работать в коллективе, общаться между собой посредством театральных образов;
- разовьется умение пользоваться собственным голосом, используя его разные возможности;
-театральный уголок группы пополнится различными видами театра, музыкальный – новыми инструментами;
- повысится интерес родителей к жизни детей в детском саду;
Итоговые мероприятия:
- Драматизация русской народной сказки «Колобок».
- Выставка детских музыкальных инструментов, изготовленных своими руками из бросового материала.
Технологическая карта №1
Вопросы к утреннему сбору, которые направлены на выбор темы и деятельности.
Какая у нас тема?
Какие интересные дела мы с вами решили выполнить?
Что мы уже знаем о театре?
Что еще можно узнать?
Чем бы ты хотел заняться сегодня?
Какой план у тебя на сегодня?
Как ты это будешь делать? С чего ты начнешь?
Какие материалы тебе понадобятся (нужны, пригодятся)?
С кем ты будешь вместе работать?
Технологическая карта №2
Вопросы к вечернему сбору, которые направлены на обсуждение результатов деятельности, вариантов итогового события; планирование деятельности на следующий день.
• Кто хочет рассказать о своей работе?
• Что было самое интересное?
• Что ты узнал нового о театре?
• Что еще хочешь узнать?
• Получилось ли у тебя то, что ты задумал?
• Что бы ты хотел изменить?
• Тебе было трудно или легко?
• Что легче всего было сделать?
• Почему ты использовал эти материалы?
• Что можно изменить?
• Эта работа была для тебя интересна?
• Какие материалы вы использовали?
• Вы полностью выполнили свой план?
• Планируете ли вы продолжить свою работу?
• Ты выполнил свой план?
Технологическая карта №3
Примерное комплексно - тематическое планирование
Образовательные области |
Интеграция |
Педагогические задачи |
Планируемые результаты |
Познание Конструирование
|
«Социализация», «Физическая культура», «Познание» (ФЦКМ), «Коммуникация». «Чтение художественной литературы».
|
Тема: «Колобок» Познание: продолжать учить детей строить домик, используя кубики разного размера. Развивать стремление к игровому и речевому общению, активизировать речевую деятельность (большой - маленький) кубик. Развивать первые навыки драматизации. Социализация: способствовать обогащению игрового опыта посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Физическая культура:формировать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве. Коммуникация: -формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого; -формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями. Чтение художественной литературы: -развивать умение понимать смысл текста и выполнять движения в соответствии с ним.
|
Выполняет постройку по образцу. Общается в процессе работы с детьми и воспитателем, отвечает на заданные вопросы. Имеет первоначальные навыки драматизации – интонационно передает характер героя, имитирует движения. Умеет развить сюжет игры, используя собственную постройку. Соблюдает правила м/п игры, согласовывает движения с музыкальным сопровождением. Понимает смысл сказки, помнит героев, последовательность их появления. |
Познание ФЭМП |
«Социализация», «Здоровье», «Физическая культура», «Познание» (ФЦКМ), «Коммуникация». |
«В гости к нам пришёл зайчонок». Фэмп: Закреплять умение группировать предметы по цвету; продолжать учить определять, где один предмет, а где много, выражать результата определения в речи; закреплять понятия «короткий» и «»длинный»; продолжать учить узнавать и правильно называть геометрические фигуры. Социализация: воспитывать активность, открытость, свободу общения, готовность прийти на помощь. |
Умеет составлять группы предметов по определенным признакам. Определяет где много, а где один предмет. Знает и называет геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник. Различает предметы по длине.
|
Познание (ФЦКМ).
|
«Социализация», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Познание» (ФЦКМ), «Коммуникация». |
Тема: «Путешествие в театр». Познакомить детей с понятием "театр", разновидности театров (кукольный, теневой, балет) и особенности данного места. Рассказать о правилах поведения в театре. Познакомить с профессиями людей, которые работают в театре. Учить различать эмоции людей по внешним проявлениям, совершенствовать умение управлять своими эмоциями. Развивать воображение, мышление, память, воспитывать эстетический вкус и чувство прекрасного. воспитывать интерес к образовательной деятельности, дружеские взаимоотношения; Тема: Весёлое путешествие с другом музыкой. Закрепить понятие о том, что музыка является другом человека, что надо слушать красивую и приятную, полезную для здоровья музыку. |
Знает, что такое театр, профессии тех, кто работает в театре. Знаком с разновидностями театра. Знает правила поведения в театре. Умеет по картинке определить эмоции человека.
|
Коммуникация. |
Чтение художественной литературы, «Художественное творчество», «Социализация».
«Познание», «Музыка», «Социализация». |
Тема: пересказ русской народной сказки «Колобок». Продолжать учить, эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц; Учить пересказывать русскую народную сказку «Колобок» при помощи метода моделирования; Учить, выразительно воспроизводить слова и фразы из сказки в процессе пересказа; Продолжать воспитывать отзывчивость у детей, учить сопереживать героям сказки; Продолжать учить детей отгадывать загадки. «Музыкальные игрушки». (Звуковая культура речи). Закреплять правильное произношение звуков [в], [б]. Учить образовывать глаголы от названий музыкальных инструментов, учить составлять с помощью воспитателя короткий рассказ об игрушке; воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах. |
Умеет слушать сказку, воспринимает содержание, помнит героев – участников действия сказки, последовательность их появления. Может пересказать сказку, используя речевые обороты героев. Умеет отгадывать загадки. умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения;
Правильно произносит изолированные звуки [в], [б]. Образует глаголы от названий музыкальных инструментов. Составляет короткий рассказ об игрушке – музыкальный клоун. С удовольствием принимает участие в игре на музыкальных инструментах. |
Чтение художественной литературы. |
«Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Познание», «Труд», «Познание» (ФЦКМ)
«Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Познание» (ФЦКМ), «Художественное творчество» |
Чтение В.Сутеев «Кто сказал мяу?». Развивать умение внимательно слушать рассказ взрослого, активно отвечать на вопросы по содержанию; сформировать интерес к сказкам; развивать звукоподражание. Развивать умение выразительно имитировать движения, характерные для различных животных под музыку. Развивать произвольное внимание и воображение. Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц». Познакомить с русской народной сказкой,понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец). Конструирование |
Внимательно слушает сказку; активно отвечает на заданные вопросы. Выразительно имитирует движения и голоса животных.
Внимательно слушает сказку, отвечает на вопросы по содержанию. Понимает смысл сказки, может объяснить понятие «малец-удалец». Умеет построить домики, отличающиеся друг от друга (домики лисы и зайца). активно и доброжелательно воздействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач
|
Физическая культура. |
«Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Познание» (ФЭМП). |
«Играем с героями сказок». Закрепление навыков основных движений в игровой форме; закрепление умения слушать и отгадывать загадки; закрепление умения выполнять движения в соответствии с музыкальным сопровождением; закреплять знание основных цветов; закрепление умения быстро находить свое место в игре. |
Правильно выполняет основные движения; Внимательно слушает и отгадывает загадки; Выполняет движения, согласуя их с музыкальным сопровождением; Знает цвета – красный, желтый, зеленый; Соблюдает правила игры. |
Музыка. |
«Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Труд» |
«Ах, эта музыка, музыка, музыка…» Приобщение и формирование положительного отношения к музыкальному искусству. - прослушивание музыкальных произведений разных жанров; - игры на музыкальных инструментах, организация оркестра в группе; - знакомство с различными музыкальными инструментами. |
Внимательно слушает музыкальное произведение. Принимает активное участие в игре на музыкальных инструментах в общем оркестре. Знает некоторые музыкальные инструменты – бубен, колокольчик, металлофон, шумовые инструменты. |
Художественное творчество. |
«Коммуникация», «Физическая культура», «Музыка», «Труд» |
Аппликация «Колобок». Освоение техники обрывной аппликации (листья); Закрепить умение наносить клей на готовую форму и наклеивать ее на лист; Воспитывать аккуратность и самостоятельность. Лепка «Колобок». Закрепление умения лепить предметы округлой формы. Формирование интереса к лепке. Закрепление цвета – желтый, зеленый. Развитие общей моторики, координации движений, способности действовать по инструкции. Обогащение словаря прилагательных.
|
Умеет правильно использовать площадь листа. Аккуратно работает с клеем, пользуясь салфеткой и клеенкой. Выполняет работу самостоятельно. владеет навыками самообслуживания
Умеет лепить предметы округлой формы. Знает желтый, зеленый цвет. Умеет координировать движения со словами; Использует в речи прилагательные, обозначающие ласковые слова владеет навыками самообслуживания
|
Социализация. |
«Социализация», «Здоровье», «Физическая культура», «Познание» (ФЦКМ), «Коммуникация» |
Привлекать детей к посильному участию в театрализованных представлениях, забавах, развлечениях по сказкам. Способствовать формированию навыка перевоплощения в сказочных героев. Развивать интерес к различным видам театрализованных, музыкальных игр; развивать у детей интерес к окружающему миру в процессе игры; формировать у детей умение соблюдать в процессе игры правила поведения. |
Придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации. Слышит музыкальное сопровождение, выполняет музыкально-ритмические движения. Принимает участие в театрализованных играх, забавах. |
Здоровье. |
«Социализация», «Здоровье», «Физическая культура», «Познание» (ФЦКМ), «Коммуникация»
|
Развивать умение заботиться о своём здоровье; продолжать развивать культурно - гигиенические навыки; продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма. |
Соблюдает элементарные правила приема пищи, гигиены. Выполняет физические упражнения на укрепление организма. |
Труд |
Чтение художественной литературы, «Художественное творчество», «Труд», «Социализация». |
Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, игрушки; помогать, воспитателю подклеивать книги, коробки. |
Замечает беспорядок в группе и самостоятельно устраняет его; Убирает на место игрушки и игры после игры; Помогает воспитателю в ремонте книг, прочих материалов. Самостоятельно приводит в порядок свое рабочее место после образовательной деятельности. |
Безопасность. |
«Социализация», «Коммуникация», «Познание» (ФЦКМ). |
Учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя; правильно использовать в речи названия предметов; активизировать предлоги, глаголы в предложениях; познакомить детей с правилами пожарной безопасности |
Знает элементарные правила обращения с огнем, свободно отвечает на заданные вопросы по теме, используя в речи предлоги и глаголы. |
Технологическая карта №4 «Материалы и оборудование».
Социально – личностное развитие |
|||||
Безопасность |
Социализация |
Труд |
|||
Рассматривание альбомов с картинками, рассматривание и обсуждение иллюстраций из книг. Объяснение детям как можно вести себя в театре. |
Музыкальные игры «Угадай, что звучит», «Тихо – громко». Настольный театр «Заюшкина избушка», « Смоляной бычок», пальчиковый театр «Репка». |
Салфетки для уборки столов после образовательной деятельности; материалы для мелкого ремонта книг, коробок, пособий.
|
|||
художественно – творческое развитие |
|||||
Аппликация/лепка |
Развитие детского творчества |
Приобщение к изобразительному искусству. |
|||
Материалы и инструменты для творчества: бумага, карандаши, пластилин. Клей, ватман, природный и бросовый материал. |
Альбомы с иллюстрациями музыкальных инструментов; музыкально-дидактические игры; муз.игрушки и детские музыкальные инструменты; фланелеграф с набором сказочных персонажей.
|
Карандаши, краски, кисти, бумага для рисования, различные трафареты. Раскраски «Русские народные сказки», «Музыкальные инструменты». |
|||
Физическое развитие |
|||||
Подвижные игры: «Волшебный весёлый бубен» (малой подвижности), «Совушка» (музыка тихо – ночь, громко – день), «Ложки по кругу», «Хоровод с колокольчиком».
|
|||||
Познавательно-речевое развитие |
|||||
Познание Коммуникация
|
|||||
ФЦКМ |
ФЭМП |
Худ.литер |
Развитие речи |
||
Иллюстрации к сказкам, рассматривание картин. Набор картинок «Музыкальные инструменты». Звучащие музыкальные и шумовые инструменты. Д/и « Угадай, что звучит», «Узнай сказку», «Кто так говорит?».
|
Счетные палочки, д/у «Много – мало». «Матрешки – подружки». Игры «Закрой двери в домиках», «Кто, где живет», «Подбери чашку к блюдцу». |
Книги с русскими народными сказками, альбомы с потешками, поговорками. |
Пальчиковые упражнения: «Ладушки-ладушки», «Братцы», «Солнышко». Наборы картинок со сказочными сюжетами; игра «Расскажи сказку», кубики – мякиши со сказками.
|
||
Технологическая карта №5
«Виды деятельности и формы организации».
Музыкально-художественная деятельность
|
Опытно-экспериментальная деятельность.
|
Продуктивная деятельность: |
Слушание русской народной песни «Во - саду ли, в огороде.. ». Игра – драматизация «Кошки – мышки». Раскрашивание по трафарету героев русских народных сказок. Мини – сценка по стихотворению А.Барто «Идет бычок, качается».
|
«Солнечные зайчики», «Куда дует ветерок?» - опыты на прогулке. «Что звучит громче? Что звучит тише?».
|
Рисование:« Герои русских сказок », лепка «Репка», аппликация «Репка», конструирование «Стоит в поле теремок». |
Конструктивная деятельность |
Игровая деятельность:
|
Познавательно-исследовательская деятельность: |
Конструирование «Стоит в поле теремок». «Играем со счётными палочками». Строительство теремка из крупного строительного материала. |
Сюжетная игра «День рождения куклы». Сенсорные игры: «Чудесный мешочек», «Пазлы на резиновой основе», «Собери теремок».
|
«Большой – маленький» - сравнение предметов по величине. «Кто самый большой? Кто самый маленький?».
|
Коммуникативная деятельность: |
Двигательная активность: |
Сотрудничество с родителями:
|
Дидактические игры: «Кто – кто в теремочке живет?»; «Из какой сказки?», «Кто самый смелый в сказках?», «Кого все боятся в сказках?».
|
П/и «Хитрый кот», музыкальная п/игра «Колокольчик», «Где позвонили?». |
Пополнение уголка различными видами театра: плоскостной, пальчиковый, театр вязаных шапочек. Приобретение музыкальных инструментов. Изготовление детских музыкальных инструментов своими руками из бросового материала.
|
Приложение 1
Итоговые мероприятия:
1. Драматизация русской народной сказки «Колобок».
Задачи:
1. Формировать у детей правильные оценки, создавая ситуации, требующие проявления заботы, внимания, сочувствия, отзывчивости, сострадания, а так же зачатки с помощью загадок и сказок о животных, где добро побеждает зло.
2. Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением.
3. Учить детей имитировать характерные действия персонажей в сказке «Колобок», а так же сопровождать движения героев простыми песенками под музыкальное сопровождение. Поощрять фантазию, творчество, индивидуальность в передаче образов. Вызывать желание у детей играть роли в костюмах, выступать перед своими сверстниками в определенной последовательности.
4. Развивать умение детей последовательно и выразительно рассказывать сказку «Колобок». Развивать речь, мышление, воображение.
5. Воспитывать дружбу, товарищество, умение действовать согласованно, чувство прекрасного, сострадание к происходящему, желание помочь.
Режисёр постановки:Овчинникова Альбина Викторовна, музыкальный руководитель
Инсценированная сказка «Колобок»
Слова и муз. Боромыковой О.С. Текст песни Караманенко Т.Н.
Ведущий: один или трое детей:
Бабка с дедкою вдвоем
Жили в домике своем.
И сказать о них нам нужно:
Жили вместе они дружно.
Вот зима уже проходит,
А еды запас выходит.
Хоть весна стучится в дверь,
В доме голодно теперь.
На печи они сидят,
О еде лишь говорят,
Дед толкает бабку в бок:
Дед:Испеки мне колобок!
Бабка:Я давно бы испекла,
Только кончилась мука.
Дед: По сусекам поскреби,
Может быть, найдешь муки.
Ведущий: Бабка веничек взяла
И сама в амбар пошла.
Там немного помела
И мучицы наскребла.
Замесила тесто впрок,
Так и вышел колобок.
Бабка: Глянь, дедуля, Колобок!
У него румяный бок!
Дед: Положи – ка на окошко,
Пусть остынет хоть немножко.
Ведущий: Положили на оконце,
Чтоб подальше был от солнца,
Там, где дует ветерок, -
Охладить румяный бок.
Колобок лежал немного
И решил: «Пора в дорогу».
Колобок: Ай да бабка, ай да дед,
Съесть меня решили? Нет!
Здесь остаться не могу,
Лучше в лес я убегу.
Ведущий: Убежать он был готов,
Прыгнул вниз и был таков.
По троминке покатился
И в лесу вмиг очутился.
А на встречу, ой-ой-ой,
Идет Заинька – косой.
Заяц: Ты, конечно, не капуста,
Ну а пахнешь очень вкусно.
Меня живот пустой:
Съем тебя сейчас, друг мой!
Колобок: Не спеши, успеешь скушать.
Хочешь песенку послушать?
Заяц: Ну, конечно, спой, дружок,
Мой веселый Колобок!
Волк: Здравствуй, здравствуй, колобок,
Съесть тебя хочу, дружок!
Колобок: Не спеши, успеешь скушать.
Хочешь песенку послушать?
Волк: Ладно, пой! Да только быстро,
Не люблю я вас, артистов!
Исполняется музыкальный куплет « Песенка Колобка». Затем музыкальный куплет «Колобок катится».
Ведущий: Укатился колобок,
Замелькал румяный бок.
Волк скорей за ним погнался,
Но, увы, ни с чем остался,
А навстречу, ой-ой-ой,
К нему медведь идет большой.
Медведь оглядывает: У него румяный бок!
Да ведь это Колобок!
Вот малинка, вот медок,
Съем тебя я, мой дружок!
Колобок: Не спеши, успеешь скушать.
Хочешь песенку послушать?
Медведь: Так и быть, скорее пой,
Шутки плохи ведь со мной!
Исполняется « Песенка Колобка». Затем «Колобок катится».
Ведущий: Укатился Колобок,
Замелькал румяный бок.
И медведь вслед побежал,
Но куда там, не догнал!
А навстречу, ой-ой-ой,
Шла Лиса тропой лесной.
Лиса: Это кто предо мной
На тропиночке лесной?
Него румяный бок,
Да ведь это Колобок!
Ну, попался ты, дружок,
Съем тебя я, Колобок!
Колобок: Не спеши, успеешь скушать,
Лучше песенку послушай.
Лиса: Ну конечно, друг мой, спой,
Все равно ты будешь мой!
Исполняется «Песенка Колобка», но последние слова в ней такие: «Пусть ты рыжая краса, но не съешь меня, Лиса!»
Лиса: Я лисичка, я сестричка,
Я хожу не слышно,
Рано утром на прогулку
Погулять я вышла.
Хвостик рыжий у меня,
Шерстка золотая
Посмотрите на меня
Я краса лесная!