Консультация для родителей
Консультация для родителей
"Секреты общения с ребенком в семье"
По данным социологов, мать, отец и дети находятся дома вместе около двух часов. Матери тратят на воспитание и общение в неделю около 8 часов, а отцы около 6 часов. Достаточно ли это?
Общение необходимо ребенку так же, как вода и еда. Плохие продукты питания приносят немало огорчений: вред здоровью, "впустую" потраченные средства ( одни из наиболее главных). Точно так же и общение: если человек общается с другими людьми, получает достаточное внимание - он максимально растет и развивается. А недостаток общения приводит к минимальному развитию, малыш получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен полноценного общения со взрослыми, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.
Для того, чтобы ребенок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов, которые можно записать в виде рецептов. Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье. Его содержание примерно такое: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.
Самый веский принцип - принятие ребенка. Это проявление такой родительской любви, когда ребенок понимает, что его любят несмотря ни на что. Принять ребенка - значить любить его не за какой - то поступок, а за сам факт его существования в этом мире. Если ребенок принят родителями, он значим.
Признание ребенка - это сохранение у ребенка чувства собственного достоинства и уверенности в себе в своих силах. Со стороны родителей - безграничная вере в то, что ребенок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Такие родители подчеркивают все успехи, достоинства, поддерживают в трудностях. Признание в какой - то мере терпение родителей. Терпение - дать прочувствовать и осознать то, что совершил, и поддержка отца и матери. Признание формирует у детей чувство значимости и необходимости в семье. При этом родители могут нарисовать себе некий идеализированный образ, который складывается из желаемого, но далек от действительности. Иначе говоря, если ты хорош - значит, ты любим, принят, признан. Если же нет - стойкое родительское раздражение и конфликтные ситуации, принимающие порой безобразные формы. Признание не может быть эпизодическим в воспитании детей. Оно предпологает одобрение, похвалу, положительную реакцию семьи на любое, пусть незначительное, усилие со стороны ребенка, которое делает его лучше, умнее, добрее. Невозможно без одобрения и похвалы.
Не менее значимым чувстврм для ребенка является родительская любовь. По мнению психологов, ребенок нуждается в любви и ласке независимо от возраста. Детям нужно, чтобы их обнимали не менее 3-4 раз в день. Иногда ребенок не подпускает к себе, это может быть связано стем, что в дошкольном возрасте у него не сформировалась потребность в родительском внимании, так ка ощущал их на себе достаточно редко.
Родительская любовь необходима ребенку еще и для того, чтобы он мон адекватно реагировать на те требования, которые к нему предъявляются. Если требования есть, но любви ребенок не ощущает эти требования останутся невыполненными. Если ребенок духовно и физически ощущает родительскую любовь и ласку, он не будет принимать действия родителей в штыки. Дети, с которыми обращаются без любви, развиваются неправильно, даже если во всем остальном они воспитаны как надо. Родительская любовь должна искать в своем ребенке достоинства, недостатки искать не нужно, они, как правило, всегда на поверхности. При этом родители должны помнить, что недостатки поддаются исправлению только тогда, когда это делается без сарказма и иронии, издевательства и обвинений. Они исправляются приналичии любви.
Быть доступным - значит, в любую миниту найти в себе силы отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребенком. Нельзя отмахиваться, списывать на занятость, нельзя переносить на "потом".
Родители должны помнить, что проводить время с ребенком, это не значит без конца читать ему мораль или делать с ним уроки, быть доступным, значит вовремя прочитать вопрос в глазах ребенка и ответить на этот вопрос, доверить ребенку свои переживания и помочь ему пережить его, поговорить и обсудить их вовремя. Быть доступным - значит, иметь право на совместный поиск истины со своим малышом. Когда ребенок начинает искать истину в подворотне, одной из причин является родительская недоступность и неприкосновенность, безразличие к ребенку и, в конечном счете к самому себе. Только имея в своем арсенале принятие, признание, родительскую любовь, доступность, можно формировать у ребенка такие качества, как ответственность, самодисциплина, осознанную способность к ограничениям. Воспитание ответственности и самодисциплины - чем раньше ребенок начнет проявлять ответственность за свои поступки и слова. Тем больше шансов на то, что он сможет превратиться в уравновешенную и зрелую личность. Ежедневно родители должны демонстрировать своим детям собственное проявление ответственности перед ними. Это не значит, что родители должны отчитываться, мудрость ответственности состоит в том, что всегда они выполняют то, что обещают детям, а если по какой - то причине этого не происходит, они находят в себе смелость признать свое неумение сдержать обещание и стараются исправить собственные ошибки.
Авторитет родителей - важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Приобретение авторитета в глазах ребенка - кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей об окружающей действительности, их поступки и отношения - это слагаемые родительског авторитета. Авторитетность родителей в глазах ребенка - это прежде всего желание ребенка говорить родителям правду, какой бы горькой она не была для отца и матери. Так будут дети поступать в том случае, если родители объяснят им, что прожить жизнь, не совершая ошибок, невозможно. Авторитет во многом зависит от того, насколько они сами умеют прощать и просить прощения. Еще одно немало важное качество родителей, которые хотят быть авторитетными в глазах детей, отсутствие боязни критики со стороны своих детей. Авторитет не приобретается "автоматически" с рождением ребенка. Он нарабатывается годами самоотверженного родительского труда, сродни труду шахтера.