Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Мой дом – моя крепость»

МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида» п. Каджером

 

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

«Мой дом – моя крепость»

 

                                                                                                                                                                                                                                              воспитатель 1 квалификационной категории

Викулина Н.А.

 

Цель: развитие способности понимать ценность пространственно-предметной среды дома в жизни человека.

Образовательные задачи

-Познакомить детей с историей жилища;

-систематизировать знания детей о домах и их видах.

Развивающие задачи

Развивать речь, творческое воображение детей.

Воспитательные задачи

Воспитывать бережное отношение к своему дому.

Оборудование: презентация, альбомные листы, карандаши.

План:

  1. Беседа о доме.
  2. Проблемная ситуация.
  3. Рассказ воспитателя о разных видах жилищ человека.

 4.   Физкультминутка.                                                                                                           

      5.   Проблемная ситуация.

  1. Игра «Для того, чтобы...»
  2. «Чудо – домики»
  3. Рисование дома.

Ход проведения:

1. Беседа о доме. (слайд 1)

  • Дети, отгадайте, о чём это загадка: «Как называется то место, из которого человек уходит, но всегда возвращается?». (Дом) (слайд 2)
  • Что означает для вас это слово? Что бы вы рассказали о своём доме?

(Ответы детей)

  • Сколько этажей в вашем доме?

(Ответы детей)

  • А сколько комнат в вашей квартире?

(Ответы детей)

  • Мы с вами живём в поселке Каджером и  дома у всех разные.
  • Посмотрите на фото домов, которые есть в нашем посёлке.                                                 (Слайды с 3 по 16 ).
  • Чем они отличаются друг от друга?

(Ответы детей)

-Правильно. Одни дома построены из бетона, другие из кирпича, у них разное количество этажей, наши дома разного цвета.

(Ответы детей)

  • Дети, я хочу рассказать вам о деревенском доме.

(Слайд 17, 18)

Деревенские дома отличаются от городских своей архитектурой. В очень далекие времена дом прежде всего должен был спасать хозяина от жары и холода, дождя и ветра, диких зверей и драчливых соседей. У дома было деревянное крыльцо со ступеньками.

И строить можно было только из того материала, который был под рукой. Было дерево — из дерева. Чаще всего дома строили из елей. Стройку начинали летом, на Троицу, и примечали: «Без Троицы дом не строится».

 Обогревались дома русской печкой, она давала тепло зимой, на ней готовили еду.  По вечерам старики, забравшись на печь погреться, рассказывали детям сказки.

(Слайд19 )

  • Посмотрите на слайде внутреннее убранство избы. (слайд 20)
  • А кто из вас был в деревенском доме?

(Ответы детей)

  • Деревенские дома бывают деревянными и глиняными.

(слайд 21 )

  • Камень, глина, кирпич, дерево полезны для здоровья человека, так как они считаются экологически чистым материалом. Вот какие разные деревенские и городские дома.
  1. Проблемная ситуация. (Слайд 22)    
  • Ребята, а всегда ли были дома, как вы думаете?                                                                     1

(Ответы детей)

  • Каким же был дом древнего человека?

(Ответы детей)

  1. Рассказ воспитателя о разных видах жилищ человека.

 Домом древнего человека служила пещера.

(Слайд 23)

Люди искали сухие пещеры, в которые не задувал ветер. На ночь вход в пещеру закладывали камнями или загораживали ветками. Как вы думаете, для чего?

(Ответы детей)

  • Это делалось для того, чтобы защитить себя от диких животных. На землю они клали подстилку из сухих листьев и потом на них стелили шкуры животных. Стены пещер древние люди украшали рисунками. (слайд 24)

(Слайд 25) -Во время охоты люди жили в палатках. Палатка древнего человека - это палки,

скрепленные вверху и покрытые шкурами животных. У индейцев до сих пор есть такие палатки, их называют типи. Это древнее жилище человека, сохранившееся до наших дней

(слайд 26)

  • Деревянные стойки вбивались в землю по кругу, а вверху связывались кожаным ремнём. Снаружи всё покрывали сшитыми шкурами, чаще из бизона. Они были прочными, и через них не протекала вода.
  • А вы знаете, как называется это жилище?

(Ответы детей)

  • Это тоже жилище индейцев - вигвам. Чем оно отличается от типи?

(Ответы детей)

  • У вигвама прямые стены и куполообразная крыша в отличие от типи. Сверху шкур снаружи вигвам обшивали корой берёзы, которую соединяли при помощи костяной иглы и тонких кожаных ремешков. А зимой внутри вигвама каркас из дерева и на него вешали чехол из пушистых звериных шкур.

(Слайд 27)

В нашей стране на Севере тоже сохранились древние дома. Может быть вы слышали о домах из снега?

(Ответы детей)

  • Такие дома называются иглу. Их и сейчас строят зимой охотники. Вход в ледяную хижину делают очень низким, чтобы в неё не задувал ветер. Иглу - жилище эскимосов. Строят его из глыб снега, которые вырезают большими ножами и укладывают по спирали. Постройке придают вид купола, благодаря чему она сохраняет тепло. Внутри подвешивают полог из оленьих шкур.

(Слайд 28)

Существует ещё один вид жилища - чум.

Чум - переносное жилище у народов Сибири. Каркас в виде конуса из жердей, покрытый зимой оленьими шкурами, и парусиной или берестой летом. Ещё вид - юрта. (Слайд 29)

Юрта - переносное жилище из войлока у народов Азии. Круглое в плане с куполообразной крышей. Стены составлены из решёток, крыша - из шестов, верхними концами соединённых в центральный обруч, обрамляющий свето- дымовое отверстие над очагом. Каркас юрты кроется войлоком.     

(Слайд 30)

Сакля - жилище кавказских горцев, которое часто строят прямо на скалах. Саклю делают из камня или глины. Крыша ее плоская. В каждой сакле прорезают одно или два маленьких окна и одну или две двери.

(Слайд 31)

В жаркйх сырых местах строят дома на сваях. Двух - или трехметровые сваи, на которые ставят дома, обеспечивают помещению прохладу и сухость даже в сезон дождей или во время шторма. Стены делают из плетеных бамбуковых матов. Окон обычно не делают, свет проникает сквозь щели в стенах или через дверь. Крышу настилают из пальмовых веток.

(Слайд 32)                                                                                                                                     

В средние века люди воевали друг с другом. И деревянные дома не могли защитить людей. Стали строить замки — крепости. Они строились из камней или кирпичей, у таких построек были толстые стены, которые не могли пробить снаряды противника. Вокруг замка делали стены из камня, окошки у такого жилища были маленькие.

  • Как вы думаете, почему сейчас не строят такие замки?

(Ответы детей)

  1. Физкультминутка (слайд 33)
  2. Проблемная ситуация (слайд 34)     
  • Ребята, представьте, что вы оказались на необитаемом острове, где всегда тепло и растут пальмы и различные цветы. Но бывают сильные дожди. Из чего бы вы построили себе дом?

(Ответы детей)

6. Игра «Для того, чтобы...» (слайд 35)

- Ребята, дома могут быть разной формы, сделаны из различных материалов.

  • Но скажите, что должно быть у каждого дома?

(Ответы детей)

  • Давайте с вами поиграем в игру «Для того, чтобы...». (Крыша дому нужна для того, чтобы...). (Окно, печь, дверь, крыльцо).
  • Молодцы, вы всё сказали правильно.

7.Чудо – домики. – Как называется профессия людей, которые строят дома? (ответы детей)

– Что нужно сделать, прежде чем строить дом? (ответы детей)

(Дом надо придумать и нарисовать).

- Человек, который придумывает новые дома ,называется архитектором. Бывают дома необычные.

(слайды с 36 по 39)

 

8. Рисование дома.                                                                   

  • Ребята, есть такое выражение «Мой дом - моя крепость». Как вы его понимаете? Да, для каждого человека дом - это его семья, место, где его любят и всегда ждут, заботятся о нём. дом нам нужен для того, чтобы жить в нём, чтобы найти в нём тепло, защиту, любовь. Родное жилище дает чувство уюта и тепла, защищает от непогоды и бед. Вот поэтому так и говорят «Мой дом - моя крепость».
  • Когда вы вырастете, у вас будет свой дом. Какой он будет? Давайте об этом помечтаем и нарисуем на бумаге.                                       

 (Слайд  40)

(дети садятся за столы, рисуют)

Какие прекрасные дома у вас получились! И как, наверно, в них будет хорошо жить. Пусть у каждого из вас будет тёплый, светлый, уютный дом. А вы берегите и любите свой дом. (слайд 41)

 

Используемая литература:

 

1. Скорая помощь для воспитателя: конспекты занятий и других мероприятий в ДОУ по образовательным областям.Н.В. Елжов. – Ростов- на-Дону: Феникс , 2013г.

 

2.   Сказки о предметах и их свойствах (Библиотека воспитателя).

3. Интернет- ресурсы

4. Детские журналы «Непоседа»

 

Смотреть презентацию