Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.06.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по истории Бородинского сражения «Был бой суровый Бородинский…»
25.06.2024 г.
Всероссийская историческая викторина, посвящённая полководцам Великой Отечественной войны «Их...
24.06.2024 г.
Всероссийская историческая викторина, посвящённая 80-летию полного освобождения Ленинграда от...
23.06.2024 г.
Всероссийская викторина по истории битвы за Москву «По Красной площади идёт в шинель одетая Россия...
21.06.2024 г.
Всероссийская викторина по истории и статьям Конституции Российской Федерации «Каждый гражданин...
20.06.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая хищным птицам (из цикла «Приключения...

Конспект занятия по приобщению детей к чувашской национальной культуре «По земле Улыпа»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №22 «Журавленок»

 

Авторский коллектив:

Зимина Венера Вячеславовна, воспитатель, 1 квалификационная категория

Толстова Любовь Фёдоровна, воспитатель, 1 квалификационная категория

 

 

Тема занятия: «По земле Улыпа»

Возрастная группа детей:старшая группа (дети 5-6 лет)

Цель: Приобщение детей к чувашской национальной культуре.

Задачи:

Образовательные:

Формировать представления о культуре чувашского народа. Дать представление о любви чувашей к работе на земле. Учить создавать образ-символ чувашского узора, изображающего солнце.

Развивающие:

Развивать способность к восприятию окружающего и изобразительного искусства; внимание, воображение.; общение ребенка со взрослыми и сверстниками.Обогащать активный словарь детей.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к историческому прошлому чувашского народа, любовь к своему народу, к труду чувашей.

Виды деятельности и формы работы:

- восприятие произведений декоративно-прикладного искусства;

- восприятие музыкальных произведений;

- восприятие художественной литературы;

- познавательная: рассматривание;

- игровая: упражнения, игровые ситуации, дидактические игры;

- двигательная: хороводная игра;

- коммуникативная: беседа, объяснение, пояснение.

Форма проведения: путешествие.

Материал:

- демонстрационный: иллюстрация чувашского богатыря Улыпа, конверт с письмом, репродукция картины Анатолия Данилова «Пейзаж»,иллюстрации лошади cсохой трактора с плугом, «Хоровод», вышитые и тканые изделия с чувашской вышивкой, карточка с рисунками узора и его смыслового значения.

- раздаточный: модель создания образа-символа чувашского узора,листы бумаги квадратной формы – платочки, акварельные краски,кисти, подставка для кисти, баночки с водой, салфетки.

Оборудование: мольберт, указка, магниты, фонарик, музыкальный проигрыватель, USB-носитель

Длительность: 25 минут.

Методы и приемы:Организационный момент, игровая ситуация «Письмо от Улыпа-богатыря», рассматривание репродукции картины «Пейзаж», погружение в картину «По земле Улыпа», рассматривание иллюстраций «В поле», хороводная игра «Атьăрвăййатухар-и», игровая ситуация «Вышивальщицы», игровое упражнение «Найди такой же узор», рисование «А у солнышка лучи ясные», рефлексия.

 

Ход занятия

  1. Организационный момент

Воспитатель: Солнце ярко засветило,

Нашу группу осветило.

Просит всех в кружок вставать,

Вместе весело играть.

(Дети выполняют здание по словесной инструкции педагога)

 

  1. Игровая ситуация «Письмо от Улыпа-богатыря»

 (воспитатель обращает внимание детей на конверт с письмом Приложение1)

Воспитатель: Ребята, сегодня нам принесли письмо. Давайте его прочитаем.

«С добрым приветом из солнечной Чувашии пишет вам Улыппатыр. В нашей республике много мастеров, которые занимаются любимым делом. Я хочувам рассказать об их ремеслах и приглашаю в путешествие по моей земле. Проводить вас сам не смогу. Но оставлю подсказку в письме».

Богатырь Улып.

Воспитатель: Ребята, вам нравится приглашение Улыпа-патыра?

Ответы детей.

Воспитатель: Примем его приглашение?

Ответы детей.

Воспитатель:Где же подсказка?

(Дети достают из конверта подсказку – репродукцию картиныАнатолия Данилова «Пейзаж»Приложение 2)

Воспитатель:Это картина и есть подсказка.

 

  1. Рассматривание репродукции картины «Пейзаж»

Воспитатель: Что изображено на картине?

Ответы детей

Воспитатель: Какие изобразительные средства использовал художник?

Ответы детей

Воспитатель: Какое настроение вызывает картина?

Ответы детей

Воспитатель: Художник в своей работе показывает красоту чувашской земли. Он хочет, чтобы все знали о том, какие в республике живописные места.

Воспитатель: Чувашия, как птица в облаках!

Она парит, с высот, вокруг взирая,

Любовь и мудрость - сердцем набирая,

Чтобы нести по жизни, как река.

Её национальный колорит –

И запах вёсен! И лугов засилье!

 

  1. Погружение в картину «По земле Улыпа»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня в руках волшебный фонарик. При помощи его лучика мы будем рассматривать картину и узнаем о занятии чувашского народа.

(Воспитатель направляет луч фонарика на фрагмент изображения поля)

Воспитатель: Направим лучик на изображение поля. Скажите, что вы видите?

Ответы детей

Воспитатель:Издавна чуваши работали на земле начиная с ранней весны до поздней осени от зари до зари: подготовка к посевной, посевная, жатва, сенокос, уборка урожая, посев озимых.

 

  1. Рассматривание иллюстраций «В поле»

(Педагог обращает внимание детей на мольберт с иллюстрациями Приложение 3)

Воспитатель: Посмотрите на иллюстрации. На них изображена работа в поле в старину и в настоящее время. В давние времена во время посевной использовали деревянную соху. В наши дни орудие труда изменилось на железный плуг.

Воспитатель:Как вы думаете, деревянной сохой или железным плугом легче и быстрее выполнить работу? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель:Современная техника намного облегчает труд людей. Но без старания и трудолюбия успеха в деле не будет. Чувашский народ очень трудолюбивый, поэтому земледелие хорошо развито в нашей республике. После окончания полевых работ чуваши устраивали праздник «Акатуй», на котором играли, пели, плясали.(Приложение 5)

 

  1. Хороводная игра «Атьăрвăййатухар-и»

(воспитатель предлагает детям образовать круг Приложение 6)

Воспитатель:Ну-ка дети становитесь,

Дружно за руки беритесь.

Воспитатель: Водящего выберем считалкой:

Пӗрре, иккӗ, виҫҫӗ, тăваттă –

Эпшутлатăп, эсӗ тух.

Водящим будет Саша.

Воспитатель: Саша, встань в середине круга. Мы будем водить хоровод, когда остановимся, ты скажи: «Вăййăкарти,салан!»

(игроки разбегаются, водящий их ловит)

Воспитатель:Маттур, ачасем!

 

  1. Игровая ситуация«Вышивальщицы»

Воспитатель: Ребята, подойдите ещё раз к репродукции картины. Я направлю лучик волшебного фонарика на изображение села. Посмотрите, здесь мастерицы-вышивльщицы. Как вы думаете, чем они занимаются?

Ответы детей

Воспитатель: Они передают красоту природы через вышивку с помощью чувашского орнамента. Мастерицы предлагают посмотреть выставку «Узоры родной Земли».

(дети рассматривают изделия, представленные на выставке)

Воспитатель: Какое настроение возникает, когда смотрите на эти красивые вещи?

Ответы детей.

Воспитатель: Какой из узоров нравится больше всего?

Ответы детей

Воспитатель:Больше всего в узорах встречается изображение солнца.Давайте поиграем в игру.

 

  1. Игровое упражнение «Найди такой же узор»

Воспитатель: Чем похожи чувашский узор и рисунок солнца? Чем отличаются?

Ответы детей.

Воспитатель: Узор состоит из четырех треугольников, у которых две стороны равны. Найдите такой же узор.

(дети находят узоры)

 

  1. Рисование «А у солнышка лучи ясные»

Воспитатель: Я предлагаю вам нарисовать узоры, изображающие солнце.

(показ и объяснение последовательности рисования узора)Приложение 7

Воспитатель: Проведите кистью прямую линию сверху вниз. Потом ее середину отметьте точкой и проведите через нее линию слева направо. Обе линии должны быть равными по длине: после этого от концов первой линии провести короткие линии в одну сторону и в другую. Эти короткие линии по длине должны быть равны противоположным линиям. Затем концы коротких линий соединить. Провести с обоих концов другой длинной линии две короткие и тоже их соединить.

(Педагог включает запись мелодии «Сарпике». Дети рисуют узор солнца)

Воспитатель:Молодцы. У вас получились красивые узоры солнца. Эти платочки с рисунком оставим на память богатырю Улыпу. Он будет смотреть на них и вспоминать нас.

 

  1.  

Воспитатель:Ребята, где мы сегодняс вами побывали?

Ответы детей

Воспитатель:Что больше всего понравилось?

Ответы детей

Воспитатель:Какие цвета использовали при рисовании? Какое у вас было настроение?

Ответы детей

Воспитатель:Ребята, у нас получилось необычное путешествие. Мы сегодня много нового узнали о занятии чувашского народа: полевых работах, праздниках и играх, об искусстве вышивании

 

Список использованной литературы.

  1. Васильева Л.Г. Загадки народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов-символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. Учебно-методическое пособие / Л.Г. Васильева.-Чебоксары: «Новое время», 2005. -88 с., цв. илл.
  2. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / М.А.Васильева, Н.Е.Веракса, Т.С. Комарова. – М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 368 с.
  3. Драгунова О.В. Программа воспитания ребенка-дошкольника / О.В. Драгунова. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1995. – 231 с.
  4. Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине. — СПб.: ЦкД проф. Л. Б. Баряевой, 2009. — 175 с.
  5. Махалова И.В., Николаева Е.И. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа: Учебно-методическое пособие / И.В.Махалова, Е.И. Николаева.-Чебоксары, 2003.
  6. Паттăрюмахĕсем = Богатырские сказки. Кн.2 / под ред. Г.А. Николаева.- Чебоксары: Чуваш. кн.изд-во, 2020.- 424 с.
  7. Развитие связной речи дошкольников через погружение в художественные картины / Е. Э. Постных, Н. Н. Важенина, М. Л. Дмитриенко [и др.]. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). — Казань: Молодой ученый, 2021. — С. 7-10. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/399/16640/ (дата обращения: 13.10.2022).

Соловей Л.Б. Программа по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента.- Чебоксары: Чуваш. кн.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ