Конспект занятия по приобщению детей к чувашской национальной культуре «По земле Улыпа»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №22 «Журавленок»
Авторский коллектив:
Зимина Венера Вячеславовна, воспитатель, 1 квалификационная категория
Толстова Любовь Фёдоровна, воспитатель, 1 квалификационная категория
Тема занятия: «По земле Улыпа»
Возрастная группа детей:старшая группа (дети 5-6 лет)
Цель: Приобщение детей к чувашской национальной культуре.
Задачи:
Образовательные:
Формировать представления о культуре чувашского народа. Дать представление о любви чувашей к работе на земле. Учить создавать образ-символ чувашского узора, изображающего солнце.
Развивающие:
Развивать способность к восприятию окружающего и изобразительного искусства; внимание, воображение.; общение ребенка со взрослыми и сверстниками.Обогащать активный словарь детей.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к историческому прошлому чувашского народа, любовь к своему народу, к труду чувашей.
Виды деятельности и формы работы:
- восприятие произведений декоративно-прикладного искусства;
- восприятие музыкальных произведений;
- восприятие художественной литературы;
- познавательная: рассматривание;
- игровая: упражнения, игровые ситуации, дидактические игры;
- двигательная: хороводная игра;
- коммуникативная: беседа, объяснение, пояснение.
Форма проведения: путешествие.
Материал:
- демонстрационный: иллюстрация чувашского богатыря Улыпа, конверт с письмом, репродукция картины Анатолия Данилова «Пейзаж»,иллюстрации лошади cсохой трактора с плугом, «Хоровод», вышитые и тканые изделия с чувашской вышивкой, карточка с рисунками узора и его смыслового значения.
- раздаточный: модель создания образа-символа чувашского узора,листы бумаги квадратной формы – платочки, акварельные краски,кисти, подставка для кисти, баночки с водой, салфетки.
Оборудование: мольберт, указка, магниты, фонарик, музыкальный проигрыватель, USB-носитель
Длительность: 25 минут.
Методы и приемы:Организационный момент, игровая ситуация «Письмо от Улыпа-богатыря», рассматривание репродукции картины «Пейзаж», погружение в картину «По земле Улыпа», рассматривание иллюстраций «В поле», хороводная игра «Атьăрвăййатухар-и», игровая ситуация «Вышивальщицы», игровое упражнение «Найди такой же узор», рисование «А у солнышка лучи ясные», рефлексия.
Ход занятия
- Организационный момент
Воспитатель: Солнце ярко засветило,
Нашу группу осветило.
Просит всех в кружок вставать,
Вместе весело играть.
(Дети выполняют здание по словесной инструкции педагога)
- Игровая ситуация «Письмо от Улыпа-богатыря»
(воспитатель обращает внимание детей на конверт с письмом Приложение1)
Воспитатель: Ребята, сегодня нам принесли письмо. Давайте его прочитаем.
«С добрым приветом из солнечной Чувашии пишет вам Улыппатыр. В нашей республике много мастеров, которые занимаются любимым делом. Я хочувам рассказать об их ремеслах и приглашаю в путешествие по моей земле. Проводить вас сам не смогу. Но оставлю подсказку в письме».
Богатырь Улып.
Воспитатель: Ребята, вам нравится приглашение Улыпа-патыра?
Ответы детей.
Воспитатель: Примем его приглашение?
Ответы детей.
Воспитатель:Где же подсказка?
(Дети достают из конверта подсказку – репродукцию картиныАнатолия Данилова «Пейзаж»Приложение 2)
Воспитатель:Это картина и есть подсказка.
- Рассматривание репродукции картины «Пейзаж»
Воспитатель: Что изображено на картине?
Ответы детей
Воспитатель: Какие изобразительные средства использовал художник?
Ответы детей
Воспитатель: Какое настроение вызывает картина?
Ответы детей
Воспитатель: Художник в своей работе показывает красоту чувашской земли. Он хочет, чтобы все знали о том, какие в республике живописные места.
Воспитатель: Чувашия, как птица в облаках!
Она парит, с высот, вокруг взирая,
Любовь и мудрость - сердцем набирая,
Чтобы нести по жизни, как река.
Её национальный колорит –
И запах вёсен! И лугов засилье!
- Погружение в картину «По земле Улыпа»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня в руках волшебный фонарик. При помощи его лучика мы будем рассматривать картину и узнаем о занятии чувашского народа.
(Воспитатель направляет луч фонарика на фрагмент изображения поля)
Воспитатель: Направим лучик на изображение поля. Скажите, что вы видите?
Ответы детей
Воспитатель:Издавна чуваши работали на земле начиная с ранней весны до поздней осени от зари до зари: подготовка к посевной, посевная, жатва, сенокос, уборка урожая, посев озимых.
- Рассматривание иллюстраций «В поле»
(Педагог обращает внимание детей на мольберт с иллюстрациями Приложение 3)
Воспитатель: Посмотрите на иллюстрации. На них изображена работа в поле в старину и в настоящее время. В давние времена во время посевной использовали деревянную соху. В наши дни орудие труда изменилось на железный плуг.
Воспитатель:Как вы думаете, деревянной сохой или железным плугом легче и быстрее выполнить работу? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель:Современная техника намного облегчает труд людей. Но без старания и трудолюбия успеха в деле не будет. Чувашский народ очень трудолюбивый, поэтому земледелие хорошо развито в нашей республике. После окончания полевых работ чуваши устраивали праздник «Акатуй», на котором играли, пели, плясали.(Приложение 5)
- Хороводная игра «Атьăрвăййатухар-и»
(воспитатель предлагает детям образовать круг Приложение 6)
Воспитатель:Ну-ка дети становитесь,
Дружно за руки беритесь.
Воспитатель: Водящего выберем считалкой:
Пӗрре, иккӗ, виҫҫӗ, тăваттă –
Эпшутлатăп, эсӗ тух.
Водящим будет Саша.
Воспитатель: Саша, встань в середине круга. Мы будем водить хоровод, когда остановимся, ты скажи: «Вăййăкарти,салан!»
(игроки разбегаются, водящий их ловит)
Воспитатель:Маттур, ачасем!
- Игровая ситуация«Вышивальщицы»
Воспитатель: Ребята, подойдите ещё раз к репродукции картины. Я направлю лучик волшебного фонарика на изображение села. Посмотрите, здесь мастерицы-вышивльщицы. Как вы думаете, чем они занимаются?
Ответы детей
Воспитатель: Они передают красоту природы через вышивку с помощью чувашского орнамента. Мастерицы предлагают посмотреть выставку «Узоры родной Земли».
(дети рассматривают изделия, представленные на выставке)
Воспитатель: Какое настроение возникает, когда смотрите на эти красивые вещи?
Ответы детей.
Воспитатель: Какой из узоров нравится больше всего?
Ответы детей
Воспитатель:Больше всего в узорах встречается изображение солнца.Давайте поиграем в игру.
- Игровое упражнение «Найди такой же узор»
Воспитатель: Чем похожи чувашский узор и рисунок солнца? Чем отличаются?
Ответы детей.
Воспитатель: Узор состоит из четырех треугольников, у которых две стороны равны. Найдите такой же узор.
(дети находят узоры)
- Рисование «А у солнышка лучи ясные»
Воспитатель: Я предлагаю вам нарисовать узоры, изображающие солнце.
(показ и объяснение последовательности рисования узора)Приложение 7
Воспитатель: Проведите кистью прямую линию сверху вниз. Потом ее середину отметьте точкой и проведите через нее линию слева направо. Обе линии должны быть равными по длине: после этого от концов первой линии провести короткие линии в одну сторону и в другую. Эти короткие линии по длине должны быть равны противоположным линиям. Затем концы коротких линий соединить. Провести с обоих концов другой длинной линии две короткие и тоже их соединить.
(Педагог включает запись мелодии «Сарпике». Дети рисуют узор солнца)
Воспитатель:Молодцы. У вас получились красивые узоры солнца. Эти платочки с рисунком оставим на память богатырю Улыпу. Он будет смотреть на них и вспоминать нас.
Воспитатель:Ребята, где мы сегодняс вами побывали?
Ответы детей
Воспитатель:Что больше всего понравилось?
Ответы детей
Воспитатель:Какие цвета использовали при рисовании? Какое у вас было настроение?
Ответы детей
Воспитатель:Ребята, у нас получилось необычное путешествие. Мы сегодня много нового узнали о занятии чувашского народа: полевых работах, праздниках и играх, об искусстве вышивании
Список использованной литературы.
- Васильева Л.Г. Загадки народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов-символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. Учебно-методическое пособие / Л.Г. Васильева.-Чебоксары: «Новое время», 2005. -88 с., цв. илл.
- Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / М.А.Васильева, Н.Е.Веракса, Т.С. Комарова. – М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 368 с.
- Драгунова О.В. Программа воспитания ребенка-дошкольника / О.В. Драгунова. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1995. – 231 с.
- Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине. — СПб.: ЦкД проф. Л. Б. Баряевой, 2009. — 175 с.
- Махалова И.В., Николаева Е.И. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа: Учебно-методическое пособие / И.В.Махалова, Е.И. Николаева.-Чебоксары, 2003.
- Паттăрюмахĕсем = Богатырские сказки. Кн.2 / под ред. Г.А. Николаева.- Чебоксары: Чуваш. кн.изд-во, 2020.- 424 с.
- Развитие связной речи дошкольников через погружение в художественные картины / Е. Э. Постных, Н. Н. Важенина, М. Л. Дмитриенко [и др.]. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). — Казань: Молодой ученый, 2021. — С. 7-10. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/399/16640/ (дата обращения: 13.10.2022).
Соловей Л.Б. Программа по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента.- Чебоксары: Чуваш. кн.