Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Конспект занятия Мой родной Хабаровский край

В процессе воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание нами уделяется экологическому образованию, которое является потенциалом всестороннего развития детей. Системная работа по ознакомлению с окружающим миром позволяет сформировать у детей естественно-научные представления, а также способствует развитию  у них высших психических функций: произвольного внимания и памяти, мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения и пр.). Наблюдая за объектами родной природы, дети рассматривают и изучают их строение, находят у них сходство и различие, учатся выделять существенные признаки животных и растений и объединять их в группы, устанавливать взаимосвязи между приспособлением растений и животных к условиям и среде обитания.

В подготовительной к школе группе образовательный процесс направлен на углубление и обогащение представлений детей за счёт получения новых знаний, конкретизации усвоенных в предыдущих возрастных группах сведений об окружающем мире. К семи годам у детей возрастает познавательный интерес к окружающему миру, развиваются целенаправленность и  результативность интеллектуальных операций, желание проникнуть в суть окружающих явлений. Это позволяет нам углубить знания детей и сформировать у них целостное представление о животном и растительном мире Хабаровского края, а также воспитать любовь к природе родного края и бережное отношение к ней.

Использование в образовательном процессе развивающих игр В.В. Воскобовича помогает мне, как педагогу, стимулировать у дошкольников познавательную мотивацию, непроизвольно (с помощью сказочного персонажа Ворона Метра) развивать у них зрительное внимание, оперативную память, пространственное и творческое воображение, творческие способности, а также совершенствовать тонкую моторику пальцев рук, являющуюся основой для подготовки руки к письму. Выполняя игровое задание со сказочным персонажем, ребёнок становится субъектом познавательной деятельности, а это главное в работе педагога!

С детьми 6-7 лет нами была проведена в период с сентября по декабрь 2017 г. большая предварительная работа, включающая:

  1. Познавательные беседы:

- об открытии и освоении реки Амур и всего Дальнего Востока;

- о хвойных растениях, произрастающих на Дальнем Востоке;

- о животном и растительном мире Хабаровского края.

2. Рассматривание:

-  атласа Хабаровского края;

- иллюстрированных альбомов «Животный мир Хабаровского края», «Хвойные растения Хабаровского края»;

- иллюстрированных книг, энциклопедий о природе Хабаровского края.

3. Наблюдения за хвойными растениями на участке детского сада.

4. Знакомство с моделями, обозначающими существенные признаки четырёх классов животных (птиц, зверей, рыб и насекомых).

5. Выполнение игровых заданий совместно с персонажем Вороном Метром, используемых в технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».

6. Проведение опытно-экспериментальной работы по изучению свойств бумаги, воды и льда.

Тема занятия «Наш родной Хабаровский край» была выбрана нами неслучайно. Во-первых, на следующий год жители края будут отмечать его 80-летие, и дети могут проявить свою сопричастность к этому событию. Во-вторых, данная тема входит в календарно-тематическое планирование образовательного процесса с детьми подготовительной к школе группы, поэтому дети могут углубить свои знания об особенностях природы родного края. Обогащение личного опыта детей о хвойных растениях, расширение непосредственных контактов с растениями, укрепление познавательного интереса, воспитание чувства любви к природе Хабаровского края и желание о ней заботиться также нашло отражение в содержании занятия.

Представленная методическая разработка занятия включает разнообразный иллюстративный материала, а также фотоматериалы, отражающие результаты деятельности детей. Считаю, что представленный материал может быть интересен педагогам, непосредственно работающим с детьми старшего дошкольного возраста, и использована ими в работе при ознакомлении детей с природой Хабаровского края.

Цель занятия: обобщить представления детей об особенностях животного и растительного мира родного края.

Задачи:

1. Познакомить детей с топонимикой названия реки Амур. Углубить их представления о хвойных растениях родного края.

2. Закрепить в процессе игровой деятельности умения:

- самостоятельно делиться и работать в команде;

- кодировать информацию и выделять в модели характерные признаки четырёх классов животных (насекомых, рыб, зверей, птиц);

- называть рыб, обитающих в Амуре;

- сравнивать и выделять существенные признаки хвойных деревьев.

3. Развивать  познавательный интерес, творческие способности, оперативную память и объяснительную речь детей в процессе решения проблемных ситуаций.

4. Воспитывать чувство красоты и любви к природе родного края, стремление её беречь и охранять.

Оборудование к занятию:

 

  • деревянная игрушка Ворон Метр (см. рис. 1),
  • карта Хабаровского края (см. рис. 4),
  • мультимедийный диапроектор с экраном,
  • слайды с иллюстрациями природного ландшафта реки Амур,
  • иллюстрация территории края с изображением представителей коренных народностей Дальнего Востока (см. рис. 5),
  • иллюстрация хвойного леса (см. рис. 8),
  • изображения хвойных растений (см. рис. 9-11),
  • карточки с изображением зверей и птиц, обитающих на территории Хабаровского края,
  • аудиозапись с фонограммой «звуки леса»,
  • резиновый мяч среднего размера,

 

  • модели признаков, относящихся к рыбам, птицам, насекомым и  зверям (см. приложение 1).

Раздаточный материал:  развивающие игры В.В. Воскобовича на каждого ребёнка - «Прозрачный квадрат» (см. рис. 2) и «Чудо-крестики» - 3 (см. рис. 3).                                                            

       Рис. 2. Игра «Прозрачный квадрат».      Рис. 3. «Чудо-крестики» - 3.

Содержание занятия:

 

  1. Вводная часть занятия:

Педагог собирает детей вокруг себя в центре группы на ковре и привлекает их внимание деревянной игрушкой птицы:

 

- Ребята! Посмотрите, сегодня к нам снова прилетел Ворон Метр и снова хочет попросить у вас помощи. Поможете ему? (согласие детей).

- Дело в том, что Ворону сегодня утром сорока рассказала, что скоро у нашего края юбилей, но он так ничего и не понял – что за край, какой такой у него юбилей? А вы случайно не знаете? (воспитатель выслушивает ответы детей)

 

   - А хотите больше узнать и помочь Ворону во всём разобраться? (согласие детей).

- Тогда ребята, давайте  сначала расскажем Ворону, что такое край. Как вы думаете? (Ответы детей: это место, где мы живём, где наш дом).

- Правильно, это место, где мы родились и живём.

- А как называется наш край? (Ответы детей: Хабаровский)

- А кто из вас объяснит Ворону, почему наш край так называется? (Ответы детей: В честь Ерофея Павловича Хабарова, потому что он первый составил чертёж реки Амур и рассказал о природе нашего края)

- Ребята! А сколько вам лет? (Ответы детей: шесть лет).

-  А как вы думаете, есть ли возраст у края, в котором вы живёте? (Ответы детей). А кто знает, сколько ему лет? (Дети называют варианты)

- Ребята, вам 6 лет, а нашему Хабаровскому краю 79 лет. В далёком 1938 году весь Дальневосточный край был разделён на две территории: Хабаровский край и Приморский край. С тех пор прошло уже 79 лет. А как вы думаете, это много или мало?

Правильно, ребята, для человека это много лет, а для развития определённой территории – это небольшой возраст.

- А кто знает, что такое юбилей? (Ответы детей: это праздник, большое событие).

Обобщение педагога: - Правильно ребята! Юбилей – это большой праздник, который отмечают много людей. И сорока неслучайно Ворону про юбилей говорила. Через год у нашего края действительно будет юбилей. Поэтому на следующий год 20 октября мы вместе с другими жителями нашего края будем отмечать большой праздник - 80-летие Хабаровского края.

Воспитатель (обращаясь к Ворону): - Теперь, Ворон, тебе понятно о каком юбилее края тебе сорока говорила? (Ворон в руках педагога утвердительно кивает головой)

- Ребята, а как отмечают юбилей? (ответы детей: концертами, большими достижениями, подарками)

- А на юбилей, наверное, много гостей приедут? (дети соглашаются с педагогом)

- А как мы можем подготовиться к юбилею? (ответы детей: песню или стихотворение выучить и рассказать его на празднике, поделку сделать для гостей и пр.)

- А ещё, ребята, можно узнать о своём родном крае много нового и интересного и рассказать о его уникальной природе гостям, чтобы они тоже узнали, какая удивительная природа в нашем крае.

Воспитатель (обращаясь к Ворону): - Вот ты, например,  Ворон знаешь, какая удивительная природа в нашем крае? (Ворон в руках педагога отрицательно кивает головой)

Воспитатель (обращаясь к детям): - Ребята! Расскажете Ворону о природе нашего края? (дети соглашаются) Тогда начнём с карты нашего Хабаровского края. Давайте пройдём к карте и рассмотрим её.

  1. Основная часть занятия:

1. Беседа с детьми у карты Хабаровского края (см. рис. 1):

 

Воспитатель:

- Посмотрите, ребята, какую большую территорию занимает наш край (показ воспитателя на карте). Её площадь 788 600 км2. Наш край омывается Охотским и Японским морями (показ на карте).

- Ребята, а каким цветом она изображена? (ответ детей: тёмно-зелёным). А как вы думаете, почему? (ответ детей: леса занимают большую часть территории).

 - А как вы думаете, что это за голубые змейки изображены по всей территории края? (воспитатель показывает их детям на карте), (ответы детей: это изображения рек)

     Рис. 1. Хабаровский край.

 

Воспитатель: - Правильно, ребята, это изображение рек.  По территории края протекает более 120 тысяч больших и малых рек. Давайте найдём на карте самую большую реку Хабаровского края и покажем её Ворону Метру!  

Дети рассматривают реки на карте и находят реку Амур. Воспитатель предлагает им самим прочитать название реки.

Воспитатель:  Правильно ребята, это река Амур. Широкой лентой голубой наш край Амур пересекает… Это самая большая река в Хабаровском крае. Её длина 4444 км. Ещё Амур – одна из красивейших рек нашей России. Хотите отправиться в виртуальное путешествие по нашей реке и полюбоваться её красотой, посмотреть, какою чудною природой она окружена? (согласие детей)

Тогда давайте с вами выберем средство для «путешествия» по реке.

2. Выбор воспитателем с детьми «средства путешествия»:

- Ребята! А на чём можно отправиться в путешествие по нашей реке? (Ответы детей: на лодке, на катере).

- Ребята, а как же нам сейчас отправиться в путешествие? У нас же нет в детском саду ни лодки, ни катера. Ребята, что можно сделать? Предлагайте!

Воспитатель выслушивает предложения детей и анализирует их вместе с детьми:

- построить на полу лодку из крупного деревянного конструктора (вариант хороший, но детей много и всем места не хватит);

- нарисовать лодку (возможный вариант, но тогда надо ждать, когда краска на рисунках высохнет, а у нас нет столько времени);

- заказать катер (тоже хороший вариант, но это очень дорого и дети не смогут оплатить);

- смастерить корабль из бумаги (хороший вариант, но бумага может в воде размокнуть, дети тогда утонут);

- построить каждому ребёнку для себя волшебную лодку из элементов игры «Прозрачный квадрат», ведь это Нетающие льдинки озера Айс, а лёд плавает и можно на нём, как на лодке путешествовать (данный вариант самый хороший, он быстрый и доступный для детей).

Воспитатель: - Ребята! А может быть, лучше построим из Нетающих льдинок подводную лодку. Как вы думаете? (Дети анализируют данный вариант и уточняют, что лёд в воде не тонет и, кроме этого, если путешествовать под водой, нельзя будет полюбоваться красотой природы). Дети приходят к выводу, что данный вариант им не подходит.

Вместе с детьми принимается решение – построить каждому ребёнку для путешествия «волшебную лодку» из Нетающих льдинок озера Айс (игра В.В. Воскобовича «Прозрачный квадрат»).

Воспитатель (обращаясь к детям): - Ребята, берите наборы игры «Прозрачного квадрата», садитесь за столы и приступайте каждый к постройке своей «волшебной лодки».

3. Самостоятельное конструирование рельефного изображения лодки:

Дети выкладывают изображение лодки, а воспитатель при затруднении оказывает им индивидуальную помощь.

Воспитатель: - Ребята, у всех получились «волшебные лодки»? Проверьте друг у друга, сможем ли мы на них путешествовать? (дети анализируют постройки друг друга). Посмотрите, какие у всех разные лодки получились!

- Теперь садитесь удобнее! Можно нам с вами отправляться в виртуальное путешествие по реке Амур

4. Демонстрация с помощью диапроектора иллюстраций пейзажа Амур:

Воспитатель проецирует на экран слайды с изображением реки и обращается к детям:

- Ребята! Полюбуйтесь, как величав и красив Амур! Амур всегда очаровывал путешественников. Все, кто путешествовал по реке, поражались красотой её природы. Они любовались скалами, утёсами и хвойными лесами, растущими вдоль берегов!

Воспитатель: - Ребята, вот Ворон, наверняка не знает, почему реку

 

называют Амуром? И всегда ли река была Амуром? А кто-нибудь из вас знает? (Варианты ответов детей)

5. Рассказ педагога:

- Тогда посмотрите на эту иллюстрацию! (см. рис. 2) Воспитатель ставит перед детьми иллюстрацию с изображением проживающих на территории реки коренных народностей.

- Реку издавна населяли нанайцы, ульчи, орочи, удэгейцы, нивхи, негидальцы, эвены, эвенки и другие народности. И каждый народ давал реке своё название, поэтому раньше у Амура было более 50 имён.  Так, нивхи называли реку Дамур,  нанайцы – Даи Мангбу, ульчи – Мангу,  негидальцы – Маму, эвенки – Амар.

 

  Осваивая реку, русские люди ещё в XVII веке  приняли от эвенков её название «Амур» и распространили его на все течение реки. В переводе на русский язык «Амур» обозначает «Большая река».

- Посмотрите, какая действительно большая река Амур! Она протекает по всей территории нашего края. И она всегда кормила населяющие её народы. Поэтому Амур для нас, его жителей, - дом родной, который и кормит и от жажды спасает.  

Вопрос к детям:

- Ребята! А для кого ещё река Амур – родной дом? (Ответ детей: для рыбы) А кто ещё не сможет прожить без воды? (Ответы детей: рыбы, животные, растения).

 

       Рис. 2. Коренные народы.

 

Конечно, прежде всего, рыбы не смогут жить без воды. А Амур наш так богат рыбой! Давайте с вами сойдём с «волшебных лодок» на берег реки и порыбачим (воспитатель встаёт с детьми из-за стола и выходит в центр группы)

6. Пластический этюд «Рыбалка»:

Воспитатель: - Ребята, давайте покажем Ворону, как ловят рыбу на удочку (воспитатель вместе с детьми имитирует движения рыбака: насаживает червяка, закидывает удочку, ловит на крючок, вытаскивает рыбу)

7. Игровое упражнение с мячом «Назови рыб Амура»:

- Ну как, каждый поймал свою рыбку? А кто-какую поймал, сейчас узнаем!  Вставайте в круг, я вам буду поочерёдно бросать мяч, а вы будете бросать мяч мне, называя рыбу, какую вы поймали в Амуре. А Ворон будет слушать и считать количество рыб, обитающих в нашей реке!

Дети встают в круг. Педагог поочерёдно бросает им мяч, а они называют рыб: амур, лещ, калуга, горбуша, кета, сима, толстолобик, желтопёр, ауха, змеелов, сом Солдатова, касатка-скрипун и пр. При затруднении ребёнку помогают другие дети.

Воспитатель (обращаясь к Ворону): Ну что, Ворон, посчитал? Сбился, ребята, Ворон со счёта, а мы ему скажем, что учёные насчитывают в нашей реке 139 видов рыбы. 

8. Анализ с детьми проблемных ситуаций:

- Ребята! А ворон у вас интересуется:

А) А может ли река Амур жить без человека? А человек без реки? Почему? А кто ещё как думает? А кто думает иначе? Ответы детей)

Обобщение педагога: Очень, очень давно на нашей Земле ещё не было людей. Были только динозавры, а реки тогда уже были. Поэтому река Амур жить без человека сможет, а человек без реки нет.

Б) - А представьте себе, что произойдёт, если исчезнет река. Что тогда будет? (Ответы детей: человек не сможет здесь жить, негде будет отдыхать, погибнет рыба, все животные и растения). Почему? (Ответы детей: человеку без воды не прожить, рыбы могут жить только в воде).

Обобщение педагога:  Правильно, ребята, всё в природе взаимосвязано. Река даёт жизнь и растениям, и животным, и человеку.

В) А ворон спрашивает у вас – вы реке друзья или враги? А кто ещё как думает? А кто думает иначе?  Почему? (дети дают аргументированные ответы)

Обобщение педагога: Правильно, ребята,  мы должны быть для реки друзьями, потому что нам без реки не выжить. А раз так, мы должны бережно относиться к воде, не засорять берега реки.

9. Беседа с детьми о хвойных растениях:

 

Воспитатель: - Вдоль реки на сопках растут высокие деревья и красивые кустарники. Они служат пищей, укрытием, домом для животных. Скажите, каких деревьев больше в Хабаровском крае? (ответы детей: хвойных растений)

- Правильно, в наших лесах растут многие хвойные деревья, поэтому такой лес называется тайга.

Педагог выставляет на мольберт иллюстрацию хвойного леса (см. рис. 3).

 

- Ребята, а какие хвойные растения растут в нашем крае? (Ответы детей: ель, сосна, пихта, лиственница, кедр).

- А чем все они похожи? (Возможные ответы детей: у них вместо листочков хвоя, поэтому  их называют  хвойные  растения;

у них треугольная форма строения дерева;

у деревьев цвет хвои внешне очень схожий – зелёный; хвойные деревья выделяют смолу и хвойный аромат).

- Скажите, а для чего смола нужна этим деревьям? (Ответы детей: смола защищает деревья от вредителей, помогает им залечивать раны коры).

- А человек использует их смолу? (Ответы: Человек использует смолу для изготовления лекарства, очищения воздуха, для создания в комнате хвойного аромата).

   Рис. 3. Иллюстрация тайги.

 

- Ребята! А мы можем использовать только смолу хвойных деревьев? (Ответы детей: нет, из древесины деревьев делают бумагу и картон, химические препараты, изготавливают мебель, искусственный шёлк и музыкальные инструменты).

- Ребята, а как ещё могут использоваться эти деревья человеком? (как украшение дома или территории).

- Ребята, а сбрасывают ли ёлки и сосны свои иголки? (ответы детей). Конечно, ребята, и ели, и сосны сбрасывают свои иголки. Вы же бывали у нас в лесу и видели, сколько в хвойном лесу опавших иголок. А вот голых сосен и елей никто не видел. У сосны хвоя сохраняется в течение 2-3 лет, а у елей 5-7 лет. Старая хвоя опадает не вся сразу, а постепенно. На смену старой хвое весною вырастают молодые, ярко зелёные хвоинки.

- Ребята! Очень часто путают ель с сосной или с пихтой. Давайте расскажем Ворону, как отличить их в лесу. Вот перед вами изображения ели сосны и пихты. Воспитатель поочерёдно выставляет перед детьми иллюстрации хвойных деревьев на мольберт.

- Ребята! Посмотрите на изображение этих деревьев и скажите, чем же отличаются эти хвойные деревья друг от друга?

ХВОЙНЫЕ 

  •  
  •  
  •  
  •  

 

  •  

- иглы короткие и заострённые,

- еловые хвоинки мягкие,

- по одной присоединяются к веточке

крона дерева равномерная, расширяющаяся к низу

 шишки растут вниз

СОСНА

- иглы длиннее еловых,

- жёстче еловых,

- по две хвоинки присоединяются к веточке дерева

нет нижних веток, они отмирают, вверху у дерева формируется густая крона

 шишки растут вниз, но они крупнее еловых

 

  •  

- иглы длинные,

- мягкие и закруглённые,

- к веточке по одной хвоинки присоединяются

крона дерева равномерная, треугольная, расширяющаяся к низу

 

шишки растут вверх

10. Рассматривание еловых шишек:

- Ребята! Посмотрите, а у нас прямо под ногами шишки лежат. Возьмите каждый шишку. Давайте её рассмотрим.

- Какой формы шишка? (Ответ детей: овальной)

- Какая шишка по размеру – большая или маленькая? (Ответ детей: небольшая)

 

- Как вы думаете,  от какого дерева эта шишка? (Ответ детей: от ели)

- Посмотрите на изображение шишек (см. рис. 4). Может быть это сосновая шишка?

- А кто из вас думает иначе? А почему вы думаете, что это еловая шишка? (дети аргументируют свой ответ)

Воспитатель: - Правильно, ребята, это всё еловые шишки.

- А чем они покрыты? (Ответ детей: чешуйками)

- А что находится под их чешуйками? (Ответ детей: семена)

 

  Рис. 4. Шишки ели и сосны.

 

- А зачем семена ели? (ответы детей: с помощью семян ель может размножаться. Семена падают на землю, прорастают в ней и из них весной появляются новые ёлочки).

- А вы знаете, сколько лет нужно, чтобы вырастить из семени взрослую ель? (Ответы детей) Чтобы из семени выросла взрослая ель нужно больше пятидесяти лет! Вот так много!

- Посмотрите, как плотно прижаты чешуйки у еловых шишек? (Ответ детей: очень плотно)

- А как вы думаете, почему они так плотно прижаты друг к другу? (Ответ детей: это защита семян, чтобы они не могли выпасть из шишки на землю)

- А как вы думаете, от кого ель защищает семена и почему? (Ответ детей: от людей, потому что они могут полакомиться семенами ели)

- А кому ещё нужны семена шишек ели? (Ответ детей: птицам животным)

- А как животные и птицы добывают себе семена из еловых шишек? (Дети приводят свои примеры)

Воспитатель: Правильно, ребята. У еловой шишки чешуйки очень плотно прижаты к ней, что позволяет защищать семена. Белка, например, не может раздвинуть зубами чешуйки, чтобы съесть семя. Она раздвигает  и отделяет чешуйки лапками. Мыши, чтобы добраться до семени, обгрызают чешуйки зубами. Но легче всего – птицам! Они своим сильным клювом раздвигают чешуйки и лакомятся вкусными семенами. Поэтому семена шишек – вкусное лакомство не только для человека, но и животных и птиц.

- Ребята! А вот Ворон знает такое хвойное дерево, которое похоже на сосну и ель, но зимою без иголок. Оно единственное хвойное дерево, которое ежегодно сбрасывает хвою.  А вы знаете? (ответы детей: это лиственница).

11. Работа детей в командах по декодированию информации:

Воспитатель: - Кажется, что в лесу, кроме нас и деревьев, никого нет. Давайте прислушаемся, и лес откроет нам свои секреты. Воспитатель включает аудиозапись и вместе с детьми случает фонограмму «звуки леса».

- Ребята, чьи голоса вы слышите? (ответы детей: голоса разных животных и птиц). Ребята, а давайте этих животных найдём и покажем Ворону. Хотите?

Тогда делитесь самостоятельно на две команды «Звери» и «Птицы», выбирайте себе капитана. Готовы?

Для капитанов команд будет сложное задание: вы должны из всех карточек, лежащих на столе, выбрать только те, которые отражают характерные признаки вашей команды – «зверей» или «птиц». А ваши команды в это время ищут среди изображений, выложенных на ковре, только тех животных, кто обитает в лесах Хабаровского края. Команда «Звери» ищет зверей, а команда «Птицы» - птиц. Капитаны затем проверяют результат работы своей команды, а команда проверяет их. А Ворон может вам всем помогать. Работаем быстро и помогаем друг другу в команде. Задание понятно? Тогда приступаем!

Капитаны самостоятельно составляют модели характерных признаков зверей и птиц (см. рис. 5, 6)

                                                                            

Рис. 5. Модель признаков «птицы».

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6. Модель признаков «зверей».

Воспитатель в это время подбрасывает им от Ворона признаки насекомых и рыб. Дети их анализируют и убирают.

Педагог обращается к детям: - Капитаны, проверьте  у своей команды, правильно ли вы нашли всех животных, а команды помогают своим капитанам! (В процессе взаимопроверки дети самостоятельно анализируют изображения, помогают друг другу исправить ошибку).

Педагог (обращаясь к Ворону): - Посмотри Ворон, какие животные обитают в нашем крае! Ребята, назовите Ворону этих зверей (Ответы детей: амурский тигр, бурый медведь, лиса, волк, куница, лось, пятнистый олень, кабан, бурундук и пр.).

- А капитан команды «Звери» назовёт их характерные  признаки (Ребёнок уточняет признаки по модели)

- А кто знает, почему этих зверей называют дикими? (ответы детей)

- А кто из вас может рассказать о любом животном, обитающим в Хабаровском крае? (2-3 ребёнка рассказывают о животных по своему выбору).

Воспитатель: - А теперь команда «Птицы» назовите Ворону живущих в нашем крае птиц. (Ответы детей: воробей, сорока, ворона, ласточка, журавль, аист, кукушка и пр.).

12. Использование педагогом приёма преднамеренной ошибки: 

- Ребята, а Ворон интересуется, а почему вы не взяли пеликана, фламинго и попугая  (приём преднамеренной ошибки). Наверное, не заметили? Давайте их скорей возьмём. С попугаем, например, так весело играть! (Воспитатель собирает эти картинки) Но дети уточняют, что попугай, пеликан и фламинго не живут в Хабаровском крае. Они живут в тёплых странах, поэтому картинки с их изображением остались на ковре.

13. Решение проблемной ситуации: Ребята, а что будет, если в нашем лесу не станет птиц? (ответы детей: разведутся жуки, погибнут деревья, не будет корма для животных, никто не будет нас радовать своим пением). А если исчезнут насекомые, что тогда будет? (ответы детей)

14.  Самостоятельное конструирование детьми рельефных изображений жука и бабочки (по выбору):

- Ребята! Пришло нам время возвращаться в детский сад, но лодки наши давно уже уплыли. И чтобы нам вернуться  обратно в детский сад, я вам предлагаю смастерить себе любого насекомого, обитающего в Хабаровском крае, чтобы оно перенесло нас назад.

- Что будем конструировать? (дети предлагают жука или бабочку)

- Берите наборы игр «Чудо-крестик»-3 и присаживайтесь за стол.

Дети выкладывают изображения насекомых, а воспитатель при затруднении в выкладывании предлагает им  воспользоваться схемой. Варианты рельефных изображений насекомых, выложенных детьми с помощью игры «Чудо-крестики»-3, представлены на рис. 7, 8.

         

      Рис. 7. Изображение бабочки.      Рис. 8. Изображение жука.

Воспитатель: Итак, насекомые готовы. Держимся за них и переносимся в наш детский сад. Раз, два, три – и мы на месте, в нашей группе!

- Вот видишь, Ворон, какой интересный наш родной край, какая уникальна здесь природа! Надеюсь, ты всё понял и запомнил (Ворон утвердительно качает головой).

Воспитатель (обращаясь к детям): - Ребята! Давайте попрощаемся с Вороном. Лети, Ворон, готовься к юбилею нашего края и рассказывай о нём другим людям. А мы будем тебя снова ждать в гости (Дети прощаются с Вороном и он улетает).

  1. Рефлексия:

Воспитатель: - Ребята, вы сегодня много рассказали Ворону о природе нашего края. А что нового вы сегодня узнали о своём родном крае? (ответы детей)

- А что было для вас сегодня самым интересным? (ответы детей)

- А что было для вас самым трудным? (ответы детей)

- А что бы вам хотелось повторить? (ответы детей)

- А что вы запомнили о нашем крае? (ответы детей)

- А кому вы расскажете о его уникальной природе? (ответы детей)

- Ребята! До юбилея края у нас ещё целый год и вы ещё многое узнаете о нём нового и интересного, и сможете поделиться этим со своими друзьями, рассказать по Интернету своим новым знакомым и пригласить гостей на его юбилей.

  1. Заключительная часть занятия:

Воспитатель благодарит детей за активную работу, отмечает участие каждого ребёнка и говорит, что занятие окончено.

  •  

В результате данного занятия педагог получит возможность углубить и обобщить представления детей об особенностях животного и растительного мира родного края. В свою очередь, дети с помощью педагога:

- научатся работать с картой;

- познакомятся с происхождением названия реки Амур;

- уточнят названия рыб-эндемиков Амура;

- проанализируют особенности хвойных растений родного края,

- осмыслят  характерные признаки четырёх классов животных (насекомых, рыб, зверей, птиц)

В процессе решения проблемных ситуаций у них будет развиваться произвольное внимание познавательный интерес, творческие способности, оперативную память и объяснительную речь. У детей сформируется умение самостоятельно делиться на две команды, работать в команде совместно с другими детьми, помогать им для достижения более высокого общего результата.  Занятие также позволит сформировать у детей чувства красоты и любви к природе родного края, желание её беречь и охранять.

Список использованной литературы:

  1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2011. – 528 с.
  2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2010. – Ч.1, с. 9; Ч.2., с. 21. – (Библиотека программы «Детство»).
  3. Люби и знай свой край: Атлас для школ Хабаровского края и Еврейской автономной области Российской Федерации. – М., Федер. служба геодезии и картографии России, 1993.
  4. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 159 с.
  5. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 144 с.
  6. http://ru.wikipedia. org/wiki/Амур
  7. http://3forum.org.ua/viewtopic.php?id=1314
  8.  http://bam.railways.ru/topomimika/