Конспект занятия кружка внеурочной деятельности «Хакасия – земля, где я живу!» по теме: «По страницам хакасских сказок», 3 класс
МБОУ «СОШ №24» г.Абакана
Занятие кружка внеурочной деятельности
«Хакасия – земля, где я живу!», 3 класс
Моргачева Надежда Юрьевна,
учитель начальных классов
Тема: «По страницам хакасских сказок»
Цели:
-обобщить знания учащихся о хакасских сказках, их видах; показать взаимосвязь с русскими сказками
Задачи:
-воспитывать уважение к родной земле и родному языку, толерантное отношение к культуре других народов
Оборудование: ширма для театрализации, куклы – варежки (персонажи сказки), рисунки детей к прочитанным хакасским сказкам, книги хакасских и русских сказок, слайдовая презентация.
Ход занятия:
1.Организационный момент
-Ребята, давайте обратимся к слайду:
«Как в одном орешке заключаются судьбы кедрового леса, так и в сказке кроется начало начал жизни»
-Сегодня мы будем путешествовать по дорогам хакасских сказок, которые заключают в себе народную мудрость. Сказка занимает одно из главных мест в словесном творчестве хакасского народа.
2.Работа с выставкой книг.
-Обратимся к выставке книг. Что в облике данных книг указывает на принадлежность к хакасскому народу? (орнамент, надпись на хакасском языке, иллюстрации)
-В этих книгах много сказок, которые мы читали. Какие виды хакасских сказок вы помните? (волшебные, сатирические, бытовые, о животных, героические сказания) Назовите примеры.
3. Работа с выставкой рисунков
-Посмотрите на выставку рисунков. Есть ли здесь рисунки к бытовым сказкам? А к волшебным? Покажите. К каким сказкам больше всего рисунков?
4.Работа по теме занятия
-Особняком среди хакасских сказок стоят короткие сказки о животных : КИП-ЧОХИ
(название на слайде)
-Сегодня ребята приготовили для нас чтение по ролям некоторых из этих сказок.
Далее заранее подготовленные дети читают по ролям сказки: «Медведь и бурундук», «Как муравей к лягушке в гости ходил» (на слайде иллюстрации к этим сказкам)
-Какова мудрость этих сказок? Чему нас учат эти сказки?
-Похожи ли хакасские сказки на русские? Если да, то на какие? Приведите примеры
(«Как муравей к лягушке в гости ходил» похожа на сказку «Лиса и журавль»)
Конечно, т.к. на устное народное творчество хакасов плодотворное влияние оказала русская культура. Среди хакасских сказок есть так называемые ОРЫС- НЫМАF, что в переводе означает русская сказка (название на слайде)
- Все сказки, о которых мы сегодня говорим, называются по-хакасски: ЧАЗАF - НЫМАХ, т.е. «пешие» сказки. Они рассказываются без музыкального сопровождения. Тогда как АЛЫПТЫF – НЫМАХ сопровождаются горловым пением или игрой на хакасском музыкальном инструменте - чатхане. (все названия и инструмент на слайде) Исполняли эти прекрасные сказки мастера устного сказа или, как их называли в народе, ХАЙДЖИ. Известные в нашей республике хайджи: Семен Прокопьевич Кадышев, Макар Константинович Добров (фото на слайде)
5. Театрализация хакасской сказки «Лисичкин пир»
-Ребята, сегодня к нам в гости пришла хайджи, она расскажет нам новую хакасскую сказку «Лисичкин пир», а помогут ей в этом наши одноклассники, которые покажут кукольное представление.
(Входит женщина в хакасском костюме и рассказывает сказку, а учащиеся, заранее подготовившись, показывают кукольное представление)
После представления беседа по содержанию сказки:
- Какой это вид сказок? (о животных)
-О чем эта сказка? Какова её главная мысль?
- Почему она так называется?
-Что указывает на то, что эта хакасская сказка? (лисичка играла на хомысе - хакасском музыкальном инструменте) Изображение хомыса на слайде.
-Чему учит нас эта сказка?
- Похожа ли она на русскую сказку? Если да, то на какую?
6.Обобщение. Викторина.
- Ребята, сейчас я проведу викторину, чтобы узнать, какие хакасские сказки вы запомнили.
1.В какой сказке умный бедняк с помощью петуха помог выявить вора? (Волшебный петух)
2.В какой сказке человек знал язык животных? (Любопытная жена)
3.«Силой правду не переспоришь» - из какой сказки эти слова? (Медведь и бурундук)
4.В какой сказке трёхлетний мальчик победил злого дьявола? (Алтын-Арчол)
5.В какой сказке из-за глупости и суеверия волк перегрыз стадо овец? (Свекровь и сноха)
(После ответов детей, на слайде появляются правильные ответы)
7.Подводение итогов.
- Молодцы! Я вижу, что вы очень хорошо знаете хакасские сказки.
-А какие из прочитанных сказок вам больше всего понравились? Какие из них вы бы хотели поставить в нашем кукольном театре?
Наше путешествие по дорогам хакасских сказок ещё не закончено, оно будет продолжаться в следующих классах. Не все сказки прочитаны и рассказаны. Так что читайте хакасские сказки, друзья!