Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г.    

 

тел. 8-800-100-26-84 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

11.10.2019 г.
Всероссийский литературный конкурс, посвящённый 205-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова «Не...
11.10.2019 г.
Всероссийская литературная викторина, посвящённая 205-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова «Поэт...
09.10.2019 г.
Всероссийский конкурс творческих работ для воспитанников детских садов «Есть на свете чудо сад!»
09.10.2019 г.
II Всероссийский конкурс «Кукольная мастерская»
09.10.2019 г.
Всероссийский конкурс дымковской игрушки «Из таланта, из терпения, из народного умения!»
09.10.2019 г.
Всероссийская игра-викторина для воспитанников ДОУ, посвящённая детскому саду (Из цикла викторин «...
08.10.2019 г.
Всероссийский конкурс «Главная детская книга - Азбука!»

Конспект внеклассного мероприятия по программе «Воспитание на социокультрном опыте»"Образ книги Любимые сказки 1 класс".

Описание опыта работы по представленному направлению

Внеклассное мероприятие «Образ книги. Любимые сказки»

Данное занятие является первым заключительным мероприятием в модуле  «Образ    книги» УВР по программе «Воспитание на социокультурном опыте

как одно из приоритетных направлений духовно-нравственного воспитания

младших школьников», разработанной в соавторстве с коллегами начальных классов нашей школы.

Представленное мероприятие является  промежуточным итогом учебной и внеучебной деятельности обучающихся и педагога по формированию духовно-нравственных ценностей  российской культуры у младших школьников и на этой основе   выработке у учащихся собственной жизненной позиции.

Все  проводимые подготовительные мероприятия  способствуют формированию таких качеств, как доброта, милосердие, уважение, взаимовыручка. У детей  развивается речь, внимание, наблюдательность,  они учатся слышать и слушать друг друга. На каждом занятии используются активные формы: ресурсный круг, тренинг, работа в парах, в группах, используется много наглядности, музыкальное сопровождение, активно используются информационные технологии. Главным результатом этих занятий  к 4 классу является создание « Моей первой книги» 

  Социокультурные технологии  применяются и  в учебном процессе.

На уроках  литературного чтения, ООМ, ИЗО, трудового обучения ведётся работа над понятийным аппаратом, идёт наполнение социокультурных категории.  Обогащение каждого ребёнка происходит  через общение с научными сотрудниками музейных объединений города и области,  через встречи с интересными людьми, через знакомство с экспозициями выставок, через изучение прошлого родного края, очное знакомство с историческими местами края и страны,  через различные поездки и путешествия по городам, что способствует формированию кругозора, мировоззрения, бережного отношения к своей культуре младшими школьниками.

На протяжении учебного года идет подготовительная работа к предстоящим занятиям, которые включены в план УВР класса через уроки ООМ, литературного слушания, ИЗО и трудового обучения.  Используется различная образовательная среда: школа, библиотека, театр, музей, «зелёная» зона города, исторические достопримечательности города и области. В результате расширяется читательский кругозор детей,   формируется  умение самостоятельной работы с книгой, идет формирование вдумчивого читателя. Целенаправленная работа со сказками, работа над раскрытием представленных в них категорий  добра, милосердия, трудолюбия, взаимопомощи, подтолкнула детей к собственному творчеству. Они пробовали писать свои истории, сказки, сами же их иллюстрировали.  Через продукты творческой деятельности дети учились выражать своё отношение к прочитанному, делиться впечатлениями о новой книге, передавать, получившие в результате общения с книгой, знания, житейский и жизненный опыт своим товарищам. В результате совместной деятельности при проведении подготовительных мероприятий дети получили бесценный опыт общения: учились быть терпимыми, принимать аргументы собеседника,  корректно отстаивать свою позицию. Совместная деятельность детей и родителей помогла безболезненно пройти периоду адаптации ребёнка к школе, способствовала сплочению коллектива, дети и родители больше узнали друг о друге.

На уроках развития речи мы составляли мини-рассказы и истории. На уроках рисования продумывали сюжеты будущих иллюстраций, учились рисовать животных – традиционных героев всех народных сказок.  На уроках трудового обучения знакомились с народными ремёслами, с видами сельскохозяйственного труда, так широко представленного во многих сказках. На уроках окружающего мира  так же проводилась подготовительная работа. Использовались следующие формы работы: урок «Кто занимается домашним хозяйством» - Инсценировка сказки Сутеева «Разные колёса»; урок «Твои друзья - взрослые и сверстники» - Традиции класса Составление сценария праздника в классе; урок «Правила культурного поведения в театре» - Урок – игра «Мы в театре».

Использование с первых дней учёбы групповых форм работ и социокультурных технологий  способствовало более эффективному развитию аналогового общения в группе.

Можно выделить следующие этапы работы:

  1. Знакомство со сказкой, как жанром литературы:

- Выделение социокультурных категорий, которые представлены в сказке, формирование умения выделить главных героев, основную мысль (поучение)

 - Выделение национальных особенностей сказок разных народов.

-  Формирование вдумчивого читателя, развитие внимания к СЛОВУ.

- Изучение элементов книги: обложка и её составляющие, иллюстрация, содержание.

  1.  Знакомство с библиотекой -  кладовой  интересных и замечательных книг, её правилами, формирование умения самостоятельно находить интересующую книгу на полках в библиотеки.
  2. - Формирование умения подбирать книги по жанрам, темам для выставок прочитанных дома книг
  3. На уроках рисования формирование умения

 - отражать в рисунке сюжет прочитанного

- продумывать эскиз маски героя для инсценировки

  1. На уроках чтения обучение ролевому чтению, ролевому рассказыванию, инсценированию эпизодов.
  2. Культпоход в театр. Знакомство с профессиями, которые необходимы в театре.
  3. Самостоятельное инсценирование небольших сказок или эпизодов. Подготовка декораций и костюмов для инсценировки (привлекаются родители)
  4. Подготовка к заключительному занятию (инсценирование сказки):

- Знакомство с украинской народной сказкой «Колосок»

- распределение обязанностей (совместно с родителями): декоратор, художники – костюмеры, сценарист, артисты, организатор выставки книг со сказками

- подготовка декораций и костюмов, репетиция спектакля по сказке «Колосок».

- самостоятельное чтение детьми других сказок

 9. Заключительное занятие.

Мотивация учащихся на предстоящий праздник сказки, выбор детьми главной сказки праздника  прошли через дискуссию.

   «Ребята, все любят праздники. Вы тоже.

Вы знакомы со многими народными русскими праздниками, многие из них мы проводили в школе, в классе. Чему посвящены праздники? А как мы узнаем о традициях праздников, об их особенностях? В этом нам помогают книги.  Давайте мы с вами устроим    праздник? Наш праздник будет называться «Любимые сказки»

Подумайте дома с родителями, посовещайтесь с друзьями, что нужно приготовить к празднику, чтобы он запомнился для всех: и для вас, и для наших родителей, и, конечно же, для книги.  

Цель занятия:

Формирование интереса к сказке, как источника мудрости, кладезя народных традиций, самобытности.

Задачи:

1) образовательные:   Социокультурное наполнение категории: «сказка»,  «поучение сказки», «трудолюбие», «добро»,

2)  развивающие: развивать умения анализировать сказку; развивать логическое мышление; формировать навыки устной речи и выразительного чтения; развитие аналогового общения в группе.

3)  воспитательные: воспитывать  интерес и любовь к русскому языку, как хранителю народного творчества; продолжить работу над развитием умения оценивать поступки героев.

Формирование УУД:

1.Личностные   -  любовь к культуре своего народа, его традициям, обычаям,

2. Регулятивные – развивать умение разрешать внутренние разногласия; учиться высказывать предположение (версию); вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; уметь договариваться и разрешать конфликты

3. Коммуникативные – представление о том, что важно понимать друг друга; умение работать в парах;   осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;   участие в коллективном обсуждении,   продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками..

4. Познавательные –   социокультурное наполнение категории: «сказка»,  «поучение сказки», «трудолюбие», «добро»,.

 

Оборудование и инструментарий:

  1. Выставка книг со сказками.
  2. Карточки с частями высказываний:1) Сказка -; 2) ложь,; 3)  да; 4) в; 5) ней; 6) намёк -; 7) добру; 8) молодцу-; 9) урок.  
  3. Карточки для проведения тренингов (содержание смотри в приложении №1)
  4. Вырезанные из бумаги «зёрнышки» зелёного и жёлтого цвета для рефлексии по занятию.
  5. Костюмы и реквизит для инсценировки украинской народной сказки «Колосок»
  6.  Интерактивная доска
  7. Доска оформлена в виде русской избы.
  8. Клубок грубой шерсти серого цвета.

План мероприятия:

1. Вступление в тему.

  •    Присоединение: прослушивание песни «В мире много сказок», вступительное слово учителя и присказка, рассказанная бабушкой с использованием лексического аппарата, воздействующего на все модальности для создания комфортной ситуации;
  •    актуализация чувственного опыта в диалоге бабушки  с внучкой; в ресурсном круге «Моя любимая сказка»

2. Основной этап.

  1.   актуализация знаний детей о видах сказки: волшебные сказки, сказки о животных через фронтальную беседу;
  2.  связь социокультурного опыта прошлого  с опытом настоящего, выход  их на истинные человеческие качества, которые ценятся в людях испокон веков, присоединение  детей к единым духовным ценностям, заложенным в сказках через:
    •  Д/игры «Собери высказывание», «Узнай сказку Пушкина»;
    •  «Почему взрослые и дети так любят сказки?»;
    •  создание выставки книг со сказками;

        3) раскрытие смысла понятия «поучение в сказке» через:

  • постановку проблемного вопроса: «Почему А. С. Пушкин назвал сказку уроком?»;
  • беседу на темы: «О чём ваши любимые сказки?»,
  • создание проблемной ситуации, когда бабушка просит ещё раз объяснить ребят, почему А. С. Пушкин сказал: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добру молодцу урок».

4) работа над главной мыслью украинской народной сказки «Колосок», развитие умения слушать, получать недостающие знания из разных источников,  развитие умения общаться в паре и достигать результата (наполнение понятий «трудолюбие», «добро»), обогащение собственного опыта общечеловеческими нормами и принципами, взаимообогащение социокультурного опыта через:

  • просмотр инсценировки сказки учащимися;
  • использование социокультурного тренинга «Чему учит сказка «Колосок» (работа в парах)

3. Заключительный этап.

  1) самооценка учащимися своей  работы (жёлтые и зелёные зёрнышки от    колоска)

2) рефлексия: положительная оценка  бабушкой работы всех детей на занятии,  постановка вопроса: «Что вас порадовало на занятии, что вам было особенно интересно, что понравилось?»

3) нацеливание ребят на дальнейшее самостоятельное чтение сказок;

4) вознаграждение всех присутствующих пирожками от героев сказки Круть и Верть.

1.Присоединение.    

Доска оформлена в виде крестьянской избы. На экране слайд№2 с изображением иллюстраций из сказок и темой занятия

Ребята заходят под песню «В мире много сказок»,  рассаживаются по кругу.

      Учитель: Добрый день, ребята и уважаемые гости. Мы рады видеть вас на нашем очередном занятии кружка.  Сегодня у нас в гостях бабушка Юли Наталья Васильевна.

На улице март месяц, то снег, то дождь. Сыро, неуютно улице. Именно в такие дни или вечера особенно приятно сидеть  в кругу семьи или друзей, в уютной теплой комнате или около горячей печки, в которой потрескивают дрова. (Учитель обращает внимание детей на макет русской избы)

      Соберутся вот так ребятишки в кружок около бабушки и ждут, затаив дыхание, когда она начнёт рассказывать им любимую сказку…

Бабушка:  Далеко-далеко раскинулось царство, необъятное государство – Страна Сказок, Чудес и Волшебства. Прекрасная страна! И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки. Потому что деревья там самые причудливые, горы самые высокие, терема самые расписные, птицы самые звонкие, а чудища самые страшные.

Ресурсный круг. «Моя любимая сказка».

Дети: Бабушка, расскажи нам сказку.

Бабушка: А какую сказку?

Дети: Самую любимую.

Бабушка: А какая сказка у вас самая любимая? Расскажите мне. Вот я и клубочек из сказки прихватила, что путь-дорожку указывает. Пусть он и вам поможет.

Учитель первый называет любимую сказку и передает клубок ученику Ученик называет любимую сказку и передает клубок товарищу.

Учитель: Много сказок вы знаете. Все они разные.  Одни сказки могут  превратить лягушку в царевну, лебедя в девицу, молодца в комара. Это какие сказки?

 В других сказках нет волшебства, но эти сказки забавные, в них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая, а волк злой.  И это сказки …Дети называют виды сказок: о животных, волшебные, бытовые.

Бабушка: И каждая из них достойна внимания и уважения. Ведь сказки хранят мудрость народа, его историю, мечты и надежды. Не зря говорят.…  Ой, что-то запамятовала! Вот старость  не в радость. Все слова разбежались. А ну-ка, ребятишки, помогайте, слова известного всему миру человека, Александра Сергеевича Пушкина, собирайте.

Дидактическая игра «Собери высказывание»

Учитель: Давайте поможем бабушке, найдите в классе слова и составьте из них высказывание.

Ученики ищут развешанные части высказывания и собирают его.

«Сказка - ложь, да в ней намек – добру молодцу  урок».

Дидактическая игра  «Узнай сказку»

Бабушка: Спасибо, ребятки, помогли мне.

Много  слышал сказок Александр Сергеевич Пушкин от своей няни Арины Родионовны,  так полюбились они ему, что сам сказки сочинять начал. Да какие сказки! Всему миру известны его строки:

«Жил старик со своею старухой у самого синего моря…». Узнали?

«Жил-был поп, толоконный лоб. Пошёл поп по базару посмотреть кой-какого товару…»

А это что за сказка?

«Ель растёт пред дворцом, а под ней хрустальный дом. Белка там живёт ручная, да затейница какая! Белка песенки поёт да орешки всё грызёт»….

Ученики называют заголовок и автора сказки.

Дискуссия по проблемному вопросу.

Учитель: Сказки могут быть народными и авторскими, у которых есть свой автор. Сказки А. С. Пушкина – это авторские сказки.  А  почему А. С. Пушкин сказки назвал уроком?

Примерный ответ: Сказки нас учат, и т. д

Учитель: А о чём ваши любимые сказки? Чему они учат?

Выступление детей: «О чём моя любимая сказка»

Физкультминутка «Волшебное число-  3»

Учитель: А теперь послушайте мою сказку. В ней есть магическое число. Какое число волшебное во всех русских народных сказках?

Дети: Число – 3.

Учитель: Встаньте и послушайте, а как число 3 услышите, сразу же на место садитесь, да слова волшебные говорите: «Чур, не меня!»

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него ТРИ сына. Вот решил отец женить трех сыновей. Дал им лук и дал по ТРИ стрелы. Первым стрелял старший сын. Все ТРИ стрелы упали на княжеский двор. Вторым стрелял средний сын. ТРИ стрелы улетели на боярский двор. Третьим стрелял младший сын. ТРИ раза он натягивал тетиву, ТРИ раза улетала его стрела в тридевятое царство в тридесятое государство. А жил в этом царстве змей-Горыныч трёхголовый. Одной головой он огнём палил, второй головой водой студёной поливал, третьей головой так сильно свистел, что падал лес за  ТРИ версты. Собрался младший сын. Шёл он ТРИ дня и ТРИ ночи, стёр ТРИ пары сапог, съел ТРИ каравая, выпил ТРИ бочонка воды. А когда до царства змея-Горыныча дошел, увидел он пред собой ТРИ рва. Первый ров огнём полыхал, второй ров змеями – гадами кишил, а через третий ров мостик был перекинут. А что было дальше, придумайте  сами и сроку вам на это ТРИ дня

Ученики встают и слушают сказку при слове «ТРИ» садятся и говорят «Чур, не меня!»

Учитель: Интересно было?  А почему все и взрослые, и дети любят сказки?

Предполагаемые ответы детей:

-Интересно слушать.

-В сказке происходят чудеса.

- В сказке добро побеждает зло.

- Красавица находит себе прекрасного принца.

- Все герои получают по справедливости

Учитель: Теперь, я думаю, многим стали понятны слова А. С. Пушкина: «Сказка - ложь, да в ней намек – добру молодцу  урок».

Бабушка:  Нет, а вот мне что-то не понятно. Видно, уж я старая стала. Объясните-ка мне ребятки, что имел в виду А. С.Пушкин, называя сказку уроком.

Объяснение учениками вывода всей  дискуссии.

Физминутка «Сказочные пары»

Учитель: А ещё  вы, ребята, знаете, что во многих русских народных сказках у героев двойные имена – прозвища. Давайте и мы с вами  разобьемся на сказочные пары. У вас есть карточки с именами сказочных героев. Найдите свои половинки. Встаньте ребята,  у которых на карточках красный кружочек, прочитайте своё имя. А остальные слушайте внимательно и ищите свою «половинку»

Дети, на карточках которых нарисован красный кружочек,  по очереди зачитывают «половинки» сказочных имён. Остальные присоединяются к своей  паре.

Сказочные пары:

Змей - Горыныч, Иван-Царевич, Лягушка-Квакушка, Муха-Цокотуха,

Мышка-Норушка, Василиса -Прекрасная, Кощей Бессмертный, Красная Шапочка, Лисичка-Сестричка, Снежная королева, Комар-Пискун, Баба-Яга.

Инсценировка сказки «Колосок».

Бабушка:  Ой! Как с вами интересно! С разговором я забыла и о вашей просьбе. Вы же сказку просили. Так вот, садитесь поудобнее, внимательно смотрите, слушайте и думайте. О чём эта украинская народная сказка «Колосок»? Чему она учит?

Группа учеников показывают сказку «Колосок»

Активное занятие «Чему учит сказка «Колосок»?

Учитель: Понравилась сказка? А как артисты играли?

А чему учит эта сказка, поняли? Перед вами карточки с тренингом «Чему учит сказка «Колосок»?

Прочитайте, что нужно выполнить на первом шаге?

Его вы выполняете, пока не прозвенит колокольчик.

Что нужно сделать на 2 шаге?

2 шаг выполняете в паре. Постарайтесь прийти к одному решению, прислушивайтесь к мнению товарища, помните народную пословицу: «Одна голова хорошо, а две – лучше».

Что нужно сделать на 3 шаге?

Ученики зачитывают содержание каждого шага тренинга.

Учитель: Приступили к работе.

Бабушка присоединяется к одной из пар и помогает в работе

Во время выполнения тренинга учитель структурирует время работы по шагам.

Бабушка: Ну, ребятки, покажите, что вы внимательные слушатели, знаете и понимаете народную сказку. Поделитесь результатами своей работы.

Выступают 4 -5 пар, остальные присоединяются к ответам товарищей или предлагают своё решение вопроса.

Бабушка: Молодцы, ребята! Оказывается, вы действительно любите, знаете  и понимаете сказки.

Учитель:  Посмотрите, ребята, на экране - правильное решение. Совпадает оно с нашим?

 Итог. Рефлексия «Колосок»

          Мы проделали с вами большую работу. А результатом нашего общего труда будет колосок, который рос вместе с вами. Перед вами зёрнышки из колоска: зеленые, ещё не созрели, а жёлтые  уже налились и ждут -  не дождутся, когда их соберут. Если вам сегодняшнее занятие понравилось,  вам было приятно общаться с друзьями, то  вы приклеиваете жёлтое зёрнышко. Если вам было что–то непонятно, вам было скучно – вы напишите свои сомнения  на зелёном зёрнышке. Я прочитаю и на следующем занятии обязательно во всём разберёмся.

Ученики оценивают себя, выбирают зернышко и приклеивают его к общему колоску

Учитель: Давайте посмотрим на результаты нашего труда?!

Бабушка: Вот это колосок!  Хорошо потрудились. С пользой провели время. И мне с вами было интересно работать, слушать вас. Я узнала много новых сказок и обязательно их прочитаю.

А что вас порадовало на занятии, что вам было особенно интересно, что понравилось?

Учитель: Вы правы, Наталья Васильевна!  Большинство зёрнышек на нашем колоске созрело. Значит, мы с сегодняшнего дня ещё внимательнее  и с большим интересом будем  читать  сказки. Ведь не зря А. С. Пушкин восхищался: «Что за прелесть эти сказки!».

Вознаграждение. Круть и Верть угощают всех пирожками.

Приложение.

Активное занятие «Чему учит сказка «Колосок»?

1 шаг – индивидуально. Выбери, чему учит сказка «Колосок». Подчеркни ответ, который ты считаешь правильным. 

БОРОТЬСЯ СО ЗЛОМ.

УМЕТЬ ПРОЩАТЬ.

ПРЕЗИРАТЬ ХИТРЕЦОВ И ЛГУНОВ.

ТРУДОЛЮБИЮ.

ПОМОГАТЬ ДРУГ ДРУГУ.

ПОНИМАТЬ ЧУЖУЮ БЕДУ.

БЫТЬ ДОБРЫМ.

2 шаг – в парах. «Чему учит сказка «Колосок»?

 Обсудите  выбранные варианты, постарайтесь прийти к общему мнению ». Подчеркните ответ, который вы считаете правильным. 

БОРОТЬСЯ СО ЗЛОМ.

УМЕТЬ ПРОЩАТЬ.

ПРЕЗИРАТЬ ХИТРЕЦОВ И ЛГУНОВ.

ТРУДОЛЮБИЮ.

ПОМОГАТЬ ДРУГ ДРУГУ.

ПОНИМАТЬ ЧУЖУЮ БЕДУ.

БЫТЬ ДОБРЫМ.

3 шаг  - Озвучьте свой выбор перед классом.