Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.07.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню семьи, любви и верности «Моя счастливая семья!»
01.07.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню семьи, любви и верности «Семья - источник радости и счастья!»
01.07.2024 г.
Всероссийская литературная викторина, посвящённая жизни и творчеству А.С. Грибоедова «Писатель,...
29.06.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция «Читаем книги о войне»
28.06.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая безопасности дорожного движения «Правила движения и...
27.06.2024 г.
Всероссийская интеллектуально-литературная викторина для обучающихся начальных классов «Лесной...
26.06.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по истории Бородинского сражения «Был бой суровый Бородинский…»

Конспект урока по теме «Александр Иванович Куприн. Чудесный доктор»

МБОУ-СОШ №3 Краснодарский край, г. Армавир

 

Конспект урока по теме
«Александр Иванович Куприн. Чудесный доктор»

Методические материалы, разработка урока

 

 

Родак Наталья Павловна,

учитель русского языка и литературы

 

Александр Иванович Куприн. Чудесный доктор

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями    композиции  рассказа, привлечь внимание учащихся к обсуждению вопросов, связанных с понятием «милосердие».

Оборудование: портрет писателя, рисунки учащихся, иллюстративный материал.

Ход урока:

I. Слово учителя.

 На протяжении всей истории человечества жизнь людей была полна невзгод и лишений. Буквально каждого человека сопровождают самые разные испытания не только во время войны, но и в мирные дни.

            Болезни, безработица, нищета, невозможность помочь самым близким, дорогим людям Эти испытания могут быть очень тяжелыми. Иногда даже у самого сильного человека опускаются руки, им овладевает отчаяние. И поэтому помощь воспринимается как чудо. К сожалению, такая помощь приходит далеко не всегда.

            Но ведь каждому хочется верить в возможность такой чудесной помощи. И каждый случай, услышанный где-то, рассказанный кем-то, прочитанный, только укрепляет эту надежду. Сегодня мы поразмышляем об одном из таких рассказов. Называется он «Чудесный доктор», написал его А.И.Куприн в 1897 году.

            Итак, цель нашего урока: познакомиться с особенностями композиции рассказа, его героями, выяснить условия их жизни, причину несчастий и понять, как милосердие и сострадание иногда совершенно незнакомых людей может помочь человеку в очень тяжелых жизненных ситуациях.

II. Беседа с классом.

- Понравился ли вам рассказ?  Почему?

-Сколько рассказчиков в этом произведении?

(Два: тот, с кем произошла эта история, и  автор, передающий услышанное от другого.)

   - Такая форма построения текста называется «рассказ в рассказе». Запишем это определение в тетрадях.

- С кем мы встречаемся  в самом начале повествования?

                                                          (с мальчиками Гришей и Володей, когда они

                                                           рассматривали витрину  гастрономического      магазина.)

- Как вы думаете, чем привлекла мальчиков эта витрина?

(Обилием и разнообразием товаров. Этавитрина для них - диковина, окно в другую, чудесную, сытую жизнь.)

- Скажите, а мальчики живут в каком мире - мире сытых или голодных?  Докажите (обращаемся к тексту, подбираем цитаты.)

- После созерцания витринного чуда братья отправляются домой. Где же они жили? Расскажите.

- Что бросается в глаза при описании их жилья?

            ( «… тесный, обледенелый и грязный двор…», «подвал», « отыскали ощупью свою дверь».)

- «Настоящий запах нищеты», так пишет автор. Ребята, а из чего он состоит?

            ( «закоптелые, плачущие от сырости стены», « ужасный запах керосиновогочада, детского грязного белья и крыс.»)

- Почему «маленькие детские сердца сжались от острого, недетского страдания»?

            (потому что они увидели витрины  магазинов, елку сквозь запотевшие окна какого-то дома и убогую, нищенскую обстановку их собственного жилища.)

- То есть они увидели два мира - мир богатых, довольных жизнью людей и  нищенское существование - автор использует здесь прием контраста.

- А в какое время года происходит действие рассказа?

                                                           (зимой, в канун Нового года.)

- Любите ли вы зимние праздники? Ждете ли от них чуда?

- А как вы думаете, Гриша и Володя могут надеяться на подарки  в праздничные дни? Почему?

            ( потому что им некому дарить их. Уродителей просто нет денег.)

- Мальчики должны были отнести письмо бывшему хозяину главы семейства Мерцаловых.  Как вы думаете, о чем говорилось в том письме?

                                                           ( это была просьба о помощи.)

- Мог ли швейцар передать это письмо по назначению?

                                                           (да)

- Почему он этого не сделал?

            ( потому что он не знает, что такоенищета и полнейшая безысходность.)

- И. Шевелев сказал: «Чем жизнь тяжелее, тем одни люди становятся черствее, а другие - милосерднее».

К кому из персонажей рассказа мы можем отнести эти слова и почему?

                                                           ( к швейцару и его хозяину.)

- Ребята, а что значит слово «милосердие»?

                                                           ( «милое сердце», готовность помочь        

                                                           кому-нибудь или простить кого-нибудь

                                                           из сострадания, человеколюбия.)                         

- Итак, в семье Мерцаловых сложилась трагичная, безвыходная ситуация. Именно в это время, полное горя и отчаяния, произошла некая встреча, круто изменившая жизнь семейства Мерцаловых.

  Посмотрим инсценирование эпизода из рассказа, подготовленное нашими юными актерами.

                                                           (Встреча Мерцалова с врачом.)

- Что же произошло после разговора в парке? Расскажите.

- Запомнили ли вы фамилию незнакомца?

- Как вы думаете, почему он не захотел ее назвать?

                                                             (он очень скромный человек.)

- А знаете ли вы, что это за человек?

                          ( Это известный русский хирург Николай  Иванович Пирогов. Он способствовал организации движениясестер милосердия в России в периодвоенных действий в Крыму в 1853-1856 годах. В 1867 году это движение оформилось в Российское обществопопечения о раненых и больных воинах,переименованное в 1879 году в Российское Общество Красного Креста.)

- Итак, грустная история завершилась самым чудесным образом. Тем не менее писатель заканчивает свою историю рассказом о дальнейшей судьбе членов семьи Мерцаловых. Как вы думаете, почему?

  ( композиция этого произведения, задуманного как «рассказ в рассказе»,получает свою завершенность. Так подчеркивается достоверность истории, пересказанной Куприным.)

- Наш урок подходит к концу. Но среди нас есть один человечек, который не просто размышлял, читая рассказ, а, повинуясь душевному порыву, сделал несколько рисунков к произведению. Попросим нашу юную художницу показать нам свои рисунки и объяснить, почему она взялась за краски.

                                                             (выставка рисунков.)

- Почему же рассказ называется «Чудесный доктор»?  О каком чуде идет речь в этом рассказе?

- А было ли в вашей жизни подобное чудо? Может быть, вы или ваши родные помогали кому-то в сложных жизненных ситуациях? Расскажите нам о них.

- Ребята, а теперь обратимся к афоризмам, написанным на доске:

«Порой нам снится то, что в жизни невозможно, а жизнь преподносит то, что и не снилось.» (И.Шевелев)

«Не успокаиваться в случае удачи, не приходить в отчаянье в беде.»(Сенека)

«Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться.» (И.Гете)

Как вы думаете, какой из них наиболее точно отражает основную мысль рассказа? Почему?

III  Подведем итоги и ответим на вопросы, записанные на доске.

- О каком чуде идет речь в рассказе?

-В какие чудеса надо верить людям?

                                                                    ( ответы учащихся)

- Один ученик нашей школы, познакомившись с  рассказом, так был потрясен историей семьи Мерцаловых, что  под впечатлением прочитанного написал стихотворение:

Мы живем в огромном мире,

Там царят добро и зло,

Но, конечно, каждый хочет,

Чтоб вокруг цвело добро.

Чтобы ласковые руки

Нам всегда помочь могли,

Чтобы в трудную минуту

В дверь твою друзья вошли.

Если люди на планете

Будут радостью полны,

Доброта в нас не исчезнет,

Будем в жизни мы сильны.

   (Манукян Михаил,)

- Вот на этой оптимистической ноте мы и закончим наш урок.

IV  Домашнее задание.

     Письменный ответ на вопрос: «Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: «Главное - не падайте никогда духом»?