Конспект урока по теме «Александр Иванович Куприн. Чудесный доктор»
МБОУ-СОШ №3 Краснодарский край, г. Армавир
Конспект урока по теме
«Александр Иванович Куприн. Чудесный доктор»
Методические материалы, разработка урока
Родак Наталья Павловна,
учитель русского языка и литературы
Александр Иванович Куприн. Чудесный доктор
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями композиции рассказа, привлечь внимание учащихся к обсуждению вопросов, связанных с понятием «милосердие».
Оборудование: портрет писателя, рисунки учащихся, иллюстративный материал.
Ход урока:
I. Слово учителя.
На протяжении всей истории человечества жизнь людей была полна невзгод и лишений. Буквально каждого человека сопровождают самые разные испытания не только во время войны, но и в мирные дни.
Болезни, безработица, нищета, невозможность помочь самым близким, дорогим людям Эти испытания могут быть очень тяжелыми. Иногда даже у самого сильного человека опускаются руки, им овладевает отчаяние. И поэтому помощь воспринимается как чудо. К сожалению, такая помощь приходит далеко не всегда.
Но ведь каждому хочется верить в возможность такой чудесной помощи. И каждый случай, услышанный где-то, рассказанный кем-то, прочитанный, только укрепляет эту надежду. Сегодня мы поразмышляем об одном из таких рассказов. Называется он «Чудесный доктор», написал его А.И.Куприн в 1897 году.
Итак, цель нашего урока: познакомиться с особенностями композиции рассказа, его героями, выяснить условия их жизни, причину несчастий и понять, как милосердие и сострадание иногда совершенно незнакомых людей может помочь человеку в очень тяжелых жизненных ситуациях.
II. Беседа с классом.
- Понравился ли вам рассказ? Почему?
-Сколько рассказчиков в этом произведении?
(Два: тот, с кем произошла эта история, и автор, передающий услышанное от другого.)
- Такая форма построения текста называется «рассказ в рассказе». Запишем это определение в тетрадях.
- С кем мы встречаемся в самом начале повествования?
(с мальчиками Гришей и Володей, когда они
рассматривали витрину гастрономического магазина.)
- Как вы думаете, чем привлекла мальчиков эта витрина?
(Обилием и разнообразием товаров. Этавитрина для них - диковина, окно в другую, чудесную, сытую жизнь.)
- Скажите, а мальчики живут в каком мире - мире сытых или голодных? Докажите (обращаемся к тексту, подбираем цитаты.)
- После созерцания витринного чуда братья отправляются домой. Где же они жили? Расскажите.
- Что бросается в глаза при описании их жилья?
( «… тесный, обледенелый и грязный двор…», «подвал», « отыскали ощупью свою дверь».)
- «Настоящий запах нищеты», так пишет автор. Ребята, а из чего он состоит?
( «закоптелые, плачущие от сырости стены», « ужасный запах керосиновогочада, детского грязного белья и крыс.»)
- Почему «маленькие детские сердца сжались от острого, недетского страдания»?
(потому что они увидели витрины магазинов, елку сквозь запотевшие окна какого-то дома и убогую, нищенскую обстановку их собственного жилища.)
- То есть они увидели два мира - мир богатых, довольных жизнью людей и нищенское существование - автор использует здесь прием контраста.
- А в какое время года происходит действие рассказа?
(зимой, в канун Нового года.)
- Любите ли вы зимние праздники? Ждете ли от них чуда?
- А как вы думаете, Гриша и Володя могут надеяться на подарки в праздничные дни? Почему?
( потому что им некому дарить их. Уродителей просто нет денег.)
- Мальчики должны были отнести письмо бывшему хозяину главы семейства Мерцаловых. Как вы думаете, о чем говорилось в том письме?
( это была просьба о помощи.)
- Мог ли швейцар передать это письмо по назначению?
(да)
- Почему он этого не сделал?
( потому что он не знает, что такоенищета и полнейшая безысходность.)
- И. Шевелев сказал: «Чем жизнь тяжелее, тем одни люди становятся черствее, а другие - милосерднее».
К кому из персонажей рассказа мы можем отнести эти слова и почему?
( к швейцару и его хозяину.)
- Ребята, а что значит слово «милосердие»?
( «милое сердце», готовность помочь
кому-нибудь или простить кого-нибудь
из сострадания, человеколюбия.)
- Итак, в семье Мерцаловых сложилась трагичная, безвыходная ситуация. Именно в это время, полное горя и отчаяния, произошла некая встреча, круто изменившая жизнь семейства Мерцаловых.
Посмотрим инсценирование эпизода из рассказа, подготовленное нашими юными актерами.
(Встреча Мерцалова с врачом.)
- Что же произошло после разговора в парке? Расскажите.
- Запомнили ли вы фамилию незнакомца?
- Как вы думаете, почему он не захотел ее назвать?
(он очень скромный человек.)
- А знаете ли вы, что это за человек?
( Это известный русский хирург Николай Иванович Пирогов. Он способствовал организации движениясестер милосердия в России в периодвоенных действий в Крыму в 1853-1856 годах. В 1867 году это движение оформилось в Российское обществопопечения о раненых и больных воинах,переименованное в 1879 году в Российское Общество Красного Креста.)
- Итак, грустная история завершилась самым чудесным образом. Тем не менее писатель заканчивает свою историю рассказом о дальнейшей судьбе членов семьи Мерцаловых. Как вы думаете, почему?
( композиция этого произведения, задуманного как «рассказ в рассказе»,получает свою завершенность. Так подчеркивается достоверность истории, пересказанной Куприным.)
- Наш урок подходит к концу. Но среди нас есть один человечек, который не просто размышлял, читая рассказ, а, повинуясь душевному порыву, сделал несколько рисунков к произведению. Попросим нашу юную художницу показать нам свои рисунки и объяснить, почему она взялась за краски.
(выставка рисунков.)
- Почему же рассказ называется «Чудесный доктор»? О каком чуде идет речь в этом рассказе?
- А было ли в вашей жизни подобное чудо? Может быть, вы или ваши родные помогали кому-то в сложных жизненных ситуациях? Расскажите нам о них.
- Ребята, а теперь обратимся к афоризмам, написанным на доске:
«Порой нам снится то, что в жизни невозможно, а жизнь преподносит то, что и не снилось.» (И.Шевелев)
«Не успокаиваться в случае удачи, не приходить в отчаянье в беде.»(Сенека)
«Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться.» (И.Гете)
Как вы думаете, какой из них наиболее точно отражает основную мысль рассказа? Почему?
III Подведем итоги и ответим на вопросы, записанные на доске.
- О каком чуде идет речь в рассказе?
-В какие чудеса надо верить людям?
( ответы учащихся)
- Один ученик нашей школы, познакомившись с рассказом, так был потрясен историей семьи Мерцаловых, что под впечатлением прочитанного написал стихотворение:
Мы живем в огромном мире,
Там царят добро и зло,
Но, конечно, каждый хочет,
Чтоб вокруг цвело добро.
Чтобы ласковые руки
Нам всегда помочь могли,
Чтобы в трудную минуту
В дверь твою друзья вошли.
Если люди на планете
Будут радостью полны,
Доброта в нас не исчезнет,
Будем в жизни мы сильны.
(Манукян Михаил,)
- Вот на этой оптимистической ноте мы и закончим наш урок.
IV Домашнее задание.
Письменный ответ на вопрос: «Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: «Главное - не падайте никогда духом»?