Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Конспект урока по обществознанию в 8 классе «Налоги. Виды налогов»

МКОУ Заволжский лицей

г. Заволжск Ивановской области

 

«Налоги. Виды налогов»

 

Конспект урока по обществознанию в 8 классе

(технология «Перевернутый класс»)

 

 

Кондратьева Анна Сергеевна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

 

 

Пояснительная записка.

Целью урока является  формирование  знания о налогах в Российской Федерации.

В ходе урока были поставлены следующие задачи:

- обогатить знания учащихся экономическими понятиями, позволяющими лучше осмыслить экономические реалии: налоги, их виды, функции;

- продолжить формирование умений работы в группе, выбора решений и высказывания своих мыслей на заданную тему

- совершенствование умений анализировать, сравнивать и обобщать

создавать условия для развития познавательного интереса к предмету  экономика, коммуникативных качеств,

- развивать навык работы с ИКТ

- содействовать пониманию важности уплаты налогов и воспитанию гражданской ответственности.

Конспект может быть использован в ходе изучения обществознания в 8-9 классах, а также финансовой грамотности.

Возраст обучающихся: 14-16 лет.

Планируемые образовательные результаты: усвоение основных терминов и понятий посредством решения практических заданий.

В ходе изучения материала обучающиеся должны

 знать:

-  что такое налоги

-  виды налогов,

- функции налогов в обществе,

понимать:

- почему государство не может существовать без налогов;

-  различия между прямыми и косвенными налогами;

- необходимость уплаты налогов всеми гражданами;

Уметь:

- самостоятельно определять цели и задачи урока;

- анализировать и оценивать свою деятельность на уроке;

- применять полученные знания в ходе выполнения практических задач;

- работать в сервисе Learningapps и Я-класс.

Материально-техническое обеспечение:

- компьютер для учителя, проектор, презентация, раздаточный материал

- планшеты или ноутбуки для каждого обучающегося, телефон с выходом в интернет.

Литература:

  1. Учебник обществознания 8 класс (под ред. Боголюбова)
  2. Финансовая грамотность. Учебник 8-9 класс.

Налоги. Виды налогов

Цель: формировать знания о налогах в Российской Федерации

Задачи:

- обогатить знания учащихся экономическими понятиями, позволяющими лучше осмыслить экономические реалии: налоги, их виды, функции;

- продолжить формирование умений работы в группе, выбора решений и высказывания своих мыслей на заданную тему

- совершенствование умений анализировать, сравнивать и обобщать

создавать условия для развития познавательного интереса к предмету  экономика, коммуникативных качеств,

- развивать навык работы с ИКТ

- содействовать пониманию важности уплаты налогов и воспитанию гражданской ответственности.

Орг.момент. Проверка готовности к уроку.

Этап мотивации.

Мультфильм «Чипполино»(фрагмент).

- Ребята, кто узнал мультфильм? Кто автор произведения?

О чем шла речь в отрывке?

Что мы будем изучать на уроке? – Число и тема в тетради.

Этап актуализации знаний. Как вы готовились к сегодняшнему уроку? (читали теорию на Я-класс, решали тест) Результаты теста вы можете увидеть в личном кабинете.

Оцените свою домашнюю работу в соответствии с критериями. Внесите баллы в лист самооценки.

Этап целеполагания.

На какие вопросы мы должны будем ответить во время урока?

- Что такое налоги?

-Какие бывают налоги?

-Кто платит налоги?

-Зачем нужно платить налоги?

Изучение материала с первичным закреплением.

Проанализируем результаты вашей домашней работы. Как показал тест, понятие налога усвоили все.  Давайте вспомним, что такое налог?

Налог – обязательный платеж физических и юридических лиц государству.

Однако задания на определение признаков налога вызвали некоторые затруднения. Давайте вспомним основные признаки налога.

Слайд «Задание 1». https://learningapps.org/display?v=pxqpner6c19

Выполните задание 1.

Выберите признаки налога:

- обязательный характер – верно

- денежная форма уплаты – верно

- безвозмездность налога – верно

- законность – верно

- платят только физические лица - неверно

 - добровольность платежа – неверно

- может быть уплачен в натуральной форме – неверно

Оцените свою работу в соответствии с критериями.  

Поднимите руки, кого обрадовал мой сюрприз.  Почему с вашего выигрыша вам придется заплатить налог? – это доход, любой доход облагается налогом

Как называются такие налоги?  - прямые

Приведите примеры объектов, которые могут подлежать налогообложению?

- недвижимость, зарплата, выигрыши.

Задание 2. Выберите из предложенного списка прямые налоги и запишите их в тетрадь.

налог на прибыль предприятий, акцизы, подоходный налог, налог на добавленную стоимость, налог на имущество,  импортные пошлины, налог с продаж, налог с владельцев транспортных средств, налог на наследство.

Прямые: налог на прибыль предприятий, подоходный налог, налог на имущество, налог с владельцев транспортных средств, налог на наследство

Как будут называться налоги, которые вы не выписали? Чем они отличаются от прямых?  Выпишите в тетрадь оставшиеся примеры косвенных налогов.

Оцените свою работу в соответствии с критериями.

Этап систематизации знаний.

Может ли государство существовать без налогов? Почему?

Пожалуй, одним из самых «богатых» на новые налоги периодов было начало XVIII века.  Кто может сказать, с чем это было связано?  

Работа в группах. Прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему:

«Начиная с 1704 года один за другим вводились самые разные, порой абсурдные налоги:  посаженный,  поземельный, пролубный, ледокольный, водопойный, погребной, на покос сена, трубный, с печей, налог на причал и отправку плавучих судов, с мостов и переправ, с клеймения платья, шапок и сапог, с варки пива, с производства воска, с квасных и сусляных напитков, с кожевенного и мыльного промыслов, с лавок, почепов, кузниц, харчевен, пекарен, с мастеровых и «работных людей» (за то, что они мастеровые и работные люди), с записки клейма мастеровых, с лавочных седельцев и «походячих продавцов» (кроме торговых пошлин), за переход торговых людей из лавки в лавку, с продажи свеч, и т.д. Всего появилось около 40 новых налогов.

В январе 1705г. вышел указ «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков». Каждый, кто отказывался брить бороду был обязан платить от 100 до 30 рублей ежегодно, в зависимости от чина и положения. Была установлена дополнительная система сбора данного налога с крестьян — налог на въезд и выезд в крупные города по 2 копейки с бороды.

Обложению подвергались и религиозные верования. Раскольники должны были платить все налоги в двойном размере. Наложены были сборы на совершение обрядов по случаю браков, рождения, смерти. Брачный налог был положен на мордву, черемис, татар и других инородцев.

Важным налогом Петра I был введённый указом 23 января 1699 г. гербовый сбор (пошлин). Т.е. все официальные документы (купля-продажа, займы и т.д.) необходимо было оформлять на гербовой бумаге, монополистом по выпуску которой было государство.

В 1724 г. был принят общий таможенный тариф, целью которого была защита отечественных товаров неспособных конкурировать по качеству с иностранными аналогами. Тариф был откровенно протекционистским — пошлины были настолько высоки, что торговцы просто отказывались привозить товар на продажу.

Перепись 1710 г. показала громадную убыль тягловых крестьянских дворов против переписи 1678г. Крестьяне обносили несколько домов одним забором, получался один «двор» — таким образом народ старался выжить и уменьшить огромное налоговое бремя. Петр приказал  провести перепись населения и записать всех, кто был мужского пола и принадлежал к податным сословиям. Весной 1724 г., когда более точно была определена цифра подушной переписи в 5,4 млн. душ, подушная подать определена в 74 коп. с души. Государственные крестьяне сверх того должны были платить дополнительно 40 коп. с души для уравнения с владельческими крестьянами, которые кроме подушной подати платили оброки своему владельцу. С посадских (горожан) подушная подать была определена в 1 р. 20 коп. с души.»

 (Текст взят с сайта: https://xn--1-itb3afj.xn--p1acf/%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B/%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5/%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0/)

Задания для работы в группах:

  1. Какие меры предпринимал ПетрI для пополнения казны?
  2. XVIII века. Почему государство стремилось собирать как можно больше прямых налогов? С какими событиями истории России это было связано?
  3. О каком видекосвенных налогов идет речь в отрывке?
  4. Какие необычные налоги привлекли ваше внимание? Почему?
  5. К чему может привести чрезмерное налогообложение?
  6. Чем опасен недостаточный сбор налогов?
  7. Попробуйте предложить налог, который следовало бы ввести в современной России, и объясните, в чем преимущества его введения.

Выступление групп.

Спасибо, ребята за интересные идеи. Скажите, что легче: придумывать налоги или платить их?

Оцените свою работу в группе.

Этап рефлексии.

Все вы со временем начнете работать самостоятельно, а значит, станете налогоплательщиками.  Кто из вас считает, что обязательно будет платить налоги государству?  (Онлайн голосование: https://ru.surveymonkey.com/r/7BG2RXR)

Приятно, что большинство участвовавших в сегодняшнем уроке осознают важность уплаты налогов и будут ответственными налогоплательщиками.

Давайте подведем итоги нашей работы.

Что такое налоги?

Кто должен платить налоги?

Какие бывают налоги?

Зачем нужно платить налоги?

Оцените свою работу на уроке:

9баллов – Вы- эксперт. Ваши знания в области налогообложения прочны и надежны. Надеюсь, итоговый тест это подтвердит.

7-8баллов – Вы неплохо разбираетесь в налогах,  но есть к чему стремиться.

Меньше 6 баллов  - Ваш результат – не повод для отчаяния. Стоит еще раз повторить тему дома, в чем вам поможет Я-класс. Постарайтесь быть внимательнее при выполнении теста.

Итоговый тест на Я-класс.

 

Лист самооценки ______________________________________________________________

 

Этап урока

Домашняя работа

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Критерий оценивания

0-33  - 1 балл

34-67 – 2 балла

68-100 – 3 балла

0 ошибок  -3 б.

1 ошибка- 2 б.

2 ошибки и более - 1 балл

0 ошибок  -3 б.

1 ошибка- 2 б.

2 ошибки и более - 1 балл

Активно участвовал в работе группы -3 б.

Участвовал в меру сил - 2 б.

Был пассивен - 1 балл

Оценка

 

 

 

 

 

Итого_________________