Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.07.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню семьи, любви и верности «Моя счастливая семья!»
01.07.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню семьи, любви и верности «Семья - источник радости и счастья!»
01.07.2024 г.
Всероссийская литературная викторина, посвящённая жизни и творчеству А.С. Грибоедова «Писатель,...
29.06.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция «Читаем книги о войне»
28.06.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая безопасности дорожного движения «Правила движения и...
27.06.2024 г.
Всероссийская интеллектуально-литературная викторина для обучающихся начальных классов «Лесной...
26.06.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по истории Бородинского сражения «Был бой суровый Бородинский…»

Конспект урока по литературе в 9 классе Сатирическая повесть Житинского «Внук доктора Борменталя»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Многопрофильный лицей № 187» РИТМ

Советского района г.Казани.

 

Конспект урока

по литературе

в 9 классе

 Тема: Сатирическая повесть А.Житинского «Внук доктора Борменталя».

 

 

Учитель русского языка и литературы

Смирнова Ольга Юрьевна

 

2020 год

 

А.Житинский «Внук доктора Борменталя».

Тема урока: Сатирическая повесть Житинского «Внук доктора Борменталя».

Цели урока:

Обучающая:

 - проанализировать содержание, стиль повести; выявить основные идеи повести; показать актуальность произведения А.Житинского;

Развивающая:

- развивать умения и навыки работы с текстом.       

Воспитательная:

 - привлечь внимание учащихся к проблемам ответственности человека за свои идеи и поступки;

Оборудование: повесть А.Житинского «Внук доктора Борменталя», распечатки с фрагментами из повести, повесть М.Булгакова «Собачье сердце», портрет А.Житинского.

Методы и приёмы: 

I. По источникам знаний

  • Словесныеустные (рассказ, беседа, объяснение)
  • с печатным словом (чтение вслух, работа с дополнительной литературой)
  • Наглядные: портрет А.Житинского
  • Практические
  • Анализ повести через «погружение в текст»

II.  По характеру познавательной деятельности учащихся

  • Объяснительно-иллюстративный
  • Репродуктивный
  • Проблемное изложение
  • Частично-поисковый

Ход урока.

  1. . Орг.момент.  Дети приветствуют учителя, заряжаются позитивным настроем на работу.

Учитель: На этом уроке мы начинаем знакомство с творчеством писателя- Александра Николааевича Житиинского, который создал особый неповторимый художественный мир. А прежде, чем поговорим о творчестве писателя,давайте познакомимся с его биографией.

Биография (подготовленная заранее учеником).

Ученик : Александр Николааевич Житиинский  родился 19 января 1941 в Симферополе ,а умер — 25 января 2012 в Финляндии) — российский писательдраматургсценаристжурналист, руководитель издательства «Геликон Плюс». Псевдонимы: Рок-Дилетант, МАССА, maccolit.

Родился в семье военного лётчика, впоследствии генерал-лейтенанта авиации Николая Степановича Житинского (1909—1975). Среднюю школу окончил с золотой медалью во Владивостоке в 1958 году.

В 1965 году с отличием окончил Ленинградский политехнический институт, по образованию инженер-электрофизик. Там же окончил (без защиты диссертации) аспирантуру и работал младшим научным сотрудником.

С 1978 года — профессиональный литератор: писатель, сценарист, издатель. Автор 12 книг, некоторые из которых посвящены легендам русского рока.

Жена — Елена Валентиновна, работает старшим редактором в издательстве «Геликон Плюс». Четверо детей, трое внуков.

Скончался в Финляндии 25 января 2012 года. Об этом в своем блоге в «Живом журнале» сообщила его дочь Ольга. Похоронен 4 февраля в Комарово.

Деятельность:

  •  1962 года начал писать — сначала стихи, потом прозу. Публиковался с 1969 года.
  •  1979 года — член Союза писателей, с 1986 года — член Союза кинематографистов.
  •  19811990 годах активно участвовал в жизни отечественной рок-музыки, находившейся в состоянии андеграунда. Писал статьи, организовал 2 рок-фестиваля. Вёл рубрику «Записки рок-дилетанта» в журнале «Аврора», затем выпустил книгу «Путешествие рок-дилетанта» (1990).
  •  19841988 годах участник жюри фестивалей Ленинградского рок-клуба.
  •  19911992 годах участвовал в организации Международного конгресса-круиза писателей стран Балтийского моря («Волны Балтики»), проходившего с 23 февраля по 10 марта 1992 года, в котором приняли участие 300 писателей из 10 стран. Был директором круиза на теплоходе «Константин Симонов».
  •  1991 году организовал и возглавил издательство «Новый Геликон» (с 1997 — «Геликон Плюс», специализирующимся на издании произведений сетевых литераторов). Издательство начало активную деятельность в 1993 году (после завершения круиза «Волны Балтики») и выпустило в свет к началу 1996 года около 30 книг — преимущественно современных петербургских авторов. «Новый Геликон» стал одним из первых российских издательств, практиковавших технологиюprint-on-demand
  •  1996 году организовал и выпустил совместно с фирмой «Невалинк» первый в России полностью электронный литературно-художественный альманах «Арт Петербург».
  •  19971998 годах Житинский совместно с Леонидом Делицыным провел сетевой литературный конкурс «Арт-Тенёта» и впоследствии создал литературное объединение им. Лоренса Стерна.
  • В июле 2007 года стал директором Центра современной литературы и книги в Санкт-Петербурге.

Литературное творчество:

Повести и рассказы

  • Арсик // Созвездие // От первого лица
  • Балерина // Седьмое измерение
  • Брат и сестра // Седьмое измерение
  • Визит вежливости // Братцы по разуму
  • Внук доктора Борменталя // Аврора, 1991, 8
  • Гейша // Седьмое измерение
  • Глагол «инженер» // Аврора, 1977, 4-5 // Голоса
  • Голоса // Наш ровесник // Голоса
  • Желтые лошади // Аврора, 1974, 6// Голоса // Седьмое измерение
  • Каменное лицо // Седьмое измерение
  • Лестница // От первого лица
  • Опасения // Седьмое измерение
  • Параллельный мальчик
  • Подарок // Голоса // Седьмое измерение
  • Подданный Бризании // Аврора, 1988, 1-2
  • Пора снегопада // Голоса //Седьмое измерение
  • Сено-солома // Аврора, 1974, 3 // Голоса
  • Снюсь // Нева, 1981, 4 // От первого лица
  • Спросите ваши души // Полдень, XXI век, 2005, 1.
  • Старичок с Большой Пушкарской // Братцы по разуму
  • Дитя эпохи (1994) (Цикл повестей и рассказов о младшем научном сотруднике).

Учитель: Давайте вспомним, в каком произведении, и у какого писателя мы уже слышали фамилию Борменталь?

Ученики: У М.Булгакова, в произведении «Собачье сердце».

Учитель: А какие основные проблемы ставит Булгаков в своих произведениях?

Ученики: Извечная борьба добра и зла, нравственности и аморальности, свободы и несвободы, проблема ответственности человека за свои поступки – это всё вечные, основные проблемы человеческой жизни.

Учитель: В чем особенность, необходимость творческой манеры писателя Булгакова? 

Ученики: В его произведениях – сочетание реального и фантастического, чудовищного гротеска и    реальной нормы; стремительность сюжета; гибкость живой разговорной речи.

Учитель:Правильно, но эти же особенности присущи и Александру Николаевичу Житинскому. Повесть Житинского «Внук доктора Борменталя» является своеобразным продолжением повести М.Булгакова «Собачье сердце».

Учитель: Ребята, а вам знаком такое понятие как «ремейк»?

Ученик (определение было подготовлено заранее).

Понятие «ремейк»— это новое явление в культуре и литературе.
Ремейк, с точки зрения литературного жанра, является формой перекодировки классики, результатом которой становится новое произведение, повторяющее сюжет классического текста.
Чаще всего это «перевод классического произведения на язык современности». Ремейк не просто цитирует классическое произведение, не пародирует его, а наполняет новым, содержанием и смыслом, при этом ориентируясь на классический образец: повторяются сюжетные линии, типы героев, часто сохраняя при этом даже имена героев.

Учитель:И мы будем рассматривать повесть А.Житинского «Внук доктора Борменталя», которая является ремейком.

II. Сообщение целей урока.

Учитель:Сегодня на уроке мы будем работать с текстом повести «Внук доктора Борменталя» анализировать его, будем постепенно входить в своеобразный, необычный мир Житинского, обратим внимание на особенности его стиля.  

III. Аналитическая беседа.

Учитель:В первых главах повести главный герой – это доктор Борменталь. В первых главах окружающий мир мы видим глазами доктора Борменталя. Точно так же, как и самому Житинскому, ему противна опасная, жуткая жизнь.

Уродливые картины перестройки мы видим глазами доктора Борменталя.

Каким же предстаёт перед читателями мир, увиденный глазами доктора Борменталя?

 «...У-у, как надоела эта жизнь! Словно мчишься по тоннелю неизвестнойдлины. А тебе еще палки в колеса вставляют. Впрочем, почему тебе? Нам всемвставляют палки в колеса.Как это ни печально, приходится признать: живем собачьей жизнью,граждане-господа! И не потому она собачья, что колбасы не хватает, апотому, что грыземся, как свора на псарне. Да-с... Посмотришьгосударственные морды по телевизору - вроде, все как у людей. Мордыуверенные, сытые, речи круглые. На Западе точно такие же. Но спустишьсяниже и взглянешь на лица в трамваях и электричках - Матерь Божья! Покаждому лицу перестройка проехалась гусеничным трактором, каждая маленькаяпобеда запечатана большим поражением, у человека осталась одна надежда -ждать, когда кончится все это. Или, когда человек кончится...».

Своеобразный приём использует Житинский, показывая то, что он не приемлет, высмеивает. Использует все приёмы сатирического изображения: гротеск, гиперболу.

«Покаждому лицу перестройка проехалась гусеничным трактором, каждая маленькаяпобеда запечатана большим поражением, у человека осталась одна надежда -ждать, когда кончится все это. Или, когда человек кончится…»

Сюжетно-событийный ряд произведения строится через эпизод, где доктор Борменталь находит дневник своего деда и принимает решение повторить эксперимент по очеловечиванию собаки. Его выбор пал собаку, по кличке «Дружок», которая ему досталась от прежних хозяев дома.

Подведение итогов урока:

На сегодняшнем занятии мы начали знакомство с творчеством А.Житинского и его повестью «Внук доктора Борменталя», которая является своеобразным продолжением повести М.Булгакова «Собачье сердце».

Домашнее задание:

Дочитать повесть Житинского «Внук доктора Борменталя» и ответить на данные вопросы:

1. Дайие характеристику доктору Борменталю.

2. Какие герои вам уже знакомы по повести М.Булгакова «Собачье     сердце»? Какими они предстают в повести Житинского «Внук доктора Борменталя».

3.Время каких годов описывается в повести?

4.Опишите время перестройки (приведите цитаты из текста).

Список использованной литературы:

  1. М.Булгаков. Мастер и Маргарита.М.: Современник, 1987. -749.
  2. В.Куликов.Первый из первых, или дорога с Лысой горы. Тверь.:2005.,366стр.
  3. А.Житинский. Внук доктора Борменталя.: Аврора,1991. -82.
  4. Васильева-Шальнева Т.Б. Мифолгизация пратекста в романе В.Куликова «Первый из первых, или дорога с Лысой горы.Казань.
  5.  1972 Бахтин М. М. Проблема поэтики Ф. М. Достоевского / М. М. Бахтин. М.: Худож. лит., 1972. - 470 с.
  6.  1988-1989 Гаспаров Б. М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» / Б. М. Гаспаров // Даугава. 1988. - № 10. - С. 96-106; №11. - С. 88-96; № 12. - С. 105-113; 1989. - № 1. -С. 73-81.
  7. Дима 1977 Дима А. Принципы сравнительного литературоведения / А. Дима. М.: Прогресс, .1977. - 229 с.
  8.   Лотман 1991 Лотман Ю. М. Текст в тексте / Ю. М. Лотман // Труды по знаковым системам: Текст в тексте. Тарту, 1991. - Вып. 14 (567). - С. 3-18.
  9.  1978 Неупокоева И. Г. История всемирной литературы: Проблемы системного и сравнительного анализа / И. Г. Неупокоева. М.: Наука, 1978. -358 с.
  10.  2003 Хализев В. Е. Традиция / В. Е. Хализев // Литературная энциклопедия терминов и понятий. -М.: Интелвак, 2003. С. 1089-1090.
  11. З.Г.Харитонова.Формы диалога с М.А.Булгаковым в современной отечественной прозе (1980-е-2000т годы). Казань.:2009.
  12. Шацкий 1990 Шацкий Е. Утопия и традиция / Е. Шацкий. М.: Процесс, 1990. -454 с.