Конспект урока ОРКСЭ «Истоки нравственных отношений в христианской семье»
МБОУ СОШ №10 п.Каменский
Красноармейского района Саратовской области
Автор: Коршунова Лариса Александровна,
учитель истории и обществознания
Конспект урока ОРКСЭ
«Истоки нравственных отношений в христианской семье»
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Цели:
Цель содержательная: Осознание понятия «христианская семья» в контексте культурного и религиозного многообразия; Объяснять значение понятий: христианская семья, венчание, обручальное кольцо, семейные ценности
Цель деятельностная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов; формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
- формирование умения восприятия текста с учетом поставленной учебнойзадачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения этой задачи, развитие коммуникативных способностей учащихся.
Воспитательные цели урока:
- Формировать отношение к происходящему в мире на основе общечеловеческих правил поведения.
- Развивать готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
- воспитывать душевность и уважение к традициям своего народа
Оборудование:
- учебник Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры 4-5 кл.уч. пособие для общеобр. учрежд./А.В. Кураев.М. Просвещение.2012
- индивидуальные рабочие листы
- конверты мудрости
- карточки с заданием
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
|||||||||||
1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
|
-Добрый день, ребята! Сегодня на уроке нам предстоит рассмотреть очень интересную тему, но о чём пойдёт речь на уроке вы попробуйте догадаться сами. А поможет вам в этом вот такой ребус. 2 слайд - Молодцы! Справились с заданием. Итак, тема нашего урока звучит «Истоки нравственных отношений в христианской семье».3слайд - Как вы думаете, какая цель сегодня на уроке стоит перед нами? Выяснить, что является основой отношений в христианской семье |
Разгадывание ребуса. Ответы учащихся
Дети определяют цель урока |
Познавательные УУД 1. Извлекать информацию из текста. 2. Делать выводы на основе анализа объектов.
Регулятивные УУД 1. Определять цель деятельности на уроке. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД 1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Личностные результаты 1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. 2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.
|
|||||||||||
2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
|
-Ребята, а что вы понимаете под нравственными отношениями? Это добрые, взаимозависимые и т.д. НРАВСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ - особый вид отношений между людьми, которые рассматриваются с точки зрения их нравственного качества, моральной ценности. Нравственные отношения возникают между людьми, занимающимися собственным духовным развитием или духовным развитием общества.4 слайд -Перед вами лежат рабочие листы к уроку. Обратите внимание на задание 1.Вставьте пропущенные слова в определении, при этом пользуйтесь определением на слайде. |
Ответы учащихся. Это добрые, взаимозависимые и т.д.
Работа в рабочие листы к уроку. Вставляют пропущенные слова ( работа индивидуальная) |
||||||||||||
3) Этап выявления места и причины затруднения.
|
-Посоветуйтесь друг с другом, что является основой положительных нравственных отношений. |
Советуются друг с другом, высказывают мнения. |
||||||||||||
4) Этап построения проекта выхода из затруднения.
|
«Минутка открытия». 5 слайд - А теперь проверим ваши предположения. Я приготовила для вас небольшой сюрприз-задание, но чтобы его выполнить, его нужно найти на своей парте или под крышкой своего стола. -У вас в папке конверты разного цвета. Найдите конверт под № 1 (жёлтый)Перед вами понятия, связанные с самыми различными отношениями между людьми.Выберите те понятия, которые, по-вашему мнению, являются основой положительных нравственных отношений. 6 слайд
|
Учащиеся находятпод крышкой стола конверты с заданием, которое должны выполнить.
Выполнение задания № 1в парах.
Проверка по слайду № 6 |
||||||||||||
5) Этап реализации построенного проекта.
|
-На чёмже основываются нравственные отношения в обществе? Основаны на понятиях добра, великодушия, милосердия, сострадания, взаимопонимания, уважения, любви, заботы. - Могут ли нравственные отношения быть основой для христианской семьи.(дети отвечают) Семья основана на радости и создана ради неё. Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Семья помогает человеку понять своё место среди других людей. 7 слайд
|
Ответы учащихся
Делают выводы. |
Познавательные УУД 1. Анализировать и оценивать содержание, определять роль иллюстративного ряда. 2. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.
|
|||||||||||
6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
|
Сейчас мы поработаем над понятиями семья, христианская семья. - В своём рабочем листе в задании № 2 вам нужно будет заполнить пропуски. Обсудите в паре, какие слова вы бы вписали в предложение? А сейчас послушайте меня и дополните то, что не получилось. Семья – это союз двух людей (мужчины и женщины), основанный на любви и взаимопонимании. Отличительный признак семьи – это любовь, которая лежит в основе ее. Семья основана на взаимной любви мужа и жены и на любви родителей и детей. Семья в христианском понимании есть единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. Проверить!!! .8 слайд В православии покровителями христианской семьи считают святых благоверных князя Петра и княгиню Февронию. С давних времён желающие вступить в брак подходили к этой проблеме серьезно и осмотрительно, ведь это был союз на всю жизнь. Родительское слово при согласии на брак было решающим. Молодые должны были заручиться родительским благословением. Для жены важна не внешняя привлекательность, а её добродетели: доброта, трудолюбие, умение хозяйствовать, кротость. Будущий муж должен был быть добрым, честным и благоразумным. 9 слайдСемья всегда строилась с благословения Божия, с венчания в церкви, и на всю жизнь. Во время венчания на головы жениха и невесте возлагают венцы. Это знак того, что в этот день они «Князь» и «Княгиня». Венец- это ещё и награда за решимость людей подарить себя друг другу, это ещё и мученический венец, напоминающий о терновом венце Христа. По настоящему любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы всё перенести ради сохранения семьи. При венчании молодожёны надевают обручальные кольца. Кольцо не имеет конца. Это символ бесконечности. Это означает, что и жених и невеста должны до самой смерти быть готовы на всё, ради сохранения семьи. «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов»
|
Работа в тетради: запись понятия
Слушают рассказ учителя
|
||||||||||||
7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
|
-Конечно, семья должна основываться на любви, но есть ещё одно очень важное предназначение семьи. Как вы думаете, что это? (воспитание детей)10 слайд Задание «Конверт мудрости» -.У вас на столе конверты синего и красного цвета. - я предлагаю вам разделиться на группы:синие конверты для мальчиков, красные –для девочек. В конверте лежит карточка с текстом притчи и библейской истории. Ваша задача познакомиться с содержанием и приготовить ответ на вопрос. - О каких нравственных ценностях идёт речь в тексте? (См. Приложение)11 слайд -Какая связь между темой нашего урока и текстами? В семье происходит воспитание детей на основе уважения, доброты, взаимопомощи…
|
Ответы учащихся
Самостоятельная работа с текстами.
Подведение итога по слайду № 10
|
Коммуникативные УУД 1.организовывать работу в паре, группе 2.Умение учиться- умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Личностные результаты 1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы. 2. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм. 3. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.
|
|||||||||||
8) Этап включения в систему знаний и повторения.
|
-Для сохранения семьи очень важно, чтобы в ней были общие события, праздники, семейные традиции. Это не только дни рождения. -Какие праздники празднуют в вашей семье?12 слайд Когда семья вместе празднует пасху, Рождество Христово, люди становятся ближе и дороже друг другу. Умение заранее замечать, что может причинить боль другому человеку, называется тактичность. Вот ее пример: в крестьянской семье уже выросли взрослые сыновья. Один из них, Семен, однажды во время полевых работ сварил для всех обед. Прошло полгода с того дня, и в какой-то праздник отец говорит Семену с мягкой улыбкой: «Сынок, помнишь, как ты в поле накормил меня свининой? А ведь был пост; ты знаешь, я ел ее как падаль». — «Что же ты мне не сказал тогда?» — «Я, сынок, не хотел тебя смутить». Потом Семен стал монахом. В православном мире он сейчас известен как святой Силуан Афонский. Рассказывая этот случай, Силуан добавлял: «Вот таким должен быть отец. Подумайте, он полгода ждал удобной минуты, чтобы и поправить меня, и не смутить». Без постоянного взаимного прощения и терпения жизнь в семье невозможна. - Как вы поняли, что такое тактичность и что такое хамство? |
Ответы учащихся
Ответы учащихся |
||||||||||||
9) Домашнее задание.
|
13 слайд Упражнение «Светофор» - А сейчас возьмите в руки цветные карандаши и в своих рабочих листах раскрасьте кружок зелёным цветом, если вам всё понравилось, жёлтым, если у вас возникли затруднения, красным цветом, если вам не понравился наш урок. В ваших рабочих листах есть несколько вариантов домашнего задания.каждый из вас выберет то, что считает нужным и приготовит к следующему уроку. 1.Для талантливых – приготовить инсценировку притчи или библейской истории. 2.Для любознательных-Христианское воспитание в семье 3.Для самостоятельных - Напишите мини-сочинение на тему: «Традиции моей семьи». |
Работа по раскрашиванию.
Самостоятельный выбор учащимися задания для домашней работы |
|
|||||||||||
10) Этап рефлексии учебной деятельности.
|
14 слайд- А сейчас я прошу вас всех выйти на середину класса и взяться за руки и ответить на вопрос: -Что же является основой нравственных отношений в христианской семье? Пусть каждый назовёт только одно понятие. -Как вы думаете, сегодня на уроке мы занимались рассмотрением важной темы? Почему |
Учащиеся образуют круг.
Ответы учащихся
|
Регулятивные УУД: Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей |
Приложение.
Притча.
Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери. – Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, – сказала первая дочь. – Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды, – проговорила вторая. – Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, – щебетала третья. – Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, – говорила четвёртая. – Ты снилась мне, как розе снится капля росы, – промолвила пятая. – Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья, – сказала шестая. А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.
Библейская история
У Ноя было три сына. Уже после потопа Ной стал выращивать виноград и делать вино. Поскольку он был первым – он не знал всех свойств вина. Не знал, что оно не только веселит сердце человека, но еще и лишает его контроля над собой и усыпляет. Ной выпил сделанное им вино, опьянел и заснул у себя в шатре. Хам – один из сыновей Ноя - вошел в шатер, увидел лежащего на полу отца, и вместо того, чтобы переложить его и укрыть, позвал всю семью, чтобы посмеяться. С той поры имя Хама стало нарицательным. Оно употребляется для обозначения хамства: бесчувственного, развязного, низкого отношения к людям, прежде всего – к родителям и учителям.