Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.07.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню семьи, любви и верности «Моя счастливая семья!»
01.07.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню семьи, любви и верности «Семья - источник радости и счастья!»
01.07.2024 г.
Всероссийская литературная викторина, посвящённая жизни и творчеству А.С. Грибоедова «Писатель,...
29.06.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция «Читаем книги о войне»
28.06.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая безопасности дорожного движения «Правила движения и...
27.06.2024 г.
Всероссийская интеллектуально-литературная викторина для обучающихся начальных классов «Лесной...
26.06.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по истории Бородинского сражения «Был бой суровый Бородинский…»

Конспект урок ОРКСЭ «Милосердие»

МОУ СШ № 20 Краснооктябрьского района Волгограда

 

Конспект урока ОРКСЭ  по теме «Милосердие». 4 класс.

 

Учитель начальных классов

Тарановская И.О.

 

 

Конспект урока ОРКСЭ  по теме «Милосердие». 4 класс.

Цель:  создать условия  для  осмысления  понятия “милосердие ” как основы  человеческих отношений.

Задачи:

  • ознакомление с представлением о милосердии ;
  • усвоение понятий: долг, ответственность, милосердие, сострадание.
  • осознает значимость заботливого, сострадательного и милосердного отношения к людям.

Формирование УУД:

личностные: нравственно-этическая ориентация; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

регулятивные: целеполагание, контроль, оценка;

познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели), постановка и решение проблемы (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера); логические (анализ, классификация);

коммуникативные: управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.

Основные понятия: ближний, милосердие, сострадание, любовь к врагам, милостыня, ответственность, добрый самарянин.

Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, комментированное чтение, работа в парах, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации.

Оборудование:

  • ноутбук, проектор;
  • презентация, видеоролик;
  • песня-притча “Окно” С.Копылова;
  • раздаточный материал: объяснение слов “этика”, “милосердие”;
  • текст притчей “Незабудка”, “Милосердие”.

Этап урока (время)

Цель

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный (1 мин)

Проверка готовности обучающихся к уроку, создать положительный эмоциональный настрой на работу
 

Учитель:   Добрым быть - совсем  не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не влияют на нее года,
Добрым надо быть всегда.
- Ребята, посмотрите друг на друга,  улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи, добра.
- Я желаю вам хорошо поработать на уроке, быть активными, уверенными в своём выборе, при этом не забывать об уважении мнений   других.    

                                                             

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.

Словарная работа.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по теме урока.

Открытие новых знаний.

Определение темы, постановка цели, раскрытие смысла понятия «милосердие».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определить близкие по значению слова слову «милосердие».

Формирование общего представления о понятии «милосердие»

Сегодня нас ждет очень интересный, наполненный эмоциями урок. Просмотрите небольшой видеоролик и постарайтесь понять свои чувства.

Видеоролик.

Учитель : Какие чувства вызвали у вас эти кадры?

Учитель: Что захотелось сделать?  (сострадать, сопереживать, сочувствовать, помочь, пожалеть)

Учитель: Вслушайтесь в эти слова, раскрывающие внутренний мир человека.

Что их объединяет?  (Приставка со-)

Учитель: Приставка со - означает своего рода причастность к чему-либо, присоединение, общее участие.

Слово «сострадание» близко по значению одному из самых красивых слов на свете. Кто может назвать это слово?

Учитель: Это слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем пойдет разговор на нашем уроке?

Учитель: Тема нашего занятия «Милосердие».  (открыть на доске)

Учитель: Подумайте и сформулируйте вопросы, которые связаны с этим словом? 

(Что обозначает  это понятие? Как этому научиться? ..)

Учитель:  Что означает слово «милосердие» ?

( Добрый  человек  с  милым  сердцем … )

(доброе сердце – открыть на доске)

Учитель:   Сердце, что символизирует оно?  Любовь? Жизнь? Доброту?    У каждого человека своя дорога в этой жизни. Но счастлив только тот,  кто  своими делами и поступками несёт в этот мир любовь и доброту. Заботьтесь  о своей душе  и не позволяйте ей становиться бесчувственной, жестокой, протяните руку ближнему и  наполните мир солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами! И сегодня во время урока мы должны наполнить макет этого сердца  смыслом.

Работа со словарем (Ожегова, Даля, учебник ОРКСЭ)

Учитель: Рассказывают, что в самом начале времён, когда только – только были созданы все твари земные, вышел к ним ангел с корзинкой, а в ней – чего только нет: самые разные качества, на любой вкус. Ну и стали все твари разбирать эти качества. Лиса взяла хитрость, мышь – запасливость, муравей – трудолюбие и т.д. А последнему, как это обычно и бывает, ничего не досталось. Знаете, кто был последним? Правильно, человек. Тогда ангел отдал человеку опустевшую корзинку, сказав:

- Наполни её тем, чем сам сочтёшь нужным! И мы наполняем свои корзинки. Вот только содержимое у каждого в них – разное. Загляните в  корзинки, которые стоят у вас. Выберите те понятия, которые схожи с понятием «милосердие».

«Корзинки доброты»  –  выбрать    синонимы  к  слову  «милосердие»  (помощь, внимательность, ненависть, сострадание, злость, равнодушие, забота, сочувствие, доброжелательность, сердечность, зависть, благодарность , доброта , жадность , любовь , чуткость, совесть, вера, надежда)

Учитель: Зачитайте те  понятия, которые вы выбрали.

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "милосердие", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует словарную работу

Формулируют тему и задачу урока, вступая в диалог с учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают со словарём, определяют смысл понятия милосердие, используя различные источники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подбирают синонимы к слову милосердие

 

Создать проблемные ситуации, в решении которых нужно проявить милосердное, толерантное отношение к ближнему

Учитель: Давайте понаблюдаем, какие качества проявили герой  сценки «Забота о ближних».

Учитель:  Как можно охарактеризовать этих детей? Как бы вы поступили на их месте?

Учитель: С кем из героев вы можете согласиться?

Какие моменты вам чужды?

Чему учит нас этот рассказ?  (заботе о  ближних -  открыть на доске)

Учитель:  Кого мы называем ближним?   (ближний - это тот,  кто нуждается в твоей помощи)

Учитель: И  мы  должны  учиться быть милосердными. 

Я предлагаю вам представить себя в самых обычных ситуациях, продолжите высказывание так, чтоб ваши слова и поступки можно было назвать милосердными:

1группа.   Когда я пришел домой, мама убирала в квартире. Я спросил….

2 группа.   Маленькая сестренка пожаловалась, что ребятишки на улице с ней не играют. Я пошел к ним и…

3 группа.   В классе был мальчишка, которого не было друзей….

Учитель:  У меня в руках макет сердца. Передавая друг другу по кругу сердце, назовите какие добрые, милосердные дела делали вы. ?
Вывод:  Каждый может сам делать добрые дела и быть милосердным.

Организует диалог с обучающимися, задает вопросы по прочитанному тексту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует работу в группах

Знакомятся с содержание рассказа. Отвечают на вопросы. Делают выводы.

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждают в группах ситуации, предлагают решения

 

Выделить составляющие части понятия «милосердие», анализируя художественные произведения. Овладение навыками осознанного чтения, построения речевых высказываний.

Учитель:  Понятие «милосердие» очень ёмкое, и оно включает в себя не только любовь к ближним, к своим родственникам. Давайте выясним, а что же еще скрывается в слове «милосердие».

Работа со стихотворением.  Выразительное чтение.

Учитель:  Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Ученик:  Чему оно учит?  (заботится о животных)

Ученик:   Так что же еще входит в понятие милосердие? (забота о животных, о природе - открыть на доске)

Учитель: Какое знаменитое высказывание мы можем  отнести к этому стихотворению? («Мы в ответе за тех, кого приручили»)

Выразительное чтение стихотворения

«Верный друг»

(приложение)

Читают стихотворение, рассказывают о своих чувствах, выделяют составляющую часть  милосердия

 

 

Учитель:  В основе понятия «милосердие» лежит любовь.  Но любовь бывает разной. Одна бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.
Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным. Сердце откликнулось и повелело остаться, выслушать, поговорить, помочь.

Чтение с остановками  «Неожиданная помощь».

Учитель:  От кого получил помощь Иван Андреевич?

Почему здоровые и сильные люди ему не помогли, а нищий откликнулся? Чему  учит  нас  этот  рассказ? (помогать нуждающимся – открыть на доске)

Чтение рассказа «Неожиданная помощь» с использованием приёма «Чтение с остановками»

(приложение)

Слушают рассказ, вступают в диалог с учителем, делают выводы.

Применение полученных знаний.

Практическая работа.

 

Учитель:  Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.
- Какую профессию ты считаешь милосердной, почему? Хотел бы ты иметь такую профессию?

Посмотрите на экран, люди какой профессии изображены? (сестры – милосердия)

Учитель:  Какую работу выполняют они?

Про сестер милосердия.

В начале сентября 1854 года девушка Даша с Корабельной стороны Севастополя вдруг отрезала косы, переоделась в матросскую форму, продала оставшийся от родителей дом, все свое сиротское имущество. Взамен она купила лошадь с повозкой, множество одеял и белого полотна, бутыли с уксусом и вином. Соседи думали, что она «тронулась» умом после тяжелых переживаний по погибшему отцу и решила отправиться на все четыре стороны. Но лошадь с повозкой  двинулась к берегам Альмы, туда, где шло одно из тяжелейших сражений Крымской войны – Альминское.  Даше было тогда 18 лет. Кто-то кликал ее «дочкой», а чаще - «сестренкой» или – «сестрой». Истекающие кровью солдаты верили в чудотворную силу этих девичьих рук, лечащих их раны. Даша спасала людей не по долгу медика, а по велению сердца, движимая светилом милосердия. Именно отсюда и появилось в русской речи устойчивое словосочетание «сестра милосердия», наполненное нравственным и философским смыслом, воплотившее в себе образ возвышенной жертвенной души.

Учитель:  Федор Петрович Гааз – доктор, который  первым открыл в столице больницу для бедных и беспризорных, являлся создателем первой станции скорой помощи в столице. Его девиз «Спешите делать добро!»  на памятнике, который установлен доктору,  высечены слова этого девиза. 160 лет назад умер этот человек, но на его могиле всегда живые цветы, память о нем живет, и очень часто мы слышим слова -  спешите делать добро!

Учитель:  Куда сегодня человек может обратиться за помощью, если он попал в беду?  Какие благотворительные организации или фонды действуют у нас в стране?
Учитель:   Обсудите в группах, какой благотворительный фонд, открыли бы вы? Создайте эмблему этого фонда.

Организует групповую

практическую работу

Обсуждают в группе, какой благотворительный фонд можно создать и эмблему благотворительного фонда

Резервная часть

 

Учитель: «Пока живёшь, твори добро, лишь путь добра – спасение души” - гласит народная мудрость.  Давайте узнаем,  какие еще есть пословицы и поговорки о добре и милосердии.  Соберите пословицы, объясните их смысл.

Карточка № 2

На свете                            злое калечит.

Добро творить —             бедному рубашка

Доброе слово лечит,        не без добрых людей

С миру по нитке –            себя веселить

Организует работу, направленную на развитие речи.

 

 

 

Работают с пословицами, объясняют их смысл.

Итог урока

Рефлексия.

Организовать учебный диалог, в ходе которого подвести итог урока, рефлексию.

Учитель:  Над чем заставил задуматься этот урок?

Ответили ли мы на вопросы, которые ставили вначале урока?  (проговариваем)

Что означает понятие «милосердие»?  (обратиться к сердцу)

 Учитель:  Готовность помочь,

Готовность понять,

И имя при том не спросить

Всем сердцем любить и сострадать,

В том милость свою изъявить

Весь смысл своей жизни добру посвятить

Обратно не требуя сдачи

И душу, и сердце людям дарить

Жить для других – не иначе!

Учитель: Я буду называть качество характера человека, а если такое качество есть у вас, нарисуйте на человечке красный кружочек, а если нет – зелёный кружочек.

Милосердие, доброта, злость, отзывчивость, щедрость, внимательность, справедливость, толерантность, аккуратность.

Учитель:  Возьмите сердечки, которые лежат у вас на столе, напишите на них добрые пожелания и  подарите их кому-нибудь из ваших одноклассников или прикрепите их к нашему сердцу.

Организует диалог с учениками.

Обобщают полученные знания. Делают выводы.

Проводят самооценку.

Пишут свои пожелания для одноклассников,

Приложения.

Рассказ  «Яблоки»

Дима шел по улице, крепко держась за руку мамы. Был солнечный, морозный день. Снежок поскрипывал под ногами. Мороз слегка пощипывал за нос и щёки, но Диме было уютно и тепло в меховой курточке и сапожках. Шёл он, подпрыгивая от радости. Диме было весело — то ли оттого, что было воскресенье, а уроки он сделал ещё вчера и папа подарил ему новую игрушку. 
Мама на минуту остановилась. Перед ними стояли лотки с фруктами. Краснощёкие тёти развешивали эти маленькие кусочки лета в шелестящие и звенящие от мороза пакеты. 
У Димы даже слюнки потекли. Мама, словно прочитав его мысли, уверенно направилась к лотку. Он уже представлял, как дома сделает из апельсина цветок, как красиво будут смотреться яблоки в вазочке на столе. 
Внезапно Димины грёзы нарушил старческий голос. Какая-то старушка, задев его, протянула руку к продавщице и попросила: 
— Милая, дай мне, пожалуйста, яблочко. Я очень хочу есть. Я ещё ничего не ела сегодня, и мне кажется, что я вот-вот упаду. Плохо мне... 
Дима не слышал, что ответила тётя.  Он не отрываясь смотрел на старушку, на иссохшую, дрожащую руку, на старенькое поношенное пальто. 
По щеке старушки пробежала слеза и затерялась в морщинах, густо изрезавших её лицо. 
Старушка решила попытать счастья у другого продавца. 
Дима вытянул ей фрукты, которые купила для него мама. Их глаза встретились. 
Он прошептал: 
— Вот, возьмите, пожалуйста! 
Слёзы заблестели в его глазах. Мальчик бросился к матери, прижался к ней, затем потянул за руку: 
— Пойдём скорее! 
Отойдя немного, мальчик обернулся. Старушка всё ещё стояла на том же месте. Она спрятала фрукты в карман, в руке её осталось только красное пузатое яблоко. Дима видел, как она чему-то улыбнулась. Мальчик вздохнул и медленно пошёл с мамой. 
Он теперь знал, что рядом живут люди, которые нуждаются не только в солнечном свете, но и в тепле ближних. И как всё-таки здорово, что он, Дима, может им хоть чем-то помочь.

Неожиданная помощь.

      Иван Андреевич проводил врача и вернулся в комнату жены. Подошел к столу и решительным движением взял рецепт. «Вот увидишь, дорогая моя Лизонька, — обращаясь к жене, ласково произнес он, — ты поправишься. Я сейчас схожу за лекарством».   Иван Андреевич открыл дверцу шкафа, в котором они много лет хранили свои деньги, и опустил руку в старенькую шкатулку. На дне лежала стопочка мелких купюр. «Ну вот, и не хватает, — сосчитав деньги, мысленно произнес он. — Ничего, зайду к соседям. Одолжу. Не много ведь надо», — успокоил себя Иван Андреевич.

Учитель:  Как вы думаете, смог ли Иван Андреевич занять денег у соседей?

    Вышел на площадку и позвонил в дверь.  Но к кому бы из соседей не обращался Иван Андреевич, все ему отказывали: один копил деньги на дорогую покупку, другой торопился, третий советовал зайти попозже…

          Учитель:   Как вы думаете, какие чувства испытывал Иван Андреевич?

После этих слов ноги Ивана Андреевича потяжелели, а к горлу подступил комок. «Ну что же я стою, ведь в аптеке бывают скидки, пойду, может, и хватит», — подбодрил он себя.     «На это лекарство скидки не распространяются», — ответила кассир очередной аптеки, в которую вошел уставший Иван Андреевич. Сердце защемило и гулко застучало. Он вышел на улицу.  Холодный ветер погнал по лицу густые слезы.

Учитель:  Предположите, сможет ли Иван  Андреевич найти нужную сумму? Откуда придет помощь?

«Мужик, ты чего плачешь, а?» — сквозь шум ветра донеслось до него. Иван Андреевич повернул голову и внизу, рядом с собой, увидел безногого инвалида на тележке, который просил милостыню. Прохожие иногда бросали ему в пластиковый стаканчик медь и мелкие купюры. «Жена у меня тяжело больна, нужно лекарство, а денег не хватает», — сказал Иван Андреевич. — «Жена»,- протяжно произнес нищий, — была у меня жена. Умерла. Теперь я здесь». После этих слов он пошарил по карманам, вытянул горсть измятых купюр и протянул их Ивану Андреевичу. «На, бери. Мне помогут», — сказал он. Иван Андреевич наклонился, взял деньги и поцеловал нищего в щеку. «Да ладно, иди», — мягко произнес тот.

Стихотворение  «Верный друг»

Старушка в глубине двора стояла

На палку опираясь всей рукой

А рядом с ней беспомощно лежала

Плюгавая собачка с сединой.

Сложив у морды тоненькие лапы,

И спрятав немощь за густой травой

Она с тоской прохожих провожала

Что от неё спешили стороной.

И было видно каждое движение

Давалось ей с усилием, чрез боль

Лишь изредка тяжелое сопение

Переходило в еле слышный вой

Не сразу понял я трагизма этой драмы

А как дошло, то сжалась вся душа

Прогулка та была, возможно, самой

Последней в жизни у старушкиного пса

Нагнулась женщина, накинув одеяло

На тельце друга, чтоб удобней взять

И на руки его, подняв, прижала

Как прижимает чадо любящая мать.

И палкою стуча, пошли обратно

Старушка, в одеяле верный пес

Она шептала, что-то непонятно

А он скулил, прижав к хозяйке нос.

Смотрел им в след и долго думал

Как важно нам друг другом дорожить

До дней последних преданным быть чувствам

И так самоотверженно любить.

Сценка  «Подарок»

Влада  . А сейчас, ребята, вы увидите…

Входит  Олег  с букетом цветов.

Влада.   Вы увидите чудака, который среди белого дня ходит с цветочками.  Тебе не стыдно?

Олег.   Почему мне должно быть стыдно?

Влада.  Что это за лютики-цветочки? Ты бы еще бантик прицепил.

Олег  . А! Ну… У бабушки моей – день рождения. Я и решил  подарить ей цветы.

Влада. Вот уж не знала, что ты так любишь цветы!

Олег   . Причем тут я? Бабушка цветы очень любит. У нее праздник, и я хочу ее порадовать!

Влада  . А ты, оказывается, эгоист! “Вот тебе, бабуля, цветочки – и радуйся”! Вот я, например, всегда делю радость и с папой, и с мамой, и с дедушкой, и с бабушкой. Их праздник – это мой праздник.

Олег . Прекрасно! Я тоже стараюсь делить радость…

Влад.     Да кто же так делит? Цветочки! У моего деда был день рождения, я ему, знаешь, что подарила? Хоккейную клюшку!

Олег. Ну, что ж, хороший подарок. Дедушкам тоже надо спортом заниматься.

Влада. Причем тут спорт? Мой дедушка с палочкой ходит – не до хоккея ему. Но ты знаешь – не важен подарок, важно внимание.

Олег. А что ты маме подарила?

Влада. Маме – щенка.

Олег. Твоя мама, наверное, любит животных?

Влада. Терпеть не может, у неё аллергия! И мне не разрешала щенка заводить. А раз подарок – выкинуть нельзя, обидишь человека, то есть меня. Вот щенок и живет у нас. Вот и у бабушки скоро день рождения, а я все не могу придумать, что бы ей подарить.

Учитель:  Как можно охарактеризовать этих детей? Как бы вы поступили на их месте?

Карточка

Соберите пословицы, объясните их смысл.

 

На свете                                злое калечит.

Добро творить —                бедному рубашка

Доброе слово лечит,            не без добрых людей

С миру по нитке –               себя веселить

 

Карточка

Соберите пословицы, объясните их смысл.

 

На свете                                злое калечит.

Добро творить —                бедному рубашка

Доброе слово лечит,            не без добрых людей

С миру по нитке –               себя веселить

Внимательность

Сострадание

Зависть

Злость

Радость

Участие

Ненависть

Жалость

Равнодушие

Прощение

Доброта

Счастье

Жадность

Помощь

Любовь