Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Конспект учебного занятия «Государственный герб России»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 86»  г.о. Тольятти      

                                 

Конспект учебного занятия

«Государственный герб России»

 

педагог дополнительного образования

Азизова Г.Р.

 

 

Содержательная цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через развитие интереса к истории и культуре своей стра­ны, формирование представлений о государственных символах России.

 

Деятельностная цель: формирование умений реализации универсальных учебных действий:

    регулятивные:

  • постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
  • осознание качества и уровня усвоения;
  • способность к мобилизации сил и энергии;
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

    познавательные:

  • обработка информации;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
  • выдвижение гипотез и их обоснование;
  • анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;
  • установление причинно-следственных связей;
  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

личностные:

  • мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности;
  • нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;
  • осознание ответственности за общее дело;
  • следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • самооценка;
  • адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; 

     коммуникативные:

  • учет разных мнений;
  • использование критериев для обоснования своего суждения;
  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
  • формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации;
  • достижение договоренностей и согласование общего решения;
  • управление поведением партнера;
  • разрешение конфликтов;

 

Оборудование урока: демонстративный материал, компьютер, презентация, медиапроектор, листы активности.

 

Ход занятия

 

  1. Мотивация к учебной деятельности.  

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на карту России. Наша страна очень большая. В Москве ещё вечер, а на Дальнем Востоке, на берегу Тихого океана уже начинается новый день, восходит солнце. Россия – необъятная страна. Её площадь составляет 17 млн. кв.км. Расстояние с севера на юг – около 4 тыс. км. А если мы полетим на самолете с запада на восток, то будем в пути около 12 часов, пролетев над просторами России 10 тыс. км. Как и любое государство в мире Россия имеет свои государственные символы. Давайте с вами вспомним, какие же символы есть у нашей страны?

Ответы детей.

Учитель: Правильно! Каждый человек обязан знать символы своей страны, тот, кто хорошо знает символы государства, может не только представить, как жила и развивалась его родина, чем занимались люди в далеком прошлом, но даже, какие изменения в разное время происходили.

   

  1. Актуализация знаний

Класс делится на четыре группы. У каждой группы мозаика.                                                            

Учитель: Соберите мозаику.                                                                                                                        

Что у вас получилось?    

Ответы детей.

Учитель: Правильно!  Так кто же догадался, о каком символе мы с вами будем говорить сегодня?  И какие цели поставим перед собой.                                                                                                           

Ответы детей.

Учитель: О Гебе России!

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он России дух свободный.

Рассмотрите герб России. Какую форму он имеет? 

Ответы детей.

Учитель: Гербы создаются по четким правилам. Прежде всего, это – форма. Обычно гербы имеют форму щита. Герб России четырехугольный с заострением внизу.   А это герб Самары и Тольятти.  Запомните их.                                                                     

Какого цвета Российский герб?   И что обозначает этот цвет? 

Ответы детей.

Учитель: Красный цвет обозначает храбрость и мужество.                                                                  Что еще изображено на гербе?  

Ответы детей.

Учитель: Золотой двуглавый орел изображен на фоне щита красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. В древности золотой двуглавый орел и был символом солнца. В настоящее время дву­главый орел на гербе России означает единство и независи­мость нашей страны. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это Святой Георгий Победоносец, сидящий на белом коне. За его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный черный змей – это символ зла. Он повержен героем, верный конь воина топчет дракона копытами.

Герб – это отличительный знак страны. Есть слова, которые имеют похожее значение – «эмблема», «символ». Где можно увидеть герб России?

Ответы детей.

Учитель: Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда на территорию нашей страны. А кто знает историю нашего герба, что такое герб, геральдика, почему внутри нашего герба находится еще один герб?

Ответы детей.

Учитель: Ну что же еще очень много надо узнать нового и много придется сегодня работать, поэтому сначала делаем физминутку для глаз.

Физминутка для глаз.

  1. Проблемное объяснение нового знания.

Учитель: Давайте посмотрим на картинки и попробуем догадаться, как же появились первые гербы (работа в группах, обсуждение и выдвижение гипотезы). Кстати, наука, которая изучает историю возникновения и символику гербов называется геральдикой.

Ответы детей.

Учитель: Предшественниками гербов были эмблемы, которые помещали на своих доспехах рыцари ещё в XI–XIII веках. Первоначально содержание символов рыцари выбирали произвольно, но когда эмблемы стали постоянными и начали передаваться по наследству, то для употребления символических изображений установились особые правила, а сами изображения стали называться гербами, что в переводе с немецкого означает «наследство».

Если вернуться в ещё более ранние времена, то раньше  Россия состояла из нескольких независимых княжеств, поэтому о едином государственном гербе не могло быть и речи.

Двуглавый орел в России впервые появился на государственной печати Великого князя Ивана III в 1497 году. Печать была двусторонняя: на лицевой стороне изображался всадник, поражающий копьем змея - символ великокняжеской власти, а на оборотной стороне - двуглавый орел.

Появился орел после заключения брака Иоана III с Софьей, которая была внучкой последнего византийского императора Константина. Двуглавый орёл был их родовым гербом.

В те времена, когда Иоанн III стал во главе Московского княжества, русские княжества враждовали между собой. Иоанн III захотел объединить все русские земли под началом Москвы в одно сильное государство. Целых пятьдесят лет собирал он российские княжества. И мирным путем, и военными действиями, и, наконец, добился своего. Стал он называть себя не Великим князем Московским, а Государем Всея Руси.

Еще до появления этой печати гербом Московского княжества считалась икона – эмблема Воина Небесного, св. Георгия Победоносца. Сравните с современным гербом.

Ответы детей.

Учитель: В давние времена бабушки и дедушки рассказывали внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку…

«В некотором царстве, в некотором государстве случилось великое несчастье – напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем он жег землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было очень прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели её на берег морской и оставили там. Проезжал мимо Егорий Храбрый на добром коне, не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его».

Cын Иоанна  III Василий III продолжил отцовские традиции. Он продолжил присоединять земли. А на гербе у орла появились высунутые язычки. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Учитель: Орел будто сердится и хочет показать, что уже может за себя постоять. Ведь государство стало крепче и больше.

Иван IV унаследовал большое и сильное государство. Но он был жесток, властен и хотел захватить еще больше земель. За свои жестокие действия его прозвали Грозным. Он завоевал столько земель, что Россия стала самой большой страной. Иоанн IV стал зваться царем. Все это отразилось и на гербе. Объясните, что именно.

Ответы детей.

Учитель: Две короны Иоанн Грозный заменил на одну большую царскую корону. Он увенчал ее крестом, показывая, что выше него только Бог, а на земле правит только он - Царь. А еще решил на грудь орла поместить знак Московских князей: герой, побеждающий дракона. Как будто всадник  -  это сам Иоанн Грозный, а дракон - это все его враги.

После смерти Иоанна Грозного герб снова изменился. Посмотрите, что изменилось?

Ответы детей.

Учитель: Орел распустил крылья, как будто проснулся после тяжелого времени. Вместо одной короны появились три, что означало Святую Троицу. Обычно на иконах Георгий Победоносец всегда скакал слева направо навстречу врагам монголо-татарам. На гербе направление изменилось в связи с появлением врага с другой (западной) стороны, со стороны Польши и Рима. Посмотрите на следующие изменения и попробуйте догадаться, что случилось с Россией.

Ответы детей.

Учитель: Россия Петра I стала огромной и крепкой державой. Петр гордо назвал нашу страну Российской Империя, а сам стал Императором. В герб Петр I внес свои изменения. Короны стали императорские, их соединила синяя лента. На груди орла появилась цепь с ордена Андрея Первозванного. Этот орден был учинен Петром за высшие заслуги. Орел стал изображаться черным, а не золотым по примеру европейских государств.

Павел I был еще и магистром Мальтийского ордена и в изображение двуглавого орла добавил мальтийский крест.

Александр I отменил это. Но изменил герб по-другому. Александр I победил в войне Наполеона. В то же время, он был поклонником всего французского и завидовал славе Наполеона. Он изменил герб так, что он стал похож на герб Наполеона.

Николай I (1825-1855) не захотел, чтобы наш герб был похож на французский. Он вернул старый и поместил на герб маленькие гербы самых важных Российских земель.

За основу современного герба взят герб Петра I. Но двуглавый орел золотого цвета, а не черного, и помещён он на красном геральдическом щите. Это сочетание цветов было утверждено президентом в 1993 году.

На протяжении истории нашего государства, каждый глава государства вносил свой вклад в развитие и формирование герба. При этом он старался, чтобы происходящие в этот момент исторические события и достижение, нашли отражения на гербе.

Таким образом, создание герба неразрывно связано с историей ее правителей и с историей становления России, как сильного и могущественного государства.

 

  1. Первичное закрепление и  повторение.

Учитель: Много нового мы с вами узнали сегодня. А теперь посмотрим, как вы все это запомнили. Но прежде немного отдохнем.

Физминутка.

1) Давайте вместе разгадаем кроссворд.

1. Государственный символ, который можно увидеть на де­нежных знаках.

2. Изображение на гербе России. Герой, побеждающий чудо­вище.

3. Главное изображение на гербе России.

4. Что означало изображение золотого орла в древности?

5. Оружие, предмет, изображенный на гербе России. Это ору­жие дало название монетке.

6. Часть герба, на которой располагаются все изображения.

2) Сложите из фрагментов гербы:

(1 ряд – герб города Тольятти, 2 ряд – герб Самары, 3 ряд  - герб России)

 

  1. Итог урока.                   

Учитель: Какие молодцы, ребята! Ну а наш урок заканчивается.

- Что мы нового узнали сегодня?

- Интересно было на уроке?

- Какие трудности возникли на уроке?

- А что значит любить Родину?

Ответы детей.

Учитель: Молодцы, ребята! Любовь к Родине — чувство очень личное, глу­бокое, тихое, как сказал поэт. Не стоит его выставлять напоказ. То, как мы относимся к своим близким, родителям, друзьям, к своей родной земле, нашей большой стране, лучше всего про­является в наших делах и поступках, а не в громких и красивых словах.

Я думаю, что все вы вырастите достойными гражданами России. Будете любить её и охранять природу родной земли. И если потребуется, сможете защитить нашу страну. Я также надеюсь, что вы будете уважать государственные символы нашей Родины.

Берегите Россию –

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце,

Это хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе…

Берегите Россию –

Без неё нам не жить.

Берегите её,

Чтобы вечно ей быть!