Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Конспект учебного (открытого) занятия. По теме – Древний Восток. Шахова Лариса Александровна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34» г. Череповца Вологодской области

 

Конспект учебного (открытого) занятия. По теме – Древний Восток.

5 класс.

Составитель:

Шахова Лариса Александровна

учитель истории и обществознания

 

 

 

Тема урока: Древний Восток.

Тип урока: Повторительно-обобщающий урок.

Цели:

- обобщение и систематизация ранее полученных знаний,через игру-путешествие;

- воспитание у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народам Древнего Востока;

- формирование навыка работы в группе.

Задачи:

- актуализировать знания обучающихся по теме «Древний Восток»;

- подвести обучающихся к пониманию значимостиистории и культуры стран Древнего Востока, воспитывать в детях чувство прекрасного, уважения к вкладу каждого народа в мировую историю, прививать им нормы морали;

- продолжить формирование навыка работы с исторической картой, по нахождению на ней территории изучаемого государства, природных объектов (реки Междуречья) и городов;

- способствовать дальнейшему развитию умения сравнивать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи, использовать информацию в новых условиях, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Востока; анализировать и делать выводы.

Оборудование:

компьютер; мультимедиапроектор; презентация; карта «Рост территории государств в древности»; раздаточныйматериал: контурные карты, карточки с заданиями, тесты, фишки.

План урока:

1. Актуализация знаний по теме «Древнего Востока» (2 минуты)

2. Постановка цели и учебных задач (2 минуты)

3. Физминутка (2 минуты)

4. Игра-путешествие. Решение познавательных задач. Достижение цели урока. (30 минут)

5. Подведение итогов урока (2 минуты)

6. Рефлексивный этап (2 минуты)

7. Контрольно-оценочный этап (2 минуты)

Ход урока

1.Актуализация знаний.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.Сегодня у нас необычный урок и на этот урок к нам пришли гости. Поприветствуйте наших гостей.

Сегодня у нас повторительно-обобщающий урок по теме “Древний Восток”. Слайд №1.

ЧТО МЫ БУДЕМ ДЛЯ ЭТОГО ДЕЛАТЬ?  (цель закрепить и систематизировать знания по истории Древнего Востока).

Урок необычный, и поведем мы его в форме игры-путешествия. Как обычно в путешествие все едут с хорошим настроением. Я желаю, чтобы Вы взяли с собой в путь хорошее настроение, смекалку, свою эрудицию. Поделитесь своей улыбкой друг с другом, с гостями. Итак, в путь.
 

Мы еще раз окунемся в волшебный мир Древнего Востока, еще раз осуществим путешествие по его странам. Как в каждом путешествии у нас будут пункты назначения, где Вы должны будете выполнять определенные задания. Итак, старт дан. И, конечно же, самое главное знать, а куда же мы отправляемся. Понятие “Древний Восток” - понятие относительное. Название это было дано людьми, живущими в Западной Европе, для них эти страны действительно были восточными.

1. Предварительная подготовка к игре: класс заранее разделен на четыре команды.

2. Правила игры:

За правильное выполнение задания команда получает 1 фишку.

Максимальное количество фишек 70, команда, набравшая от 70 до 56 фишек – получает оценку «5», 55 – 40 фишек – «4», от 39 – «3».  

Слайд №2.  Правило уважения: когда говорит один – остальные слушают.

Правило прилежания: выполняем все задания добросовестно.

Правило дружелюбия: нельзя насмехаться, обзываться.

Итак, нашпервый пункт “Географический”

? – ПЕРЕЧИСЛИТЕ СТРАНЫ, КОТОРЫЕ МЫ ИЗУЧАЛИ В РАМКАХ ТЕМЫ “ДРЕВНИЙ ВОСТОК”?

(учащиеся называют страны, учитель – прикрепляет на доске названия стран)

Ребята!  «Важную роль при изучении истории играет знание исторической картыи не менееважную роль играет знание дат исторических событий.

В ИСТОРИИ ЗНАЙ ДАТЫ И ГОДА.
И ПОМНИ: ТЫ БЕЗ КАРТЫ НИКУДА.

1.   Контурные карты с указанием рек.

Задание – подписать, какие государства располагались в районе этих рек.

2.  Контурные карты без названия географических объектов.

Задание – написать название стран и рек.

3. Работа с настенной картой.

Задание – 1 учащийся от каждой группы показывает на карте и комментирует месторасположение стран.

Хорошо! Молодцы! Я вижу, вы хорошо знаете географическое положение стран Древнего Востока.

? – КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЕСТЬ ЛИ ЧТО-ТО ОБЩЕЕ В РАСПОЛОЖЕНИИ ЭТИХ СТРАН? (в долинах рек).

Да, первые государства возникали, как правило, в долинах рек. Географическое положение оказывает влияние на природные условия, занятия жителей.

Пункт второй.  Исторический диктант.

- Молодцы ребята! Славно потрудились!
С государствами определились.
А теперь задание новое вас ждет:
Пусть каждый термин свою страну найдет.

А - Египет; Б – Двуречье; В – Финикия.

1. Глина.

16. Величайшие мореплаватели древнего мира.

2. Папирус.

17. Основание колоний

3. Оливковые деревья.

18. Четыре порога в верховьях реки.

4. Города Ур и Урук.

19. Хаммурапи.

5. Шадуфы.

20. Морские пираты.

6. Дар Нила

21. Тутмос III

7. Города Тир и Сидон

22. Изобретатели букв.

8. Бог солнца Шамаш

23. Город Вавилон.

9. Богиня Иштар

24. Бог Амон-Ра

10. Походы в Нубию

25. Богиня Исида.

11. Цари-фараоны

26. Мореплаватели, впервые обогнувшие Африку.

12. Изобретение прозрачного стекла

27. Мумия.

13. Божество Бес

28. Боги Осирис и Сет.

14. Пурпурная краска

29. Иероглифы.

15. Клинопись

30. Первые, в истории, дошедшие до нас законы.

А – 2, 5, 6, 10, 11, 13, 18, 21, 24, 25, 27, 28, 29.

Б – 1, 4, 8, 9, 15, 19, 23, 30.

В – 3, 7, 12, 14, 16, 17, 20, 22, 26.

ИТАК, РЕБЯТА, ЧТО МЫ С ВАМИ ПОВТОРИЛИ?

(Гографическое положение стран Древнего Востока, чем они занимались,

повторили, что у каждой страны есть свои исторические факты, термины, географические названия, но у каждой страны есть еще и свои исторические деятели.)

Следующая наша остановка:  

Пункт третий.“Исторические деятели”

На карточках имена и страны.В каких древних странах жили эти люди?

1) КИР

А) Персия

2) ХАММУРАПИ

Б) Египет

3) ХЕОПС

В) Ассирия

4) АШШУРБАНАПАЛ

Г) Вавилон

А) Мы знаем много об этом фараоне потому, что его гробница, единственная из всех, не была разграблена. За каменной дверью его погребения находился огромный каменный саркофаг, а в нем – второй, а во втором – третий. Лишь в последнем, четвертом, саркофаге из чистого золота покоилась мумия этого юного фараона.

                                                               (Тутанхамон).

Б) Именно он спас евреев от египетского плена, вывел их через расступившееся Красное море и водил по пустыне 40 лет в поисках земли обетованной.       (Моисей).

В) Он был одним из последних ассирийских царей, очень образованным человеком. Именно по его приказу была собрана библиотека глиняных книг, где сохранились вавилонские мифы и сказания.                              (Ашшурбанапал)

Г) В 3 в. до н.э. почти все индийские племена он объединил под своей властью.    (Ашока).

Физкультминутка

Приготовились, друзья,
Встали с места. В путь пора.
Раз, два, три, четыре, пять-
Вместе весело шагать.
Пять, четыре, три, два, раз,
Хорошо идет наш класс.
Хоть немного мы прошли -
Остановочка в пути.
Руки набок, ноги шире
Повороты: три - четыре.
Раз - налево, два - направо,
Вновь налево, вновь направо.
Утомились - не беда.
Руки выше поднимаем,
Глубже дышим, отдыхаем.
Дальше в путь, друзья, пора,

Продолжается игра!

 Четвертый пункт. “Исторический словарь”

Ищем грамматические ошибки в терминологии по изучаемой теме.

Примени знания и проверь свое внимание!

Оазес

Папирас

Глинопись

Иероглефы

Мумея

Диржава

Заповиди

Зикурата

Калонии

Саркафаг

Делта

Свинкс

Хамурапи

Фораон

Оазис

Папирус

Клинопись

Иероглифы

Мумия

Держава

Заповеди

Зиккурат

Колонии

Саркофаг

Дельта

Сфинкс

Хаммурапи

Фараон

Пункт пятый  “Загадочный.

1.      Это чудное создание
Сделано нам в назиданье
Египтянами давно.
Славится века оно.
Пирамиду охраняет,
Видом своим всех пленяет. (Сфинкс). Слайд № 19.

2.      В Египте умер человек,
И труп его хранили век.
Тело обрабатывают,
Бинтами замотают.
Назови, что это было,
Долго всем оно служило. (Мумия). Слайд № 20.

3.       Он был царем.
Потом завоевал Египет.
И стал хозяином корон,
Повелевать стал всеми… (Фараон). Слайд № 21.

4.      Не один год, не один раб
Ее строили за просто так.
Чтобы фараон спокойно
Мог в загробном мире жить. (Пирамида). Слайд № 22.

5.      Царь в Вавилонии когда-то был
Могущественным, знаменитым слыл.
От рабства подданных он защитил.
Законы царские он учредил. (Хаммурапи). Слайд № 23.

Слайд № 24.Пункт шестой. Занимательный.

На столе у учителя 12 предметов (можно добавить лишние), имеющих отношение к истории какой-нибудь древневосточной страны. Ученики каждой группы должны подойти, взять любой предмет, назвать страну (повторения быть не должно, если будет, то страна – у того, кто первым ее назвал). Далее идет следующий ученик группы. Он должен найти предмет, имеющий отношение к этой же стране и так далее. Побеждаетгруппа, которая первой и верно выбрала все предметы.

Предметы:

  1. Стеклянный бокал (Финикия)
  2. Алфавит (Финикия)
  3. Красная ткань (Финикия)
  4. Корабль (Финикия)
  5. Чай  (Китай)
  6. Компас (Китай)
  7. Шелк (Китай)
  8. Бумага (Китай)
  9. Цифры (Индия)
  10. Шахматы (Индия)
  11. Сахар (Индия)
  12. Вата, хлопок (Индия)
  13. Пирамида (Египет)
  14. Папирус (Египет)
  15.  Сфинкс (Египет)
  16. Кошка (Египет)

Слайд № 25.  «Финишный тест»

1. Материал для письма у жителей Междуречья:

А) бумага; 
Б) глиняные таблички; 
В) папирус?

2. Какая система письменности стала основой современных европейских алфавитов:

А) египетские иероглифы; 
Б) финикийский алфавит; 
В) древнееврейский алфавит?

3. Какой металл научились обрабатывать ассирийцы в 10 в. до н. э.:

А) медь; 
Б) бронзу; 
В) железо?

4. С какой целью строилась Великая Китайская стена:

А) чтобы обезопасить страну от кочевников; 
Б) чтобы продемонстрировать могущество династии Цинь; 
В) чтобы воспрепятствовать побегам рабов?

5. В какой стране люди с рождения делились на касты:

А) Индии; 
Б) Китае; 
В) Египте?

6. Бумага была изобретена в:

А) Индии; 
Б) Китае; 
В) Египте?

7. Египет располагался в:

А) Африке; 
Б) Азии; 
В) Европе?

8. Знатный, богатый человек:

А) писец; 
Б) жрец; 
В) вельможа?

Итог урока.

Итак, ребята, близится к концу наше путешествие. В течение нашей игры мы постарались вспомнить, обобщить и закрепить полученные знания по истории Древнего Востока.

Давайте подведем итоги проделанной работе. Вашему вниманию представлена оценочная таблица, заполните ее с точки зрения проведенного урока.

Дата: ______________. Фамилия Имя: _______________________________________

Вопрос:

«+»   или   «-»

1. Доволен собой на уроке?

 

2. Мог бы работать лучше?

 

3. Стал  знать больше, чем в начале урока?

 

4. Устал?

 

5. Расстроен?

 

6. Было тяжело?

 

7. Было  не трудно?

 

8. Нужно ли проводить подобные уроки?

 

Домашнее задание.

1. Напишите в своей рабочей тетради ответ на вопрос: "Как, по-вашему, что лично вы и люди вообще должны знать по истории Древнего Востока? Почему?".

Смотреть работу полностью