Конспект проекта «Земля – наш дом»
Структурное подразделение «Детский сад «Колобок» ГБОУ СОШ №10 г.о. Чапаевск
Конспект проекта «Земля – наш дом»
(для детей 2 младшей группы)
Автор: Мартынова Татьяна Вячеславовна воспитатель Структурное подразделение «Детский сад «Колобок» г.о. Чапаевск
Тема: «Земля – наш дом»
Тип проекта: природоведческий, познавательно-научный, долгосрочный, групповой.
Цель: Создать в группе уголок для экспериментирования и макет слоев земли.
Задачи:
- Познакомить детей с составом почвы;
- Познакомить детей со свойствами природных материалов;
- Расширить представление о жизни насекомых и зверей, для кого земля дом;
- Привлечь детей к созданию макета слоев земли;
- Развивать сенсорное воспитание и мелкую моторику рук;
- Воспитывать любовь к природе, любознательность и наблюдательность.
Исполнители: Дети 2 младшей группы, воспитатель, родители.
Время выполнения: Два месяца.
Обеспечение: Деревянные стойки, стекла, познавательная и художественная литература, совочки, контейнеры для материалов, мелкие игрушки, карандаши, краски, кисточки, глина для лепки.
Ожидаемый результат: Модель слоев земли, изготовленная совместно с детьми.
Презентация: Праздник земли.
I этап. Погружение в проект
- Обследование земли, камней, песка, глины на прогулке и в группе.
- Беседа на тему: «Что такое земля».
Предлагаю детям создать модель слоев земли. Чтобы решить эту проблему, надо узнать все о земле и ее свойствах. И создать в группе уголок экспериментирования.
II этап. Организация деятельности и планирование
Создание рабочих групп: 4 группы.
Одна группа детей подбирает информацию о видах природных материалов: название, иллюстрации.
Вторая группа подбирает информацию о насекомых, для которых земля является домом: название насекомого, иллюстрации, мелкие игрушки.
Третья группа – которая будет осуществлять сбор материалов (природных) в контейнеры: песок, глина, камни, земля, известь (мел).
Четвертая группа – родители которой занимаются изготовлением самого каркаса модели.
Обговариваем, где добываем информацию – библиотека, наблюдение на улице, лепка и рисование насекомых дома, рисование слоев земли.
Принимается решение в конце проекта провести праздник земли. Чтение стихов, представление рисунков, поделок из глины.
III. Осуществление проекта
Дети на занятиях рассказывают о найденной информации. Проведение занятий по сенсорике: обследование, эксперименты и опыты с природными материалами. Беседа о том, что слепим дома с родителями. Рассматривание иллюстрации насекомых. Чтение познавательной и художественной литературы про слои земли, насекомых и животных.
Итоговое занятие – закладывание модели по ступенькам с размещением внутри модели игрушек – насекомых, животных и растений.
На праздник Земли пригласить родителей – на котором дети будут рассказывать о видах материалов и из чего земля состоит. Чтение стихов.
IV. Презентация
Праздник Земли
Оформление зала растениями, насекомыми, картами. Выставка рисунков, поделок из глины. Рассказ детей о созданной ими модели, чтение стихов.
Необходимый материал: баночки с землей, песком, глиной; тарелочки с мягкой и твердой глиной; тарелочки с влажным и сухим песком; макет слоев земли.
На мероприятие приглашены педагоги детского сада и родители группы.
Ход мероприятия
В-ль: Мы с ребятами решили узнать из чего состоит наша земля, по которой мы ходим и для кого земля является домом. Мы читали книги, рассматривали картинки, наблюдали и хотим рассказать вам, что мы узнали и чему научились. Наша планета очень большая, как она называется?
Дети: Земля.
В-ль: У меня в руках модель земного шара. Как называется модель?
Дети: Глобус.
В-ль: На нашей планете много морей и океанов, рек и озер. Есть горы и пустыни, а на земле растут деревья, кустарники, травы и цветы. Под землей живут насекомые и животные, которые строят там свои дома. Из чего же состоит наша земля?
Дети: Из ступенек или слоев.
В-ль: 1 ступенька-это…?
Дети: Живая земля.
В-ль: 2 ступенька-это…?
Дети: Это песок.
В-ль: 3 ступенька-это…?
Дети: Это глина.
В-ль: 1 подгруппа принесет мне баночки с землей, 2 – с песком, а 3 – с глиной. Поставьте баночки на лесенку. Зачем она нам нужна?
Дети: Глина нужна для того, чтобы из нее что-то лепить.
В-ль: Что можно лепить из глины?
Дети: Можно лепить игрушки, посуду.
В-ль: Принесите кусочки глины, из которой можно лепить. Какая она?
Дети: Она влажная, мягкая, легко мнется.
В-ль: Принесите глину из которой нельзя что - либо слепить. Какая она?
Дети: Она твердая, не мнется, она засохла на воздухе.
В-ль: Молодцы. Все правильно. Вот какая волшебная глина живет в земле. Когда она влажная из нее можно лепить, а потом она высыхает и становится твердой и уже ничего не слепишь. А это песок. Что же мы с вами из песка строим?
Дети: Строим куличики и т.д.
В-ль: Из какого песка получаются куличики?
Дети: Из мокрого, сырого, влажного.
В-ль: Идите принесите тарелочки с влажным песком. Как узнали, что он влажный?
Дети: Песок темного цвета и не сыпется.
В-ль: Теперь принесите тарелочки с сухим песком. Как узнали, сто он сухой?
Дети: Песок светлого цвета и течет как вода.
В-ль: Из него можно слепить куличик?
Дети: Нет нельзя. Он сухой, не лепится.
В-ль: Хорошо, все правильно сказали. Из влажного песка можно лепить, а из сухого ничего не получится слепить. А в этих баночках – живая земля. Что же растет на этой живой земле?
Дети: Растут травы, цветы, кустарники, деревья.
В-ль: Одним словом – это растения.
Ребенок в шапочке с изображением дерева: Мы растения держимся за землю корнями. Берем из земли воду и растем большие и красивые. Радуем и кормим людей и животных.
В-ль: А под землей строят свои дома другие жители. Что это за жители?
Дети: Это крот, червяк, жук, мышь муравей.
Дети в шапочках с изображением животных и насекомых читают стихи.
Муравей: Муравьи большой семьей
Обитают под землей.
Там настойчивым трудом
Строят необычный дом.
Червяк: Круглый, розовый бочок
Проползает червячок.
Ручек нету, ножек нету
Как же получается,
Что так быстро под землей
Он передвигается?
Жук: Под землей жучок проснулся,
Потянулся и встряхнулся.
Брюшко, нос, глаза, усы,
Вымыл капелькой росы.
Мышь: Как у мышки у полевки,
Целых тридцать три кладовки.
В каждой семечки лежат,
Для мышат, для малышат.
Ешьте, детки, ешьте вволю-
Много семечек на поле.
Крот: День за днем, за годом год,
Строит крот подземный ход.
Две передних, быстрых лапки,
У крота, как две лопатки.
В-ль: Верно, ребята. И на земли, и под землей существует жизнь. Мы с вами умные, сильные, добрые и ответственные жители земли. Мы должны беречь и охранять все то, что живет вместе с нами на земле. И не обижать ни одного жителя нашей планеты. А теперь уважаемые гости, представляем вашему вниманию макет слоев земли, который мы сделали вместе с детьми и их родителями. (рассматривание макета).
Ребенок: Звезды в небе светят,
Золотой песок.
Я считал песчинки,
Сосчитать не смог.
Рано-рано утром,
Вышел я в лесок.
Стал считать я листья,
Сосчитать не смог.
Дождь в лесу закапал,
Сел я на пенек,
Стал считать дождинки,
Сосчитать не смог.
Береги природу,
Она очень нам нужна.
Это ведь огромная
Наша вся страна!!!
В-ль: Спасибо большое за внимание. Будем очень рады увидеть вас у нас в гостях.
Родители группы дарят детям настольную игру «Кто где живет».