Конспект открытого занятия в старшей группе «Путешествие в зимний лес»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 12 города ТЮМЕНИ
Конспект образовательной деятельности
по области «Художественно - эстетическое развитие»
в рамках темы «Зима»
«Путешествие в зимний лес»
в старшей группе
Музыкальный руководитель: Осетрова С. А.
Категория: высшая.
г. Тюмень, 2019 г.
Конспект открытого занятия в старшей группе
«Путешествие в зимний лес»
Цель: Воспитание в детях чувство прекрасного, любовь к природе через музыкальные образы. Развивать у детей творческие и музыкальные способности.
Программное содержание.
Интеграция образовательных областей.
Социально - коммуникативное развитие:
1. Формировать основы экологического сознания и экологической культуры, доброжелательное отношение к окружающему миру.
Речевое развитие:
1. Обогащать словарный запас: активизировать речь детей музыкальными впечатлениями, развивать умение давать эстетические оценки, высказывать суждения.
Познавательное развитие:
1. Развитие воображения и творческой активности.
2. Формировать навыки восприятия музыки, определять ее характер.
Художественно-эстетическое развитие:
1. Совершенствовать исполнительскую деятельность: выразительно петь и двигаться под музыку, передавая в танце настроение.
2. Развивать воображение, умение самостоятельно воплощать свой творческий замысел в озвучивании стихотворения музыкальными инструментами (музицирование).
Предварительная работа.
1. Наблюдение за зимними явлениями в природе.
2. Разучивание муз. игры «Снег руками нагребаем» в совр. обработке
3. Исполнение танцевальной импровизации под музыку М. Минкова «Танец вьюги и снежинок».
4. Разучивание песен: «Голубые санки» муз. М. Иорданского, «Зимушка-зима» муз. Л. Вахрушевой.
5. Разучивание стихов русских поэтов о зиме, пословиц и поговорок о природе.
Материалы и оборудование: фортепиано, музыкальные инструменты, муз. центр, колокольчик, снежинки, сундучок.
Ход образовательной деятельности:
(Звучит песня «Снежная песенка» муз. Д. Львов - Компанейц).
Дети входят в зал, выполняют движения по тексту.
Муз. рук: (Здоровается с детьми песенкой): Здравствуйте, дети.
Дети: (Дети отвечают песенкой): Здравствуйте.
Муз. рук: Ребята, а давайте поздороваемся с нашими гостями.
Поют: Здравствуйте, гости! (гости отвечают)
Муз. рук: Ребята, а под какую музыку вы зашли в музыкальный зал? (веселая, радостная, быстрая и др.) О чем в ней пелось, про какое время года? (дети отвечают)
Муз. рук: Правильно, о зиме. Я сегодня утром нашла вот такую снежинку - это весточка от зимушки-зимы. Давайте прочитаем.
Муз. рук: (читаю) «Дорогие ребята, обращаюсь к вам за помощью и приглашаю вас к себе в лес, чтобы вы помогли убедить медведя в том, что наступила зима. И ему пора спать. Зимушка-зима».
Муз. рук: Вы представляете, ребята, медведь-то не верит, что наступила зима. Поможем зимушке? (ответы). А что бы оказаться в зимнем лесу - нам поможет волшебный колокольчик. Если в него позвонить – можно очутиться в лесу. (Дети закрывают глаза). (Звоню в колокольчик).
Чудеса! Представьте, что мы с вами в зимнем лесу. Что вы видите? (Заснеженный лес, сугробы…). А что вы слышите? (ответы)
Послушайте, как тихо в лесу? Но я не знаю почему? Может кто-то из вас знает? (ответы детей: «некоторые животные зимой находятся в спячке, мало птиц, природа отдыхает»)
Муз. рук: Правильно, ребята. Зимой корма мало у птиц, поэтому они летят ближе к людям. А как мы можем помочь птицам? (ответы детей: делать кормушки и подкармливать кормом). А как много деревьев. Они ведь все спят. А кто их так укрыл? (ответы)
Прислушайтесь, что это? (Звучит завывание зимней вьюги.)
(Ответы детей).
Муз. рук: Страшно и неуютно становится от такого ветра. Это вьюга завывает. Давайте вьюгу прогоним.
(рукой «рисую» в воздухе линии, моделируя высоту и динамику «вьюги», дети по руке исполняют). Артикуляционная гимнастика (на звук у).
Муз. рук: Вьюгу мы прогнали. А сейчас начинается метель. А что сильнее: вьюга или метель? (вьюга - холодный сильный ветер, а метель - сильный ветер со снегом).
(ответы). Попробуем с вами изобразить метель в танце. Мальчики будут изображать метель, а девочки - снежинки.
(Мальчики берут белые султанчики, а девочки белые ленточки. Дети исполняют импровизацию под музыку).
Танцевальная импровизация «Метель и танец снежинок» муз. М. Минков.
Муз. рук: Посмотрите, вот и снежок пошел. А снежинки какие белые, пушистые, давайте подуем на них. (дуют).
Дыхательная гимнастика.
Муз. рук: Как вы думаете - уснул медведь или нет? (ответы). Послушаем... (звучит рев медведя).
Нет, еще не уснул. Как же убедить его, что пришла зима? (ответы)
Муз. рук: Смотрите, как много снега стало вокруг. А что вы любите делать со снегом? (ответы). Давайте поиграем. Будем лепить снеговиков.
Муз. игра «Снег руками нагребаем». (Дети повторят движения по тексту с ускорением темпа).
Муз. рук: Какие чудесные получились у нас снеговики! Ребята, а медведь-то поверил или нет, что зима наступила? (ответы). А мы послушаем... (звучит рев медведя).
Нет, не спит..А мы от снега отряхнулись, теперь и пошли кататься на санках.
Песня «Голубые санки» муз. Иорданского.
Муз. рук: Весело мы покатались. А мои-то санки прямо в сугроб! (замечаем сугроб, там накрыты муз. инструменты). Ой, а что здесь лежит? (называют инструменты). Помните, я вам читала свое любимое стихотворение о зиме? Мне бы хотелось, чтобы вы помогли озвучить его музыкальными инструментами. Присядем на полянку.
Озвучивание стихотворения В. Томилина “Зима”.
Муз. рук: Вот хозяюшка сама к нам идёт, идёт Зима. (Звучат колокольчики с бубенцами)
Разнаряженная, разукрашенная – колокольчики с бубенцами
В ярких звёздочках, серёжках – бубен, треугольник
Да в серебряных сапожках!- бубен, треугольник
А сапожки- то скрипят, - трещотки
Косы белые до пят – бубен, бубенцы
Рукавом махнёт налево – ксилофон (глиссандо)
И поляна побелела – колокольчик
Ручкой правою махнёт – ксилофон (глиссандо)
Горы снега возведёт - колокольчик
Чуть притопнет каблучком – трещотка
Речка кроется ледком - трещотка
Деревца принарядила – бубен, треугольники, бубенцы
Побелила все дома – колокольчики с бубенцами.
Ай да Зимушка-зима! – все вместе играют.
Муз. рук: А кто хочет нам еще стихи про зиму прочитать?
1 Реб: А. С. Пушкин.
Под голубыми небесами, великолепными коврами.
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
2 реб: Ф. Тютчев
Чародейкою Зимою околдован лес стоит —
И под снежной бахромою, неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит...
Муз. рук: Молодцы! Замечательные стихи.
Муз. рук: Какие пословицы и поговорки о природе вы знаете?
Дети: 1. Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте.
2. Кто природу губит, тот свой край не любит.
3. Лес – богатство и краса земли.
Муз. рук: Молодцы! Как много о зиме вы рассказали. Как вы думаете, уснул медведь? Давайте послушаем. (тишина). Уснул... Поверил, что наступила зима.
Муз. рук: А сейчас тихонько унесем инструменты обратно. Ведь кто-то их здесь приготовил? (ответы: зима, Дед Мороз и др.). Смотрите, да здесь еще один сюрприз. (находят сундучок). Хотите посмотреть, что находится в сундучке? Но сундучок не открывается. (Написано «Детям группы «Одуванчик»)
Воспитатель: Так это значит нам? Ребята, а ведь нам пора возвращаться, возьмем сундучок с собой.
Позвоним в волшебный колокольчик. (Колокольчик).
Муз. рук: Вот мы с вами и вернулись в детский сад. А вот и наши гости. Споем им весёлую песню.
Песня «Зимушка-зима» муз. Л. Вахрушева.
Муз. рук: А что вам сегодня понравилось? (ответы)
А где мы побывали? О чем говорили? Кому помогли? (Ответы). Вот и сундучок наш открылся! Смотрите, сколько здесь снежинок. Возьмите их в руки.
Снежинки в руки взяли - к сердцу прижали,
К сердцу прижали и желанье загадали.
– Я думаю, ваше желание обязательно сбудется, ведь снежинки волшебные!
Прощаются снежинками.