Конспект открытого занятия в объединении «Изобразительное искусство» Тема «Зарисовка простых природных форм, цветы»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» города Можги Удмуртской Республики
Конспект открытого занятия в объединении «Изобразительное искусство»
Тема «Зарисовка простых природных форм, цветы»
педагог дополнительного образования
Красильникова Н.Н.
Тема занятия: «Зарисовка простых природных форм, цветы»
Цель занятия: научить рисовать цветок купальницы - италмас;
Задачи:
Образовательные:
* закрепить знания о понятии - зарисовка;
* совершенствовать навыки работы простым карандашом;
Развивающие:
*развивать внимание, память;
*анализировать, сравнивать, делать выводы;
*развивать коммуникативные навыки, формировать навыки самооценки и рефлексии.
Воспитательные:
*приобщать к культуре удмуртского народа;
*воспитывать познавательный интерес к рисованию;
*воспитывать усидчивость, трудолюбие, собранность;
Оборудование и материалы: ноутбук, мольберт, листы для рисования, простой карандаш, ластик, акварель, кисти, стаканчик для воды.
Методы и методические приемы обучения: анализ, сравнение, обобщение, презентация, наглядно-демонстрационный материал.
Форма занятия: групповая
Продолжительность занятия: 45 минут.
Этапы учебного занятия |
Задачи этапа |
Содержание деятельности |
Результат |
|
|
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ 5 мин |
|
||||
Организац-ионный |
Приветствие учащихся |
- Здравствуйте ребята. Рада вас видеть на занятии (ответы детей).
|
Восприятие |
|
|
Проверочный |
Проверка знаний о наброске и зарисовке |
- Мы с вами изучили, что из себя представляет «набросок», «зарисовка». Давайте вспомним, чем отличается «набросок» от «зарисовки» (ответы детей) - Набросок - это рисунок, сделанный без особой затраты времени. Через набросок мастер воплощает свою основную идею. Это немного напоминает фотографию, сделанную на бегу. Или иначе - проект, эскиз будущей работы. Но у великих художников такие наброски бывают столь красивы, что их воспринимают как отдельные произведения искусства.
- Зарисовка - рисунок более долгий, изучающий, детальный, выполненный с натуры или с репродукции, для закрепления определенных навыков. Зарисовка выполняет вспомогательную функцию. Художники часто делают зарисовки понравившихся им предметов. Т.е. это тренировочный рисунок.
- Какие материалы, мы использовали для наброска и зарисовки? (графические) - Какие простые природные формы мы с вами пробовали зарисовывать? (ответы детей) Рисовали листья, ветки, деревья, кустики ягод, бабочек, некоторые цветы. Сегодня мы продолжаем выполнять зарисовку.
|
Самооценка, оценка педагога |
|
|
ОСНОВНОЙ 30 мин |
|
||||
Ориентировочный (целеполагание) |
Мотивация и принятие детьми цели занятия |
Тема нашего занятия «Зарисовка простых природных форм, цветы». - Значит, чему мы будем учиться?(ответы детей) - Зарисовки каких цветов мы с вами уже выполняли? (ответы детей) - А знаете ли вы, что есть у нас в Удмуртии редко встречающиеся, исчезающие виды цветов, которые раньше росли в больших количествах, а сейчас занесены в Красную книгу Удмуртии? (ответы детей) - Одним из таких цветков является купальница европейская, у нас в Удмуртии его называют италмас. Давайте просмотрим сейчас презентацию об этом цветке. Просмотр презентации. 1 слайд Раньше, каждое лето лесные поляны западного предгорья седого Урала, луга и поймы рек Камы, Чепцы и Вятки, в обрамлении которых расположена древняя земля удмуртов, покрывались золотисто – солнечными бутонами прекрасных цветов. 2 слайд Молодые девушки вили из них венки, водили на лугах хороводы, пели любимые песни, рассказывали легенды и предания, связанные с этим чудесным цветком. 3 слайд Италмас… Любимый цветок удмуртов. Италмас – это символ любви и печали, верности и разлуки, надежды и радости. Италмас – это национальный золотой символ Удмуртии. … Многие поэты и писатели Удмуртии воспели его в своих произведениях. Удмуртский поэт Олег Поскрёбышев, воспевая Удмуртию, сравнивает её с лазоревым италмасом, ведь для удмуртов он является золотым символом. 4 слайд Таким же, как для русских – ромашка. 5 слайд Для японцев – хризантема. 6 слайд Для англичан – фиалка. 7 слайд Для голландцев – тюльпан. 8 слайд Для украинцев – барвинок. 9 слайд Для азербайджанцев – роза. 10 и 11 слайд Художники Удмуртии изобразили италмас на своих полотнах. 12 слайд Ученые – описали его в своих научных трудах. Композиторы и музыканты Удмуртии посвятили ему самые лучшие музыкальные произведения. Давайте сейчас прослушаем песню об этом цветке. 13 и 14 слайд и ещё две песни об италмас - Многое в Удмуртии связано с именем италмас – золотого символа нашей республики. Каждый из нас с детства знает этот цветок, помнит его чудесный аромат и прекрасный вид. Но не каждый знает о том, что италмас совсем еще недавно, во второй половине 20 века, чуть не прекратил свое существование из–за бездушия, черствости и бесхозяйственности человека.
|
Осмысление темы занятия |
|
|
Усвоение знаний |
Осмысление и первичное запоминание связей и отношений в объекте изучения |
- Как вы уже поняли, мы с вами будем выполнять зарисовку купальницы. Для начала рассмотрим картинку, выясним, из каких частей состоит цветок купальницы (стебель, листья, бутон) Теперь изучим форму и цвет бутона и листьев: шарообразная форма у бутона, похожая на раскрывшийся кочан капусты, жёлтого цвета, пальчаторассечённые тёмно - зелёные листья. Начнём вначале с линейного рисунка и закончим зарисовкой в цвете, используя акварель и фломастеры.
|
Освоение новых знаний |
|
|
Закрепление новых знаний |
|
- Начнём с рисунка простым карандашом. Сначала выполняем тонкими, еле заметными линиями, приблизительную разметку размера и формы бутона, направления стебельков и листьев. Затем прорисовываем все части купальницы: стебель, листья, бутон. Начинаем работать в цвете. Когда начнём выполнять в цвете, обратите внимание, на цвет бутона в тени, он жёлто-зелёный, а в некоторых местах желто-коричневый.
|
Осознанное усвоение учебного материала
|
||
Контрольный |
Самоконтроль |
Просмотр работ, оценка готовых работ. - Оцените свою работу. Всё ли удалось при выполнении работы? Что успели, а что нет? |
Сравнение результатов с другими |
||
ИТОГОВЫЙ 5 мин |
|||||
Итоговый |
Анализ цели |
- Мы с вами выполнили зарисовку цветка купальницы - италмас. Трудно представить, насколько оскудела бы природа Удмуртии, а, следовательно, и природа России, без этого цветка. Тема красоты родной природы, красоты родного края актуальна в 2017 году, посвящённому Году экологии как никогда. Сколько помнит себя удмуртский народ, сколько веков он существует, столько веков существует рядом с ним италмас. Это имя известно не только в России, но и за ее пределами, во многих странах мира – в Японии, Корее, США, Финляндии, Венгрии. А это значит, что маленький удмуртский народ не потерял свою самобытность, свой язык, свой колорит, свои традиции за долгие века существования, а нашел свое место среди огромного количества этносов России, показал свою значимость, самоутвердился. Сделав зарисовку этого цветка вы, надеюсь, запомнили, как он выглядит, и что он значит для удмуртского народа.
|
|
||
Рефлексивный |
Мобилиза- ция детей на самооценку |
- Сейчас я хотела бы узнать ваше мнение, впечатление о теме и занятии. Закончите, пожалуйста, предложения: Тема занятия показалась мне….(интересной, трудной) Я раньше никогда не знал(а)… Я узнал(а) ….. Мне было трудно… Было интересно… Раскажу дома, что…. Знания, полученные на занятии, мне пригодятся…
|
|
||
Информационный |
Домашнее задание |
- Найти и прочитать легенду про Италмас. |
|
||
Контрольно – измерительные материалы
Презентация к учебному занятию