Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ « КОНФЛИКТ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ: ПУТИ РЕШЕНИЯ »

МКОУ Куйбышевского района «Школа-интернат основного общего образования» НСО г. Куйбышева

 

Конспект открытого занятия : «Конфликт в подростковой среде: пути решения»

 

Багрова Виктория Викторовна

Педагог-психолог

 

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ « КОНФЛИКТ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ: ПУТИ РЕШЕНИЯ »

Аннотация: на занятии учащиеся познакомятся с понятием «конфликт», его видами и причинами возникновения, научатся находить конструктивные способы решения конфликтных ситуаций. 

Цель:  формирование у подростков конструктивных навыков решений конфликтных ситуаций.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с понятием «конфликт» и его видами.

2. Развивать умение работать в группе, анализировать ситуацию и самостоятельно принимать решения в конфликтных ситуациях.

3. Способствовать воспитанию уважительного отношения к сверстникам.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии: здоровьесберегающие, технологии коллективно-мыслительной деятельности, игровые, интерактивные.

Оборудование: мультимидийная доска, проектор, карточки, ватманы, фломастеры, слайд-презентация по теме, видеоролик.    

Ход занятия

Психолог: Добрый день, ребята! Как у вас настроение? К работе готовы? Тогда начнем. Но, прежде чем перейти к основной работе, давайте с вами немного поиграем.

Игра «У тети Моти». Условия игры: дети встают в круг и повторяют движения за ведущим, произнося следующие слова: «У тети Моти 4 сына, 4 сына у тети Моти. Они не ели, они не пили, а только каждый день твердили» (несколько раз). Молодцы!

Ребята садятся по микрогруппам.

Учитель: Ребята тема нашего занятия «Пути решения конфликтов». Очень часто в силу каких-либо причин, людям приходится ссориться, выяснять отношения, конфликтовать. После конфликтов многие люди жалеют о том, что вовремя не промолчали, не сменили тему разговора или не уступили собеседнику. Но как говорится в известной пословице «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». Как вы считаете, тема конфликта актуальна для вас? Нужно ли говорить об этом? Тогда скажите, пожалуйста, а как вы вообще понимаете слово конфликт? Что оно обозначает?

Да, безусловно, вы  правы, все названные вами критерии указывают на конфликты. Давайте посмотрим с вами научное определение конфликта. Конфликт – это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и  взгляды.

Сегодняшняя ситуация в мире  показывает нам то, что отношения между странами напряжены и нарастает конфликт. Например,  терроризм, войны, борьба за власть – это тоже конфликты, только на государственном уровне.

К сожалению и семейных конфликтов невозможно избежать. Даже в благополучных семьях возникают спорные ситуации, ссоры.

Каждому из нас приходилось сталкиваться с социальными конфликтами: в обществе, в коллективе.

Поэтому каждому культурному человеку полезно иметь элементарные представления о конфликтах, способах достойного выхода из них  и правилах поведения в конфликтных ситуациях.

Сегодня мы будем говорить о социальных конфликтах, а именно о конфликтах в коллективе подростков, которые актуальны для вас.

А как вы думаете, конфликты всегда приносят вред, или есть и положительные стороны в конфликтных ситуациях? Действительно, у конфликтов есть, как отрицательные функции, так и положительные. Ведь не даром говорят «В споре рождается истина». Об этом мы с вами еще поговорим.

Психолог:  Скажите, а вы сами часто являетесь участниками конфликтов? А как вы думаете, люди в равной степени склонны к проявлению конфликтности, или есть те, кто в большей или меньшей степени? Правильно, ребята,  есть люди, которые стремятся к тому, чтобы по возможности избегать конфликтных ситуаций, но есть среди нас и такие, для которых даже небольшой раздражитель будет являться причиной или поводом для конфликта. 

Сейчас я предлагаю вам поразмышлять о причинах возникновения конфликтов. Для этого вам необходимо выполнить следующее задание. В конвертах, которые лежат у вас на столах, находятся слова и словосочетания. Внимательно прочтите их и выберете те, на которых написаны факторы, которые могут спровоцировать возникновение конфликтов. Детям раздаются конверты со следующими словами: оскорбления, сплетни, зависть, отсутствие взаимопонимания, борьба за лидерство, «третий лишний», доброжелательное отношение, компромиссные решения, сохранение чувства собственного достоинства, спокойная речь, уважение к оппоненту, сведение спора к шутке , грубость.

А какие причины конфликтов вы еще можете назвать?

  Даже зная, что данные причины могут вызвать конфликтную ситуацию, мы нередко прибегаем к грубости, оскорблениям, часто не можем побороть чувство зависти.

Учитель: Но если конфликт уже произошел, то нужно находить конструктивные выходы из него. Именно этому мы сейчас и будем учиться. Каждой группе я дам карточки, на которых будут описаны конфликтные ситуации, Ваша задача ответить на поставленные вопросы. Как ребята конструктивно могут разрешить данную ситуацию?

 Ситуация №1: В класс пришла новая девочка. Она симпатичная, отличница. Девочка сразу же заняла ведущие позиции перед  мальчишками.  Девчонкам в классе эта ситуация не нравится. Сначала «новенькая» была предупреждена о том, если она будет так воображать, то ей в этом классе не учиться. Но ничего не изменилось. Ее встретили на улице, и состоялся предметный разговор. Она же в ответ заявила, что ее не интересует мнение девочек.  Как добиться понимания? (что должны сделать обе стороны, чтобы не произошел конфликт?).

Каждая микрогруппа находит свои способы выхода из данного конфликта.

Ведущий: давайте сформулируем с вами правила выхода из конфликтных ситуации (правила фиксируются на доске).

 Ситуация2. Детям предлагается посмотреть видео (отрывок из мультфильма «Правила хороших манер»).

Учитель: какие действия должен предпринять каждый из мальчиков для того, чтобы достойно выйти из конфликта? Давайте еще сформулируем с вами правила выхода из конфликтных ситуации.

Психолог проводит разминку «Кашки-собаки». Условия: дети встают в круг. По кругу они передаю два маркера (в левую сторону-красный, в правую – синий, соответственно кошка и собака). При этом тот, кому передают маркер спрашивает: «Кто это?». А передающий отвечает «Кошка» или «Собака».

Психолог: Молодцы, вы самостоятельно смогли сформулировать  правила выхода из конфликтов. А сейчас мы посмотрим другие способы выходов из конфликтных ситуаций. Здесь очень важно отметить, что бывают конструктивные и неконструктивные способы. Сейчас я раздам вам конверты, в которых предложены разные способы выходов из конфликтов ( идти до конца, уклонение, сотрудничество, юмор, угроза, насилие, грубость, компромисс, привлечение третьих лиц, разрыв отношений). Задача первой группы – выбрать конструктивные. Задача второй группы – деструктивные. Затем выбранные карточки приклеить на плакаты, которые висят на доске.

Молодцы, справились с заданием.

Два друга

Однажды они поспорили и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: 

- Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину. 

Они продолжали идти и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». 

Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его: 

- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? 

Друг ответил: 

- Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Психолог просит детей высказать мнение о том, чему учит данная легенда.

Учитель. Подведение итогов: таким образом, сегодня мы узнали:  что такое конфликт,  выяснили причины возникновения конфликтов, а самое главное рассмотрели способы, которые помогают человеку достойно выйти из конфликта. Скажите, информация, которую получили на уроке,  была для вас полезна?

Рефлексия: (воздушные шарики) (Слайд 12)

В завершении , нам   хотелось бы узнать: с каким настроением вы уходите отсюда? Для этого вам необходимо выбрать воздушный шар такого цвета, значение которого подходит вашему настроению. Вижу, что у всех хорошее настроение, а теперь давайте поделимся отличным настроением  с нашими гостями.

Красный - плохое настроение, желание отдохнуть, безразличие;

Желтый – хорошее настроение, легкое чувство усталости, удовлетворенность работой

Зеленый – отличное настроение, интерес, активность, стремление к общению

Психолог.  В конце игра «Аплодисменты» (ребята аплодируют друг другу по очереди).

Список литературы:

1. Воронин, Г. Л. Конфликты в школе / Г. Л. Воронин// Социол. ис-след. — 1994. — 3.

2. Добрович, А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения//А. Б.Добрович. — М.: Просвещение, 1996.

3. Драгунова, Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте/Т. В. Драгунова // Вопр. психологии. — 1972. — 2. —С. 25-39.

4. Журавлев, В. И. Основы педагогической конфликтологии: Учебник / В. И. Журавлев. — М.: РПА, 1995.