Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Конспект открытого занятия «История моделирования»

МБУДО «ДДЮТ Волховского муниципального района», отдел №6

Детское творческоое объединения «Конструирование»

 

Конспект открытого занятия

«История моделирования»

 

Педагог дополнительного образования

Денисов Иван Сергеевич

 

 

Общая характеристика занятия

  • Состав учебной группы:

Группа 1-го года обучения (учащиеся начальной школы 1 - 4  классы) СОШ 1, в группе  12 человек, из них 9 мальчиков и 3 девочки, возраст 7-12 лет.

  • Программа: «Начальное техническое конструирование», тема «Вводное занятие»
  • Тема занятия: «История моделирования»
  • Место занятия в программе: Вводное занятие, где происходит знакомство детей с моделированием его видами и применением
  • Образовательный потенциал занятия: учащиеся получают знания о истории моделирования, а также его применении в жизни и на производстве. В ходе викторины они закрепляют основные понятия моделирования, практическая же часть занятия мотивирует учащихся к занятию техническим творчеством.
  • Тип занятия: комбинированное. На занятии используются различные виды деятельности, сменяющие друг друга (яркая подача материала, выполнение практического задания, беседа), что позволяет мотивировать познавательную и практическую деятельность учащихся, стимулировать запоминание материала.

Содержательно-целевой аспект учебного занятия

   Цель занятия (озвучена педагогом на занятии): знакомство детей с техническим творчеством через искусство моделирования.

 Для достижения цели педагог поставил перед собой следующие задачи:

  • Рассказать детям об  истории моделирования, видах моделей, их практического применения и значения.
  • Провести показ и демонстрацию разных видов моделей, выполненных обучающимися объединения «Весёлое конструирование» (стендовых и  действующих).
  • Провести практикум по пилотированию представленных на занятии действующих моделей техники.

Содержание открытого занятия:

  1. Организационный момент – 1 минуты
  2. Оглашение темы и краткого содержания занятия – 1 минуты
  3. Теоретическая часть занятия – 10 минут
  4. Практикум в пилотировании представленных на занятии действующих моделей (эстафета)– 12 минут
  5. Подведение итогов занятия – 6 минут

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

Здравствуйте ребята!  Занимайте, пожалуйста, свои места.  Разрешите представиться. Меня зовут  Иван Сергеевич Денисов. Я руковожу детским творческим объединением «Весёлое конструирование».

ОГЛАШЕНИЕ ТЕМЫ И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема занятия – моделирование.  Цель – заинтересовать вас техническим творчеством через знакомство с искусством моделирования.  Сегодня вы узнаете, что такое моделирование, его историю. Вы поймёте, какое практическое значение в создании новой техники имеет её предварительное моделирование.

Вашему вниманию представлены модели, выполненные обучающимися нашего объединения. Их пилотирование будет нашей практикой.

Итак, начнём занятие!

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

Чтобы разобраться в вопросе происхождения искусства моделирования, давайте узнаем значение самого слова. Оно произошло от латинского слова Mobilus, то есть уменьшенный. И действительно, модель является уменьшенной копией реального объекта, будь то техника (самолёты, автомобили, корабли), здания, сооружения или фигурки животных.

Каждая модель имеет свой масштаб, то есть размерное соотношение со своим реальным прототипом. Когда мы покупаем в магазине пластиковую модель самолёта, то видим на коробке маркировку 1/72, или др. Она означает, что модель меньше настоящего самолёта в 72 раза.

         История моделирования пришла к нам из глубины веков. Во время археологических раскопок в Египте были обнаружены достаточно подробные модели кораблей и зданий (макет). Но эти модели служили лишь украшением гробниц, или как детские игрушки. Своё практическое применение модели получили лишь в 18 веке. У английских корабелов появилась интересная практика создания кораблей. Вначале по чертежам будущего судна строилась его масштабная модель. В опытном бассейне проводились её испытания с целью выявить и устранить возможные ошибки в конструкции корабля. На пример одно из испытаний модели была проверка на отстойчивость. То есть способность судна при уваливании на борт возвращаться в исходное положение. Кораблик наклоняли за мачту, отпускали и смотрели на поведение модели. Своевременно выявленные и устранённые недостатки конструкции судна делали его безопасным.

         Также, предварительное моделирование применяется в машиностроении. Например, при расчете мощности двигателя будущего автомобиля ему подбирают соответствующий кузов. Дело в том, что в движении автомобиль испытывает сопротивление встречного потока воздуха. Когда мы бежим, то тоже ощущаем дуновение ветра на лице. Это потому, что мы толкаем перед собой воздушные массы. Тоже происходит и с автомобилем. Воздушный поток обтекает автомобиль не только справа, слева и сверху, он проникает под автомобиль. Его подъёмная сила растёт пропорционально скорости движения машины.  То есть чем выше скорость, тем больше подъёмная сила воздушного потока. Недаром, на скорости управляемость автомобиля падает, передние колёса отрываются от земли, что может привести к трагедии. Можно ли этого избежать? Конечно! Испытание аэродинамических свойств кузова проводятся в аэродинамической трубе. Это огромных размеров труба с пропеллером на конце. Пропеллер разгоняет воздушный поток в трубе до тех пор, пока модель автомобиля не начинает отрываться от земли.  Это позволяет рассчитать скорость движения будущего автомобиля.

         Со временем моделирование на производстве изменилось до неузнаваемости. Теперь оно стало компьютерным. С помощью специальных программ можно ввести параметры будущего объекта (корабля, автомобиля, здания) и получить его виртуальную копию.  В компьютер (моделятор) вводятся данные о нагрузках, которые должен выдержать объект.  Таким образом, он проходит испытания, выявляются и устраняются его недостатки.

Материалы, которые используются в изготовлении моделей, могут быть самыми разнообразными – дерево, бумага, картон, металл. Самым лучшим материалом для начинающих моделистов является бумага. Она легко поддаётся обработке, а после пропитки её олифой или лаком приобретает водоотталкивающие свойства. Поэтому из бумаги можно изготовить даже действующую модель корабля. Кузова, представленных вашему вниманию моделей,  выполнены из бумаги.

Модели техники подразделяются на следующие типы:

  • Стендовая модель-копия – такая модель полностью повторяет свой прототип, но не снабжена двигателем (резиномотор, электрический мотор, двигатель внутреннего сгорания).
  • Действующая модель-копия (прямоход) – такая модель не только повторяет свой прототип, но и обладает способностью двигаться (ездить, плавать, летать) по прямой. Она не управляема.
  • Действующая модель-копия на радиоуправлении – такая модель снабжена не только двигателем, но и рулевой машинкой, устройством радиоуправления.

    Здесь представлены все вышеперечисленные типы моделей. Перейдём к практической части нашего занятия.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

Практические занятия нашего творческого объединения включают в себя не только изготовление модели, но и её обкатку, обучение пилотированию, выявление и устранение её недостатков. Этим мы с вами и займёмся.  Проведём гонку-эстафету.

Инструктаж:

  • Радиоуправляемая модель снабжена пультом дистанционного управления. Пульт оборудован двумя рычагами. Ход рычагов соответствует направлению движения модели.

Правила гонки-эстафеты:

  • Группа разбивается на две команды по пять человек
  • На прохождение дистанции команде отводится пять минут
  • Время прохождения фиксируется в протоколе подведения итогов
  • Запуск производится поочерёдно, то есть после прохождения круга пилот передаёт пульт другому участнику команды.
  • Соблюдайте дисциплину, не толкайтесь.
  • Арбитр подведет итоги и выявит команду победителя.

Пилотирование моделей прошло успешно.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ

Теперь проведу  небольшую викторину  для проверки усвоения материала:

  1. Что такое модель? (это копия реально существующего объекта)
  2. Где были найдены первые модели? (Египет, гробницы фараонов)
  3. Для чего было нужно перед постройкой корабля делать его модель-копию (для испытания его мореходных качеств)
  4. Как изменилось моделирование в наши дни (производственное моделирование стало компьютерным)
  5. Назовите материалы, из которых изготавливаются модели (бумага, дерево, пластик, металл)
  6. Покажите  радиоуправляемую модель.
  7. Покажите  модель-прямоход.
  8. Покажите  стендовую модель.
  9. Во сколько раз надо увеличить модель самолёта в масштабе 1/70, если мы хотим получить самолёт реальных размеров (в 70 раз).

 

Вам понравилось занятие?

Что вам больше запомнилось?

Хотели бы вы посещать наше объединение?

Проведём церемонию награждения победителей гонки-эстафеты.

 

Спасибо за внимание!

 

Процессуально-деятельный аспект занятия

 

Дидактико-методическое обеспечение занятия

На занятии использованы:

  • Программы Word, Paint, Power Point
  • Наглядные пособия: презентация «История моделирования», модели техники (стендовые, прямоходы, радиоуправляемые)
  • Элементы гоночной трассы

Литература для подготовки к занятию:

  • Карпинский, А. Моделисудов/А.Карпинский – Ленинград: Судостроение, 1989, с 60
  • Кацаф, А.Самолёты/А.Кацаф–СПб: Тимошка,2004, с 50
  • Кун, Н.А. Легенды и мифы Древней Греции/Н.А.Кун.–М: Миркниги, 2004, с 450
  • Михайлов, М.А.Модели парусных кораблей русского флота/М.А.Михайлов – М.:1971, с 300.
  • Петрова,И. Детская военная энциклопедия /И. Петрова.–М: Полигон, 2002, с 500
  • Севастьянов, А.М. Волшебство модели /А.М.Севастьянов.– Н.Новгород: Нижполиграф,1997, с 398
  • Стахурский, А.Е.Техническое моделирование в начальных классах/А.Е.Стахурский, М: Просвещение,1974, с 60
  • Тимофеева,М.С. Твори, выдумывай, пробуй /М.С,Тимофеева.–М.:Просвещение,1986, с 186

Основные методы:

  1. Объяснительно-иллюстративный метод (демонстрация моделей, просмотр презентации, соревнование)
  2. Словесный (рассказ о истории моделирования, инструктаж перед соревнованием)
  3. Мотивация и стимулирование (соревнование и награждение победителей)
  4. Опрос (с целью определения уровня усвоения материала)

Применялись: здоровьесберегающая технология (пилотирование модели автомобиля), мультимедийная (просмотр презентации для изучения нового материала, повышения наглядности).

Результативно-оценочный аспект.

Критерии оценки эффективности занятия:

  • Правильность ответов на вопросы викторины
  • Активность включения детей в диалог с педагогом
  • Точность выполнения задания по пилотированию модели автомобиля