Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Конспект открытого урока по учебному предмету композиция прикладная на тему: «Рабочие профессии в загадках. Пословицы и поговорки в технике лубочных картинок"

Пояснительная записка

 

ФИО преподавателя

Леванова Ольга Владимировна

Место работы

 

Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования «Детская художественная школа» Чистопольского муниципального района

Учебный класс

3 класс

Учебный предмет

В.02. Композиция прикладная

Тема урока

«Рабочие профессии в загадках. Пословицы и поговорки в технике лубочных картинок» урок посвящен Году рабочих профессий в Республике Татарстан

Используемая программа

Дополнительная предпрофессиональная программа в области изобразительного искусства «Живопись»

Вид урока

комбинированный (урок-объяснение, урок-практика)

Тип урока

Урок систематизации знаний и развития практических навыков рисования акварельными карандашами

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная

Технологии обучения

Здоровьесберегающая, информационно - коммуникативная, эвристические беседы

Цель урока

Выполнить композицию в технике рисовального лубка акварельными карандашами на тонированной бумаге, учитывая тему рабочих профессий и времена года при подборе изображения для последующего изготовления настольного календаря на 2019 – 2010 учебный год.

Задачи:

- образовательная, познавательная

 

 

- развивающая

 

 

 

 

 

 

- воспитывающая

 

- Изучить историю возникновения лубочных картинок, технику выполнения «рисованного лубка»;

- углубить эстетические познания о народном и декоративно-прикладном искусстве;

- продолжить развивать графические и композиционные навыки, воображение и творческую фантазию, эмоционально - ценностное отношение к жизни; внимание, наблюдательность;

- развивать навыки работы графическими материалами в технике лубочных картинок;

- развитие навыков самостоятельного применения художественных выразительных средств, наиболее подходящих для воплощения замысла;

- воспитывать трудолюбие, аккуратность и усидчивость, чувства взаимопомощи, уважения к труду.

Этапы урока.

Приемы организации урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I этап урока:  

- организационный момент;

  1. - сверка списочного состава учащихся;
  2. - проверка готовности учащихся к уроку;
  3. - повторение техники безопасности на занятии,

- сообщение темы и цели урока;

II этап урока:

  1. - просмотр фрагмента фильма о Музее Народной графики и о основоположнике жанра современного русского лубка;

- ответы учеников на поставленные вопросы по фильму и пройденному на предыдущем занятии материалу;

- уточнение содержания фильма и темы преподавателем;

  1. - беседа с учащимися, работа детей в группах;

- дети зачитывают стилистические особенности жанра современного русского лубка;

 III этап урока:

  1. - знакомство с работами современной московской художницы Марины Русановой, выполненными в виде рисованного лубка. 
  2. - рассказ преподавателя о проведении чемпионата мира WorldSkills-2019 в Казани;

- напоминание учащимся об особенностях техники выполнения работы;

- наблюдение за процессом самостоятельной практической работы учащихся;

- индивидуальная работа с учащимися.

VI этап урока:

- организация просмотра работ учащихся;

  1. - проверка  работ  воспитанников;

- анализ и оценка итогов работы;

- определение домашнего задания;

  1. - подготовка к следующему занятию; 

- уборка рабочих мест.

Предварительная работа с учениками

Беседа с учениками про Год рабочих профессий в РТ, изучение лубочной техники рисования, истории возникновения лубка, особенностей выполнения. Изучение смысла пословиц и поговорок. Выбор пословицы или поговорки по месяцам года, привязка текста и рисунка к рабочей профессии. Составление творческой композиции на заданную тему.

Материалы и оборудование

       

      

Для педагога: ЖК телевизор, линеры, акварельные карандаши.

Для учеников: листы тонированной бумаги для мягких материалов квадратной формы размером 21 см на 21 см, линер или маркер, эскизы, акварельные карандаши.

Дидактическое обеспечение урока (наглядность)

Презентация по теме урока, видеофильм «Русский лубок» («Ремесло», выпуск 37), образцы работ в технике рисованного лубка.

Использованная литература

А.Н. Красавцева «Роспись по дереву» - М.: Издательский дом МСП, 2007.

С.К. Жегалова «Русская народная живопись» - М.: Просвещение, 1984.

«Лубочные картинки» - М.: «Мозаик – синтез», 2009.

«Энциклопедия юного художника».

Ю. Овсянников. Русский лубок. Москва. Советский художник.1962.

А. Рогов. Кладовая радости. Москва. Просвещение. 1982.

Ход урока

Этапы работы

Содержание этапов работы

  1. Организационный момент

 

 

 

 

 

 

 

Формулировка цели урока

 

      Как отмечает один из бытописателей 20 века «почти каждый крестьянин, даже бедный, перед Пасхой зайдет в лавку,

чтобы купить несколько лубочных картин».

          Добрый день дорогие ребята! Из всех жанров изобразительного искусства, русский лубок по праву является одной из составляющей части Национальной идеи и культуры России. Самым массовым и доступным, для понимания, видом народного графического искусства. Русский лубок в мировой истории искусств выделен как отдельный, самостоятельный жанр.

          Сегодня на уроке мы с вами продолжаем изучение и освоение изображения лубочных картинок графическими материалами, и результатом сегодняшнего урока у нас должно стать выполнения авторских композиций по выбранной каждым из вас пословице и по временам года. А выполненные вами лубочные картинки станут в дальнейшем иллюстрациями для оформления настольного календаря посвященного Году рабочих профессий в РТ. Таким образом формулирую тему урока: «Рабочие профессии в загадках. Пословицы и поговорки в технике лубочных картинок».

          Проверьте свои рабочие места, сегодня на уроке нам понадобиться тонированный лист бумаги квадратного формата, эскиз, который мы сделали предварительно на прошлом уроке, линер, акварельные карандаши. Для чего нам нужны все эти материалы и оборудование? (для того, чтобы сделать графическую работу).

          Во время работы соблюдайте технику безопасности, с заточенными карандашами будьте аккуратны, не делайте резких движений во время работы; не работайте неисправным и тупым инструментом; при слабом зрении наденьте очки; соблюдайте порядок на рабочем месте и дисциплину.

  1. Изучение нового учебного материала

 

          Слайд 2. Сейчас мы с вами познакомимся с директором Музея Народной графики.  Виктор Петрович Пензин – основоположник жанра современного русского лубка, основавший в 1982 году «Мастерскую народной графики». О нем и его творчестве снят замечательный фильм, фрагмент которого я предлагаю вам посмотреть, после чего вы должны будете ответить на ряд вопросов, они перед вами на карточках – прочтите их:

  1. Что такое Лубочные картинки (Предположительный ответ ученика: одна из разновидностей народного искусства. Обычно это ярко раскрашенные гравюры с пояснительными текстами)
  2. Что такое гравюра? (Предположительный ответ ученика: гравюра – оттиск с формы, на которой вырезан какой-то рисунок. На рисунке присутствуют только два цвета: белый и черный. По-французски «граве» - вырезать).
  3. Какова тематика лубочных картин? (Предположительный ответ ученика: сцены из жизни, изображения по сказкам и стихам народным, фантазии крестьян и др.)
  4. Какую цветовую гамму используют лубочные мастера? (Предположительный ответ ученика: малиновый, зеленый, желтый и красный цвет.)
  5. Какие средства выразительности характерны для лубочных гравюр? (Предположительный ответ ученика: сюжет, надпись, текст, наличие штриха, линий.)
  6. Какие слои населения более всего любили лубочные картинки и каким образом использовали? (многие крестьяне были настолько привязаны к лубочным картинкам, что считали необходимым обновлять свою домашнюю «картинную галерею» по большим праздникам).
  7.  Где производили эти картинки? (Ответ ученика: местами производства и бытования лубочных картинок нередко были монастыри, а также северные и подмосковные деревни).

     Просмотр фильма. Ответы учеников на поставленные вопросы.

           Уточнение содержания фильма и темы преподавателем.

           Гравюра на дереве называется ксилографией. Но бывают гравюры не только на дереве, а и на металле – офорт, на линолеуме – линогравюра, на камне – литография.

           Слайд 3. Художник Попов Андрей Андреевич. «Демьянова уха». Так сказать, примером для написания данной картины, послужила басня Крылова, под таким же названием. В картине отображена человеческая несдержанность, а порой даже жадность. Данное творение художника, можно назвать историческим источником, ведь она является демонстрационным показателем сущности бытия, русской избы того времени (первой половины XIX века).

Продавали лубочные гравюры повсеместно в Москве – вдоль стены Китай-города, и на Кузнецком мосту, и у Спасских ворот Московского Кремля, и в Овощном ряду. А бродячие торговцы в своих лубяных коробах разносили их по далеким селениям и городам).

Слайд 4.

        «Кому семь смертных грехов? Кому будущее на том свете? – весело взывает на ходу Офеня, держа на уровне головы свои лубочные картинки с зелеными и красными чертями, которыми интересуются заезжие огородники… и говорят: «Этаких кому и не нужно, и тот купит!» - так описывал сцену продажи лубочных картинок писатель, поэт, потомственный почетный гражданин Москвы Н. Д. Телешов

           Производство лубочных картин тоже со временем упростилось и не представляло собой сложности, хотя и требовало от мастера-гравера определенного умения, сноровки и аккуратности.

           - Какова технология изготовления гравюры, кто вспомнит из прошлого урока и в фильме объяснение тоже прозвучало.  (Предположительный ответ ученика) Делалось это так: наносили на доску специальным резцом углубленный рельефный рисунок, закатывали его краской, а затем с помощью пресса делали оттиск на бумаге. Название «гравюра» относилось в равной степени и к доске с вырезанным изображением и к оттиску с неё. Слайд 5-6.

Популярность лубка была связана с тем, что в давние времена, для большей части населения лубочные листы были важнейшим источником информации и выполняли те же функции, которые в наши дни выполняют книги, газеты, телевизор, плакаты, настенные календари и т.д.

            - Что изображалось на лубочных картинках?

Слайд 7 - 10. темы и сюжеты народных картинок могли конкурировать с многотомными энциклопедиями, они охватывали обширные области знаний. Каждый мог отыскать картинку по душе и на любой вкус: с жизнеописанием мифологического героя, поучительную или сказочную историю, отчет о далеком путешествии, карту звездного неба, или план далекого города Иерусалима, рассмотреть диковинного слона, привезенного в подарок императору и изучить план сражения российского и турецкого флотов.

А еще представит, как проходила коронация в Северной столице, кто из почетных гостей присутствовал, и как выглядит государь-батюшка, государыня-матушка, их чада и домочадцы. Ведь фотография, как известно, появилась значительно позже).

  1. Закрепление учебного материала

 

Для того что бы узнать про стилистические особенности жанра современного русского лубка мы поработаем с карточками в группах. Предлагаю детям сесть по три человека за 4 стола.

Задача: перед вами лежат карточки, нужно найти парное соответствие каждому выражению и постараться объяснить его. (Приложение). Дается 5 минут для обдумывания ответов, предлагаю детям вслух обсудить поставленную задачу и прийти к единому мнению.

Предлагается самому высокому ребенку из первой группы прочитать первое соответствие и объяснить его. За тем предлагаю ребенку с самыми светлыми глазами прочитать второе соответствие и попытаться объяснить его. Далее из 3 группы предлагаю мальчику с самыми темными волосами прочитать третье соответствие и объяснить его. И в конце выступает ребенок в голубой рубашке, который читает соответствие и объясняет его.

            Молодцы ребята, все правильно справились с заданием!

            Современный русский лубок - не застывшая форма, а живое искусство! Оно развивается с рождением новых традиций и необходимостью решать общественные, политические и социальные задачи с использованием новейших технологических возможностей Интернета и других информационных технологий. Лубок является связующим звеном между русским прикладным народным искусством и станковыми видами графики. Это и есть место лубка в изобразительном искусстве.

Слайд 11. Мне встретились потрясающие работы современной московской художницы Марины Русановой, выполненные в виде рисованного лубка. 
В этих работах она воплотила народные пословицы и поговорки. Очень яркие и позитивные работы. 

Работы художницы находятся в галерее "Славянский Дом", в Московском Музее Народной графики, в музее "Царицыно", в интерьере кафе Московского филиала Всемирного банка, а также в частных коллекциях в России и за рубежом. Полюбуемся вместе с Вами её работами.  Просмотр пособия с работами художницы.

Сегодня на уроке мы сами выступим в роли художника и нарисуем лубочную картинку. Мы с вами уточнили, что темы в лубке подбираются во злобу дня, тем они и самобытны и запоминающиеся. Какова же сейчас главная тема в Республике Татарстан и почему? (ответы детей).

Слайд 12. Президент РТ Рустам Минниханов объявил 2019 год в Татарстане Годом рабочих профессий. По его мнению, у Татарстана существуют хорошие предпосылки к успешному проведению чемпионата мира WorldSkills-2019: «Ценным является не только чемпионат, но и мировой опыт, технологии и навыки, возможность привлечь внимание к рабочим профессиям, повысить их популярность». Мировой чемпионат по профессиональному мастерству WorldSkills пройдет в Казани с 22 по 27 августа 2019 года. Это удивительный конкурс, когда молодые люди пройдя ряд испытаний на уровне республики выдвигаются на мировой чемпионат, где соревнуются в своих навыках, кто четко и правильно умеет составлять букеты например – компетенция Флористика, или построить стену из кирпичей – компетенция Каменщик, сделать стильную прическу – компетенция Парикмахерское искусство и многое другое. Сейчас очень ценится мастерство, умение работать руками и головой. Поэтому конкурс очень престижный и многие годами шли к тому, чтобы в нем поучаствовать. Так в прошлом году студентка нашего Педагогического колледжа Агафонова Наталья заняла второе место в республиканском конкурсе WorldSkills-2019 в компетенции Дошкольное образование, об этом писали все наши местные газеты.

И раз в этом году важно говорить о рабочих профессиях, то и мы с вами отреагируем на этот важный политический момент. И выполним лубочную картинку с учетом рабочих профессий.

Слайд 13-14. Для изображения вы сделали на предыдущем уроке эскиз сюжета загадки, пословицы, поговорки на тему «рабочие профессии». Но у нас это не просто картинки загадки по пословицам, но еще и иллюстрации к страницам календаря. Поэтому вы сидите по 3 человека (4 группы). У каждой группы, каждого времени года, свой фон для картинки.  Зима – это синий, весна – розовый, лето – зеленый, осень – оливковый.  Мы с вами будем делать рисованный лубок. В основу работы будут входить простые приемы штриховки разного характера. Для работы мы будем использовать линеры, маркеры черного цвета и акварельные карандаши. Акварельными карандашами работать одно удовольствие, они очень яркие и мягкие, а на тонированной бумаге будут смотреться очень эффектно.

Лубочные картинки обычно доходчивые, яркие, декоративные, с плоскостными фигурами, условным масштабом и искаженной перспективой. Важно отметить, что основных красок, которыми создавался этот яркий и веселый мир лубка было всего четыре: малиновая, зеленая, желтая и красная. В более поздних работах встречаются и другие цвета – коричневый, голубой и прочие, но не так часто. Так как мы работаем в технике современного лубка, то будем добавлять в процессе работы в свои композиции и другие оттенки путем смешивания основных цветов.

  1. Объяснение техники изображения

            Главная рисовальная техника – штрих. Обратите внимание на богатство возможностей, представляемой этой техникой. При помощи штриха можно передать пушистых и лохматых зверей, оперение птиц, колючую хвою, зеленый покров земли и воздушность облаков. Штрихи могут иметь разную длину и разное направление (демонстрация на пособиях).

  1. Самостоятельная практическая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Итак, я вижу, что вы хорошо поработали заранее, творчески подошли к делу и уже у каждого создан интересный сюжет вашей будущей работы. Осталось сделать рисунок и надпись линером, подобрать штрихи и выбрать цвета для подцветки картинки.

            Дети выполняют самостоятельную работу. Наблюдаю, помогаю учащимся, напоминаю правила работы инструментами.

            По окончании выполнения работ на пробковую доску развешивается мини выставка по временам года. Производится просмотр работ: определение ошибок и недочетов, самоанализ работ.

Вопросы для анализа:

1. Раскрытие темы, правильное определение рабочей профессии по картинке.                  

2. Композиционное решение сюжета.

3. Аккуратность выполнения.

            Все ваши работы будут сканированы и оформлены в настольный календарь с целью пропаганды не только творчества, но рабочих профессий.

  1. Задание на дом

 

             Задание на дом: найти информацию о художниках, которые создавали лубочные картинки, подготовить небольшое выступление о них.

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА

СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛУБКА:

ТРАДИЦИОННОСТЬ

присущая как искусству народных промыслов, народному фольклору, так и русскому классическому лубку.  Лубок - это синтез изобразительного искусства, театрального действа и литературы

УСЛОВНОСТЬ

понимается не только в трактовке тем, но и пространства, времени, композиции, рисунка и цвета

КОМПОЗИЦИЯ

разомкнутая во времени и пространственном отношении. В одной изобразительной плоскости объединяются реальность и откровенная фантазия, декоративность и утилитарность прикладного искусства

РАСКАДРОВКА СЮЖЕТА 

(клейма) помогает раскрытию темы. Лубок – это изобразительный рассказ, который может не уместиться в одном сюжете

ДЕКОРАТИВНОСТЬ

раскраска цветом, возможен монохромный вариант

НЕБОЛЬШОЙ ФОРМАТ 

обусловлен использованием лубка в интерьерах жилых и общественных зданий

ОБРАЗНОСТЬ

использование аллегории, гротеска, метафоры, символа, гиперболы, иронии, пафоса, а также добрый юмор с его неиссякаемой жизнерадостностью и оптимизмом

ТИРАЖНОСТЬ

наличие авторской формы, с которой печатается лубок: гравюра на дереве, продольная гравюра, линогравюра, офорт, резцовая гравюра, литография, офсет, трафаретная печать, шелкография, гравюра на картоне, уникальная графика (рисованный лубок) и т. д.

ТЕКСТ

в лубке, несущий смысловую нагрузку, он должен органически вплетаться в изобразительную ткань лубка

ТЕМАТИКА ЛУБКА

декоративный, исторический, портретный, поучительный, песенный, сатирический, сказочный, видовой и архитектурный пейзаж, аранжировка русского лубка