Конспект открытого урока по учебному предмету композиция прикладная на тему: «Рабочие профессии в загадках. Пословицы и поговорки в технике лубочных картинок"
Пояснительная записка
ФИО преподавателя |
Леванова Ольга Владимировна |
Место работы
|
Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования «Детская художественная школа» Чистопольского муниципального района |
Учебный класс |
3 класс |
Учебный предмет |
В.02. Композиция прикладная |
Тема урока |
«Рабочие профессии в загадках. Пословицы и поговорки в технике лубочных картинок» урок посвящен Году рабочих профессий в Республике Татарстан |
Используемая программа |
Дополнительная предпрофессиональная программа в области изобразительного искусства «Живопись» |
Вид урока |
комбинированный (урок-объяснение, урок-практика) |
Тип урока |
Урок систематизации знаний и развития практических навыков рисования акварельными карандашами |
Формы работы |
Фронтальная, индивидуальная |
Технологии обучения |
Здоровьесберегающая, информационно - коммуникативная, эвристические беседы |
Цель урока |
Выполнить композицию в технике рисовального лубка акварельными карандашами на тонированной бумаге, учитывая тему рабочих профессий и времена года при подборе изображения для последующего изготовления настольного календаря на 2019 – 2010 учебный год. |
Задачи: - образовательная, познавательная
- развивающая
- воспитывающая |
- Изучить историю возникновения лубочных картинок, технику выполнения «рисованного лубка»; - углубить эстетические познания о народном и декоративно-прикладном искусстве; - продолжить развивать графические и композиционные навыки, воображение и творческую фантазию, эмоционально - ценностное отношение к жизни; внимание, наблюдательность; - развивать навыки работы графическими материалами в технике лубочных картинок; - развитие навыков самостоятельного применения художественных выразительных средств, наиболее подходящих для воплощения замысла; - воспитывать трудолюбие, аккуратность и усидчивость, чувства взаимопомощи, уважения к труду. |
Этапы урока. Приемы организации урока.
|
I этап урока: - организационный момент;
- сообщение темы и цели урока; II этап урока:
- ответы учеников на поставленные вопросы по фильму и пройденному на предыдущем занятии материалу; - уточнение содержания фильма и темы преподавателем;
- дети зачитывают стилистические особенности жанра современного русского лубка; III этап урока:
- напоминание учащимся об особенностях техники выполнения работы; - наблюдение за процессом самостоятельной практической работы учащихся; - индивидуальная работа с учащимися. VI этап урока: - организация просмотра работ учащихся;
- анализ и оценка итогов работы; - определение домашнего задания;
- уборка рабочих мест. |
Предварительная работа с учениками |
Беседа с учениками про Год рабочих профессий в РТ, изучение лубочной техники рисования, истории возникновения лубка, особенностей выполнения. Изучение смысла пословиц и поговорок. Выбор пословицы или поговорки по месяцам года, привязка текста и рисунка к рабочей профессии. Составление творческой композиции на заданную тему. |
Материалы и оборудование
|
Для педагога: ЖК телевизор, линеры, акварельные карандаши. Для учеников: листы тонированной бумаги для мягких материалов квадратной формы размером 21 см на 21 см, линер или маркер, эскизы, акварельные карандаши. |
Дидактическое обеспечение урока (наглядность) |
Презентация по теме урока, видеофильм «Русский лубок» («Ремесло», выпуск 37), образцы работ в технике рисованного лубка. |
Использованная литература |
А.Н. Красавцева «Роспись по дереву» - М.: Издательский дом МСП, 2007. С.К. Жегалова «Русская народная живопись» - М.: Просвещение, 1984. «Лубочные картинки» - М.: «Мозаик – синтез», 2009. «Энциклопедия юного художника». Ю. Овсянников. Русский лубок. Москва. Советский художник.1962. А. Рогов. Кладовая радости. Москва. Просвещение. 1982. |
Ход урока
Приложение
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА
СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛУБКА:
ТРАДИЦИОННОСТЬ |
присущая как искусству народных промыслов, народному фольклору, так и русскому классическому лубку. Лубок - это синтез изобразительного искусства, театрального действа и литературы |
УСЛОВНОСТЬ |
понимается не только в трактовке тем, но и пространства, времени, композиции, рисунка и цвета |
КОМПОЗИЦИЯ |
разомкнутая во времени и пространственном отношении. В одной изобразительной плоскости объединяются реальность и откровенная фантазия, декоративность и утилитарность прикладного искусства |
РАСКАДРОВКА СЮЖЕТА |
(клейма) помогает раскрытию темы. Лубок – это изобразительный рассказ, который может не уместиться в одном сюжете |
ДЕКОРАТИВНОСТЬ |
раскраска цветом, возможен монохромный вариант |
НЕБОЛЬШОЙ ФОРМАТ |
обусловлен использованием лубка в интерьерах жилых и общественных зданий |
ОБРАЗНОСТЬ |
использование аллегории, гротеска, метафоры, символа, гиперболы, иронии, пафоса, а также добрый юмор с его неиссякаемой жизнерадостностью и оптимизмом |
ТИРАЖНОСТЬ |
наличие авторской формы, с которой печатается лубок: гравюра на дереве, продольная гравюра, линогравюра, офорт, резцовая гравюра, литография, офсет, трафаретная печать, шелкография, гравюра на картоне, уникальная графика (рисованный лубок) и т. д. |
ТЕКСТ |
в лубке, несущий смысловую нагрузку, он должен органически вплетаться в изобразительную ткань лубка |
ТЕМАТИКА ЛУБКА |
декоративный, исторический, портретный, поучительный, песенный, сатирический, сказочный, видовой и архитектурный пейзаж, аранжировка русского лубка |